Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была вчера 11:33

Монреаль — Канада Сентябрь 2014
Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Стоит только пересечь границу США и Канады, как все меняется вокруг. Сначала это заметно по дорогам: не то, чтобы они так уж явно становятся хуже, но все же не американские. Тут самое время воспрять духом, восхваляя Родину, вот ведь, не только это наша проблема, оказывается!

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

А потом начинаешь смотреть по сторонам и совершенно забываешь про дороги, про усталость и про желание подремать под шорох колес. Потому что по сторонам открываются совершенно невероятные картины роскошной канадской осени… Леса расцвечены, пожалуй, всеми оттенками желтого, оранжевого, бордового, фиолетового и даже шоколадного цветов. Смотереть есть на что: вот из-за крутого поворота показались синие-синие горы, в разноцветных пятнах лесов. Вот деревеньки, а скорее даже маленькие города, до такой степени уютные и симпатичные, что кажется, все счастливые люди стараются поселиться именно здесь. И пасторальная картина скошенного поля, застывшего беленького или голубого трактора, скрученных катушек сена, поздних осенних цетов, небольшого домика и яркого садика вокруг очаровывают все сильнее и сильнее.

Канадцы любят свою осень. В те дни, когда листва достигает пика своей красоты, они выезжают на природу, чтобы любоваться этим чудом, как японцы собираются вокруг цветущих сакур. Называется сие священнодействие «посмотреть на листопад», а номера в отелях у озер или в лесах, заняты за несколько недель до сезона. И понять канадцев очень даже можно. Слушать, как красива канадская осень и видеть ее своими глазами — совершенно разные истории. И каждый новый поворот дороги открывал удивительные по красоте виды, казалось бы такого обыденного явления, как ежегодная осень…

Мы ехали в Монреаль…

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

У подножья высокого холма испокон времен было небольшое поселение Хочелага. Племя ирокезов старалось жить в мире со всеми, кто хотел мира с ними. Индейцы ловили рыбу, ходили на охоту и строили верткие каное. Весной собирали сладкий кленовый сироп с красных кленов, осенью любовались пестрыми листьями. Воевали, как без этого, и скальпы врага были лучшей наградой отважному воину. Женились, продолжали свой род и бережно передавали традиции от поколения к поколению. А потом пришли бледнолицие…

Но не буду углубляться в историю, книги Фенимора Купера читали многие.

Город Монреаль, что в переводе звучит, как «Королевский холм», стоит на месте того самого индейского поселения. Впрочем, коренные жители Канады не любят, когда их называют индейцами и предпочитают слово «инуиты» или «коренной народ».

Город построен, как французская фактория, французы стали его первыми жителями, и сегодня Монреаль второй в мире город после Парижа, говорящий на французском.

Въезжая в город со стороны США, первым видишь реку Святого Лаврентия. А потом открывается вид на город, выплывающий из вод реки, на холм Монт-Рояль, с которого тоже можно полюбоваться Монреалем, если вам удастся выкроить на это время.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Монреаль расположен на огромном острове и ему приходися все время выдерживать сравнения с Будапештом, Петербургом, Парижем. Не берусь спорить, но мне показалось, что не похож город ни на что, слишком своеобразен, слишком самобытен и имеет свое собственное лицо. Наверное, приезжающие американцы видят Монреаль европейским. Но я бы сказала, что это уже не Европа, но и совсем не Америка. Это то, что стало неким мостиком из Старого мира в Новый, то, что соединило две цивилизации. Каждый здесь сумеет найти именно то, что хочет. Европеец — схожесть со своими городами. Американец — Америку.

В Монреале собрано все в очень деликатном и изящном букете, любоваться которым можно не один день…

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Монреаль — сердце провинции Квебек, так считают сами канадцы. Канадский флаг везде соседствует с флагом Квебека — на синем фоне белый крест и геральдические лилии. Эти лилии можно встретить повсюду — нарисованные на тротуарной плитке, в виде клейма на кирпичах зданий, на стене старой базилики, на витрине магазина, даже на сувенирной ерунде, продающейся здесь в огромном изобилии…

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Официально признано, что город стал вторым в мире по комфортности жизни, и я этому совсем не удивилась… Там действительно очень комфортно и осознаешь это как-то исподволь, совершенно неожиданно для себя. Просто ловишь себя на мысли, что тебе здесь хорошо и что совсем не хочется бежать по достопримечательностям. Хочется быть здесь, поймать ритм города и стать с ним одним организмом.

Официальный язык Монреаля — французский и это немножко сбивает с толку, запутывая, на каком континенте, в какой стране ты находишься.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Вот мелькнули высоченные дома из стекла и бетона — почти Америка. Поворачиваешь голову — французские вывески, лилии на голубом полотнище флага, французская речь со всех сторон — да уж не Франция ли это?

Вдруг цокот копыт по мостовой, выворачивается фиакр, везущий парочку туристов — ба! Да это же Вена!

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

И все это кажется совершенно невозможным и в то же время ужасно милым, и выискиваешь то, что приятно видеть именно тебе, и отказываешься верить, что в нескольких часах езды от США есть такая цивилизация, сохранившая свою самобытность и несущая ее вопреки всему сквозь века…

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Первый взгляд на город, как первая любовь. Тут все просто — нарвится, не нравится. Сердцу не прикажешь! Милые осенние сумерки, и ветерок с реки, и цокот лошадей по булыжникам (самым что ни есть настоящим!), и французская галантность, и неповторимое грассированнное «р», и зажигающиеся звезды на чернильном небе, и всплывающие в свете огней совершенно европейские здания — как тут не влюбиться безоговорочно и сразу. И так легко простить Монреалю все несоответствия с Европой — когда любишь, не придираешься к мелочам.

Мы гуляли по историческому центру города, любуясь, восхищаясь, сравнивая и просто получая удовольствие.

Базилика Нотр-Дам Монреаль (начало 19 века).

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Находится в самом центре города. Очень много туристов, просто невероятное количество! Базилика считается копией Собора Парижской Богоматери и признана истинным шедевром Североамерианской архитектуры. Внутрь попасть нам не удалось, пришлось обойти по кругу снаружи, полюбоваться башнями-близнецами «Сдержанность» и «Настойчивость» и послушать колокол Собора. Говорят, его слышно на 15 километров вокруг. Проверить не смогли, но слышали мы его издалека.

Канадцы говорят, что Монреаль — город всех святых. Имена святых в названиях улиц, бульваров, скверов, мостов, школ, больниц. Только церквей и часовен в Монреале около 300.

Расположена базилика на Пляс де Армс, самом турисическом месте Монреаля. На площади возвышается памятник Полю де Мезоневу, основателю города.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

От этой площади начинаются улицы с ресторанчиками, кафе, сувенирными магазинами. Да и сами улицы, особенно в романтической подсветке ночных фонарей, становятся невероятно волшебными…

Здесь же можно прокатиться на фиакре, выбирая между большим кругом (около 1 часа) и маленьким. Все фиакрщики одинаковы — вам расскажут про Монреаль, Канаду, канадцев, о том как живется в провинции Квебек, что принято и что не принято в Канаде. Экскурсия проведется на французском, чаще всего, языке.

Поскольку ходили мы без карты и навигатора, скорее по наитию, что для нас вообще-то несвойственно, прогулка оказалась приятной, необременительной и совершенно неинформативной. Но ведь любоваться можно и без слов, просто принимая город душой…

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Река Святого Лаврентия, на которой и расположен Старый город, была рядом — запахи свежести усиливались надвигающимися сумерками, но темнота наступала так быстро и неумолимо, что в этот вечер я так и не встретилась с рекой. Мы выбрали город.

Я получала самое настоящее удовольствие от окружавшего меня всего французского. И вывески переносили на другой континент…

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Мы дошли до рынка Бонсекур.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Поздний час и сгустившиеся сумерки не позволили побывать внутри — о чем я и сейчас жалею. Но приходилось выкраивать каждый лишний час, чтобы побыть с городом наедине, без группы туристов…

Видели городскую Ратушу.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Ратуша построена в конце 19 века и восстановлена в начале двадцатого. Статуя первого мэра Монреаля украшает мраморный зал Ратуши.

Сам Старый город невелик, обойти его по кругу не займет много времени и для этого совсем не нужна карта. Река служит неплохим ориентиром, да и возвышающаяся колонна не даст заблудиться.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

В Старом городе много сувенирных магазинчиков. Если вы собираетесь покупать сувениры, то делать это лучше всего в Монреале, остальные города явно завышали цену. Магазины не работают допоздна, прогуляв до глубоких сумерек, мы опомнились, увидев, как активно начали закрываться двери в сувенирный рай. Монреаль рано ложится спать, в этом мы убедились.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Рестораны в Старом городе работают чуть дольше, но в поздний час столик будет найти сложнее.

Недалеко от Старого города расположен Китайский квартал.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

В квартале полно вьетнамцев и тайцев, не одними китайцами жив бизнес. Ресторанчики, продуктовые магазинчики, пекарни, где при вас выпекут что-то совершенно азиатское и, конечно же, сувенирные лавочки. Если припозднились — в этом квартале все открыто и найти себе что-то более-менее приемлимое для позднего ужина, вполне можно. Загулявшись по ночному городу до неприличия долго и забыв купить воду и какой-нибудь перекус, мы спасли ситуацию в магазинчике этого квартала, благо наш отель располагался очень удобно — выйдя из Старого городы мы шли через Китайский квартал, сокращая дорогу.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Конечно, стоит выйти на берег Святого Лаврентия и даже прокатиться на кораблике, любуясь городом со стороны и проезжая под многочисленными мостами Монреаля. Но мы были очень стеснены рамками нашего тура и свободного времени у нас было маловато.

Первый день, а вернее его часть, промелькнул необычайно быстро. Впрочем, остальные дни летели ничуть не медленнее, калейдоскоп впечатлений ускорил привычный ход часовой стрелки…

Второй день начался со знаменитого олимпийского стадиона, где проводились летние олимпийские игры 1976 года.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Поначалу монреальцы восприняли стадион очень прохладно, да и стоимость, оплаченная честными налогоплательщиками, тоже не добавляла стадиону симпатий. В Монреале стадион называют «Большая О», намекая, что «О» — это большая дыра, в которую утекли их деньги.

Стадион и сейчас считается самым большим в Канаде. Сейчас здесь проходят соревнования по легкой атлетике, футбольные матчи и концерты знаменитостей. На стадионе даже выступал Папа Иоанн Павел Второй.

Неподалеку от стадиона расположена бывшая олимпийская деревня. Дома, в которых жили спортсмены, отданы пенсионерам, не имеющим средств на приобретение собственного жилья. Живется канадским старикам неплохо — в деревне есть свои рестораны, кинотеатры, магазины и все, чем можно занять свой досуг. Да и вообще, канадские пенсионеры бодры и веселы, окружены заботой государства и поддерживают свое здоровье медициной, которая в Канаде совершенно бесплатна.

Рядом со стадионом расположен Биодом. Построен он был тоже к олимпиаде и там проводились соревнования по велоспорту. Сейчас это научный центр и экозоопарк, аквапарк и инсектариум. Юные канадцы здесь учатся беречь, любить и знать природу.

На наклонной башне олимпийского стадиона находится смотровая площадка, с которой открывается вид на город (175 метров). Эта башня и сегодня считается самой высокой наклонной башней в мире. Но кто бы нам дал оторваться от группы!

Оратория Святого Джозефа.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Один из самых больших христианских соборов в мире. Более ста лет место, где стоит эта оратория, считается чудодейственным. В год к собору приходит больше двух миллионов паломников в год. Есть поверие, что если преодолеть огромное количество ступеней на коленях, то чудо произойдет непременно и молитва будет услышана. Видела, как паломники преодолевают ступеньку за ступенькой, двигаясь вперед исключительно на коленях.

Купол оратории — второй в мире по размеру и уступает только куполу собора Святого Петра в Риме.

Но сама оратория построена совсем недавно и, на мой взгляд, ей не хватало именно того «налета веков», что так характерно для европейских соборов…

Оратория расположена на холме Монт-Рояль, на ее северном склоне, на высоте около 200 метров. С этого холма открывается замечательный вид на город и окрестности. Конечно, лучше всего любоваться видами в солнечную погоду. Но выбирая красОты осенней Канады, мы вполне понимали, что туманы будут неизбежны. И все же, что-то посмотреть нам удалось.

Очень хорошо виден с холма олимпийский стадион, его купол не спутаешь ни с чем.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Виден и сам Монреаль, с миллионами крыш, тающими в легкой осенней дымке, и река Святого Лаврентия вдалеке.

Вокруг холма все утопало в ярких осенних листьях — осень старалась поразить и изумить.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

На этом же холме встретиись предостережения не кормить енотов. Енотов мы так и не встретили, они прибегают ближе к ночи, но непослушные туристы все равно кормят умилительных зверьков, умеющих растопить любую душу.

Посмотреть Монреаль за пару дней совершенно невозможно. Культурная столица Канады богата достопримечательностями, музеями, фестивалями. В городе много университетов и самая большая концентрация студентов среди всех крупных городов Северной Америки. Есть огромные парки и ботанический сад, да и просто обстоятельные прогулки по улицам города займут не один день.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Есть в Монреале и еще одна достопримечательность — огромные торговые комплексы, расположенные под землей. Называется это Подземным городом и представляет из себя целую огромную систему, состоящую из огромнейшего количества магазинов, банков, ресторанов, кинотеатров, станций метро и соединяющих их улиц. Зимой, когда наступают морозные снежные дни, канадцы практически не выходят на улицы. Сразу из метро можно попасть в эти подземные города, где есть все самое необходимое. В один из таких комплексов нас, естественно, повели — не родился еще тот гид, который не затащит свою группу в магазин. Не скажу, что я так уж впечатлилась. Тот, кто бывал в Сингапуре еще много лет не будут удивляться всем этим подземным городам. Но делать нам было нечего, пришлось отправиться в магазины.

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль.

Монреаль — город необыкновенный. Кто не знает Селин Дион и Милен Фармер, родившихся именно в Монреале? Да и директор известнейшего Цирка дю Солей, Ги Лаберте, тоже родом из этого города.

Не так уж и важно, в какое время года вы увидите Монреаль — сказка встретит вас, какая бы погода не была на его чудесных улицах! И точно так же, бродя по извилистым мостовым, вы будете восхищаться этим уникальным городом, так и не убежавшим от далекой Европы…