Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 26 марта 11:25

Квебек — Канада Сентябрь 2014

Мои рассказы о Канаде:

Канада. Инструкция по применению

Путешествие в страну кленовых листьев. Монреаль

Путешествие в страну кленовых листьев. Вокруг Монреаля.

Путешествие в страну кленовых листьев. Вокруг Квебека

Путешествие в страну кленовых листьев. Оттава

Путешествие в страну кленовых листьев. Парламент Канады и Парламентский холм

Путешествие в страну кленовых листьев. Тысяча островов

Путешествие в страну кленовых листьев. Торонто

Путешествие в страну кленовых листьев. Ниагарский водопад

Путешествие в страну кленовых листьев. Ниагара с американской стороны

Путешествие в осень и сквозь осень — можно и так назвать наше путешествие по Канаде. Погода старалась — голубые небеса предоставили фон для пламенеющей листвы, выключили нудные и затяжные дожди и картины хрестоматийной осени мелькали за окном, иногда замирая паузами в пути.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Мы ехали в Квебек, сердце французской Канады. Где-то, параллельно дороге, катил свои воды Святой Лаврентий, а мы приближались к мысу Диамант, на котором и расположился Квебек. В памяти всплывали страницы из Фенимора Купера, где гуроны, находящиеся на французской стороне, были непременно подлыми, а делавары, поддерживающие англичан, были благородными и гордыми индейцами. В жизни все, как всегда, оказалось не столь однозначным. И гуроны на самом деле, не такие уж подлые, да и делавары на французской стороне тоже успели повоевать. К концу своего пути по Канаде я совершенно пересмотрела свои детские впечатления и эмоции и полюбила гуронов, когда-то охотившихся и живших в непроходимых лесах нынешней французской Канады.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Гуронов и ирокезов мы на своем пути не встретили. А вот потомки тех самых французов расположились на их землях по-хозяйски, загнав краснокожих в резервации и объясняя, что там им очень хорошо. Оставлю все это на совести канадцев. Я не люблю зоопарки ни для животных, ни для людей.

Квебек — старейший город Северной Америки.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Первые бледнолицые ступили на земли Канады в середине 16 века. Звали первопроходца Жак Картье, в современных источниках он именуется первооткрывателем, а по сути своей — обычный пират, ходивший под «Веселым Роджером» и прикрывавшийся флагом французской короны. Хотя его гениальность, как географа, тоже принижать несправедливо — все в устье реки Святого Лаврентия открыто именно им. Но ведь одно другому совершенно не мешает… Ну и коль уж первыми на эти берега приплыли корабли Франции, землю быстренько приписали к французской короне, а географическим открытиям дали французские названия — авось пригодится когда… Дело было во времена Людовика Тринадцатого, которому, судя по романам месье Дюма, до Канады не было совершенно никакого дела.

Место высадки месье Картье было стратегически удачным — река Святого Лаврентия здесь сужается и позволяет контролировать проход судов вглубь страны. Оценив значимость места, ирокезов быстренько попросили освободить территорию, дабы здесь заложить город. Ирокезы, посопротивлявшись для порядка и чтобы как-то отвести обиженную душу, малость повоевали, но место, деревеньку Стадаконе, освободили. Приехавший через некоторое время, уже в 1608 году, месье Шамплен основал город, который на всех картах значится с той поры, как Квебек.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Дальше город начал быстро расти, развиваться и расширяться: торговля пушниной и прочими богатствами новообретенной земли способствовала процветанию города. А потом случилась война, вошедшая в школьные учебники, как Семилетняя. Квебек переходил из рук в руки, мотаясь туда-сюда: то англичане входили победителями, то французы возвращались освободителями. Утомившись входить-отступать, французы окончательно выгнали англичан из Квебека. Событие удачно совпало с окончанием войны в Европе, и в Квебеке воцарился-таки долгожданный мир. О тех временах напоминает ядро, застрявшее когда-то в дереве, да там и оставленное, то ли в назидание, то ли на вечную память, то ли для острастки тех, кто надумает еще раз покуситься…

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

И все бы было замечательно, если бы не одно, но… Луи Пятнадцатый поменял всю Новую Францию на один-единственный город Кале, оккупированный британцами со времен Столетней войны. Что началось в Канаде, думающей, говорящий, мечтающей и молящейся на французском — вспоминать не хочется, особенно если все эти воспоминания на ночь глядя… Страшные, непростые времена начались в стране…

И опять помог случай! Взбунтовались Североамериканские колонии, США пришлось ввязаться в войну, по ходу дела американцы решили подчинить себе и канадскую територию — в запале и азарте рванули было на берега Святого Лаврентия. Канадцы дейтвовали решительно, американцев шуганули обратно и как-то отучили от попыток перекраивать карту Северной Америки. Пушки, напоминающие о тех событиях, можно потрогать в Квебеке и сегодня.

С той поры минули века. Территории, на которых развернулась вся эта история, потихоньку перекочевали в стан англоязычных и англообычных. А вот Квебек, гордо и высоко вздернув свой флаг уникальности и французскости, так и остался верен французскому языку, французской кухне и французской молитве. Даже более того! Пообщаться на английском в Париже намного проще, нежели в Квебеке. Номерные знаки на машинах квебекцев имеют ник-нейм своей провинции. На них написано коротко: «Я помню!»

Приезжая в Квебек, надо быть готовым к надписям исключительно на французском. Меню в ресторанах — тоже исключительно французское и луковый суп здесь найти проще, чем гамбургер. Не верьте, если вам скажут, что такой-то ресторанчик и только он один, готовит исключительно французскую кухню! Такое меню будет в любом ресторанчике Квебека.

Французский в Квебеке специфический, слегка американизированный и немножко непонятный. Жители Квебека в оригинале звучат, как «квебекуа», так же называется и диалект, на котором разговаривают квебекцы. Английский откровенно не в чести. В отеле с вами худо-бедно поговорят, а вот на улицах спрашивать дорогу лучше на французском.

И если вы думаете, что все эти истории нам рассказала по дороге наш гид — огорчу я вас до невозможности. Наша гид и сама была сильно не в материале. Это у меня ум пытливый…

Квебек — столица провинции Квебек, Нижней Канады. Символом города считается цветок ирис, который здесь, как говорят, необыкновенно красив и расцветает по весне. Осенью ирисов мы так и не увидели, но второй символ Квебека — желтую березу, разглядели во всей красе. На флаге Квебека нарисована лилия, как связь с французской историей, языком, культурой и традициями.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Сам город можно условно поделить на Верхний или Старый и Нижний Квебек. Нам удалось погулять и по Верхнему и по Нижнему городу. И если первый полон истории, то второй сохранил настоящее французское очарование.

Верхний город.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Здесь все историей дышит и эту историю показывает всем желающим. Сами улицы милы вполне по-французски. Не обошлось без фиакров, если время позволяет, можно прокатиться по городу под бодрый цокот копыт. Учитывая гористость улиц, прогулка на фиакре будет особенно приятна.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Фасады домов традиционно выкрашены в яркие цвета — традиция это старая и квебекцы ее поддерживают по сей день. Пестрые дома смотрятся очень празднично на фоне серой брусчатки и голубого неба и через пару улиц появляется ощущение праздника: начинаешь улыбаться всем, кого встретишь на своем пути и невольно ждешь чего-то радостного и приятного. И город не подведет, оправдывая все ожидания!

На вершине холма стоит замок Фронтенак.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Впрочем, сейчас это шикарный отель, в котором останавливаются все богатые и знаменитые. И если увидеть, как из отеля выезжает сам сэр Черчиль уже проблематично, то подсмотреть, как Леди Гага загружает свое звездное тело в автомобиль, всего лишь вопрос времени и удачного совпадения. Потому что каждая звездная персона норовит остановиться в этом отеле. Впрочем, политики и тугие кошельки тоже не пренебрегают им.

Фронтенак считается самым известным зданием Квебека. Построено оно было в 17 веке для колониальных правителей. Отелем замок стал в 19 веке.

Изначально отель отличался невиданной роскошью и богатством, продуманными в мелочах и деталях. Список знаменитых людей, останавливавшихся в его номерах впечатлит любого: королева Елизавета, принцесса Грейс, президенты Рузвельт и Рейган и т. д.

Нам не случилось столкнуться со знаменитостями, но это и к лучшему — совершенно не представляю, о чем нужно говорить с королевой…

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Недалеко от отеля есть музей Форта.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

И проскочила бы я мимо этого музея, если бы не его башенки, шпили и совершенно очаровательные окошки. Мой робкий вяк — а не посетить ли нам музей, был задушен в самом зародыше и нас погнали дальше, оттирая от опасного места, где так легко потерять если не всю группу, то большую ее часть. А говорят, что экспонаты в этот музей собирали по всему Квебеку, потому что в каждой семье бережно хранилась чашка или ложка, с которой бабушка приехала к новым берегам и осела именно здесь, в Квебеке. Так, с бору по сосенке и собрался музей самого настоящего, с чем приезжали первые поселенцы.

Притормозив у фонтана-монумента Веры мы рванули вперед, за гидом.

Группа неслась дальше…

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Пробегая через мосток, я с тоской поглядывала на Нижний город. Мысль, что и его запутанные улочки придется преодолеть фривольным полугалопом, вызывала у меня совсем не тоску, а помогала созреть хорошо удобренному и взлелеяному бунту.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Впереди замелькала река Святого Лаврентия, поблескивающая сквозь яркую осенную листву.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

С этого же места открывался вид на Нижний город.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Полюбовавшись огромными лайнерами, вынужденными плыть куда велят, а не куда их морскую душу тянет, и с тоской посмотрев на Нижний город, мы пошли мимо пушек дальше по Верхнему городу в огромный парк, влекомые неумолимым гидом. Парк был неплох, природа умиротворяла, симпатичные великие канадцы поглядывали свысока на подневольных нас и посмеивались в свои монументальные усы.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

К этому времени план побега был согласован, обсужден и принят единогласно. Уточнив время отправления нашего дилижанса, мы растворились среди осенней листвы и вдохнули, наконец-то, воздух свободы. Уловив краем уха, как яростно и непримиримо группа решает проблему спуска в Нижний город, мы выбрали лестницу и поспешили вниз.

Споры были не пустые. Нижний и Верхний город связывает крутой (в смысле наклона) фуникулер. Прокатиться на нем стоит денег, но дорога вниз не настолько сложная, а подъем вверх помогает одолеть энтузиазм и, не то, чтобы жадность, а вполне здоровый азарт и дух борьбы с собственной ленью.

Вниз фуникулер отправляется от статуи основателю города Шамплену, на фото он слева от памятника.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Вверх — тоже мимо не проскочишь. Для пущей важности добавлю, что это первый фуникулер в Северной Америке.

Спустившись из парка Верхнего города, мы спешили в узенькие и кривые улицы, которые я заприметила еще сверху.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Нижная часть Квебека просто оглушает чистотой, свежестью фасадов, яркими витринами и толпами народа. Совсем недавно была проведена полная реконструкция Нижнего города и сейчас это самый модный и дорогой район Квебека.

Заблудиться здесь невозможно. Идешь вглубь — Святой Лаврентий посверкивает слева, возвращаешься — Святой Лаврентий справа, более надежного ориентира и не найти.

Улицы просто замечательные! Немножко напоминают Монмартр, немножко — все вместе старые европейские города, но сохраняя свою собственную уникальность. То мелькает флаг Квебека в паре с канадским флагом, возвращая вас в Канаду. То улица уткнется в магазин, торгующий изделиями инуитов, а у входа вас встретит настоящий индеец, в набедренной повязке и с томогавком за поясом. Кстати, если вам нужны настоящие индейские поделки, то покупать их лучше всего здесь. Хотя цены в Квебеке весьма и весьма высокие…

Королевская площадь.

Здесь сохранилась старинная аптека и несколько музеев.

Здесь же и ресторанчики — все как один французские, но с поправкой на некую канадскость. Народ неторопливо вкушает яства, совершенно никуда не торопясь, наслаждаясь жизнью и любуясь Лаврентием. К этому времени осеннее солнышко начало скатываться с горизонта, окрашивая мир в упоительные цвета. Неутомимый дух познания нового толкал нас вперед, не давая засиживаться и прохлаждаться. Да и прогулка по улицам Нижнего города мне чрезвычайно нравилась…

Кружа по улицам, мы вышли к удивительному дому и просто замерли в восхищении. На улице Нотр Дам, на торце дома есть удивительная картина, названная Пети-Шампленской росписью. Кто-то называет ее граффити. Я бы назвала фреской. Называется она Квебек-сити. На этой росписи изображено 15 реальных персонажей и исторических деятелей, которые играли большое значение на протяжении 400-летней истории города. Но даже без особых знаний истории Канады, открывшаяся перед нами картина впечатляла красотой и монументальностью. Нашим любителям граффити есть куда расти!!!

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

На этой стене история Квебека оживает и обретает лица. В самом центре нарисован месье Шамплен, в парике и камзоле. Есть и Жак Картье, выглядывающий из окна. И граф Фронтенак, первый генерал-губернатор, тоже запечатлен.

Мальчики играют в хоккей — понятно, что этот вид спорта популярен и любим. Но юноша с веслом напоминает о гребле на каноэ, тоже популярном спорте в Квебеке. Грузчики тащат по лестнице бочку — намек на виноделие. Монахини — напоминание о многочисленных христианских миссиях.

Есть на этой стене и первый крупный бизнесмен и даже английский генерал-губернатор, единственный из всех англичан, удостоившийся чести попасть на эту стену!

Депутаты и бард, современная молодежь и горожане прошлых веков — все они замерли на этой стене. Картина выглядит так, словно ее вчера только дорисовали. Но, говорят, что это особые краски, не теряющие своей яркости и цвета со временем.

Если чего и не хватало улицам Нижнего города — так это патруля мушкетеров, звенящего шпорами, с развевающимися за спиной плащами, или изящной дамы, томно опирающейся на руку галантного кавалера. Да и какой-нибудь король здесь был бы более уместен, чем толпа восхищенных туристов. Но королей и мушкетеров я так и не встретила, может, мало бродила?

А вот музеи и продавцы картин мне встретились. И опять вспомнился Монмартр, его художники и стоящие за их спинами зрители, любующиеся волшебством создания картины.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

От улицы Нотр-Дам мы стали подниматься вверх, отвергнув легкий путь на фуникулере. В награду нам была базилика Нотр-Дам-де-Квебек.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Базилика — резиденция римского католического епископа Квебека, чья епархия когда- то простиралась до Мексики. Церковь горела, резрушалась войнами и нынешний вариант уже пятый по счету. О том, чтобы зайти внутрь и впечатлиться внутренним убранством церкви не было и речи — времени, даже сворованного столь наглым путем, было катострофически мало.

Завернув по дороге в сувенирные магазинчики и выполнив долг любящих родителей в рекордном темпе, мы поспешили наверх, на холм Диамант, чтобы полюбоваться Святым Лаврентием в лучах заходящего солнца и еще раз посмотреть на Нижний город сверху.

Самюэль де Шамплен стоит на белом постаменте, лицом к городу и спиной к реке.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Это и есть тот самый, легендарный отец-основатель Квебека. Имя его вписано в историю Канады — Квебека, Оттавы, Монреаля. Его именем названо красивое озеро. И квебекцы его не забыли.

Солнце убегало, забирая день и напоминая, что скоро придет пора прощаться с Квебеком. Святой Лаврентий сиял среди золотых берегов, шумел порт внизу, на набережной собирался народ.

Путешествие в страну кленовых листьев. Квебек

Посмотреть Квебек за один день совершенно невозможно, как быстро не премещайся в пространстве, все равно везде не поспеешь. Осталась не увиденной еще одна стена с фресками, красивыми, выполненными с эффектом 3Д. И было очень жаль осознавать, что помешала этому банальная нехватка времени.

Не получилось посидеть, слушая шум и голоса города, насладиться мгновением, застывшим и запечателенным цепкой памятью туриста. Не получилось неспешной прогулки, такой нужной, чтобы постичь город таким, какой он есть на самом деле.

Получился эдакий гусарский роман — налетели эскадроном, проскакали с гиканьем и понеслись дальше.

А вот любовь получилась — для этого чувства много времени не требуется. И любовь с Квебеком — самая яркая, равно как и воспоминания об этом городе, перекрывают другие впечатления на порядок, приглушая остальные канадские города и отодвигая на второй план красавицу-Ниагару.

Я слышала разговоры о том, что квебекцы заносчивы, невоспитанны, носятся со своим французским прошлым, не любят туристов, не отвечают, если к ним обратится на английском и прочее… Мне нечем поддержать это хор поношений. Мне понравилось в Квебеке все!

И город, так не похожий ни на какой другой и в то же время имеющий так много совпадений с другими городами, сохранивший свое лицо и сберегший свою историю, несмотря на очень непростые годы и десятилетия, все же сумевший стать особенным и неповторимым — удивительный Квебек занял свое место в моей душе, оставаясь там уже навсегда…