Турист NatalyA (NatalyA)
NatalyA
была 17 мая 2019 12:00

Поленово. Ока. Бёхово. Часть 1

Серпухов — Россия Май 2008
0 2

От Серпухова до Поленово — ~ 40-45 км. Надо из города выехать на скоростную трассу Москва-Симферополь М2, промчаться с ветерком через широченную Оку, взять направление на указатель «Заокский» (на 107 км), поменять Московскую область на Тульскую, далее будет поворот направо до Поленово.

Поленово. Ока. Бёхово. Часть 1

Дорога — сказочно красивая. Употребляю слово «сказочная» не в комплиментарно-восклицательном смысле, а в самом что ни на есть прямом. Вот если рисовать иллюстрации к сказкам, то Бабу-Ягу можно поселить вот именно в таком тёмно-зелёном дремучем ельнике, Добрыню Никитича отправить скакать именно по таким идеальной формы ярко-зеленым полукруглым холмам, а Машеньку отправить по грибы да по ягоды именно в такой высоченный опалово-зеленый сосновый бор. Опушки поросли солнечной сурепкой, а бока холмов лимонными баранчиками. Это наша первая встреча с окской природой, впереди ещё будет Оптина Пустынь и Шамордино, когда от красоты разливающихся по бокам пейзажей будет замирать сердце, но сейчас впереди — Поленово.

Поленово. Ока. Бёхово. Часть 1

Вот и ворота. При первом взгляде на красивую каменную ограду, ухоженный лес и отличную инфраструктуру в виде парковки и красивого домика «кафе-сувениры-касса», становится понятно и приятно, что о музее-усадьбе заботятся. Покупаем билеты: в Основной дом (взрослые 60р./дети 40р.) и Фахверковый сарай (выставка картин, 30/20). Аббатство (мастерская художника, 30/20) закрыто, потому что приболела смотрительница. В Адмиралтейство (лодочный сарай), где показывают диораму, билеты приобретаются на месте, потому что там есть расписание сеансов (каждые 40 минут).

Поленово. Ока. Бёхово. Часть 1

Директор Поленовского музея — Наталья Николаевна Грамоликова — жена одного из внуков Поленова или мать одной из его правнучек.

Поленово. Ока. Бёхово. Часть 1

Проходим через ворота, идем по узкой аллее, обсаженной такими высоченными соснами, что кажется, они своими игольчатыми макушками щекочут небо, проходим вторые ворота и перед нами дом-музей и остальные постройки. Посетить их мы пока не торопимся, а гуляем вокруг дома, потому что там — такая красота, что трудно подобрать слова. Мало того, что отличная солнечная теплая весна, цветёт сирень, цветут тюльпаны и прочие первоцветы, так оказывается, что дом расположен на верхушке высокого холма, окружен живописнейшим лесом, а именно соснами и дубами, и вниз к Оке проложены широкие открытые просеки. Получаются такие зелёные естественные коридоры, по которым бегут глаза и ловят внизу вдалеке солнечные блики и хрустальную рябь реки Оки.

Поленово. Ока. Бёхово. Часть 1

Это же всё задумано Василием Дмитриевичем Поленовым!

Бёхово. Так называлась усадьба помещицы Саблуковой, купленная Поленовым в 1888. К дому прилагалась 81 десятина лесной, луговой и пахотной земли. Но художник (на то он и художник) решил построить свой дом по соседству на высоком песчаном бугре под названием — Борок. Было, правда, одно затруднение — выбранный для строительства участок располагался на неплодородной земле, принадлежавшей крестьянам из Бёхово. Тогда художник предложил выгодный и сильно удививший практичных землепашцев обмен: за каждую десятину песчаного бугра он давал две десятины чернозема из своего приобретённого имения. Это была блестящая сделка — результатами её остались крайне довольны обе заинтересованные стороны.

Поленово. Ока. Бёхово. Часть 1

На бугре открытом всем ветрам стали строить трёхэтажный дом и одновременно разбивали парк. Дальновидный художник использовал возможности песчаной почвы и решил сажать сосны — которыми мы сейчас и любуемся. Сосновая аллея от ворот — одна из первых посадок, сделанных Поленовым на бывшем ржаном поле. Просеки — возникли позже тоже по его замыслу. Место было замечательным — с бугра Борка открывались виды реки Оки, речки Скнижки, заливных лугов и могучего леса. «Приезжайте к нам подышать озоном», «Как мне хочется показать вам нашу Оку с её окунями, налимами, судаками и даже стерлядями», — приглашал гостей Поленов. И гости ждать себя не заставляли. Ещё бы, тогда были такие времена, когда реки, понимаешь, были рыбными, а леса грибными и ягодными (понятия для нас уже архаические).

Поленов был страстный рыбак, и поэтому у него была целая коллекция разных рыболовецких снастей и лодок. Для хранения их он построил лодочный сарай из плетня, который назвал «Адмиралтейством».

А дом — как он продумал дом! Красота фасадов его мало занимала, поэтому снаружи вид дома может показаться далёким от идеала красоты, но как же там всё удобно! Внутри — редкое сочетание красоты и удобства, а главное, красота здесь не вычурная, а естественная. Главное, что меня лично поразило — это окна. Они огромные, с красивыми переплётами, и из каждого открывается невероятный вид, можно даже сказать, что поленовские окна — это живые картины, живые пейзажи. Вот совет любому дизайнеру-интерьеристу, чем выдумывать велосипеды — приезжайте сюда, берите в руки линейку и снимайте мерки. Пропорции — идеальные. У окна — снимайте мерку, у лестницы — у которой высота и ширина ступенек идеальней не придумать. Ноги сами по себе взбираются наверх, не зря домашние называли её «всегонарием» — за то, что по ней все гоняли с утра до вечера.

Каждый дом — это внутренне отражение самого себя, своего внутреннего мира, своих привычек и ритма жизни. По этим параметрам я лично полностью совпадала с Поленовским домом. Возможно, здесь такая благоприятная аура ещё и потому, что дом строили с любовью, жили тут все хорошо, не ссорились, любили друг друга и любили окружающую природу, и этот дом.

Внизу, на первом этаже — Столовая, Портретная, Библиотека и Кабинет.

Расскажу о каждой комнате понемногу.

Столовая. Сразу налево. Она деревянная, её Поленов оформил как «музей народного творчества». Здесь собраны разные предметы из его коллекции от филимоновской глиняной игрушки до флорентийского ведра с датой «1641 год». Тут же на стене я увидела тарелку «Маки», расписанную художником. На ней в центре нарисован алый цветок, а по краям летающие бабочки. Помню — я маленькая, мы стоим с родителями здесь, в Поленово, в толпе, слушаем экскурсию. Экскурсовод рассказывает, что «бабочки, нарисованы так идеально, что их невозможно отличить от настоящих». Для дополнительного аргумента она обращается ко мне, как к самому мелкому представителю группы: «Скажи девочка, — медово изливается она — а вот ты как думаешь, живые это бабочки или нарисованные?». «Конечна, налисованные» — отвечаю я, и меня сразу задвигают за ноги остальных экскурсантов. Выдавленная из толпы, я нахожу себе отличное занятие — по подоконнику бегает настоящая отличная живая оса. Вот это весчь, я заворожено отслеживаю её маршрут, а потом по какой-то причине трогаю её пальцем. Зря я это сделала, конечно, палец распух, я расстроилась, но вот на всю жизнь запомнила: Поленово, осу и тарелку с бабочками. Сейчас я её нахожу и любуюсь. Как жалко, что не делают копии. Такие кошмарные сувенирные тарелки продаются в местном магазинчике, почему бы хотя бы грубо не нарисовать то же самое?

Поленово. Ока. Бёхово. Часть 1

В Столовой на стенах вообще много расписанных вручную тарелок: слева от «Маков» висят «Камыши», это написал сам Савва Мамонтов. Есть тарелка «В оранжерее» — автор Коровин. Но самое большое впечатление на меня оказала серия небольших тарелочек под общим названием «Времена года». Художница — Елена Поленова, сестра. Всего их 12 штук, каждая носит имя и сюжет очередного месяца. «Март» — это верба с набухшими почками, которая залита талой водой на фоне нежно-розового восхода солнца. «Апрель» — охотник с собакой в ярком весеннем лесу. «Май» — это сирень с черёмухой. «Июнь» — солнечный душистый сенокос с мужиками. «Август» — румяные наливные яблоки на ветках. «Октябрь» — рыжая лиса на рыжей опавшей листве.

На тяжелом деревянном буфете сразу бросаются в глаза три тяжелых глиняных статуэтки: «Павлин», «Слон» и «Козёл». Оказывается, эта керамика (подсвечники) была сделана на Мамонтовском гончарном заводе и подарена Поленову.

В Столовой много красивых деревянных резных вещей, в центре стоит стол с обязательным букетом по центру. Обратите внимание, что в стене есть окошко с резной ставенкой — на кухню, отсюда подавали кушанья.

Портретная — это небольшая комната с мебелью синего цвета и обязательным огромным прозрачным окном в лес. Здесь разбегаются глаза, потому что на всех стенах висят портреты семьи Поленовых, а в витрине под стеклом находятся семейные памятные реликвии.

Обратите внимание — над синим диваном (левая стена от входа) висит большой портрет матери художника — Марии Алексеевны Поленовой (урождённой Войековой). А внизу под портретом ряд небольших карандашных портретов (не фотографий!) её детей: Елены с няней, Константина с няней, Алексея, Веры и Василия (они близнецы). Оказывается мать Поленова — была талантливейшей художницей-портретисткой, ученицей ученика Брюллова. Посмотрите сейчас на филигранные детские портреты, а в Фахверковом сарае выставка её картин. Они тоже сделаны карандашом и впечатляет серьёзным уровнем художественного таланта. Поленов потом писал: «Меня мамаша учила, как надо писать пейзажи: задний план сглаживать, а на передний краску класть мазками».

Чуть дальше, над шкафом — портрет бабушки художника по матери — Веры Николаевной Войековой (её называли «бабашей»). Удивительно! оказывается её отец, а, следовательно, прадед Поленова — Николай Львов, знаменитый талантливейший архитектор (о нём я много написала в рассказе «Тверь-Торжок»). Небольшие фотографии со знаменитых картин Левицкого «Портрет Н.Львова» и «Портрет М.Дьяковой» (его жены) справа от шкафа в нижнем ряду. Над ними — большой портрет деда художника по матери — Алексея Васильевича Войекова, героя 1812 года, генерал-майора.

На стене слева от окна посмотрите на портреты самого Василия Поленова и его жены Натальи Якунчиковой. У неё тоже очень интересная родословная. Наталья Васильевна Поленова (урожденная Якунчикова) приходилась двоюродной сестрой Елизавете Мамонтовой, жене Саввы Мамонтова (подробнее в рассказе «Абрамцево»). В Абрамцево, имении Мамонтовых, кстати, они и познакомились. А у матери Натальи был родной брат Сергей, который приходится отцом Константина (Сергеевича) Станиславского. Значит, если вы ещё не совсем запутались в ветвях генеалогических деревьев — Станиславский это двоюродный брат Натальи Поленовой (Якунчиковой). Под её портретом — её же небольших картины «Жуковка», «Абрамцево», «Оранжерея».

Большой портрет деда художника по отцу — Дмитрия Васильевича Поленова — справа от окна, увидите сами, они очень похожи отец и сын. На этой же стене много картин Веры и Елены Поленовых, сестёр художника.

В небольшой витрине под стеклом — бумажные птички сделанные Л.Толстым для детей Поленовых, визитка с подписью И.Тургенева, бисерная сумочка бабушки Веры Войековой, награды художника, полученные им во время Сербско-турецкой войны (1877–78).

Поленово. Ока. Бёхово. Часть 1
Из Портретной — вход в Библи?теку (Поленов знал 6 языков (!), в т. ч. и греческий, поэтому и произносил это слово на греческий манер). В Библиóтеку ведут две двери: из Портретной — готическая, из коридора — дубовая с вырезанной датой постройки дома (1892) и монограммой художника. Опять удивляют окна — мало того, что они огромные с необыкновенно красивым видом, так ещё наверху у них есть полоса-вставка из цветного витражного стекла. «В жаркие и длинные дни середины лета окна в Библиóтеке распахнуты настежь. Через большое окно наплывает в комнату аромат спелых трав, смешанных с запахом цветущего шиповника — кусты его прямо под окном. А из маленького окна, выходящего на цветник — эспланаду, открывается вид на Окскую просеку — перспективу» (Ф.Поленов).

У художника был хороший знакомый, а главное мастер высочайшего класса — столяр-краснодеревщик Алексей Минаев. Почти вся деревянная начинка поленовского дома — двери, лестница, шкафы, столы, стулья — дело его рук. Здесь в Библиóтеке посмотрите на готический шкаф (справа от камина) — это его работа. А красивый шкаф-жук с «рогами» наверху — собран из настоящих антикварных деталей мебели эпохи итальянского Возрождения.

Камин — тоже готический. Если присмотреться, то увидите в треугольниках его декора нарисованные знаки Зодиака. На каминной полке стоят керамические работы Врубеля: «Голова египтянки» — крайняя слева и ваза — крайняя справа. «Традиционно камин в Библиóтеке загорается два раза в году. Каждый новый год в доме над Окой начинается с каминного вечера, знаменующего конец старого и начало нового года». …В Библиóтеке игрались домашние спектакли, устраивались литературные и музыкальные вечера. …Библиóтека запомнила многих… Якунчикову, Коровина, Мамонтова, юных сестер Цветаевых, Прокофьева…. Пламя камина освещало эту вековую традицию».

Кроме книг, в Библиóтеке очень много отличных картин. Смотрите, смотрите. Там, где стоит готический шкаф и ручной орган-шарманка «Целестина», в которую вставлялась перфорированная лента с одной мелодией и под которую Поленов пел детям старинные немецкие песенки — огромная картина «Ворон», написанная по мотивам стихотворения Лермонтова, ниже эскиз Васнецова к «Трем богатырям», для которого Поленов позировал Ильёй Муромцем верхом на лошади.

Справа от готического шкафа находится пейзаж Репина «Летний день в Абрамцево», на котором тоненькая фигурка женщины в белом костюме с зонтиком — это жена Поленова Наталья. А также три картины Васнецова: «Абрамцево» (фон для картины «Три богатыря»), «Березовая роща» и «Ахтырка».

Здесь есть «Мальчики-удильщики» Маковского, «Сосновый лес» Шишкина, «Голова индийской красавицы» Репина (этюд к картине «Садко») и многое другое.

Продолжение следует.

© http://www.pamsik.ru

При использовании наших текстов гиперссылка на сайт и указание имя автора обязательны.

Бронирование отелей
в Серпухове
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии