Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была вчера 9:41

Гонконг Апрель 2014

Благоухающая гавань — звучит заманчиво, не правда ли?

Обычно представляешь себе гавань, или морской порт как грязное, пропахшее рыбой место, где бесконечные доки соседствуют с сомнительного вида заведениями, а в переулках прячутся крысы размером с добрую кошку.

Конечно, я не представляла себе Гонконг, название которого и означает в переводе с кантонского «благоухающая гавань», морским портом в столь мрачных тонах в духе 19 века. Но и иллюзий насчет этого города не питала. Опираясь на множество фотографий и отзывов, из которых часто следовало, что в Гонконге либо туман, либо ветер, либо плохая погода, я рисовала в своем воображении этакий азиатский аналог Лондона с нотками Нью-Йорка, окутанного вечным смогом и поливаемого дождем в любое время дня и ночи, где между каменными ловушками зданий, ежась от сквозняка, куда-то бегут замученные серостью и необходимостью «делать бизнес» люди.

Но, как это часто и бывает, реальность оказалась далека от моих фантазий. Слава богу, мы можем свободно путешествовать по миру и разрушать практикой мифы о других городах, странах, народах.

Четыре причины посетить Гонконг

Гонконг неслучайно был выбран в качестве стартовой точки для нашего двухнедельного путешествия по Азии.

Во-первых, стоимость перелета — одна из самых доступных в данном регионе.

Во-вторых, въезд в специальный административный район Китая, каким является Гонконг, не требует оформления визы или оплаты дополнительных сборов. Гонконг считается частью Китая по принципу «одна страна — две системы» и в то же время существует отчасти автономно, как отдельное государство: здесь своя валюта, свой диалект китайского — кантонский (который, кстати, могут и не понимать те, кто говорит на путунхуа), свои налоговые, таможенные, иммиграционные законы. В отличие от Китая, в Гонконге не коммунизм и социализм, а махровый капитализм и максимальная экономическая свобода, в результате чего Гонконг стал одним из мировых финансовых центров.

Да, Гонконг — безумно дорогой по азиатским меркам город, но все же и здесь есть китайские рынки, где можно купить одежду, технику и еще бог весть знает что.

В-третьих, посетить один из самых экономически развитых городов планеты, где «Восток встречается с Западом», погрузиться в уникальную атмосферу «человеческого улья» и стать его частичкой, смешиваясь с толпой на никогда неспящих улицах, ощутить, как азиатский колорит смешивается с английской респектабельностью — все это делает Гонконг обязательным в программе любого путешественника!

В-четвертых, Гонконг — один из немногих мегаполисов мира, где есть возможность для вполне достойного пляжного отдыха. Причем выбор пляжей приятно удивляет. К тому же, можно отлично провести время в одном из парков аттракционов, что особенно важно при путешествии с детьми.

Классический открыточный вид Гонконга - с пика Виктории
Классический "открыточный" вид Гонконга - с пика Виктории

В Гонконг мы вылетели вечером 23 марта рейсом китайской авиакомпании China Eastern (подробнее о составлении маршрута и покупке билетов можно прочитать здесь). И снова, как и в прошлую поездку в Китай, — из нелюбимого мною терминала F аэропорта Шереметьево, в котором до сих пор не изжит дух советской эпохи. Выражается это как в оформлении данного терминала, напоминающего старые добрые 80-е, так и в отношении персонала с замашками продавщиц советского универмага.

А еще при прохождении паспортного контроля в аэропорту пограничник, увидев штамп «Киев Бориспiль», спросил, зачем я ездила в феврале в Украину, уж не для того ли, чтобы принять участие в стоянии на Майдане? Интересно, чтобы было бы, если бы я ответила да? Но я решила не рисковать будущей поездкой и ответила как есть — ездила с туристическими целями.

Впервые в рамках самостоятельного путешествия наша компания разрослась до шести человек — близких родственников и друзей. Четное количество очень удобно, особенно в Азии, где часто встречаются большие семейные номера, рассчитанные как раз-таки на шестерых.

Слева направо: моя мама Людмила, муж Юрий, отец Юрий (да, тезки!), подруга семьи тетя Таня, мама мужа Наталья

Почему мне не понравилась China Eastern

Честно говоря, я бы никому не рекомендовала China Eastern по многим причинам. Да, билеты у них относительно дешевы, но не настолько, чтобы жертвовать своим комфортом:

1) Парк самолетов далеко не новый, расстояние между креслами маленькое, сами кресла неудобные. На 9-часовом международном рейсе нет никаких развлечений, кроме фильмов на китайском языке, демонстрируемых на стареньких телевизорах в проходе, а кормят, откровенно говоря, так себе.

2) Услугами China Eastern в основном пользуются сами китайцы. Если вы были в Китае или других странах, где большая китайская диаспора, то знаете, что китайцы, при всем уважении к этой трудолюбивой нации, совершенно не умеют себя вести —по крайней мере, по нашим представлениям. Галдят, мусорят, плюются. На пути в Шанхай наши попутчики вели себя смирно, потому что перелет был ночной. А вот на обратном пути почти все 9 часов перелета они стояли в проходах и громко общались друг с другом, как у себя в деревне, ходили туда-сюда по салону, ели свою резко пахнущую китайскую еду. После них самолет моментально превращается в помойку

Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга

Авиакомпания China Eastern — это национальная китайская авиакомпания, которая базируется в международных аэропортах Шанхая Пудун и Хунцзяо. Соответственно, в этих аэропортах совершаются пересадки на рейсы в другие города по маршруту следования. Можно подобрать пересадку так, что времени хватит на выход в город — в Шанхае разрешено безвизовое транзитное пребывание до 72 часов.

Наши же билеты были с короткой пересадкой — до трех часов. Вся схема транзита четко отлажена: багаж с московского рейса сразу же загружают в самолет Гонконга (то есть его не нужно получать и сдавать заново). На стойке China Eastern в аэропорту смотрят посадочные и желают хорошего полета. Никаких формальностей, помимо повторного секьюрити-досмотра, проходить не нужно.

Аэропорт Шанхая Пудун

Зона ожидания вылетов аэропорта Шанхая Пудун показалась огромной по площади. Множество сувенирных магазинов с национальными китайскими товарами (можно купить все — от плюшевого панды до нефритовых статуэток и шелковых платьев), супермаркетов, где можно купить зеленый чай (в Китае он куда как вкуснее, чем у нас!), ресторанов и кофеен. Есть обменник, зона отдыха, скрытая за бамбуковыми зарослями.

Особенностью китайских аэропортов является то, что повсюду расставлены кулеры с горячей и холодной водой. Многие китайцы любят на обед заваривать лапшу (доширак по-нашему, хотя не припомню, чтобы кто-нибудь его ел — в Китае огромный выбор лапши), едят в общественных местах, совершенно никого и ничего не стесняясь, и запивают чаем, который носят с собой в термосах.

Кстати, нужно отметить, что вай-фай был доступен только при привязке к мобильному телефону (приходит смс с паролем), но ни у кого из нас почему-то сотовая связь не работала.

Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга

Гонконг с высоты птичьего полета

Рейс Шанхай — Гонконг прошел куда как веселее, потому что в качестве приятного бонуса давали на удивление вкусное мороженое.

Именно из иллюминатора самолета я впервые увидела «благоухающую гавань» Гонконга. Не ожидала, что город окажется таким впечатляюще технологичным и современным: автомобильные развязки, эстакады, мосты, стройные ряды высоток. Я глаз не могла оторвать от кораблей, движущихся по водным артериям самого яркого оттенка бирюзы.

То, что Гонконг к тому же и зеленый город, особенно заметно с высоты. Удивительно, как посреди урбанистически плотной застройки находится место и для зелени.

Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга

Прохождение пограничного контроля в Гонконге сама по себе быстрая процедура, за исключением необходимости заполнять иммиграционную карточку. Ни в коем случае ее не теряйте — она вам пригодится на выезде из Гонконга (как раз это с нами и произошло, о последствиях расскажу позже). Штамп о пересечении границы не ставят, дают только маленькую бумажку, где написана дата въезда и срок, когда необходимо покинуть город-государство (для россиян — 14 дней).

Карта Октопус — удобный способ оплаты общественного транспорта в Гонконге

На выходе из зоны прилета есть стойка, где можно купить единый проездной на все виды транспорта Октопус, а также получить консультацию по транспортной системе города. Я не буду отличаться от других путешественников и порекомендую купить Октопус, если вы планируете пользоваться общественным транспортом. Стоимость карты — 150 гонконгских долларов (HKD), из которых 50 — залог за карту.

Не повторяйте наших ошибок: мы почему-то подумали, что по одной карте может пройти несколько человек (как, например, в московском метро) и купили три карты на шестерых — пришлось на месте у водителя докупать билеты и, соответственно, переплачивать, так как сдачи у него не было.

Октопус можно пополнить на любой станции метро, а затем сдать ее на стойке в аэропорту и получить неистраченные деньги и залог назад (однако небольшой процент за обслуживание все же удерживается). Обратите внимание, что стойка не работает с 00.30 до 05.30.

Добраться из аэропорта в город можно несколькими способами. Для нас самым удобным и быстрым стал автобус А21, который минут за 40 доставил нас в Коулун, где располагался наш гестхаус.

Наследство Британской империи

В наследство от Британии, чье владычество длилось более 150 лет, Гонконгу достались двухэтажные автобусы («даблдекеры») и даже двухэтажные трамваи, которых мы, правда, ни разу так и не увидели. Впервые даблдекеры появились в 1949 году и с тех пор стали узнаваемым символом города-государства.

Путешествовать на двухэтажных автобусах куда как веселее, чем под землей на метро или даже в такси. Постарайтесь сесть на передние сидения на втором этаже, откуда открывается самый широкий обзор. Багаж можно оставить на первом этаже на специально предназначенных для этого полках, а следить за его сохранностью поможет экран, на который транслируется происходящее внизу.

Удивляет то, насколько филигранно водители автобусов управляют своими немаленькими машинами: паркуются буквально в сантиметрах друг от друга, не боятся гнать на крутых виражах гонконгских холмов. Действительно, их мастерство впечатляет.

Совет: возьмите с собой в салон платок или теплую кофту — в автобусе нещадно работают кондиционеры, и очень легко простудиться.

Яркие приметы Гонконга

Первое, на что обращаешь внимание по пути из аэропорта в город — это жилые высотки, похожие на невероятно узкие столбы с множеством крошечных сот-квартирок (диву даешься, как в них умудряются жить люди).

И второе — это практически идеальные дороги без пробок (а ездили мы на общественном транспорте в разное время суток, в том числе в выходные, когда в городе количество людей увеличивается процентов на 30, и в конце рабочего дня), футуристичного вида мосты и развязки, напомнившие мне автомобильное совершенство американского Далласа. Учитывая, что Гонконг — одна из самых густонаселенных территорий в мире, на дорогах свободно. Относительно Москвы, конечно.

Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга

Уже по дороге в город наше внимание привлекли деревья с крупными красными цветами и без листьев. Как выяснилось позже (наших познаний в ботанике не хватило), это оказались бомбакс, или красные хлопковые деревья, используемые для озеленения городов в Юго-Восточной Азии. Нам повезло, и мы попали на время цветения бомбакс, которое начинается в феврале и продолжается два месяца.

Яркие, необыкновенно красивые цветы хлопкового дерева стали для нас символом Гонконга, хотя на его гербе и флаге изображен другой цветок — Баухиния.

Гестхаус Tai An Guesthouse

Как я уже писала выше, Гонконг — очень дорогой по азиатским меркам город. Понимаешь это еще до приезда, когда пытаешься найти достойное жилье по разумной цене. Такого в городе практически нет. Об особенностях выбора гостиницы в Гонконге подробно написано здесь.

После долгих поисков я выбрала компромиссный вариант — гестхаус в одном из многоквартирных домов на Натан-роад, главной транспортной артерии полуострова Коулун.

Наиболее известны и популярны у туристов два таких дома, где располагаются гестхаусы, хостелы и мини-отели, — Алгамбра билдинг (Alhambra building), подальше от набережной, зато в 200 метрах от Ночного рынка на Темпл-стрит, и Chung King Mansion, который находится ближе к набережной, но наводнен сомнительными личностями и назойливыми торговцами поддельными часами.

Наше пребывание в Гонконге было разорванным по времени: две ночи в начале и две ночи в конце путешествия. Мы провели их в одном и том же гестхаусе Tai An Guesthouse в Алгамбра билдинг. Здание находится в оживленном торговом районе Чимсачей (Цим-Ша-Цуй) и выходит фасадом на Натан-роад.

Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга
Alhambra building. В этом здании располагается множеств гест-хаусов, в одном из которых разместились и мы. Удобство этого здания в том, что оно находится прямо на Натан-роуд, а в 2 минутах ходьбы - ночной рынок Темл-стрит

Нужно отметить, что ночь в гестхаусе в самом крошечном номере за всю мою жизнь стоила в два раза дороже, чем апартаменты с кухней и двумя ванными комнатами в Кота-Кинабалу. И это еще более чем божеская цена для Гонконга.

Когда мы увидели номера, то не могли сдержать горькой усмешки — это же клетушечки, в которых и одному человеку тесно. В голове не укладывается, но люди в Гонконге живут в этих крошечных комнатках-клетках!

Особенностью такого номера является ванная, где над унитазом повешана лейка душа. Где-то я прочитала, что нужно мыться над унитазом и в первый раз мыла голову прямо над фаянсовым другом, не представляя, как в таких варварских условиях помыть все тело.

Мой разумный муж посмеялся надо мной и указал на дырку в полу: оказывается, ванная — это одновременно и душевая, а вода просто стекает сразу же в канализацию. Какое-то время мозг отказывался воспринимать, что можно мыться так, казалось, что я сейчас все залью водой.

Удивительно, но в комнатках даже были окна (правда, не во всех), а под телевизором стояла тумбочка с электрическим чайником и кружками, в которых мы заваривали кофе и чай.

Конечно, можно подумать, что жить в таких условиях невыносимо, но уже на второй день мы привыкли (а для местных такие условия абсолютно нормальны). К тому же, в этом был и особый колорит — почувствовать себя жителем города, где плотность населения — одна из самых высоких в мире, а цена за квадратный метр зашкаливает.

Человеческий улей

В первый вечер нас слегка покачивало после длительного и утомительного перелета, поэтому ехать куда-то далеко и специально не хотелось. Так как мы жили на Натан-роад, в 25–30 минутах ходьбы от бухты Виктория, то без колебаний отправились смотреть «самое масштабное лазерное шоу в мире», как описывают его иные сайты и путеводители, а заодно и знакомиться с городом.

Из своих крошечных номеров мы вышли на широкую, запруженную людьми Натан-роад с ее многочисленными магазинами, обменниками, кафе и массажными салонами. В глаза бросилась еще одна яркая примета Гонконга — обилие рекламных вывесок. Вечером это смотрится так, будто попал в компьютерную игру «Трон». Днем, конечно, все гораздо скромнее.

Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга

С первых мгновений на Натан-роад мы почувствовали, насколько динамичный у Гонконга ритм жизни и бьющая через край энергетика. Сколько здесь людей, машин, рекламы, брендов! Все это похоже на гигантский улей в его человеческом воплощении. Ну или бурлящий котел.

Далеко не всем может понравиться необходимость лавировать в плотном человеческом потоке, куда-то протискиваться, стараться в этой плотной толпе не потерять «своих». Но если вы чувствуете себя комфортно в мегаполисах с их броуновским движением людей и постоянным драйвом от кипящей вокруг жизни, то Гонконг определенно придется вам по душе.

Шоу «Симфония огней»

Когда мы подошли к набережной бухты Виктория, людские потоки влились в безбрежные моря. Народу, желающего поглядеть на знаменитое на весь мир светозвуковое шоу, которое было даже занесено в книгу рекордов Гиннеса, оказалось немало. Но мы невероятными усилиями пробились к ограждению набережной, чтобы смотреть на шоу, а не на спины людей.

Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга

Шоу начинается каждый вечер в 8 часов и представляет собой игру лазерных вспышек, лучей и подсветки зданий, расположенных на острове Гонконг. Все это происходит под музыку.

Менее интересного и скучного светового представления я еще не видела. Возможно, виной всему завышенные ожидания — конечно, когда читаешь описания, в которых присутствуют словечки навроде «масштабно» и «впечатляюще», ожидаешь немного другого.

Один разок, конечно, глянуть можно, чтобы иметь представление о том, что это такое. Но не более того.

Скайлайн Гонконга

Скайлайн — это вытянутая по горизонтали панорама мегаполиса. Слово пришло из сленга фотографов, делающих снимки небоскребов. Так что если в городе есть небоскребы и удобная точка, с которой их можно фотографировать, то уже можно применять это красивое слово «скайлайн».

Гонконг обладает одним из самых известных скайлайнов в мире. Основу скайлайна составляют небоскребы делового сердца Гонконга, которые расположены на одноименном острове. Лучшая точка для осмотра — набережная полуострова Коулун, а лучшее время (как, впрочем, для всех городов, славящихся своими небоскребами) — ночь, потому что ночью все выглядит красочно и живописно благодаря подсветке и огням рекламы, а днем здания окутаны дымкой (или смогом?), и все кажется немного размытым и каким-то блеклым.

В целом скайлан Гонконга я бы не назвала каким-то особенно впечатляющим. Он такой же, как и у многих городов с небоскрабами. Однако среди других его выделяет то, что на заднем плане виднеются холмы, покрытые плотным зеленым ковром. А на переднем плане, в акватории бухты Виктория, периодически курсируют очень романтичные корабли, называемые Aqua Luna, или по-кантонски Cheung Po Tsai. Это традиционная гонконгская джонка, воссозданная по старинным чертежам, которая сегодня используется для прогулочных круизов и обслуживания туристов.

Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга

Особенность Aqua Luna — ярко-алые паруса, моментально привлекающие внимание своей дерзкой красотой. Особенно выигрышно корабль смотрится вечером, на фоне роскошного ночного скайлайна современного мегаполиса. Алая ткань парусов, подсвеченная изнутри, напоминает ожившую легенду. По-настоящему волшебное и незабываемое зрелище.

Набережная полуострова Коулун

Набережная Коулуна — это знаковое место, потому что здесь не только можно увидеть панораму Гонконга, но и по-настоящему ощутить ритм этого большого и никогда не спящего города.

Удивительно, но в Гонконге очень многие достопримечательности доступны совершенно бесплатно. Например, некоторые экспонаты Гонконгского музея искусств, что возле Аллеи звезд, выставлены прямо на улице. Причем, это не какие-то непонятные произведения современного искусства, которые часто создаются просто, чтобы эпатировать публику, а вполне себе милые статуи и инсталляции. Наверняка в самом музее еще интереснее, но времени на него совершенно не было.

Кстати, здесь же рядом расположены Музей космоса и Музей культурного наследия Гонконга.

Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга

Справа от музея искусств находится самая узнаваемая историческая достопримечательность Гонконга — Часовая башня (1916), спроектированная в европейском духе. Это все, что осталось от железнодорожной станции железной дороги Коулун — Кантон. Ничего особенного в башне нет, но она-то немногое, что осталось от колониального прошлого Гонконга.

Я много раз видела фотографии этой башни, но и не подозревала, что вокруг нее создана небольшая зона отдыха с фонтаном и пальмалами. Именно возле башни мы назначали встречи друг другу, потому что место вокруг нее было настоящим островком спокойствия посреди городской суеты.

Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга

Слева от музея искусств начинается Аллея звезд — еще одна бесплатная достопримечательность Гонконга. Создана была аллея по голливудскому образцу, причем не так давно — всего 10 лет назад, с целью увековечивания достижений гонконгской индустрии кино.

А достижения действительно есть, потому что именно в Гонконге сформировалась третья по величине киноиндустрия в мире после таких монстров, как Голливуд и Болливуд. Известные у нашего зрителя деятели гонконгского кино, которые представленны на аллее звезд, — режиссер Вонг Карвай и актер Джеки Чан (свои ладони можно сравнить с их ладонями на «звездах»). Но самое большое столпотворение из желающих сделать «ту самую фотографию» — возле статуи легендарного Брюса Ли в стойке его любимого кунг-фу. Тут же рядом есть и его «звезда», только без ладоней — актер умер задолго до того, как идея аллеи пришла в голову ее создателям.

Все остальные имена вам ровным счетом ничего не скажут. Как, впрочем, я думаю, даже тем азиатам, которые являются основными посетителями аллеи.

Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга

В целом гонконгская аллея звезд мне понравилась больше, чем аналогичная на Голливудском бульваре. Почему, ведь казалось бы, имена под ногами принадлежат неизвестным людям со смешными для русского уха фамилиями, и все выглядит немного по-китайски пластиковым и дешевым?

Потому что куда как приятнее гулять не по бульвару вдоль автомобильной дороги, а по набережной вдоль воды, когда тебя обдувает морской бриз, а перед взором открывается живописнейший скайлайн в мире. Да, здесь тоже не протолкнуться из-за туристов, но отношение очень доброжелательное. Стандартные просьбы «сфотографируйте нас на фоне» приводят к совместным фотографиям с совершенно незнакомыми людьми — просто потому что у всех хорошее настроение и хочется делиться им друг с другом. И, в отличие от Голливуда, здесь нет подозрительных парней, пытающихся впарить диск или еще какую-нибудь ерунду.

Пик Виктория

Пик Виктория — самая известная природная достопримечательность города. Это «королевская» гора, которая является высочайшей точкой острова Гонконг. Добраться до нее можно по-разному. Мы предпочли наиболее простой и в то же время исторически аутентичный способ: доехали на метро до станции Central, потом немного прошли до остановки фуникулера Peak Tramway, и на фуникулере добрались до Peak Tower.

Peak Tramway — еще одна деталь, которая напоминает о колониальном прошлом Гонконга, ведь похожий трамвай доставлял жителей на верхние ярусы, начиная с 1926 года. И хорошо, что теперь трамвай — только туристический аттракцион: изначально места занимались строго огласно происхождению и социальному классу, причем китайцы считались людьми третьего сорта.

Кстати, по карте Октопус можно пройти и на Peak Tramway. Очередь к кассам есть, но движется она сравнительно быстро.

Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга

На самой вершине расположены телекоммуникационные вышки. Немного ниже — смотровые площадки, рестораны и торговый центр Peak Tower. Но главное, конечно, это тот самый классический «открыточный» вид, который открывается с различных смотровых площадок пика. На крыше торгового центра находится самая высоко расположенная из них, но вход на нее платный.

Мы же решили не платить за вход на смотровую площадку, а вместо этого пообедать в ресторане американской сети Bubba Gump Shrimp со стеклянными панорамными окнами, из которых открывается живописный вид на Гонконг и бухту Виктория.
Кто был уже в ресторанах сети, тот знает, что они названы так в честь героев «Фореста Гампа» и имеют множество отсылок в интерьере к оригинальному фильму. В меню в основном представлены блюда из морепродуктов и коктейли-смузи. Все это мы попробовали.
Да, обед в Bubba Gump оказался самым дорогим за всю нашу поездку (по меркам Азии; такой же ресторан я посетила в Лос-Анджелесе, где такие цены вполне уместны), но мы отлично провели время, веселились, фотографировались и наслаждались великолепным видом из окна.
Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга
Если на пике вы не хотите тратить деньги вообще, то рядом по правую руку расположена бесплатная смотровая площадка в китайском стиле со всеми характерными атрибутами вроде львов и остроконечной крыши. С нее-то мы и насмотрелись на Гонконг вволю. Особенно захватывало дух, когда над городом парил местный представитель пернатых — черный коршун.
Кстати, если вы хотите увидеть Гонконг при дневном освещении, то рекомендую выехать как можно раньше, потому что после 13.00 создается ощущение, будто на город опускается вуаль. Все становится нечетким, как в дымке.
Прогулка по гонконгским холмам
Набравшись сил после обеда и пребывая в замечательном настроении, мы решили спуститься вниз по холму пешком, а заодно узнать город как бы изнутри, увидеть, где живут люди на острове Гонконг.
Холмы в Гонконге считаются наиболее престижным местом для проживания еще с колониальных времен. Тогда европейцы, не привыкшие к субтропическом климату, предпочитали селиться на склонах холмов, считая, что здесь менее жарко, чем внизу. К тому же, с возвышенности открываются самые красивые виды на город и бухту.
Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга
Удивительно, но гонконгцы при всей суперплотности своей городской застройки умудрились сохранить буйную тропическую растительность на холмах. Лично для меня это стало открытием — я-то думала, что в Гонконге только высотки да рынки.
Вот так выглядят стандартные гонконгские свечки-дома на нижнем ярусе. Балконы и окна упираются друг в друга, жизненное пространство, выделенное для отдельной семьи, минимально. Все коммуникации на зданиях выведены наружу — в жарком климате это вполне разумно и позволяет оперативно устранить неполадки и аварийные ситуации.
Ночь и день в сумасшедшем ритме Гонконга

А вот дома на холмах зачастую представляют собой особняки с отдельным въездом для автомобилей, охраной и даже бассейном. Из-за того, что земля очень дорогая, дома не так плотно примыкают друг к другу, как на нижних ярусах. Понятно, что такую роскошь могут позволить себе только самые состоятельные.

За забором - частные владения, на въезде - охранник и шлагбаум
В продолжении — чем отличается Гонконг от Коулуна, какие еще бесплатные достопримечательности есть в Гонконге, где находится один из лучших непальских ресторанов, который может вас спасти от голодной смерти из-за невкусной китайской еды, пляжный отдых и шопинг в Гонконге.
Из Гонконга мы вылетели на остров Борнео, в город Кота-Кинабалу, где отдыхали пять дней. Об отдыхе на Борнео можно прочитать здесь.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм