Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была 22 марта 9:38

Гонконг, Малайзия, Макао Март 2014

Наше первое знакомство с Азией началось с поездки в Китай — страну, где Азия представлена в ее концентрированном и изначальном виде. Знакомство стало ошеломляющим открытием, и я теперь примерно представляю, что подумал Марко Поло и другие путешественники, впервые ступив на китайскую землю.

До этой поездки я к Азии относилась скептически, считала, что в азиатских странах, за исключением неинтересных мне туристических резерваций, грязь, нищета, стаи бродячих животных, попрошайки и любители поживиться чужим имуществом. То ли дело Европа: знакомая, понятная, безопасная и… скучная. Уже не дающая нужных мне впечатлений. Пробивающая основательную брешь в бюджете после каждого посещения.

Действительность, с которой я столкнулась в Китае, в чем-то подтвердила мои опасения, но в то же время превзошла мои ожидания. Шаблон разорвался, лед тронулся, и Азия в моей азиатской русской душе обрела собственный уголочек.

Разрыв шаблона, или за что я полюбила Азию

Незнакомая пища, дикие — для нас, но не для «них» — порядки, специфические запахи, неведомые боги, экзотическая природа, не знающая русской зимы. Поддельные бренды, искренние улыбки, грязные закоулки и стремительные хайвеи, вдоль которых выросли гигантские грибники однотипных высоток. Цивилизованные джунгли мегаполисов, где Азия встречается с остальным миром и в пароксизме глобализации — слегка, не сильно — растворяется. Затерянные в джунглях глухие деревеньки, где живут в домах с высоким порогом и до сих пор воспринимают несуразных бледнолицых людей как пришельцев с другой планеты.

Путешествие для души и тела, но больше, конечно, для тела, потому что его желания понятны, их проще удовлетворить в наше время материального изобилия. А праздник для души мы устроим позже, когда будем готовы к Индии… Непалу… Тибету…

Тело в нашем случае требовало стандартный набор: пляжный отдых — шопинг — культурно-познавательный туризм. Ведь только в Азии это звучит совершенно не скучно, потому что сулит новый опыт в другой, как будто параллельной нам реальности, где все развивается по собственным законам и разумению. И только в Азии это возможно в середине весны, когда у нас снег и не думает сдавать свои позиции. И только в Азии вам не нужно выкладывать за насыщенный отдых с большим количеством перелетов и ночевок не в самых последних отелях небольшое состояние.

Разрыв шаблона, или за что я полюбила Азию

Большинство стран азиатского региона исхожены-изъезжены нашими туристами вдоль и поперек. Написаны тысячи практических советов и отзывов — и не только по основным и наиболее популярным местам и достопримечательностям, но даже удаленным уголкам, о которых даже местные не бывают в курсе.

Но как бы ни была хороша теория, на практике часто оказывается «так да не так». Города перестраиваются, цены меняются, появляются новые станции метро, дороги, развязки. Поэтому я считаю нужным добавлять в свои отзывы по Азии актуальную на момент посещения страны информацию, которая может быть полезной.

Составление маршрута, билеты, отели

Второе путешествие в Азию должно было расширить наши представления об этом регионе и включить посещение нескольких стран.

Наши цели: совмещение пляжа, шопинга и культурной программы. Наши условия: никаких виз. Наши намерения: увидеть, погрузиться в пеструю азиатскую жизнь, но без фанатизма. Наши сроки: от воскресенья до воскресенья, две недели. Наш бюджет: 40 000 рублей на человека, включая все перелеты и гостиницы. Наша команда: шесть человек, близких родственников и друзей.

Слева направо: мой отец Юрий, моя мама Людмила, хорошая подруга нашей семьи тетя Таня, моя свекровь Наталия, я (Анна), мой муж Юрий

Обычно пишут об особенностях путешествия с детьми. В нашем случае я бы могла рассказать об особенностях путешествия с родителями, так как я, их ребенок, несла ответственность за организационную часть поездки. Есть мнение, что разница в возрасте, физической активности и представлений о досуге — это препятствие для полноценного отдыха родителей и их взрослых детей.

Но дай всем бог таких активных, любознательных и легких на подъем родителей, как у нас с мужем. И дай им бог здоровья путешествовать с нами и дальше.

Разрыв шаблона, или за что я полюбила Азию

К тому же, у нас уже был опыт совместного путешествия таким составом в Китай. Полученный опыт (пусть отчасти и негативный) позволил организовать эту поездку тщательнее, и в целом она прошла гораздо лучше, практически идеально, потому что повторения неприятных ситуаций, что приключились с нами в Китае, удалось избежать.

В этот раз в качестве стартовой точки для дальнейших передвижений по региону был выбран Гонконг. В декабре, когда я искала дешевые билеты по данному направлению, лучшее предложение было у авиакомпании China Eastern, правда, с пересадкой в Шанхае. Билеты я купила на сайте-посреднике Eviterra, так как на нем они предлагались дешевле на 600 рублей, чем на сайте авиакомпании.

Но это был как раз тот случай, когда экономия вышла боком: Eviterra обанкротилась, а часть уже купленных билетов была аннулирована. Подробнее о ситуации я писала здесь.

Туристическая удача улыбнулась нам: наши билеты до самого полета оставались действительными, но не обменять, не сдать я их не могла — это могла сделать только почившая в бозе Eviterra. К тому же, как назло, «Аэрофлот» снизил цены на авиабилеты и предлагал прямой безпересадочный полет за 18 000 рублей.

Но в итоге я не пожалела, что купила билеты у национальной китайской авиакомпании. Во-первых, более 80% тех, кто летает China Eastern, азиаты, и мы уже в зале ожидания Шереметьево оказались чуть ближе к Азии, то есть путешествие для нас началось раньше. Во-вторых, эта авиакомпания делает пересадку в Шанхае. Можно подобрать время пересадки так, чтобы она позволяла выйти в город (до 72 часов допускается пребывание в Шанхае без китайской визы). Мы в город не выходили, но зато прошлись по огромной зоне дьюти-фри аэропорта Пудун и докупили сувениров.

Разрыв шаблона, или за что я полюбила Азию

Первоначально планировалось, что для пляжного отдыха мы полетим дальше на Филиппины, но из-за урагана, пронесшегося над этой страной, было решено все же поехать в более благополучную во всех смыслах Малайзию. К тому же, Филиппины, расположенные на сотнях островов, требуют весьма активных перелетов, что не входило в наши планы, а провести неделю или больше на одном острове было бы слишком скучно.

Как известно, Малайзия имеет «разорванную» территорию — часть на Малаккском полуострове, часть на острове Борнео (индонезийский Калимантан). Мы их так и называли: «большая» Малайзия и «маленькая» Малайзия. В «большой» Малайзии есть несколько популярных у туристов островов — Пенанг, Лангкави и другие, где имеется развитая туристическая инфраструктура. Но я сделала выбор в пользу Борнео, потому что мне не хотелось посещать острова, похожие, как я подозревала, на то, что может предложить Таиланд. Я не была в Таиланде, но планирую посетить эту страну, и мне не хотелось смешивать впечатления.

Зато хотелось чего-то экзотического и желательно не столь популярного у наших туристов. Вот так еще одной точкой на нашем маршруте стал город Кота-Кинабалу, столица малазийского штата Сабах.

Город, несмотря на нюансы, о которых я не читала ни в одном из отзывов, все же понравился. Когда-нибудь, если я соберусь все же покорить гору Кинабалу или понырять у острова Сипадан, побываю в нем еще раз.

Кота-Кинабалу с высоты птичьего полета

Благодаря лоу-костерам и частому количеству рейсов между городами Азии цены на авиабилеты более чем доступны. Это позволило вписать в бюджет нашей поездки посещение столицы Малайзии Куала-Лумпур: всего-то в 1700 рублей за 3-хчасововой перелет обошлись услуги авиакомпании Malaysia Airlines, которая не требует доплаты за багаж и даже кормит горячим на борту.

При изучении цен на билеты из Куала-Лумпура в Гонконг выяснилось, что дешевле на 1000 рублей приземлиться в аэропорту соседнего Макао. Получается двойная экономия, ведь за паром до Гонконга нужно платить только в одну сторону.

Так в итоге сложился «золотой четырехугольник» нашего маршрута: Гонконг — Кота-Кинабалу — Куала-Лумпур — Макао.

Разрыв шаблона, или за что я полюбила Азию

Что касается отелей и гостиниц, то с самого начала смутила ценовая политика в Гонконге. Да, в городе много хостелов и однозвездочных гостиниц, но условия в них, прямо скажем, спартанские, а цены на обычные трехвездочные отели, не говоря уже о премиум-сегменте, начинаются с каких-то совсем неадекватных сумм. Подробнее об особенностях букинга жилья по-гонконгски я писала здесь.

В итоге был найден компромиссный вариант. В Гонконге удалось подобрать один из лучших среди худших гестхаусов, имеющих более-менее нормальную репутацию у побывавших в нем туристов. В Кота-Кинабалу идеальным выбором стали апартаменты, которые обошлись гораздо дешевле отеля, но при этом были со всех сторон удобнее. Зато за счет получившейся экономии получилось забронировать хорошую четырехзвездочную гостиницу в Куала-Лумпуре с бассейном на крыше и видом на Петронасы и пятизвездочный отель в Макао, поразивший нас своей роскошью и музейным великолепием.

Разрыв шаблона, или за что я полюбила Азию

Мы не экономим «во что бы то ни стало», мы разумно подходим к путешествиям. Зачем тратить больше, чем нужно, за гостиницы, в которых обычно находишься только чтобы «переночевать», и перелеты брендовыми авиакомпаниями, когда можно потратить сэкономленное на себя или поехать на дополнительную экскурсию?

Мы благополучно вернулись из нашей второй поездки в Азию, и она прошла лучше и насыщенее, чем первая. Хотя чуть-чуть не хватило эффекта «вау»: в Китае нас всех до глубины души поразила Великая китайская стена, в этот раз мы не с чем таким грандиозным не сталкивались. И чуть-чуть не хватило более плотного погружения в атмосферу другой страны: в Боао на острове Хайнань мы были, можно сказать, единственными русскими и единственными европейцами среди азиатов и были вынуждены есть только азиатскую еду за неимением интернациональных фаст-фудов.

Знаю, что многие бывали там не единожды, а некоторые знакомы с многими моментами изнутри: наши соотечественники в последнее время чуть ли не массово уезжают в одну из азиатских стран на «зимовку», а кто-то и на более продолжительное время.

Но даже двух поездок продолжительностью две недели каждая позволили познакомиться с этим удивительным регионом на личном опыте, полюбить его и продолжить открытия — уже в других странах и городах.

Итак, почему мне нравится Азия и почему я изменила мнение о ней — с категоричного неприятия до восхищения?

1) Погружение в другую культуру и другой мир, живущий по отличным от нашего порядкам, — лучшая «перезагрузка» для мозга. Как сказала тетя Таня, впервые побывав в Азии вместе с нами: «Я ни разу не вспоминала о работе». Так и есть. Под натиском новых впечатлений проблемы уходят куда-то на задворки памяти, работа остается за тысячи километров от твоего местоположения, а ласковое солнце и шум прибоя становятся лучшими антидепрессантами

2) Многие азиаты улыбаются и выглядят вполне счастливыми, несмотря на ужасный с нашей точки зрения быт и откровенную нищету. Такой легкий подход к жизни не может не восхищать. В Малайзии меня поразило, что незнакомые люди на улице просто так, без какого-либо повода улыбались мне и желали хорошего дня. При возващении на родину самый яркий контраст — это хмурые лица вокруг тебя после двухнедельного праздника улыбок

3) Ценовая доступность — начиная от билетов на международные рейсы и заканчивая ценами на питание. В Европе я всякий раз раздражалась, оставляя внушительные суммы буквально за все и контролируя каждую статью расходов, вплоть до покупки воды. В Азии с этим куда как проще. Кроме того, здесь можно в неограниченном количестве есть свежие фрукты и овощи и запасаться витаминами на год вперед

4) Экзотическая (для нас) и щедрая природа. Это и пляжи как из рекламы «баунти», и тропическое солнце, когда в России еще даже не пахнет весной, и возможность близкого общения с животными в непосредственной среде их обитания, и пышная растительность в самом сердце деловых кварталов.

Разрыв шаблона, или за что я полюбила Азию

Мне так понравилась Азия, что я планирую в одной из азиатских стран отметить свое тридцатилетие. А нравится ли вам этот регион и какая из его стран ваша любимая?

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм