Турист Оксана Ткачева (mokhikhosa)
Оксана Ткачева
была 6 января 2020 12:20

Израиль: "зацепилки" или то, что не стерлось из памяти :)

Израиль Январь 2010

Планируя очередные январские каникулы, я решила ехать в Израиль — друзей навестить, от холода отдохнуть, да, и погода зимняя (~ +20) располагает к осмотру достопримечательностей.

Так как в Израиле не празднуют ни Новый год, ни Рождество по известным всем причинам, было понятно, что друзья будут работать, и не смогут оказать мне гидовую поддержку, одной ездить по городам и сёлам не хотелось, и мы нашли отличный выход из ситуации — однодневные экскурсии. Днем я ездила по стране, а вечера мы проводили вместе.

Все запомнить не удалось, или, может, не было столь интересным для меня, поэтому стерлось из памяти. Но, есть, то, что зацепило и, поэтому хочется поделиться самыми яркими ощущениями, впечатлениями и местами.

День первый: прилетный

1. Еще в Москве. Не допускали до стойки регистрации без допроса: куда, к кому, зачем и пр. И это я еще летела не израильскими авиалиниями! Вот это забота о безопасности!

2. В аэропорту Тель-Авива. Перед паспортным контролем разминаю язык, готовлюсь говорить по-английски. Подхожу. А из будки льется чисто русская речь. Первые секунды — шок! Даже не сразу поняла, что спросили.

3. Прилетела в шабат. Как же хорошо, что меня встречали! Я знала, что шабат священен, и никто не работает, но не предполагала масштаб бедствия для таких бедолаг, как я: даже городской транспорт не ходит! А такси! В этот день работают только водители-арабы и, пользуясь ситуацией, берут в разы больше.

День второй: Иерусалим

1. Хоть, и стольный град, но на столицу мало похож — нет в нем сумасшествия и шика столицы. Даже министерства — серые строгие здания. Ощущение, что в них работают не менее аскетичные слуги народа.

2. В Иерусалиме столько христианских святынь, а, как ни парадоксально живут в основном мусульмане и иудеи, а христиане в большей своей массе — туристы и паломники. Смотришь вокруг и думаешь, так все мирно и спокойно, могут же сосуществовать представители разных конфессий вместе, а потом понимаешь, что все это, к сожалению, только видимость. А как бы хотелось!

3. Узкие улочки, дома которым сотни лет, если еще всех переодеть в исторические костюмы, то можно подумать, что попали в далекое прошлое.

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

4. Храм Гроба Господня: шум, гам, суета, очереди. Очень не хватало тишины! На душе не спокойно! Как так, почему?! ведь, место наисветейшее?! Нашла для себя ключ к ответу. Под одним куполом и место Вознесения, но и место казни -Голгофа. Разве может быть душе спокойно там, где на крестах мученически умирали люди?! Умер сын Божий?!! (акцентирую, ощущения мои личные, не пытаюсь никому навязать, просто делюсь).

5. Гробница Богородицы в Церкви успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании. К своему стыду, даже никогда не думала, а существует ли такое место. Как тихо и спокойно Богородица покинула этот мир, также тихо и спокойно в почти подземной церкви.

6. Стена плача. Вся в просительных записках, ощущение, что пропитана мольбами. Стена не только «плача», но и встреч. Очень много мужчин и женщин, которые после молитвы ведут светские беседы, не торопясь покидать площадь перед стеной. Две особенности, которые не возможно не упомянуть: поворачиваться спиной к стене нельзя, и мужская сторона больше, т. к. они дольше должны проводить времени в молитве, чем женщины.

День третий: Мертвое море

1. Ожидала увидеть променад, рестораны, веселых загорающих, шумные отели. А в итоге, пустынная местность, одиноко стоящие оздоровительные гостиницы, вдалеке от них виднеется море. Раньше были, видимо, на берегу, но море постепенно отходит, исчезает.

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

2. Само море. От отеля до него можно дойти по дороге или доехать на специальных «тракторовозиках». С дороги лучше не сходить, иначе, или в глине измажешься, в лучшем случае, или, под землю провалишься. Само море — развлечение даже меньше, чем на день. В воду не вбежишь и не плюхнешься, все надо делать аккуратно, чтобы не расплескать, иначе могут брызги попасть на слизистые. В воде больше 10 минут не рекомендуют находиться, т. к. вредно для кожи. В общем, Мертвое море — это удовольствие из разряда «я тут был»!

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

3. Возле отеля есть глина с бывшего дна моря. Можно устроить себе маску для кожи всего тела. А в отеле сероводородные ванны.

4. Для себя сделала вывод, что нужно очень любить здравницы, или очень в них нуждаться, или очень любить тихий-претихий и спокойный отдых, чтобы поехать целенаправленно отдыхать на несколько дней на Мертвое море.

День четвертый: Тель-Авив

1. Тель-Авив. Очень молодежный, современный, бизнесовый город, который, как и Москва не спит 24 часа в сутки. Тель-Авив больше похож на столицу, нежели Иерусалим.

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

2. Яффо — сейчас район Тель-Авива, а когда-то Тель-Авив был частью Яффо. Древний порт, известный еще в 15 в. до н. э. Богемные кварталы, облюбованные музыкантами, художниками, скульпторами, ювелирами, а также молодоженами и кошками:) . В Яффо все поэтично, даже названия улиц — знаки зодиаков, а какой красивый вид открывается с Яффо на Тель-Авив и средиземное море!

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

3. парк Мини-Израиль — более 350 зданий в миниатюре. Дорожки между объектами, если посмотреть сверху, в виде звезды Давида. Интересное и познавательное место отдыха, как для детей, так и для взрослых.

День пятый: Галилея

1. Назарет. Единственный город, где воскресенье выходной день. Большая часть населения христиане.

2. Грот Благовещения и построенный над ним Храм. В этом храме более 50 ликов Богородицы, которые подарены храму разными странами. Примечательно, что на каждом полотне Дева Мария представлена в национальном костюме и имеет черты лица, присущие народу, который подарил икону.

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

3. Пейзажи края очаровательны! Горы, Галилейское море (оно же Тивериадское море (озеро) или озеро Кинерет), много зелени!

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

4. Река Иордан и Купель. Для тех верующих и не очень, кто не уверен, что попадет в Иорданию, и сможет посетить место Крещения, в Израиле на берегу реки Иордан построена купель, где можно купить белое облачение и трижды окунуться в водах библейской реки.

День шестой: Хайфа, Акко

1. Древняя Кейсария. По дороге в Хайфу, на берегу Средиземного моря, находится исторический сайт — Кейсария. Город — порт, построенный царём Иродом в 3 в. до н. э., и назван в честь Октавиана Августа. На месте можно увидеть то, что сохранилось: порт, амфитеатр, ипподром.

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

2. Хайфа, хоть и портовый город, но на портовый совсем, к счастью, не похож! Нет в нем портово-складской угрюмости! Там, и современный индустриальный парк высоких технологий, красивые современные здания бизнес-центров, и конечно, Бахайские сады.

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

3. Бахайские сады — главное украшение Хайфы. Примерно около 1 километра спускаются вниз по склону 19 террас, на которых располагаются красивейшие, ухоженные композиции из 450 видов растений! Дизайн продуман до мельчайших деталей! Аж, дух захватывает!

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

4. Акко. Город, которому более 4000 лет. Старый город несет на себе отпечатки многовековой истории: крепость османского периода, монастырь Госпитальеров, постоялые дворы и базары, а также городские стены и порт. Очень восточный город, облюбованный арабами, которые составляют большую часть населения этого города.

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

День седьмой: 7 января — Вифлеем (Палестина)

1. Храм Рождества Христова и пещера Рождества. Очень радостное мистическое место! Даже, если отойти от значения этого места для верующих, оно все равно остается значимым для всего человечества, т. к. в день, когда именно в пещере под Храмом родился Иисус, началась новая эра, от Рождества Христова!

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

Основные празднества отгремели в ночь с 24 на 25 декабря, по новому стилю, как празднуют католики. А 7 января не было ни парадной процессии в честь Рождения Христа, как у католиков, но не было и православного хорового пения. Только длинная вереница православных людей, приехавших специально в Рождество, поклонится Вифлеемской звезде. Я не особо религиозный человек, но не возможно оставаться равнодушным в подобных Святых местах. Как я писала выше, в Храме Гроба Господня мне не хватало тишины, а вот в Храме Рождества Христова очень, до глубины души, хотелось православного пения. Иду и думаю: «Господи, что мы за люди такие неугомонные: то тишины нам подавай, то пения!» Начала спускаться в пещеру Рождества, вдруг, откуда ни возьмись, слышу пение на русском языке, откуда-то позади сверху. Аж, слезы из глаз! Спустилась, поклонилась! Все кланяются и уходят, а я уйти не могу, хочется увидеть, кто поет. Села на землю в сторонке и жду. Вижу православного семинариста — паломника. Это он пел! Посмотрела на него и думаю: " Не зря сказано: бойтесь своих желаний, ибо они имеют свойство сбываться!»

2. Стены, отделяющие Палестину от Израиля. Со стороны Палестины все изрисованы. Полотна под открытым небом, только, вот, тематика печальная. Что смогла, сфотографировала из автобуса.

Израиль: зацепилки или то, что не стерлось из памяти :)

День восьмой: отвальный на Родину.

1. Опять допрос. Но уже пристрастнее и дольше: всегда ли ночевала дома, не встречалась ли с кем-нибудь подозрительным, не брала ли передачу от кого-либо и т. п. Допрашивали не только меня, но и мою подругу.

2. Проходит первый дорегистрационный досмотр и мой багаж. Моя сумка вылетела в воздух и плюхнулась. Как хорошо, что не было ничего хрупкого, стеклянного!

3. Уже в Москве: снегопад, жуткие пробки, а, ведь, всего несколько часов назад было так тепло и солнечно! :(

Что еще запомнилось:

1. страна очень дорогая! Конечно, не Норвегия, но при не высоком среднем уровне дохода, и высоких налогах (прогрессивная ставка) — цены сопоставимы с московскими. Так, скромный бизнес-ланч в придорожном кафе стоит примерно 500 рублей. Или лоток израильской клубники в лавке стоит столько же, сколько и в московской лавке тот же лоток израильской клубники:)

2. Для местных погода +18 — это холодно! Все ходят в сапогах и пуховиках, в то время, когда мы, приезжие, комфортно чувствуем себя в ветровках. Вот это ассимилировались!

3. Пропаганда здорового образа жизни: очень много спортивных, оборудованных уличными тренажерами, площадок! Правда, редко кого на них встретишь, но все же!

4. Если знаешь только русский язык, в Израиле не пропадешь! Вывески, меню в ресторанах, даже меню у мобильных операторов есть на русском! А если что-то не понятно, то в районе 3-х метром 100% наткнешься на тех, кто говорит по-русски.

5. В квартирах очень холодно! Чтобы жара не проникала в квартиры, они спроектированы таким образом, что в них всегда прохладно летом, но зимой в них просто жуткий холод! Спасибо друзьям за пуховое одеяло!

6. Теленалог! Закон обязывает в 30-дневный срок сообщить о приобретении телевизора и ежегодно выплачивать телевизионный налог. Владельцы магазинов также обязаны сообщать в управление о продаже телевизора.

P. S. Не было фотографий из храмов, т. к. принципиально не фотографирую внутри православных и некоторых католических храмов, дабы не обидеть чувства священослужителей и верующих.