Турист Светлана (bella_chiara)
Светлана
был 13 апреля 1:22

Больцано, Верона, Венеция — Италия Сентябрь 2013

Прилетали и улетали мы из Венеции, потом ехали на поезде в Верону. В Вероне жили в очень понравившемся нам B&B Casa di Gulia, бронировали через bbplanet.com. Хозяева очень дружелюбные и приятные люди, чистенько, аккуратненько, уютно, очаровательный стиль, ассоциировавшийся у меня почему-то с Провансом. Было условие общей ванной комнаты, но ее пришлось делить всего лишь с еще одним номером, с чем у нас не возникало проблем.

В островной Венеции нам забронировать гостиницу не удалось, потому что было очень дорого на наш вкус. Поздно начали бронировать, понадеявшись, что конец сентября — уже не сезон. Зря, вполне себе сезон. В итоге остановились в апартаментах Residenze Venezia в Местре. Все к лучшему, как известно. Благодаря такому нашему выбору удалось подселить к нам подругу, решившую присоединиться к нам незадолго до поездки. Отель после Дома Джулии несколько разочаровал, в нем не было того домашнего уюта. Но в целом — чисто, есть посуда, каждый день убирают, меняют полотенца. Имеются фен, утюг, телевизор, плита, wifi, холодильник и даже стиральная машина! Персонал дружелюбный, распечатали нам регистрации на самолет, когда мы уезжали. Расположен отель удачно — совсем рядом остановка автобуса и супермаркет. До Венеции ехать около 25 минут.

Купили Rolling Venice card и остались очень довольны приобретенными выгодами — проездной на три дня с большой скидкой, хороший дисконт на секретный тур по дворцу дожей.

Верона

Прибытие в Италию получилось странным. На пограничном контроле не было ни одного пограничника, мы беспрепятственно дошли до получения багажа. А потом увидели, что контроля дальше не предвидится (постоянно путаю порядок контроль-багаж/багаж-контроль), и стали приставать ко всем людям в форме с вопросом про штамп в паспорте. В итоге штампы нам поставили и мы благополучно ступили на внеаэропортную территорию Италии.

Т. к. наш путь лежал в Верону, то сначала мы отправились на автобусе на ЖД вокзал в Местре. Купили билеты (в одну сторону — это важно, т. к. обратный действителен в теч трех суток) на автобус в кассе ATVO до MESTRE RAILWAY STATION. Потом выходите из здания аэропорта, переходите первую дорогу — идете к автобусам. Там видно, куда. Для поездки на ЖД нужна платформа 2. Это направо. На столбике будет малиновая табличка MESTRE RAILWAY SATETION, куча людей с чемоданами. Там стоит девочка и рулит людьми, так что в этот раз ошибиться не удалось. Перед посадкой в автобус надо чемодан положить в багажное отделение, билет прокомпостировать в желтой штуке. Ехать до конечной.

На вокзале Местре взяли билеты в Верону. Что поразило — в кассе предложили взять билет на дорогой, но быстрый поезд, хотя обычно европейцы предлагали мне более дешевые варианты, демонстрируя свою бережливость. При этом быстрый поезд был дороже аж в три раза, а прибывал всего на полчаса раньше (отходил позже медленного). В итоге через 15 минут мы ехали в медленном поезде в Верону. Два часа пути. Был более быстрый медленный поезд, но мы на него опоздали (В гостиницу добрались только часам к 17. Покончив с формальностями и освежившись, отправились гулять по вечерней Вероне.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Собственно наше знакомство с Вероной заключалось в двух вечерних прогулках, почти все время в свете ночных фонарей, и полдня по утреннему городу. Но этого хватило по уши. Город очарователен, но больше в нем делать нечего.

Наша цель в первой прогулке была подняться высоко-высоко к замку Святого Петра, посмотреть на Верону с высоты, спуститься и пойти гулять по центру сколько хватит светлого времени. Ну мы оказались излишне оптимистичными и самоуверенными)

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Во-первых, решили пойти к замку дворами, а не по набережной да по лесенке. Итог — добрели до старой городской стены, разрушенной частично, но колоритной. Там почти все время ни души, только иногда пробегают спортсмены. И мы часа полтора пытались выбраться на нормальную дорогу, к людям, но в итоге только поднимались в горку и плутали дворам, которые, подозреваю, были частными владениями. Вокруг тишина, деревья и разрушенная стена. Страшновато. Зато очень красиво и воздух потрясающе пах разными травами!

В итоге мы таки спустились к замку. Понаслаждались видом с высоты — это действительно отличное место для обзора!

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Потом спустились к древнему мосту, под которым бодренькими порожками бурлит река.

А уже темнеет — рановато на мой вкус — и вокруг огоньки! Красота! :)

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Потом бродили по старому городу, терялись, находились, смотрели памятники — они подсвечиваются, так что и в темноте ОК. Посмотрели на вечерний памятник Данте, площади Синьоре и Эрбе, арку с китовой костью, арки Скалигеров… Все потрясающе рядом друг с другом. Периодически набредали на какие-то современные скульптуры. Вот они совсем не понравились. Не фанат я, что тут скажешь.

На следующий день мы ездили в Больцано (напишу о нем в конце поста). Вернулись часам к 18 и опять пошли бродить по вечернему городу. В этот раз побродили вокруг Арены и еще по каким-то людным и безлюдным улицам, от реки, вдоль реки, опять от реки. Особо рассказывать не о чем, просто наслаждались прогулкой, узкими улочками, местным колоритом.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Утром последнего дня в Вероне на кухне нас ждал приятный сюрприз — наша хозяйка оставила на столе свежий хэндмэйдный кекс! А мы еще накануне купили сыра и мягкого хлеба, поэтому завтрак особенно удался) Сытые и довольные, оставили вещи в нашем b&b и помчались в центр. Утром мы обычно ехали на автобусе, а вечером шли пешком.

Первым пунктом у нас был замок Скалигеров, правящей династии Вероны в далекие времена. Бооольшой, краснокирпичный, красивый! С зубчатыми стенами и красивым мостом в стиле замка, который был полностью разрушен во время войны, а потом собран заново из обломков, валяющихся в реке.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Сам мост красивый, и виды с него открываются шикарные. А еще речка журчит, и людей мало. Красота! Не хотелось уходить, провели на мосту полчаса, не меньше!

Потом мы пошли в сам замок. Из интересного — стены, покрытые фресками, собственно сам факт, что мы ходим по замку, и много, много, МНОГО, полотен с церковной живописью. РЕАЛЬНО МНОГО! Утомили, честно. Хотя некоторые были очень даже ничего. А еще можно было подняться на стены замка и посмотреть на город с высоты) Тоже очень приятный момент. Посещение стоило нам 6 евро.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Дальше мы пошли на Арену. Отлично сохранившийся амфитеатр. Туда тоже можно было зайти за 6 евро. В отличие от Колизея, там можно походить по супенечкам-сидушкам и забраться на самый верх театра, посмотреть на мир с высоты. Погода стояла очень жаркая, но мы честно поплавились на ступеньках театра. Кстати там заливали лед и готовятся к выступлению Каролины Костнер.

Дальше по плану — дом Джульетты. Ну вроде как нельзя не зайти) Ожидаемое разочарование. Полная залипуха, но с ТАКИМ количеством народу!!!! На лицах восторг, на балконе люди. Тесно и убого. Груди бронзовой Джульетты облепили японские руки. Записки на стену прилеплены жвачками, часть отвалилась, а жвачки остались. Выглядит все это очень неприятно, сбежали как можно быстрее.

Забрали вещи из отеля и побежали на поезд, который должен был отвезти нас в Венецию.

Венеция

Паровозы Италии — это нечто. Ни один не пришел абсолютно вовремя. Реально, планировать какие-то стыковки с этим видом транспорта просто невозможно. Хорошо, что мы ехали в Венецию, а не в аэропорт, например. Поезд задержали на 40 минут. а более ранние суперпупер скоростные от 30 мин до двух часов. При этом что-то объявляют про задержки поездов, но даже субтитрами не дублируют на англ. Сидишь на платформе как дурак и не понимаешь, на каком поезде ехать, чего ждать.

В итоге мы таки добрались до Местре. От жд до отеля идти было долго. Отель тоже нашли как-то не сразу. Но в итоге все сложилось, еду купили, подружку встретили, можно ехать в Венецию!)

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Т. к. светлого времени у нас было немного, мы просто бродили, куда глаза глядят. Красиво, как на картинках! Вода иногда попахивает болотцем, дома нуждаются в ремонте, зато цветочки, гондольеры, мостики, водичка… Мы бродили. бродили, вроде далеко забрели и тут бац — вышли почти к вокзалу, т. е. точке отправления) Забавно, все рядом) Необычно, что нет авто, мопедов, велосипедов. Даже не замечаешь этого, свободно гуляя, пока кто-то специально не обратит твое внимание на этот факт.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

На следующий день на 10–45 у нас (еще дома) был куплен билет на посещение секретного тура Дворца Дожей. За 14 евро вместо 20, т. к. нам до 29 лет и мы можем купить специальную Роллинг Кард, которая дает всякие вкусные скидки. Думаем, надо там быть за час, погулять, вдохновиться. Поэтому выйдем в 9, приедем в Венецию, купим роллинг кард и суперпроездные, прыгнем в вапоретто (речной трамвайчик) и быстренько прибудем на площадь. Хахаха. Мы в 9 сели в автобус, пока доехали, пока разобрались с билетами — сели в вапоретто только в 9–50! А еще случайно выбрали ту самую линию, которую все говорят не выбирать, ибо самая долгая) Таким образом мы невзначай совершили круиз по Гранд Каналу:) Вообще, красиво очень. И безумно необычно. Все эти дворцы, вырастающие прямо из воды, кругом гондольеры и катерки, разъезжают туда-сюда. а ты плывешь, теплый ветерок, приятный влажный морской воздух, солнышко. Вода блестит, мы довольные и не паримся, ибо все равно на secret tour еще успеваем.

Приехали на площадь — СКОЛЬКО ЖЕ ТАМ НАРОДУ. Хотя позже мы увидели, что это было еще ничего. Во дворец, конечно же, очередь. Но у нас уже нет времени на сантименты, мы тупо пошли по входу для припэйд тикетов (ведь так оно и было). Там как-то странно все получилось, потому что вход закончился каким-то офисом с двумя тетями, которые направили нас в тикетофис. А там турникет, но с просветом у стены. пришлось пройти в эту дырку. Странно конечно, но сами виноваты. Там после небольшой очереди мы получили билеты и красненькую наклеечку на майки, которая делала нас «избранными» и позволяла идти в этот секретный тур.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Meeting point была во внутреннем дворике в районе туалетов, и пока там все равно никого не было, мы пошли гулять и любоваться внутренним двором. Он очень большой, пустой, лишь колодец посередине. В одном конце двора шикарный фасад церкви, там же некая лестница гигантов, названная так из-за венчающих ее скульптур Меркурия и Нептуна, олицетворяющих Землю и Море. С одной стороны здание дворца облицовано белым мрамором с различными барельефами, модное и красивое. Остальные стены — красный кирпич. Как нам потом рассказала гид, это сделано в целях экономии. Гости Дворца шли только по одной галерее и могли видеть из окон только модную мраморную стену, и не видели кирпичных. А заключенные, сидящие с др стороны дворца, видели только кирпичные стены.

Наша гид была очень веселой, эмоциональной, артистичной, интересно, бойко рассказывала на понятном английском, сопровождая историю наводящими байками о своем детстве и венецианской жизни. Очень забавно, интересно и познавательно. Секретный тур проходит по подземельям и кулуарам дворца, через потайные двери, замаскированные под шкаф или стену, по залам суда и камерам узников. С историями про Казанову — пересказ его дневников в забавном стиле, и с историями просто про уклад жизни дворца.

А дальше можно было пройти по обычной программе осмотра дворца. Но на самом деле мы уже были вполне себе утомлены полутора часовым туром по кулуарам, поэтому по остальному дворцу почти пробежались. Огромные залы, много золота, церковная живопись кругом. И опять тюремные казематы, уже не такие секретные, мост вздохов (изнутри не такой красивый).

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Поели каких-то неудачных сэндвичей в местном кафетерии, вышли на площадь Сан Марко, испугались людей, сели на вапоретто и поехали на Лидо ди Венеция — купаться в море.Лидо — длинная коса, отделяющая Венецианскую лагуну от моря. Шириной всего 5 км. Приехав, мы сразу пошли по центральной улице на другую сторону острова, дошли до бесплатного пляжа и там упали. Забавный факт — переодеться в купальник — бесплатно. Воспользоваться changing room для переодевания ИЗ купальника — 1 евро. Туда входит душ+переодевалка или туалет+переодевалка. или только переодевалка. Душ активируется жетончиком, как оказалось, на опред время. На душе нет двери. Шок и некачественное омовение как результат ((

Пляж не очень — песок, ракушка, море как азовское — идешь-идешь, все по пояс. Еще и водоросли плавают. Редкие, но все равно ощущение болотца. По дороге на причал прогулялись по острову — обычный курортный городок с забавными растениями. Ничего интересного, но часа полтора в общей сложности там пробыли.

Поплыли обратно. Остановки так расположены, что нам оказалось удобно сплавать на еще один островок — Сан Джорджо Маджоре. Сначала пытались поплыть на вагончике VA, но это оказался особый катер по спецбилетам, дядька постоянно на всех орал, потому что народ был не очень в курсе нюансов маршрута и пытался туда сесть по обычным билетам. В итоге разобрались, что правильнее всего добраться на другой берег, там пересечь остров и сесть на вапоретто линии 2. иначе пришлось бы на той же линии 2, но через всю Венецию, плыть.

Сан Джорджо — совсем небольшой остров с аббатством Сан Джорджо, бесплатной церковью, кампаниллой, не хуже санмарковской, но на 2 евро дешевле, яхтенным причалом. Погуляли, зашли в церковь, поднялись на кампанилу. Виды — супер! На самую Венецию) На острове больше получаса решительно нечего делать. Две открытые тропинки, заканчивающиеся тупиками.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Поехали назад, на Сан Марко. А там уже причаливший табун гондол, вокруг которых я ползала на корачках в попытках красиво сфотографировать. Мурано.

Остров знаменит тем, что на нем все производство Муранского стекла. Когда-то давно стеклодувы работали на Риальто, в ту пору деревянном. И из-за температур постоянно возникали пожары. А т. к. вообще многое было деревянным — это было опасно для всего города. И дож великодушно выделил стеклодувам целый остров, запретив промышлять где-либо в другом месте Венеции.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Долго мудрили — линия 3 казалось затопленной, да еще и 20 мин ждать. В итоге сели на всеми рекомендуемую линию 4.2. Она, блин, долгая! нас в итоге трамвайчик 3 обогнал!!! Вообще не очень удачно с точки зрения транспорта в тот раз получилось. Суббота, они видимо ходят реже. А может просто направление такое. И мы недодумались сфотографировать расписание. В итоге несколько раз подходили к остановке тогда, когда трамвайчик только-только ушел, и ждали 20 минут в толпе людей. Жалко времени потерянного.

В общем, Мурано. Плыть клево, тем более мы высунулись из окон, ветер в лицо, водичка, птички! Мурано такой милый, остров старых домиков и мостиков, с канальцами. Романтичная обшарпанность, местами цветочки из местного стекла. В первый раз купили капучино на вынос и были просто счастливы. Гуляли-гуляли, наслаждались, пока нас не занесло в первый стеклянный магазин. И тут понеслось.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Заходили во все магазины, которые издали выглядели прикольно, но там везде одно и то же, причем красивое далеко не все. Мне понравились фигурки, но они — радость коллекционеров, а купить себе оригинальный КРАСИВЫЙ кулончик мне так и не удалось. В общем, через какое-то время меня стало так тошнить от этого ужасного стекла (я не имею ввиду редкие клевые фигурки и всякие мегаштуки),и от самого Мурано, что остро захотелось оттуда уехать. А тут еще был план — сходить на фабрику. Их вроде как много, 23. Но мы нашли одну с платным входом и одну бесплатную, но должна была набраться группа 30 чел. Ждать полдня. Пошли в платную. Ужасно совершенно (имхо, девочкам понравилось. Помним, что меня уже тошнит от стекла:)). Индус с выражением лица — как вы меня все задолбали, — сбацал с третьей попытки стандартную лошадку, выдул совершенно простую вазочку, правда сделал на ней небольшой декорчик, а потом выдул большую бесформенную штуку и лопнул ее. Уши потом еще полчаса болели (разочарование

Бурано.

А потом поехали на Бурано. Маршрут 12 — заполнен до предела. Весь народ не поместился в первый трамвайчик, пришлось долго ждать второй. На Бурано ехали минут 25, с заходом на Торчелло — благодаря ему часть людей отсеялось. Еще часть вышла на остановку раньше. В итоге на Бурано прибыла не такая огромная толпа, как ожидалось.

Мы были усталые и голодные, поэтому сразу пошли искать еду. Нам говорили, что там можно недорого поесть морепродукты. Мы сели в третью попавшуюся харчевню, выбрали, что хотели, Но оказалось, что чего хотим- нет, ибо не сезон. Только собрались уходить — предложили альтернативу, которой в итоге мы остались довольны

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Жизнь сразу наладилась. Пошли гулять. Бурано славен кружевами. Но нам до них не было дела, ибо кружева — на что они нам? Нас интересовали разноцветные домики. Каждый дом на Бурано выкрашен в определенный цвет. И за каждым домом этот цвет закреплен. Если житель хочет перекрасить — надо сначала согласовать цвет с властями. Они дадут или список разрешенных конкретно ему цветов, либо утвердят или забракуют предложенный. Чтобы сохранялась общая колористика.

Дома реально разноцветные. Желтый, рядом синий, рядом оранжевый, розовый, ядренозеленый! А они еще маленькие, двухэтажные. Выглядит до безумия празднично и сказочно. Причем мы думали, что дома такие только вдоль центральных каналов. Нет, они такие по всему острову — специально заходили в дебри, проверяли) Остров то — 10 минут в одну сторону, 5 в другую. Восторг!

А потом опять 20 минут ждали вапоретто. И дальше поездка сопровождалась взглядом на часы — через час планировалось посещение Галереи Академии. Были забуканы билеты. Маршбросок через один остров, поездка на трамвайчике через другой — успели, когда мужик практически закрывал двери — на сеанс в 17–30. Галерея так себе. Большая, с кучей картин, но все на религиозные тематики.

Местные пьют какой-то оранжевый коктейль. Мы все хотели попробовать, но стеснялись. В итоге набрели на милый барчик, где все пили такой коктейль. Решились. Спросили. Зовется шпрец (spritz). Вкусненький, очень освежающий. И градоукрашающий — Венеция после него стала много краше и приятнее)

Следущий день мы начали с посещения площади СанМарко и ее знаменитого собора. Народу, конечно, много, на площади. в соборе воскресная служба до 2х, поэтому пускали только на террасу и пройтись по верхнему этажу — музею. С террасы супер вид! Собор красивейший, с мозаиками золотыми, гобеленами, вывезенными из Византии конями и пр) К сожалению, как часто бывает, часть была на реставрации. Полный вход в собор обещали открыть после окончания службы.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Конца службы мы не дождались, пошли гулять в сторону Арсенала. Там некогда делали большииииие корабли. Арсенал славился тем, что гостей города приводили утром и показывали, как начинают строить корабль, а вечером уже показывали готовый корабль. В самом Арсенале теперь морской музей (если не ошибаюсь). Еще побродили по округе. Это уже более жилой квартал, поэтому где-то видны следы уборки, где-то более обшарпанные палаццо, чем на Гранд Канале и в популярной части города. А еще активно пахло свежевыстиранным бельем.

Дальше на этот день программа, которую стоило бы описывать, закончилась. Пошел дождь, поэтому мы гуляли от магазина к магазину, от кафе к другому кафе. Вообще меня удивляло, почему большинство отчетов о Венеции приводят к тому, что народ мало что посещает, зато много просто бродит, гуляет. Но побывав там, поняла, что в Венеции по-другому просто нельзя. Там нужно гулять, гулять и гулять, смотреть по сторонам, сидеть, тупить, греться на солнце и снова смотреть по сторонам.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Еврейский квартал. Точнее, Гетто. Это самое древнее гетто в мире. Туда согнали евреев еще очень, когда Папа Римский приказал их изгнать из Венеции. Тогда. Дож решил пойти на компромисс, и просто огородить территорию, где будут проживать евреи. Им запрещалось покидать ее ночью и накладывался еще ряд ограничений. Как в каждом еврейском квартале, тут самые тесные улочки, самые обшарпанные и самые жилые дома. Есть монументы, посвященные уничтожению евреев в войну, на главной площади, весьма проникновенные.

Мы долго бродили по кварталу, потом вышли на гл улицу, Страда Нова, где куча магазинов, и пошли по ним гулять, накупать сладостей и т. д. И дальше к мосту Риальто, к Сан-Марко. Возле Хард Рок кафе целая гавань гондольеров. Впечатляет!

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

А еще мы переплавлялись на другой берег Гранд Канала на спец гондоле — траггетто. Это спец переправы, когда не хочется идти до очередного моста или ехать пару станций до др берега на дорогущем вапоретто. За 2 евро с носа. В ней полагается стоять) А ее же шатает. Страшно, но забавно)

Набрели на место, где чинят гондолы.

Мы долго были в Венеции, кажется, все посмотрели. Через какое-то время стало решительно непонятно, куда гулять дальше — вроде везде побывали! Мне все равно очень понравилось, хотя теперь понятно, почему люди ездят сюда на три дня)

Больцано

Итальянский город, затерянный в Альпах. Там официально два языка — итальянский и немецкий. Все вывески и объявления в транспорте дублируются на немецком. И люди скачут с языка на язык. Забавно.
В Больцано ехали довольно бодро медленным поездом — по дороге то и дело попадались красоты. А еще очень быстро начались горы, и становились все выше и выше, а в горах зятеряны деревушки, и замки, и виноградники, и яблочники… в общем — любуйся и не жалуйся. Очень красиво.

В Больцано первым делом мы сели на автобус, маршрут которого походил через весь город. Зачем? Целью поездки Больцано стал из-за того, что тут в былые времена размещался полицейский лагерь для евреев и политзаключеных. Он возник в 43, когда немцы сами начали заведовать еврейским вопросом. Сестра отметила 4 важных памятника — часть стены лагеря, рельсы, с которых отправляли поезда в лагеря смерти, место, откуда заключенных отправляли на работу и еще один очень берущий за душу памятник. Все они находятся на маршруте 10А, В, и мы ехали, выходили на остановке, находили памятник, садились в след автобус и ехали дальше, пока не вернулись снова в центр. Памятники снабжены табличками типа «почему мы это помним» и «что именно мы помним». Молодцы, я считаю. Больцано очень красивый. Архитектура напомнила Германию, маленькие улочки, памятники, леса, луга, речка с порожками и мостиками через нее. И ГОРЫ! Вокруг везде горы, куда ни глянь! Идешь по улице, а напротив — гора с замком! Погода была шикарная, видно было далеко и высоко)) Центральная площадь — площадь Вальтера, находится в 5 минутах от вокзала.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

Мы туда пришли, осмотрелись, и пошли бродить по окрестным улицам. Где-то наткнулись на ярмарку — куча еды, фруктиков, шикарные грибы.

Потом дошли до огромного луга — это парк. В общем, неторопясь побродили часа полтора — и собственно все обошли) В городе вообще говоря есть музей Отци — это мумия. Человек, которого лет 5 назад нашли в Альпах, замерзшего, в прекрасном состоянии. Ему около 2,5 тыс лет. Убит стрелой в спину. Я помню как-то по BBC даже видела передачу, ему посвященную, с расследованием и прочим. Но мы в музей не ходили. Зато поехали в замок Ронколо.

Итальянские каникулы. Верона и Венеция

От площади Вальтера к нему ходит бесплатный шатл. Но мы его не признали.

Точнее я видела эту маршрутку и еще подумала, что это наверное он и есть, но как-то было неочевидно, что можно идти и садиться. Зато платный автобусик уже набивался людьми, и мы тоже туда сели. 1,5 евро, с экскурсией на трех языках) Замок знаменит своими фресками. Находится на вершине горы. Красивый.

И фрески красивые.

Но за час мы его весь обошли) Поспешили вниз, к маршрутке — а там как раз — стоит шатл на остановке. Мы радостно в него запрыгнули. Водитель нас тоже встретил радостно — мне кажется ему скучно там было) И он возит сколько бы ни было пассажиров. то есть он стоял пустой, мы подошли, погрузились и поехали. В маршрутке висело объявление — захотите уехать из замка — скажите на кассе. Видимо они звонят ему и он приезжает. Ехать то минут 10. Потом еще побродили по городу, зашли в центральный собор. Хотели ехать в 17 часов, но уже в 16 поняли, что делать нечего и пошли уезжать.