Турист Дмитрий Марков (DmitryM)
Дмитрий Марков
был 7 марта 2023 12:50

Псков и Новгород — братья, но такие разные

Великий Новгород, Псков, Изборск, Пушкинские горы + 1 город — Россия Май 2013

Завершилось очередное путешествие по России. На это раз путь лежал на северо-запад. Два города со схожей историей довольно сильно различаются при близком знакомстве. В этом кратком обзоре — намётки и главные впечатления. Подробные рассказы по дням — впереди.

Новгород (4 дня).

Размещение — гостиница «Роза ветров» (отзыв).

День первый.

В первый день — самое необходимое для посещения: Кремль (он же Детинец) и Ярославово дворище (а так же всё, что поблизости).

Центр Новгорода (конечно же никакого не великого) — маленький, чистенький, очень опрятный. Глаз туриста радуется.

Все церкви Ярославова дворища (а также многие церкви города) превращены в музеи, причем их время работы — разное. Пришлось приспосабливаться и составлять специальное расписание, чтобы увидеть всё.

Главное впечатление: церковь Параскевы Пятницы.

Подробный рассказ о первом дне

День второй.

Выезд на Рюриково городище. Церковь Спаса на Нередице такая же прекрасная как церковь на Нерли. В этот день ясно ощутил подвиг реставраторов по возрождению из руин церквей и фресок.

До городища добирался с приключениями (подробности в рассказе о втором дне:). Церковь на Ковалеве — еще одна восстановленная жемчужина.

В одной из церквей Ярославова дворища проходила выставка спасенных фресок церкви на Ковалеве, сидел, смотрел удивительный французский фильм о реставраторах.

Фрески церкви Федора Стратилата на Ручью — еще один шедевр мирового значения. Тетушка в церкви-музее оказалась самой «продвинутой».

Фрагмент выставки в церкви Федора Стратилата

Главное впечатление: Рюриково городище.

Подробный рассказ о втором дне

День третий.

Дома так много наметил, что на третий день понял — не успеваю. Пришлось отказаться от поездки на Валдай, так как заняла бы весь день. Посвятил день осмотру северных церквей города.

Зверин монастырь и церковь Петра и Павла в Кожевниках — потрясающие гости из прошлого, чудесно сохранившиеся до наших дней.

Церковь Симеона Богоприимца из Зверина монастыря

Перебрался на другой берег — и там есть, что посмотреть: Антониев монастырь и церкви у речки Витки. После обеда — к главному сокровищу Новгорода. И не подумаешь, что в этой церкви хранится мировое достояние.

Церковь Спаса на Ильине улице (а внутри фрески Феофана Грека)

Под занавес дня: бесплатная экскурсия по двум выставкам музея и смотровая площадка на башне Кокуй.

Главное впечатление: фрески Феофана Грека.

Подробный рассказ о третьем дне

День четвёртый.

В этот день всё по плану: Витославлицы и Юрьевский монастырь. Колокольня монастыря видна даже с пешеходного моста в Новгороде, да и многих других точек, стоит только выйти на берег Волхова.

До монастыря решил идти пешком, осмотрев южные достопримечательности, а обратно — на автобусе. И не прогадал. Заброшенные церкви, Белая башня, затопленные луга — прекрасная прогулка.

В Витославлицах и Юрьевом монастыре появился туристический люд — их, спешащих, сюда доставляют на автобусах. Ну, а я по-простому:) И на берегу Волхова можно сидеть бесконечно, и до Перынского скита добраться.

Перынский скит в сосновой роще

Главное впечатление: Георгиевский собор Юрьева монастрыря.

Новгород — тихий, спокойный городок, довольно чистый и ухоженный (особенно у туристических мест) — оставил очень приятное впечатление.

Псков (4 дня).

Размещение — гостиница «Октябрьская» (отзыв).

День пятый.

Дорога из Новгорода в Псков в Новгородской области была ужасна, но псковичи порадовали — резкий контраст.

Первый день в Пскове — конечно же в кремле или Кроме. Таких крепостей я еще не видел, очень отличается от русских кремлей.

Ошеломителен иконостас Троицкого собора — охватить можно только задрав голову. Псков — городок небольшой, в первый день обошел чуть ли не половину старого города.

Не могу сразу же не сказать про убитые в хлам дороги.

Одна из улиц в центре Пскова

Главное впечатление: псковский Кром как крепость.

День шестой.

Дома планировал разделить Печоры и Изборск, но потом решил совместить — ведь лежат они на одной дороге.

Псково-Печерский монастырь как-то не приглянулся. Излишне яркие (на мой субъективный взгляд) цвета знаменитого Успенского собора, какой-то пафос во всем… Мне ближе более скромные обители. А монастырь как крепость хорош!

На главной площади Псково-Печерского монастыря

В Изборск прибыл к полудню: солнце в зените и палит — не щадит. Изборскую крепость похоже возводят заново — большая строительная площадка. Но места: озеро и Мальская долина великолепны!

Ближе к вечеру я в Мирожском монастыре — вот где волшебство. Как фрески XII века долшли до нас в такой свежести и сохранности!

Лицо из прошлого тысячелетия (фреска из Мирожского монастыря)

Главное впечатление: фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.

День седьмой.

Давно я ждал встречи с Пушкиногорьем. Велосипеда под рукой не было, так что этот день побил все рекорды пеших походов. Пушкинские Горы, Петровское, Михайловское, Тригорское и опять возвращение в Пушкинские Горы. Вечером валился с ног, обожженный и обкусанный комарами — но это того стоило!

В дома-усадьбы даже не заходил — русские просторы и дух Пушкина чувствуются повсюду! Потрясающие места, ни на что не похожие.

Скамья Онегина в Тригорском
"Скамья Онегина" в Тригорском

Главное впечатление: воздух, пропитанный красотой и поэзией.

День восьмой.

В последний день визита в Псков — осмотр оставшихся достопримечательностей: Снетогорский монастырь, район Запсковья и прощальная прогулка вокруг кремля.

Просто бродил, искал живописные ракурсы, а уж древние строители и архитекторы позаботились, чтобы таковых (ракурсов) хватало:).

Панорама псковского Крома

Главное впечатление: прогулка вдоль реки Псковы.

Псков поразил своей крайней запущенностью. Раздолбанные, затопленные дороги, вся набережная реки Великой перерыта, конца ремонту не видно. Хотя эта заброшенность где-то даже и интереснее. Город гораздо живее, чем Новгород: людей и машин кажется в разы больше. Но это только мимолетный взгляд.