Турист Дмитрий Марков (DmitryM)
Дмитрий Марков
был 7 марта 2023 12:50

Северные церкви, Феофан и город с башни Кокуй (Новгород, день 3)

Великий Новгород — Россия Май 2013

Новгород между дождем и солнцем (день 1)

Переход через Волхов и возрожденные из руин (Новгород, день 2)

На третий день я решил взглянуть на церкви и монастыри северной части города. По полуокружности улиц Стратилатовской и Яковлева вышел на набережную Волхова. Взору открылась космическая картина: на пустой площади возвышалось чудовищное, уродливое здание-то ли элеватор, то ли ЦУП. Это оказался драматический театр им. Достоевского (1)!

Драматический театр на пустыре набережной

Быстрее прочь! Мимо достраивающейся гостиницы «Интурист», я вышел за городские валы. Здесь начинались кварталы загородных вилл и дач — очень привлекательно.

Обзор северных церквей Софийской стороны начну с комплекса Зверина монастыря (2). В одной из церквей (Симеона Богоприимца) сохранились древние фрески. В монастыре также покоятся останки новгородцев, в XV веке умерших от моровой язвы.

В этом районе Новгорода монастырь следовал за монастырем, но сохранилось немного.

Главная достопрмечательность — церковь Петра и Павла в Кожевниках (3). Ажурная кирпичная кладка с многочисленными декоративыми элементами привлекает внимание всех ценителей архитектуры, и меня тоже. Внутри церкви — девственная пустота и прохлада.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках

Нельзя пройти также мимо Духова монастыря, Троицкая церковь (4) на зеленом лугу — все, что от него осталось.

Рождественская церковь бывшего Духова монастыря

Улица Большая Санкт-Петербургская — главная транспортная артерия Софийской стороны. Здесь проходила дорога на северную столицу, и сохранилась охранная будка (Кордегардия) (5) у бывших городских ворот.

Кордегардия на Петербургской дороге

Теперь мне нужно перебраться на противоположный берег Волхова, к Антониеву монастырю. Сказано — сделано, автобус № 5 (остановка в центр) привез меня прямо ко входу в монастырь. Когда-то Антониев монастырь располагался в очень живописном месте, но время и люди сделали свое — место заросло, запустело и замусорилось. На территории монастыря находится новгородский пединститут.

Кстати, интересная особенность: в Новгороде рядом с монастырем или церковью обязательно построена школа или иное учебное заведение. Думаю, это не случайно. Так городские власти пытаются сохранить остатки культуры и чувства прекрасного у подрастающих поколений. Что ж — похвально!

Главная доминанта монастыря — Рождественский собор (6) — много раз перестраивался, но также сохранил средневековые фрески.

Рождественский собор Антониева монастыря

По парку 30-летия Октября опять дошел до валов. В этом месте города весной широко разливается речка Витка, при впадении ее в Волхов по обоим берегам стоят две церкви. Одна была в лесах, а от второй начиналась набережная Торговой стороны. Здесь же в 80-х годах поставили памятник Александру Невскому (7), не раз защищавшему Новгород от набегов рыцарских орденов.

Далее путь лежал к центру новгородской, российской и мировой иконописи. По знакомой уже улице Федоровский ручей, по улицам Славная и Ильина… Здесь я уже был в первый день, когда посещал Знаменский собор. Рядом с собором, на зеленом лугу стоит белоснежная церковь Спаса на Ильине улице (8). В понедельник и вторник церковь закрыта, сегодня среда, погожий день, значит ничто не помешает проникнуть внутрь… Внутри полумрак, строительные леса уходят под купол, а с купола взирает невиданный лик. Именно в этой церкви (единственной в мире) сохранились в достаточно большом объеме фрески легендарного иконописца Феофана Грека. Впечатление не передать ни словами, ни фотографиями — эмоции переполняли. Такое же ощущение (восторг и благоговение) испытывают, наверное, увидев фрески Леонардо или Рафаэля…

Большая часть фресок находится в районе купола (туда ведут леса реставраторов, но меня, к сожалению, не пустили), а также в Троицком приделе, куда можно подняться по боковой лестнице.

Христос Пантократор Феофана Грека

Снаружи церковь Спаса Преображения также прекрасна. Ее одиночество только подчеркивает индивидуальность архитектуры. Идеальное творение!

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

В Новгороде все дороги ведут через кремль, каждый день проходил через него и я. На это раз подошла очередь знаменитого новгородского музея. В бывшем здании Присутсвенных мест (9) располагаются исторический музей и музей иконописи.

Новгородский музей

На входе меня поймала скучающий экскурсовод и предложила бесплатно провести по историческому музею. Хоть и галопом, но главное она показала, музей большой и состоит из галереи многочисленных залов. Экспозиция очень интересная, думаю даже, что музей соперничает с владимирским (лучшим из всех, что я видел). После исторического обзора женщина предложила подняться на второй этаж, к иконам — еще одна увлекательная бесплатная экскурсия! Большое спасибо!

А уже ближе к вечеру я совершил восхождение на самую высокую башню новгородского кремля, Кокуй (10). Смотровая площадка на самом верху даже оборудована телескопами, но я ими не воспользовался, просто ходил по периметру площадки и восхищенно запечатлевал виды древнего и современного города.