Турист Anastassia-A
Anastassia-A
был 6 августа 2014 15:57

Сусс, Кайруан — Тунис Октябрь 2012

Итак, читатели. Сразу оговорюсь, что за границей была первый раз, поэтому сравнивать не с чем. Кроме суровой действительности украинских будней. Начнем.

Отдыхали 18—28 октября, конец сезона (с ноября по март у них период дождей, температура падает до 15–17 градусов, купаться холодно). Отель Tour Khalef Hotel Thalasso & Spa в г. Суссе, 4 звезды, 2 км от центра (выбирали специально, чтобы не шумно и в первой линии — стопроцентно угадали). Фактически, целый комплекс из 3 отелей, с хорошей территорией, бассейном, пляжем, анимацией и спа-центром (в последний лично не ходили, но отзывы и видео трансляции впечатляют, естесственно за отдельную плату).

Тунис, арабская страна по европейским стандартам

10 ночей с полупансионом (завтрак и ужин), перелетом и трансфером в/из аэропорта 770 дол. Путевка не горящая, не раннее бронирование, не скидки. Фактически в нашем корпусе 9 этажей, но по французской системе 1-ый этаж — рецепция и столовая, 2-ой — нулевой, а фактический 3-ий называется первым. Вот такие они французы, один раз на лифте покатались, потом разобрались, и таблички на каждом этаже «You are here» помогают.

Отелем и номером очень довольна, все красиво, удобно, продуманно. Смена полотенец — каждый день, вид из окна шикарный, раздвижная система дверей на балкон, звукоизоляция, постель очень удобная, чистота. Персонал улыбчивый, приветливый, но не навязчивый. По-русски понимают почти все, общались вообще без проблем (у других туристов была напряженка с русскоговорящим персоналом в соседнем отеле). Очень хорошая детская анимация, мелкие просто визжали от восторга. За врослую сказать много не могу, мы почти каждый вечер уходили в город, в отеле не сидели. Но слышала живое пение (довольно профессионально), саксофон, дискотека с полуночи до 3-х, аквааэробика, когда волн не было, дартс, настольный теннис, волейбол. Скучающих лиц не видела.

Тунис, арабская страна по европейским стандартам

Прилетели вечером, на следующий день встретились с нашим гидом, Натальей. Она всем раздала план города и возможные доступные экскурсии, рассказала, что где и как, ответила на все вопросы. Очень удобно, и потом ее можно было найти в отеле, даже телефон свой дала. Карта пригодилась, в интернете нормального плана мне найти не удалось.

Мы купили 2 экскурсии, и 3-ю агенство нам подарило (морскую прогулку). Сейчас остановлюсь детально на местном колорите, а позже вернусь подробно к экскурсиям.

Деньги

Валюта — тунисский динар, в нем 1000 милимм (не 100 копеек, как в рублях и гривнах, а именно 1000). Фактически, самая ходовая монета, зачастую очень затертая, что даже изображения не видно. Крупная, серебристая, тяжелая. В магазине с фиксированными ценами, нам давали сдачу медью, чаще всего 100 милимм (круглая бронзовая монета, по размеру, как динар). Попадались даже по 50 и 20 милимм, но расчитаться ими можно только в подобных магазинах. В сувенирных лавках или на рынке меньше динара ничего нет, а на чай медь не оставляют, считается унизительным. Поэтому, если надумаете кого-то благодарить — 1 динар в самый раз (чаевые у них называются бакшыш). Монет по 1, 2, 5 милимм вообще не видела, что на них можно купить тем более не представляю. Есть еще монета в ½ динара (да, на ней так и написано), то есть 500 милимм. Она серебристая, как динар, только меньше в диаметре и легче.

Далее, 5 динар — серебрянная с золотым ободком (не надейтесь, драгоценного метала в ней нет). Крупнее и тяжелее динара. С монетами все. Потом банкноты в 5, 10, 20 и 50 динар. Крупнее нет. Бумажки могут быть разного цвета и с разным рисунком (выпускались в разные годы), так что если у вас 2 банкноты в 10 динар разного цвета, это нормально, не переживайте. Деньги можно обменять по прилету в аэропорту, в банках в городе или в самом отеле. В банках курс на 10% выгоднее, но в отеле более удобный график работы (банки работают до обеда, потом большой перерыв, часа 2–3, потом снова работают часа 2). Решайте сами. Во время моего пребывания курс был 1 доллар = 1,543 динара. ВАЖНО, при обмене вам дают квитанцию, ее терять не надо. Если после отпуска у вас остались динары, поменять обратно на доллары/евро можно только в аэропорту и только при наличии квитанции о первичном обмене. И еще одно ограничение: не больше 30%. То есть, если прилетев, вы обменяли 1000 долларов, улетая, можете обменять динары на сумму не более 300 долларов.

Преступность

Администрация отеля не несет ответственности за сохранность вещей в номере. Врядли кто-то позарится на вашу одежду или паспорт, но деньги, технику лучше не оставлять без присмотра. У меня нет никаких претензий к персоналу. Я не заметила, чтобы кто-то рылся в моих вещах или что-то подобное. Но на пляже был разговор, что в одном номере украли деньги, засунутые во внутренний карман сумки. Опять-таки, решать вам. Мы сразу по приезде в отель арендовали ячейку сейфа (1 день = 1 динар), засунули туда паспорта, авиабилеты и деньги, и не расставались с ключем. При съеме сейфа оставляется залог (у нас был 30 динар), когда возвращаешь ключ — тебе его возвращают. В сейф мы заглядывали раз 5 (деньги меняли не сразу все, а по мере необходимости), все в полном порядке. За 10 дней 5 динар (ячейку арендовали вдвоем) — совсем недорого, и нервы в порядке.

Случаи, чтобы у туриста вытащили бумажник, или сорвали сумочку с плеча мне неизвестны. Я отдыхала с подругой, по городу ночью гуляли вдвоем, никто не нападал. Пытались познакомиться или всучить что-то (кулон, бусы, шарф, карта) — типа «It’s free, бесплатно, подарок». Конечно, это обман. Стоит вам взять вещь, как тут же начинется развод с просьбой благодарности (1, 2… динар, в зависимости от наглости продавца и вашего опыта). Если у вас крепкие нервы, нехватка острых ощущений (бить вас не будут, но поругаться скорее всего прийдется) или ностальгия по родине — пожалуйста, флаг вам в руки. Мы просто говорили «no» и шли дальше с каменными лицами. Отстают очень быстро.

Тунис, арабская страна по европейским стандартам

Что касается знакомств. Арабские мужчины очень, подчеркну очень любят светлокожих, светлоглазых, светловолосых женщин. Особенно с пышными формами. Как сказала наш гид, это генетическое. Так что если у вас не модельная фигура, радуйтесь, сможете почувствовать себя богиней.

Моя подруга высокая, стройная, длинноногая. На нее всегда обращают внимание. В этой стране все было с точностью до наоборот. На моем фоне (я 165 см роста, очень светлая кожа, зеленоглазая и рыжая, вес… скажем явно не дюймовочка) Наташу просто не замечали. Большой сюрприз для обеих. К концу отпуска она меня даже продавать пыталась, за 49 верблюдов, но эта явно другая история.

Если вы худенькая брюнетка не расстраивайтесь, внимание все равно обеспечено. К концу отпуска мы так привыкли, что любое наше появление сопровождается комплиментами, что приехав на родину даже расстроились. Это нормально для Туниса, когда незнакомые девушки идут по улице, а местные мужчины (причем от 13 и старше) говорят «секси, бьютифул, найз», почти все пытаются познакомиться. Причем если вы со спутником, последний явно не преграда. Его просто игнорируют и все равно пытаются знакомиться. Так что заранее подготовьте парня/мужа, чтобы не было скандалов.

Тунис, арабская страна по европейским стандартам

Знакомиться или нет. Ваше право. Мы с подругой большие любительницы поболтать, но с местными это проблематично, ввиду их однонаправленности. Со своими женщинами они далеко не так развязны, и хотя законы здесь очень либеральные, это все равно арабская, мусульманская страна. Приезжие женщины для них — отдушина, возможность разнообразить или вообще завести какую-то личную жизнь. С 20-ю заговорит, хоть одна откликнется, и, может, повезет. Причем, обидно, но о красивых ухаживаниях речь зачастую не идет. Нас один раз позвали в кафе выпить кофе. Во все остальные попытки мужчина вообще не собирался нас угощать или вести занимательную беседу. Все ограниченно: «ты такая красивая», «такие волшебные глаза»… «пошли к тебе». Поэтому мы выслушивали первую часть, а потом уходили.

Я не говорю, что тунисцы озабоченные, вовсе нет. Самый лучший вечер за весь отпуск мы провели с местным, Рожди, нашим экскурсоводом по Сахаре. То ли ввиду его работы, то ли знания русского языка, то ли возраста (лет 35.), но беседа получилась очень занимательной. Он рассказывал о своей стране, обычаях, культуре. И это было невероятно интересно. Очень жаль, что подобный вечер был только один.

Возвращаясь к теме знакомства, еще раз подчеркну — ваше право. Только добавлю, в стране встречаются альфонсы, причем профессиональные. Мужчины в Тунисе красивые: смуглые, глаза черные, крупные, блестящие, ресницы длинные. Голову есть от чего потерять. Добавьте маленькую зарплату, высокий уровень безработицы и обилие туристов. Вот он - готовый альфонс. Чаще всего, за увлекательный вечер в его компании вы оплатите счет из бара, но есть и профи, которые умудряются сделать так, чтобы женщина продала квартиру, машину и все свое имущество и прилетела к нему на крыльях любви. Любовь кончается, когда он получит деньги. Так что, трезво оценивайте, что вам нужно.

Кстати, за 10 дней отпуска, ни один араб руки не распускал. Серьезно. Только ходят и зудят, но никто не пытается тебя потрогать или схватить. Это большой плюс. За Турцию и Египет мне рассказывали вещи похуже.

Дороги и транспорт

Дороги везде из разряда вам и не снилось. В смысле, очень хорошие. Даже в пустыне, при сумасшедшей жаре дороги лучше, чем у меня на улице. Обидно за наших, но факт. В городах практически нет светофоров и перекрестков. Вместо последних — круговое движение по кольцу. Пешеходная разметка очень часто встречается, но пешеходов водители не пропускают. Причем не только туристов, всех. Хочешь перейти — твои проблемы. Местные просто шагают по улице, пока машина не затормозит в метре от него. Мне такой экстрим не по душе, поэтому приходилось выжидать «дыр» в потоке. Аварий, кстати, ни одной не видела. Часто на кольце стоит полиция, причем с незачехленным оружием. И не просто пистолет, а автомат. Зачем, так и не поняла, конфликтов на дороге не видела, чтобы оружием пользовались тем более. Остается загадкой.

Очень много молодежи на скутерах. Эти вообще безбашенные. Могут ехать на заднем колесе, без рук, без ног. И это в общем потоке машин. Старались просто держаться подальше. Водители часто сигналят. Реально часто. И не для предотвращения аварии. В большинстве случаев назначение сигнала вообще оставалось загадкой.

Прокат машин на каждом углу. Такие авто отмечают синими номерами. Такси еще больше. От нашего отеля до Медины (центр, 2 км) 3 динара, до порта Эль Кантауи 5 днем, 8 ночью, до Монастира (км 20) 12 динар. Ориентировочные цены дала гид, все совпало. Водители сразу говорят цену выше (причем намного), но ты называешь свою и соглашаются. Конкуренция у них жесткая. Один раз был неприятный случай, возвращались из Монастира на такси. Водитель — француз. Мы говорим по-английски. Вроде бы согласился на 12 динар. Приехали, стал требовать 20. Поругались, я назвала слово «Полис» и он забрал 12 динар. С психами, но тем не менее. Счетчик можно просить включить, но местные умельцы его хорошо накручивают. Гораздо выгоднее узнать цену у гида, прохожих, и поторговаться до того, как сесть в машину. Расплачивайтесь желательно подрасчетом, если должна быть сдача, получайте ее в машине. Как только выйдете, вы уже не клиент.

Есть еще местные маршрутки и электрички. Первые видели довольно часто, но, как сказали, расписание известно одному водителю. Электричка гораздо дешевле и быстрее, особенно относительно туристических авотбусов, но мы не рискнули — в ней одни местные.

Экскурсии

Экскурсии, что от агентсва, за дополнительную плату, цена на них не меняется в течении всего года (сезона). Каждый новый сезон туры дорожают процентов на 5. Стоимость у разных туроператоров примерно одинакова, на картинке вначале они расписаны подробно.

Самостоятельно мы были в Суссе в Медине, Рибате, в Монастире в Рибате, порту Эль Кантауи. В последнем есть свето-музыкальный фонтан, зоопарк, стоянка яхт и Луна-парк. Очень хорошо там побывать ночью, иллюминация потрясает. Вход в крепость, зоопарк и на аттракционы платный.

Тунис, арабская страна по европейским стандартам

Еще в Суссе есть ресторан «Ля Сюрфин». Там подается только один вариант ужина. Называется комплекс, стоит 30 динар с человека и включает 11 рыбных блюд + десерт из мороженого и фрукты. Мы объедались 3 часа, под конец я даже сдалась, и не доела. Все очень вкусно, колоритно. Мы попробовали креветки, устрицы, рыбу, мидии, кальмары, фрукты кактуса. Сходить стоит обязательно, только на голодный желудок. Работает с 18:00.

Морская прогулка.

Задекорированные под пиратскую шхуну корабли, выход в открытое море, купание, шоу факира, обед. Неплохо позагорали. Не невесть что, но посетить можно. Особенно купание на глубине возле корабля понравилось.

Удна — Сиди бу Саид.

Удна — пригород Туниса (который столица), там разрыли Колизей и Храм, есть развалины купален, домов, термий, мозаики (копии). Для тех, кто любит древность.

Тунис, арабская страна по европейским стандартам

Сиди бу Саид — это бело-голубой городок на берегу море тоже в пригороде Туниса. Дома здесь обязательно белые, а ставни и двери — сине-голубые. Очень живописно и ощущение, что ты уже не в Африке. Город жилой, для очень-очень обеспеченных и туристов. Можно попить зеленый мятный чай с кедровыми орешками. Побывать стоит однозначно.

Сахара

Эту экскурсию пропускать ни в коем случае нельзя. Самые мощные впечатленния за весь отдых.

Тунис, арабская страна по европейским стандартам

Два дня переездов, безусловно, утомительны. Суммарно, мы намотали 1200 км, вставали в 4 утра, но оно того стоило. В первый день были в Эль-Джеме, смотрели Колизей. Очень хорошо сохранился, просто огромный.

Было много кофе-пауз, пробовали восточные сладости. Побывали у коренного населения — берберов. Их еще называют троглодитами, так как свои дома они роют в земле. Нужна комната — вырыли, шкаф — бери лопату и копай. Вместе с тем, у них есть электричество, телевизор, холодильник, паспорта, улицы, мерия, больница, школа, почта. Поразительно.

Тунис, арабская страна по европейским стандартам

Потом приехали в городок под Дузой, можно было покататься на верблюдах и квадроциклах (за отдельную плату в 20 и 20 динар). Ужин в отеле. Ничем не примечательном, которому я бы не дала больше 2-х звезд, но есть бассейн с теплой термальной сероводородной водой. Усталость снимает только так. В остальном отель ужасен.

Раннее утро, завтрак и в 5 утра выезжаем встречать рассвет в пустыне.

Тунис, арабская страна по европейским стандартам

Зрелище завораживает, солнце подымается очень быстро, пейзаж пеняется с каждой секундой (в плане освещения). Мы рассвет втречали на высохших соляных озерах, кристаллы соли отбивают свет и создается впечатление, что земля сверкает, как снег, но это пустыня. Невероятные ощущения.

Следующая остановка — зоопарк в оазисе (опять-таки за дополнительную плату в 15 динар). На маленьком клочке земли такая красота и так много животных. Очень повеселил бедуин-гид.

Пересаживаемя в джипы, и отправляемя в путешествие по барханам. Лучше всяких американских горок.

Тунис, арабская страна по европейским стандартам

Поболтавшись, приезжаем к месту съемок звездных войн.

Еще одина оазис с маленьким водопадом, а потом — Кайруан и его мечеть.

Тунис, арабская страна по европейским стандартам

В мечеть могут входить только мусульмане, остальные довольствуются внутренним двориком. Так как мы прибыли в преддверии большого праздника, то и его не увидели. Но особо никто не расстроился. Рядом с мечетью магазин с дещевыми сувенирами, коврами и выходом на крышу с панорамным видом.

Все, день закончен, нас развозят по отелям.

Я специально детально не расписывала все впечатления и восторги от экскурсий, все-таки лучше один раз самому увидеть, но поверьте, побывать стоит.

Теперь, то, что не ввошло в выше указанные категории.

Мусор. В Тунисе его много. Постоянных вакансий дворников нет, убирают по найму 1–2 раза в месяц, плюс низкая культура населения в этом плане («урны — для туристов»). В отеле, ресторане или колизее будет чисто, но дороги, поля, улицы скорее всего вас неприятно поразят. Сами тунисцы считают, что это временно, так как сейчас у правительства есть более насущне проблемы.

Кактусы. Растут вместо забора, могут быть выше человеческого роста. Никто в здравом уме к ним не полезет. Они не просто колючие, а стреляются колючками, только подойди. Причем такими мелкими, что не увидишь и не сможешь вытащить. Лучше не соваться.

Тунис, арабская страна по европейским стандартам

Солнце. Очень жаркое. Даже с учетом того, что был октябрь. Сгореть можно запросто. Так что берегите себя.

Море теплое. Вначале были волны (даже забавно, прыгали, как в детстве), потом — тишина и гладь, Наташа плавала с маской. Дно песчаное, но отели сами делают искусственные рифы, так что посмотреть есть на что. В последний день похолодало.

Лежаки на пляже бесплатные, к ним полагаются матрасы, чтобы было удобно. Можно еще столик себе взять (напитки поставить, в карты поиграть).

Повсеместно в стране традиция благодарить (оставлять чаевые). Именно традиция, не обязанность, но все же. Причем не только в отеле. Принес тебе местный лежак — дай динар, водитель автобуса довез в аэропорт — динар, гид повеселил-то же самое. Так что решайте сами.

В инфо листе, который нам дали, была указаны дополнителльная плата за катание на верблюдах. Я, наивная, решила, что это все. Фактически оказались 3 дополнительные экскурсии: оазис, верблюды и квадроциклы. Причем я была уверенна, что если человек не хочет ехать на дополнительные возможные экскурсии, то у него все равно остается основная. Ан-нет. Те, кто не поехал на дополнительные, просто сидят и ждут. Их никто никуда не водит, ничего не рассказывает. Например, пока катались на верблюдах, ждать пришлось в захудалом кафе, где всего 4 столика. А ждать под 2 часа. В жару. Это неприятный момент.

На экскурсиях, когда ты не в основном отеле, кормят не очень хорошо. Для меня это не решающий фактор, но будьте готовы. Вообще очень не советую выбирать отель ниже 4 звезд.

Приятный момент. Туалеты. Везде. Приличные и даже более. Всегда есть вода, мыло, бумага, всегда чисто и не страшно зайти. Даже в пустыне. У меня в городе такого нет. Очень положительно.

Подводя итоги, скажу, что страна очень интересная и вполне достойна того, чтобы в ней провести отпуск. Я без тени сомнения заявляю, что хочу вернуться в Тунис еще не раз.

Теги: Пляжный отдых, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры