Турист Anna Gorelova (anngora)
Anna Gorelova
была сегодня 16:33

Старая Ладога, Кировск, Тихвин — Россия Апрель 2024

Некоторое время мы далеко не выезжали. Но настала весна, пригрело солнышком, и снова захотелось впечатлений.

При просмотре туристических отзывов я откладываю интересные места в свою копилочку, а при удобном случае примеряю к моменту — расстояние, время, состав группы для поездки и т. д.

Таким образом я давно присматривалась к гостинице с аквакомплексом «Астрал» в городе Тихвин, но там никогда не было свободных мест. Во время поездки я узнала, что чаще всего в этот отель заселяются группы туристов с экскурсионных автобусов, поэтому беспросветно занято.

На нашу компанию из запланированных 5 человек оказалось дешевле забронировать отличную двухкомнатную квартиру в новостройке в центре Тихвина. Что удобно — нам прислали инструкцию для бесконтактного заселения.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

Квартира оказалась очень просторной и комфортной, состояла из двух спален и большой кухни. В каждой комнате двуспальная кровать и диван.

Один попутчик в последний момент передумал, и мы отправились в поездку вчетвером — я с мужем, наша 11-летняя дочь и её бабушка.

Музеи открываются не рано, поэтому выезжать мы не торопились, сели в машину около 10 утра.

Чёткого экскурсионного плана у нас не было, только точки на карте и небольшие наброски.

На пути к Тихвину, сразу после моста через Неву находится небольшой населенный пункт. Он основан в 1931 году как посёлок строителей ГРЭС (государственной районной электростанции), ныне это Дубровская ТЭЦ.

Жилые посёлки около электростанции назывались в разные годы Невдубстрой, 1-й и 2-й Городок им. Кирова, а в 1953 году стали городом Кировском Ленинградской области.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

В этих местах шли ожесточённые бои за Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Немцы использовали здание ГРЭС как наблюдательный пункт и оттуда корректировали огонь по нашим позициям.

Первую остановку мы сделали у музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» на въезде в Кировск, проехав ~35 км от Петербурга.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

Мы бывали здесь и раньше, но в 75-ю годовщину прорыва блокады 18 января 2018 года было открыто новое здание музея, и я давно хотела его посетить.

Мы попали очень удачно — к началу экскурсии. У кассы уже собралась группа туристов.

Сначала в необычном зале мы посмотрели фильм о днях блокады Ленинграда, затем повернулись к другой стене, где на интерактивной карте нам обозначили ключевые моменты сражений на «Невском пятачке».

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

Затем нас провели в следующий зал, где экскурсовод очень трогательно рассказывала нам про судьбу каждого героя панорамы — реальных людях, с которых создали восковые фигуры. Детям разрешили трогать всё, до чего сможет дотянуться рука. А было там много всего — гильзы и гранаты, колючая проволока, мокрая глина, грязный снег…

Диорама выполнена ленинградскими художниками — ветеранами Великой Отечественной войны.

Многие предметы в зале настоящие, найденные поисковиками, но они убраны на дальний план, чтобы посетители до них не дотянулись. А те, что поближе — это реплики.

Детей предупредили, что бояться не нужно. Погас свет, и мы оказались на «поле боя» со взрывами и самолётами над головой. Восковые фигуры подсвечивались во время всполохов, и танк возвышался над нами…

После увиденного в музее, решили, что экскурсия будет не полной без посещения местности, где происходили эти события во время войны.

«Невский пятачок» — название плацдарма на левом берегу Невы в районе деревни Московская Дубровка, который удерживался войсками Ленинградского фронта в ходе боев за Ленинград c сентября 1941 года по апрель 1942 года и с сентября 1942 года по 17 февраля 1943 года.

Количество погибших и раненых советских воинов в боях за «Невский пятачок» в разных источниках значительно отличается, но потери были огромными.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

Следующую остановку мы сделали у Рубежного камня. Мемориал открыт 12 сентября 1971 года.

Архитекторы Олег Сергеевич Романов, Марк Лазаревич Хидекел, художник Григорий Данилович Ястребенецкий и скульптор Энгель Хариевич Насибулин.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

В нескольких сотнях метров от Рубежного камня расположен первый памятник, который появился на территории плацдарма ещё в 1955 году. Каменный обелиск, изготовленный на камнеобрабатывающем заводе «Водники» под Москвой на средства, собранные ветеранами, участниками боев за Ленинград, установили рабочие ГРЭС-8 им. С. М. Кирова.

Летом 1967 года неподалеку от обелиска «Защитникам Невского пятачка» на пьедестал установили танк Т-34-85.

Здесь же часовня Святого Георгия Победоносца, освященная 8 мая 1999 года.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

За ней — бесконечные братские могилы. С 1990-х годов здесь перезахоранивают останки советских воинов. Поисковики до сих пор ищут останки солдат, находят и с почестями хоронят.

Между прямоугольниками братских могил — памятники защитникам Ленинграда от различных регионов России и бывших союзных республик.

Интернациональную аллею Памяти и Славы торжественно открыли в 2010 году, но её формирование ещё продолжается.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

Долгий путь по аллее заканчивается у Поклонного креста на берегу Невы. По металлической лестнице можно спуститься к воде.

Кругом — следы войны, окопы и воронки.

Здесь воевали люди со всего Союза, большинству парней и девушек было 16–25 лет. «Невский пятачок» стал одним из символов мужества, героизма и самопожертвования советских воинов.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

Возвращаясь к машине, мы заметили небольшой памятник «Малолетним узникам фашистских концлагерей». Ветер разбросал цветы и игрушки, и мы немного прибрались.

Время пролетело быстро, нужно было где-то пообедать и ехать дальше.

Мы нашли на карте кафе возле автовокзала. По пути к нему разглядывали город: береговая линия Невы ухоженная и зелёная, с современными детскими площадками и зонами отдыха.

Кафе «Золотая рыбка»: г. Кировск, Набережная ул., 6В.

Вид заведения немного «уставший» и старомодный, особенно снаружи, но еда очень вкусная, и персонал замечательный.

После обеда, проехав ещё ~90 км мы перенеслись в более раннюю эпоху. Первая Староладожская крепость на берегу реки Волхов была построена во времена Вещего Олега на рубеже IX–X веков.

Стратегическое значение Староладожской крепости в X веке определялось в основном тем, что крепость закрывала водный путь из Балтийского моря вглубь русских земель.

Мы зашли в кассу музея около 16.00. И снова успели удачно — купили билеты на посещение крепости и залов музея. На осмотр у нас оставался час. Посетителей, приехавших позже нас, пустили только по улице погулять.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

Очень интересно персонал музея переговаривался по рациям — передавали информацию о перемещениях посетителей по разным локациям.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

Фрагменты уникальных фресок XII века в Георгиевской церкви можно посмотреть только летом в сухую погоду, в остальное время посещение ограничено. Это один из древнейших сохранившихся храмов России.

Наиболее необычная и уникальная фреска с изображением Святого Георгия, укрощающего змея.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

Деревянная церковь Димитрия Солунского на территории Староладожской крепости использовалась как тёплая церковь для богослужения в зимний период.

Староладожский краеведческий музей расположился в двух башнях. Экспозиция постоянно дополняется находками археологических экспедиций.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

Это посещение крепости для меня стало третьим. В этот раз в музее появился новый зал и современные интерактивные экраны.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

В этот день нам везло не только с экскурсионной программой, но и с погодой. Облака добавили красок на фотографиях.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

Перед крепостью в 2021 году установлен памятник историку и археологу, доктору исторических наук, профессору, заслуженному деятелю науки РСФСР, Почётному гражданину Ленинградской области Анатолию Николаевичу Кирпичникову, посвятившему раскопкам здесь почти полвека своей жизни. С 1972 по 2013 год он был начальником Староладожской археологической экспедиции.

Памятник создан выборгским скульптором Дмитрием Карпенко.

Из Петербурга в Тихвин через Кировск и Старую Ладогу (часть 1)

Когда мы закончили осмотр крепости, амбар XIX века напротив неё уже закрылся. По приезду успели только заметить лапти на двери и различные сувениры внутри.

До квартиры в Тихвине нам нужно было проехать ещё ~100 км.

О нашем знакомстве с городом Тихвин, походе в аквакомплекс «Астрал» и маяках в деревне Немятово я расскажу в следующем рассказе.

Спасибо за внимание!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отзывы об отелях, Самостоятельные путешествия