Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev

Антарктида. Прелюдия

30.12.23. Пролив Дрейка

Плывём! К Антарктиде!

Проснулись с Таней ночью одновременно от качки. Корпус корабля поскрипывает, некоторые предметы оживают и двигаются, а кровать, как детская люлька, качается под тобой. Встал, убрал катающиеся по полу предметы, посмотрел в окно. В пять утра светло, в море волны, мы вошли в пролив Дрейка, славящийся своим тяжелым характером.

Но лёг, качка убаюкала, и я опять сладко заснул!

Чуть не проспал завтрак, в главном зале на четвертой палубе он заканчивается до 10:00, правда всегда можно найти что-нибудь поесть и после десяти в кафе на седьмой палубе.

Что удивительно — официанты практически не обращают внимания на качку, носят напитки на подносах, а вот некоторые пассажиры далеки от идиллии. Но в группе русской части круиза в Telegram предлагают спасаться драминой, это такое лекарство от качки. Нам с Таней повезло, вестибулярный аппарат не поддаётся на провокации. После завтрака есть возможность поменять куртку-парку, если она не подошла по размеру, команда выделила специальное время на замену курток. Заодно можно примерить резиновые сапоги. Куртку, рюкзак, термос можно забрать после круиза, а вот сапоги надо вернуть.

За окном суровое море, волны, барашки. Мы, обычно, к слову «суровое» добавляем «северное», а здесь надо добавлять «южное», мы двигаемся по направлению к самой южной точке Земли. А, кстати, все знают о существовании Южного океана, омывающего берега Антарктиды?

Новый год в Антарктиде

Пролив Дрейка. Вообще-то сэр Френсис Дрейк никогда в этих водах и не ходил. Он выбрал путь куда более безопасный, через пролив Магеллана. И тем не менее эта часть океана носит его имя. В 1578 г., пройдя по Магелланову каналу и отклонившись сильно к югу, Дрейк предположил, что Тихий и Атлантический океан соединяются. Поэтому этот путь и назвали проливом Дрейка. Первый мореплаватель, чей проход по проливу Дрейка задокументирован, — голландец Виллем Шутен, который прошел по проливу в 1616 г.

Текст о проливе я взял из программы дня, которая каждый день транслируется на экраны мониторов в каютах и общественных местах. Из 185 пассажиров на борту не менее половины русские, ну или русскоязычные. Поэтому программа на русском языке, лекции и сообщения дублируются на русском, на телефоне можно поставить приложение и слушать синхронный перевод в исполнении Ивана через наушник или на отдельном гаджете.

Новый год в Антарктиде

Тут и время обеда подоспело, вроде весь день в океане, а свободного времени нет. После обеда лекция об Антарктиде. К началу я опоздал, но успел послушать рассказ об антарктических птицах. После лекции всех желающих приглашают на кормовую палубу понаблюдать птиц. Птиц, правда, почти нет. Пролетел чернобровый альбатрос и всё. Алена, орнитолог из Санкт Петербурга, член команды, интересно рассказывает о полярных птицах. Их главная среда обитания — воздух и вода, на землю они возвращаются разве что для разведения потомства. Кстати, большинство птиц, а пингвины это тоже птицы, выкладывают яйца там, где сами появились на свет. Сейчас речь об альбатросах и буревестниках. Они умеют парить в воздухе как планер, расслабляя мышцы и отдыхая, они даже спят на лету, отключая часть мозга. А вот для взлёта иногда нужен попутный ветер. За год, находясь в полёте, альбатрос пролетает до миллиона километров! Есть королевский альбатрос с размахом крыльев до 3 — 4 метров. Отличить можно так — крылья тёмные, а на спине по центру белое пятно — это и есть чернобровый альбатрос, глаза подведены, а спина целиком темная. Есть ещё несколько видов, но я до них пока не добрался.

Фото Swan Hellenic

На массаж записан в 16:00, массаж и массаж, только стол качается и дело происходит в проливе Дрейка.

Ужин, музыкальный салон, нашу вечернюю развлекательную программу с певцом и музыкантом с Филиппин Ренэ сегодня дополнит программа Танго Страсти, наш круиз берёт начало в Аргентине, как можно обойтись без главного национального танца? С нами плывут танцевальная пара и певица классического аргентинского романса. Особенностью круиза является то, что с корабля не сойдёшь. До конца маршрута. Поэтому мы ещё не раз увидим и услышим выступления аргентинского трио, Ренэ и Саши Рябининой.

Новый год в Антарктиде

Вечерний напиток и спать под мерное покачивание.

31.12.23. Новый год на пути к Антарктиде

«Невозможно пересечь океан, если бояться потерять берег из виду» — Христофор Колумб

Качка если совсем не прекратилась, то сильно уменьшилась и поменяла свою природу, теперь нас больше раскачивает поперечно, а не продольно. Видимо корабль принял другой курс или поменялось направление волн.

Новый год в Антарктиде

После завтрака в 10:30 в Панорамном лаунже собирают на обязательный инструктаж по технике безопасности, присутствующих отмечают по карточкам, откосить не получится, иначе не пустят на лодку. Как экипироваться, как пользоваться спасательным жилетом, как перевозить рюкзак в лодке, как садиться и как высаживаться. Правило трех шагов при посадке и высадке в Зодиак: в месте захода в лодку ставится небольшая подставка, первый шаг на борт, второй на подставку и третий на дно лодки. И никакой суеты!

Антарктическое рукопожатие — крепко сжимаешь локоть, перехват руками не даст упасть или вывалиться при качке.

Отдельное сообщение посвящено правилам поведения при высадке на материк. Международное сообщество создало организацию по защите Антарктиды, IAATO называется, которая в свою очередь разработала кодекс поведения на заповедных территориях Антарктиды, к тому же сейчас здесь распространён птичий грипп среди животных, что требует дополнительных мер безопасности. Поэтому: не брать с собой никакой пластик и пакеты, улетит — не догонишь. Не садиться на землю — могут попасть бактерии, туда и обратно. Не трогать снег и не играть в снежки. Не подбирать ничего! Если вдруг попадётся растение, ни в коем случае не наступать на траву.

При выходе с корабля окунуть сапоги в дезинфицирующий раствор, при возвращении почистить сапоги на специальной стойке со щётками, а далее опять пройти дезинфекцию.

Новый год в Антарктиде

Все новые вещи обрабатывать не надо, но, если вы привезли с собой уже использованные штаны, пожалуйста, принесите с собой сюда на дезинфекцию после инструктажа. И распишитесь в специальной ведомости. Так что, всё по-серьёзному. Мы приходим сюда из своего «грязного» мира (а почему кавычки?) в «чистый» девственный мир Антарктиды, который очень легко повредить, давайте проявлять максимальную осторожность!

Организаторы помешаны на познавательной части, даже в канун Нового года продолжают знакомить с животным миром Антарктиды. Уже знакомая нам Алёна Антонова расскажет об антарктических пингвинах. А потом вместе со Сью, ещё одним профессиональным орнитологом, поведёт на кормовую палубу в поисках живых примеров антарктических птиц, но их вчера было раз, два и обчёлся, а сегодня туман, вряд ли что-то вообще можно увидеть.

Следом Лора Коган, ещё один человек на борту, отвечающая за наши познания в фауне региона расскажет, как быть хорошим китом.

Честно сказать — пропустили. Я, правда, потом догадался, что можно включить в номере 22 канал и смотреть лекцию на мониторе, но поспели к самому концу.

Наш Новый год по московскому времени приходиться на 18:00 местного. Я ещё вчера задал вопрос соседям-соотечественникам — надо бы собраться. Откликнулся Вадим Мамонтов, руководитель Russia Discovery, туроператор при помощи которого мы отправились в это путешествие. В нашей группе в Telegram назначил встречу в 17:50 в Club Lounge на 7-й палубе. В назначенное время публика, в том числе и по-новогоднему нарядная начала собираться. На одном из мониторов висит заставка «Новогоднее приветствие В. В. Путина», в бокалы налито шампанское, под монитор сели ничего не понимающие китайцы, что вызвало взрыв хохота: год дракона пришёл. В нужный момент включается выступление президента, первая мысль — откуда, до Нового года в Москве ещё целых шесть часов? Так на Камчатке уже отметили! За бой Кремлевских курантов отвечаем сами, считаем 12 раз, а дальше гимн России, звон бокалов, всё как положено! Посреди Южного океана, примерно на расстоянии 17000 километров от родного дома на пути к Антарктиде встретили Новый, 2024 год. Пусть он будет таким необычным и радостным, как его встреча! Буквально через несколько минут показался первый айсберг, Антарктида ждёт!

Новый год в Антарктиде

В 19:00 торжественный ужин. Да ни фига он не торжественный, обычный ужин, здесь каждый ужин праздничный, состоит из нескольких подач по меню.

Новый год в Антарктиде

Вкусно поели и выпили, примерно в 21:00 встали из-за стола. И никаких оливье, вообще никакой еды после ужина. Концерт и выпивка.

Действие перемещается в панорамный лаунж, розовое игристое течёт рекой, но, если захотелось Dom Perignon, пожалуйста, 100 $ за бокал, 1300 $ за бутылку.

Новый год в Антарктиде

На сцену выходит певица Саша Рябинина, русская, живёт в Копенгагене, заводит публику международными и русскими хитами.

«Районы, кварталы, жилые массивы,
Я ухожу, ухожу красиво»

Публика отозвалась, потанцевала и даже поводила хоровод.

И всё это на фоне грандиозных айсбергов, плавно и величаво проплывающих мимо. Это не просто Новый Год, это Новый Год на пути к Антарктиде!

Новый год в Антарктиде

Перед полночью вышел поздравить капитан Свен, заодно напомнил, что завтра утром уже начинается экскурсионная программа.

Вот так, без Голубого огонька встретили Новый год, потанцевали, посмотрели на айсберги при свете полярного дня и вскоре разошлись.

01.01.24. Да! Антарктида!

Что люди делают первого января? Правильно — долго спят, потом наслаждаются вчерашним оливье, смотрят ТВ и похмеляются ближе к вечеру.

Ничего этого не было. Подъём в семь утра, завтрак, в 9:00 высаживаемся на материк! Первого января мы добрались до берегов и впервые десантируемся в Антарктиде. Согласно инструктажа надеваем термобельё, на него непромокаемые штаны, флисовую кофту, поверх полученную на борту куртку-парку, шапку, модный спасательный жилет, на спину полученный на борту непромокаемый рюкзак с фототехникой, под задницу подкладку, чтобы не холодно было на лодке сидеть, на ноги, полученные на время круиза резиновые сапоги — готовы! Не забыть пропуск, по нему осуществляется учёт убывших и вернувшихся. На третьей палубе организована погрузка на лодки Зодиак.

Встали в очередь, отсканировали ключ, вспомнили правило трёх шагов на лодку, антарктическое приветствие и вот уже сидим по бортам. Взревел мощный мотор Yamaha, вперёд!

Новый год в Антарктиде

Мы в бухте Миккельсона, расположенной в южной части острова Тринити архипелага Пальмера. Это, если кому-то захочется на карту посмотреть. То есть, мы ещё не на самом материке, а на острове, до Антарктиды всего каких-нибудь десяток километров.

Фото Swan Hellenic

Направляемся на небольшой остров Баррьентос, названный в честь чилийской антарктической экспедиции 1949 года, от корабля не больше километра. Весь процесс высадки проходит организованно, инструкторы следят, чтобы мы не совершали ошибок, но мы их всё равно совершаем.

Сходить на берег с лодки надо таким образом: проскользить по борту лодки на попе к носу, повернуться к нему спиной, перенести ноги в воду, выйти на берег.

Пингвины встречают у входа, сотрудники круиза следят за соблюдением правила пяти метров, однако несознательные граждане сразу пытаются его нарушить.

Новый год в Антарктиде

Сам остров совсем небольшой — 1,7 километров в длину и 500 метров в ширину, прямо у места высадки на берегу лежат китовые кости, в прошлом сюда заходили охотники на тюленей, позднее — норвежские китобои. Видимо с тех пор на острове остался небольшой домик, ну, а главными жителями острова являются пингвины Генту, здесь они высиживают яйца.

Новый год в Антарктиде

Пара тюленей замечена, ползают по снегу, проползут немного вверх и остановятся отдохнуть.

Новый год в Антарктиде

К центру острова образуется небольшой холм, на вершине которого стоит знак с надписью Armada de Chile, 2019. Но, как нас уверяет команда, мы находимся в «Аргентинской части» материка. Антарктида общим решением государств мира не принадлежит никому, но ряд латиноамериканских государств претендует на её части. Что значит этот знак? Попытка утвердиться — это моё?

Фото Swan Hellenic

Команда для нас обозначила флажками дорожку, чтобы не провалиться в глубокий снег, который иногда имеет розовую окраску. Пингвины питаются крилем, он и придаёт экскрементам розовый цвет.

Новый год в Антарктиде

Вся прогулка проходит в окружении белоснежных гор и огромных массивов льда и снега. Инструкторы загоняют нас обратно, чтобы корабль не выбился из расписания, процедура обратной посадки, но перед тем как сесть в лодку, надо помыть обувь. Для этой цели с борта доставили стойку с закреплёнными на ней щётками, куриный грипп, если есть, должен остаться на месте. Десять минут — и мы на корабле.

Приходит время обеда, во время которого публика периодически приникает к окнам — из воды показываются спины и хвосты китов. В конечном итоге я бегать от борта к борту перестал, а то суп остынет. Корабль тем временем тронулся и мы переходим на новую точку — бухту Сьерва в заливе Хьюс на западном побережье Земли Грехэма.

Фото Swan Hellenic

Новое — вокруг нас плавают мелкие куски льда. Видимо, отрываются и крошатся большие куски ледового панциря и вот такая каша плавает вокруг нас.

Новый год в Антарктиде

Кроме того облака рассеялись — голубое небо и яркое солнце! На солнце сразу начинает пригревать, красота! Да, красота вокруг! Это нам подарок на Новый год?

Новый год в Антарктиде

Пришло время нашего послеполуденного десанта. Только сейчас у нас без высадки на берег. Просто несемся на Зодиаке с грохотом натыкаясь на небольшие льдинки, а вокруг горы, айсберги и снежные склоны. Вода вернула свой цвет, он стал тёмно-синим и опять эффект перламутра в плавном движении, необыкновенно красиво! И ледяное крошево в воде добавляет ощущений, Антарктика, блин!

Новый год в Антарктиде

Вернулись, через некоторое время корабль трогается, мы плывём в бухту Орне, где у нас завтра утром запланирована высадка. То тут, то там, из воды выпрыгивают пингвины, разбегаясь от корабля, есть и спины китов. На воде видны полоски каких-то желтоватых волокон с пузырьками, это китовые какашки, поясняют знающие люди.

Ближе к вечеру в 18:30 традиционный брифинг с Ричардом, впечатления от сегодняшнего дня, анонс завтрашнего, прогноз погоды. Тьфу-тьфу, с погодой нам пока везёт, сегодня солнечный день почти безветренный, завтра тоже хорошую погоду обещают. Сотрудница нам рассказала почему снег на айсберге выглядит синим. На самом деле он белый. Голубоватый оттенок образуется из-за различной твердости массы льда. Более старый плотный лед, более твердый и имеет голубоватую окраску. Обусловлено это меньшим количеством воздуха в самой ледяной массе и особенностями преломления световых лучей.

Ужин происходит по меню уже несколько дней, на канале 2, где публикуется программа дня на русском языке, также есть меню на ужин, можно ознакомиться заранее и сделать выбор.

Обслуживает команда филиппинцев — салават пу! У меня появились друзья среди них. Ребята отличные, коммуникабельные, один из них после традиционных «Привет! Спасибо!» спрашивает:
— Как будет enjoy на русском?
— Наслаждайтесь!
— Насляждайтесь! — довольно четко сразу повторил официант.

Чуть позже слышу, как он принимает заказ у соседнего стола, говорившего на русском. Тронул за плечо: — давай, не стесняйся!
— Наслаждайтесь! — повернулся и сказал нашим русским соседям. Произвёл впечатление и получил заслуженные аплодисменты.

После ужина концерт Саши Рябининой.

Круиз, да ещё и с русской группой — возможность общаться с незнакомыми людьми. Диана — молодая очень активная девушка — начальник отдела в Яндекс Маркет, Саша и Артем — акробатический рок-н-ролл, живут в Вене, Вероника — хозяйка салона одежды Bin Bir. А еще Людмила — зав кафедрой математики Станкина, Екатерина и Александр — пенсионеры.

Мне интересно — кто и по каким причинам решил позволить себе путешествие в Антарктиду. Кто эти люди. Ответ меня озадачил. Они все разные и необязательно богатые.

А в это время потрясающий закат, мы идём прямо на солнце, которое лежит на поверхности океана, лежит и не торопиться закатиться. Виды волшебные, нереальные. Скалы, снег, лёд и солнце! А ещё коктейли и музыка.