Турист larabi
larabi
была сегодня 6:53

Хемниц — Германия Март 2024

Вторая прогулка по Хемницу началась, как и первая, с Главного железнодорожного вокзала. Историческое здание я уже показывала, но всё-таки придётся дополнить описание. Хотя-бы фотографиями современного Нового платформенного зала,

построенного в 1976 году и вестибюля здания, также называемом Светлым залом (Lichthalle, 1978–1984) работы архитектора Вернера Клюге.

Ну, а так выглядел зал прибытия в первом варианте.

Зал прибытия на Главном ж/д вокзале Хемница (Empfangshalle des Bahnhofs Chemnitz) 1873 г.

Ну и общий вид длинного прямоугольного здания вокзала с атриумом и примыкающим к нему путевым залом конечной станции.

Трехэтажное строение с оштукатуренным фасадом и с конструкциями из песчаника, широкий центральный выступ с тремя арочными порталами, угловой рустик, цоколь с облицовкой из песчаника.

Хотя Хемниц и называют «городом современности», но история его уже перевалила за 880 лет.

А об истории города лучше всего расскажет музей Шлоссберг. Добраться до музея от Главного железнодорожного вокзала можно на автобусе № 23 в направлении Heinersdorf до остановки Nordstraße и затем пройти 500 метров по улице Müllerstraße до музея. (Если вы на машине, то лучшее место для парковки — на улице Salzstraße).

Но мы по старой традиции отправимся туда пешком.

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

Тем более, что по дороге я собиралась посмотреть ещё кое-что.
A именно, посмотреть главное здание Хемницкого университета по адресу: Straße der Nations 62, — Бётчер-Бау (Böttcher-Bau), которое было открыто в октябре 1877 года.

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

Обязательно взглянуть на Автовокзал Хемница (Omnibusbahnhof, auch ZOB Chemnitz) — наследие ГДР, на момент строительства самый современный автовокзал в ГДР и Европе. Его крыша, площадью около 1200 квадратных метров и сейчас является памятником архитектуры.

Ещё одним памятником архитектуры на прилегающей территории автовокзала является фонтан «Погремушка» (Klapperbrunnen).

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

Клаппербруннен когда-то был спроектирован скульптором Иоганном Белцем (Johann Belz, 1925–1976) и построен в 1968 году как часть недавно построенного автовокзала. Вдохновение для создания этого фонтана художник нашел в природе. Функционирование фотана он основал на поведении листьев растений во время дождя. При такой конструкции вода льется сверху на большие чаши, которые при соответствующем уровне наполнения опрокидываются и опорожняются с грохотом. Фонтан представляет собой весьма абстрактное растение. В конце 2018 года он был остановлен из-за ветхого состояния и демонтирован в феврале 2020 года.
7 июля 2023 года состоялось торжественное открытие фонтана после обширной реставрации.
Художественную часть Клаппербруннен отреставрировал скульптор из Хемница Эрик Нойкирхнер (Erik Neukirchner), внук Иоганна Белца.

Бассейны для фонтанов и фонтанная техника были адаптированы к современному уровню техники. В Клаппербруннене теперь есть собственный водопровод. Раньше колодец приходилось регулярно наполнять водовозом.
Ну и до кучи, меня заинтересовала Университетская библиотека, которая разместилась в здании «Старой Акционерной прядильни» («Alte Aktienspinnerei»).

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

До завершения обязательной программы этого дня было далеко, поэтому я шла в сторону Замкового пруда по улице Georgstrasse ни на что не отвлекаясь и никуда не сворачивая.

И вышла прямиком к бюсту Эрнста Тельмана. Автор и исполнитель монумента — немецкий скульптор Ханс Диттрих (Hanns Diettrich, 1905 — 1983).

Эрнст Те́льман (Ernst Thälmann, 1886 - 1944) - популярный рабочий лидер и председатель КПГ в 1925-1933 гг, депутат рейхстага в 1924-1933. Был убит эсэсовцами в 1944 году.

С берега Замкового пруда открылся вид на бывший монастырь в котором сегодня располагается музей Шлоссберг.

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

Это была главная цель второй вылазки в Хемниц, но до его открытия оставалось полчаса, поэтому я решила обойти Замковый пруд и осмотреть излюбленное место отдыха горожан — Парк замкового пруда (Schloßteich-Park).

Даже в первый день марта здесь было приятно прогуляться.

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

Вся территория Замкового пруда изначально принадлежала Хемницкому монастырю. Ручей Плейсенбах журчал вокруг замка, запруду сделали в конце 15 века, и ручей до сих пор служит источником для пруда. После роспуска монастыря замковый пруд перешел в собственность канцелярии Хемница. В 1860-х годах город Хемниц приобрел эту территорию, чтобы создать рай для отдыха.

К этой поездке я готовилась, поэтому отправилась взглянуть на знаменитые фигуры Шиллинга «Четыре времени дня». Парк был разбит у Замкового пруда в том числе на территории бывшего завода. И там был установлен Фонтан (Fontänenbrunnen im Schloßteichpark).

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

Его разработал Фред Отто (Fred Otto). Комплекс возвышается в нескольких шагах от замкового пруда, к нему ведут ступени, на которых расположены знаменитые скульптурные группы Шиллинга «Четыре времени суток». Водоем с фонтаном окружен беседками.

К счастью в скульптуры на зиму укрыли прозрачными коробами, т. ч. чтобы ими любоваться лета ждать не надо.

На пруду есть островок, на который можно попасть по двум мостикам.

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

В 1913 году на островке Замкового пруда был построен Фонтан Мюллера-Зиппера (Müller-Zipper-Brunnen).

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

Странное название фонтана легко объяснить, ведь фонтан был построен в 1913 году в честь члена городского совета Роберта Зиппера и мэра Иоганна Фридриха Мюллера. Они оба были очень заинтересованы в украшении города Хемница и отвечали за превращение замкового пруда в красивый парк. Фонтан сделан из ракушечника Бруно Шписсом (Bruno Spieß). Четыре аллегорические фигуры поддерживают большую чашу фонтана. В 2002/03 году сильно пострадавший от атмосферных воздействий фонтан был восстановлен.
После Второй мировой войны в парке был построен концертный павильон. Его тоже реставрировали, правда нашлись «умельцы» подпортившие внешний вид.

Ещё на острове в 2023 году появилась детская игровая площадка.

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

В теплое время года посетители парка имеют возможность покататься по пруду на весельных лодках, байдарках, или катамаранах.

Лодочная станция, конечно, ещё закрыта. Но катамараны — гуси-лебеди в полной боевой готовности.
Напротив лодочной станции есть милое кафе-мороженое с террасой на воде.

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

Оно открыто, но летом там особенно хорошо и мест свободных, наверное, надо ждать.

Вот так я скоротала сорок минут и подошла к Замковой горе.

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

Рестораны в любовно отреставрированных фахверковых домах очень привлекательны.

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

На гору, к музею, можно подняться по привлекательной улочке Schloßberg мимо старейших сохранившихся жилых домов города

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

и зайти через арку старых ворот.

Но я выбрала дорогу вдоль стены и поднялась наверх.

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

Нигде историю Хемница нельзя узнать лучше, чем здесь, на месте, где город был основан в 12 веке. Не менее интересно и само здание: первоначально построенное в 1136 году как императорский монастырь и использовавшееся в этом качестве до Реформации, в период своего расцвета оно было одним из самых богатых монастырей Саксонии. В середине 16 века саксонские курфюрсты превратили комплекс в резиденцию и охотничий домик, а в начале 18 века он стал собственностью буржуазии. Еще в 1740 году семья Зигерт превратила сад и двор замка в популярное место отдыха и экскурсий, которым эта территория остается и по сей день.

Я пошла в обход Замковой церкви.

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

К сожалению, интерьеры церкви осмотреть не получилось, т. к. для туристов церковь открыта по рабочим дням после трёх, а по выходным с двух часов до пяти. Так, что я сюда загляну позже.

В саду у церкви установлен памятник павшим в войнах (Gefallenendenkmal).

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

А о чём этот Памятный камень (Gedenkstein) я не нашла.

Ещё в саду, напротив входа в музей, есть лапидарий.

Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг

Стеклянное здание идеально вписывается в старинный антураж и представляет внутри архитектурные фрагменты и гробницы. Они напоминают «старый» Хемниц — средневековье, ренессанс и барокко — который начал исчезать в 19 веке и почти полностью был утрачен из-за последствий Второй мировой войны. Лапидарий я оставила на потом, но увязла в музее и он остался неосмотренным.

Фотографии из музея выставлю позже в альбомах, чтобы не утомлять вас обьёмом информации…

1. Прогулки по Хемницу. Часть I. Традиции и современность в захватывающих контрастах
  2. Музей Художественных собраний на Театральной площади. Часть I.
  3. Музей Художественных собраний на Театральной площади. Часть II.
  4. Междугородный автовокзал Хемница (Omnibusbahnhof)
  5. Бётчер-Бау (Böttcher-Bau) — главное здание Технологического университета Хемница
  6. Центральная университетская библиотека Хемница
  7. Прогулки по Хемницу. Часть II. По дороге в музей Шлоссберг
  8. Большой зал музея Шлоссберг с выставкой об истории Хемница
  9. Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть I.
  10. Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть II.
  11. Уникальная коллекция готической скульптуры Саксонии в Хемницком музее Шлоссберг. Часть III
  12. Протестантская церковь Св. Якова в Хемнице.
  13. Музей Гунценхаузера. Часть I. Экспрессионизм.
  14. Музей Гунценхаузера. Часть II. Между абстракцией и реализмом
  15. Музей Гунценхаузера. Часть III. Абстракция после 1945 года
  16. Музей Гунценхаузера. Часть IV. Поп-арт.