Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была сегодня 12:51
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Санкт-Петербург — Россия Февраль 2022

Цикл материалов "Санкт-Петербург и окрестности"

1. Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года
  2. Из Сестрорецка в репинские «Пенаты»
  3. Две недели на берегу Финского залива

Санкт-Петербург хорош во все времена года. Закончив успешно тримест в школе, решили с внучкой отметить каникулы в Санкт-Петербурге.

Из Москвы решили лететь самолетом — 1,5 час и в Пулково. По цене, что на «Сапсане», что самолетом. Обратно вообще летели 1 час (рейс немного задержали, но в пути нагнали: только поднялись — уже посадка). Летать в Питер на самолете понравилось.

А вот заказывать трансфер не стали. Решили воспользоваться общественным транспортом. Оказалось очень удобно: напротив выхода остановка автобуса, который за почти символическую плату довезет до станции метро Московская (за тридцать минут), до Сенной площади, где мы выбрали жилье, ехать минут 20.

Очень удачно добрались.

Разместились в историческом доме — доходном, построенным в 19 веке, но с современным ремонтом. Рядом набережная Фонтанки, Большой драматический театр имени Георгия Товстоногова, Сенная площадь.

Сенная площадь встретила нас ярким освещением (прилетели вечером).

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Проходили потом ее каждое утро и вечер: из наших аппартаментов в Апраксином переулке, идти 10 минут по Садовой улице, мимо Гороховой. До Невского проспекта ходили пешком.

Район Сенной площади исторический и раньше имел дурную славу. Именно здесь у героя Ф. М. Достоевского Родиона Раскольникова возникла мысль убить старуху-процентщицу.

По аналогии с «Чревом Парижа» Э.Золя этот район называют «Чревом Петербурга».

На Сенной сейчас много магазинов, да и Апраксин двор рядом.

Жили в истрическом центре, где каждый дом имеет интересную историю.

Начну с личности Федора Матвеевича Апраксина (1661–1728), в честь которого назван переулок — Апраксин (мы поселились в доме этого переулка).

Биография у этого героя длинная, но утомлять не буду.

В честь этой личности назван не только переулок, но и целый комплекс зданий, который называют Апраксиным двором, а местные — не очень уважительно — Апрашкой (это экскурсовод сказала).

В 1744 году императрица Елизавета пожаловала Федору Апраксину огромную территорию между набережной Фонтанки и Садовой улицей. Уже в 1780 году здесь образовался Охотный и Птичий ряды, где продавали птиц, собак, кошек и другую живность. Потом образовались лоскутные, шубные ряды и так далее.

Здесь и сейчас торговые ряды, но мы каждый раз проходили мимо.

В первый же вечер дошли до Большого драматического театра (БДТ), что на набережной Фонтанки и куда мы пойдем в один из наших дней пребывания в городе.

Напротив театра Лештуков мост, который называют мостом «Нет ли лишнего билетика?» — понятно почему. Благодаря известному театру мост стал знаменит.

Утро следующего дня началось со знакомства с Васильевским островом.

Заранее заказанная экскурсия «По секретным местам Васильевского острова» понравилась. Проводила ее увлеченная своим городом девушка Карина, с которой в компании таких же любознательных туристов (всего оказалось 6 человек) как и мы, где мы только не побывали.

Место сбора Памятник конке, установленный в 2004 году, около станции метро Василеостровская. Посвящен этому общественноиу транспорту, который существовал с 1863 года до 1917.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Начинаем знакомство с островом. Всегда было интересно: сколько же всего островов в городе, но каждый раз видела разную информацию.

Идем по 7 линии, а всего 29 линий. А еще есть Большой, Средний и Малый проспекты.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Памятник Василию Корчмину. Есть версия, что в его честь и назван остров.

Но версий по поводу названия острова много и самых разных. А сколько здесь интересных домов, в которых жили не менее интересные люди.

Василий Корчмин был любимцем Петра и дослужился до генерал-майора. Это была одна из ключевых фигур в петровской армии, создатель лучшей артиллерии того времени, мастер фортификации и разведчик.

И версия, что остров назван в его честь, нам понравилась больше всего.

На острове много храмов, не один десяток.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Собор Андрея Первозванного или Андреевский — это один из старейших храмов города. Петр Первый считал Андрея Первозванного своим покровителем и хотел построить храм в его честь, но не успел, его построили уже после его смерти. Были пожары и перестройки: окончательный облик он обрел к концу 18 века.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Дома-колодцы можно увидеть не только на Васильевском острове, есть они и в других местах: даже на Невском проспекте, на Гороховой улице, на Фонтанке и на Садовой, но это отдельная история.

А мы идем смотреть одно из рериховских мест, которых в Питере немало.

Все члены семьи Рериха здесь жили и учились, а Николай Рерих плодотворно работал. Мы побывали около дома, где жил Рерих и приходят поклонники его идей и творчества.

Андреевский собор, где его крестили, мы проходили мимо. В старинном особняке на набережной Лейтенанта Шмидта расположен Музей-институт семьи Рериха. В музее мы не побывали, но забрели во Двор Духов, куда приходят загадывать желания.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Выглядел Двор духов как-то не очень презентабельно и грязновато, стены исписаны желаниями.

Интересней рассматривать дома с красивыми парадными (куда мы заглянули); дома со львами; дома, где сохранилась метлахская плитка которой 200–300 лет, но выглядит она как новенькая. Много удивительного можно увидеть в парадных города.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

В некоторых домах сохранились старинные лифты, ручки, витражи и даже звонки.

В одном из домов наш экскурсовод предложила обратить внимание на перила, их форма была эргономична и руке было удобно держаться за перила.

Где-то здесь на Васильевском острове жила многочисленная и талантливая семья Бенуа. Сейчас в доме Музей Бенуа (пока не были, но обязательно посмотрим — в следующий раз). Толстенный том воспоминаний Александра Бенуа, изданных «Наукой» в серии «Литературные памятники» периодически беру в руки.

На 10 линии располагался Патриотический женский институт, где Н. В. Гоголь познакомился с Николаем Александровичем Плетневым, который предложил Гоголю должность учителя истории и он согласился. С 1831 года три года работал учителем.

На 1 линии жил И.Крылов и на доме установлена мемориальная доска.

Блок А., Н.Некрасов и другие именитые писатели и поэты ходили и жили на этом острове.

«Я тихая, веселая жила

На низком острове, который словно плот

Остановился в пышной Невской дельте…« — писала Анна Ахматова.

Остров небольшой: с севера на юг всего 4 км, с востока на запад 6,6 км. Замечательно интересное пространство, по которому хочется ходить пешком.

Остров с остальной частью города соединяет мост Бетанкура — единственный неразводной мост в городе. Немного о Бетанкуре: родившийся на Тенерифе, Августин волею судьбы попал в Россию в 1908 году и был зачислен в свиту императора Александра Первого для исполнения особых поручений (впоследствии получил чин генерала-лейтенанта). Его инженерные творения многочисленны, приведу несколько: в Царском селе он спроектировал системы подачи воды для фонтана «Девушка с кувшином», разработал ярмарочный городок в Нижнем Новгороде, Манеж в Москве — тоже его творение.

Вторую половину дня посвятили Невскому проспекту. Как же, побывать в Санкт-Петербурге и не пройтись по Невскому? Когда бываем, обязательно кусочек дня проводим здесь.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Около чудного Казанского собора походили, а сфотографировали со второго этажа Дома книги, в котором раньше был Дом Зингера (старшее поколение должно помнить зингеровские швейные машинки, которые были, наверное, в каждом доме).

Строили храм с 1801 по 1811 год, скульптор А. Н. Воронихин. После войны с Наполеоном он стал памятником победы русских над французами. В храме находится могила М. И. Кутузова и хранится икона Казанской Божией Матери ( не оригинал, конечно, а один из списков. Хотя православные ученые считают, что при разговоре об иконах говорить об оригиналах и списках не совсем корректно. Любая икона - это святыня).

А обретена икона была в 1579 году в Казани девочкой Матроной. Несколько лет наза побывали на этом месте и послушали интересную историю обретения от православного гида).

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Локация на втором этаже замечательная, а вот кафе никакое- не привлекло наше внимание ни вкусностями и ни интерьером.

Книги…конечно же посмотрели. Выбор, как и везде, огромный, но цены… космические. Поэтому посмотрели, «облизнулись» и ушли.

На Невском зашли в историческое кафе «Абрикосовъ».

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Кафе открылось на этом месте в 1906 году. Империя «Абрикосовъ и сыновья» славилась глазированными фруктами и шоколадными фигурками, сюрпризами в коробках и другими вкусностями. Семья Абрикосовых занималась и чайным бизнесом. Без покупок подарков семье не обошлось.

Невский проспект пересекает набережную Фонтанки.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Дворец Белосельских-Белозерских- красивый аристократический особняк с богатым декором, с атлантами имеет истории нескольких поколений. Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская купила небольшой домик на набережной Фонтанки у Нарышкиных в 1797 году. Кстати, об Анне Григорьевне недавно писала в рассказе о своей поездке в Москву и посещении Мемориального музея Николая Островского, который расположен также в доме Белосельских-Белозерских на Тверской.

Дом был перестроен сыном Белосельских-Белозерских Эспером, к которому дом перешел после смерти родителей, и его женой. После его смерти жена (вернее, уже вдова) Елена Павловна Бибикова выходит замуж за Василия Кочубея, который тоже умирает в 1850 году. Поэтому этот дом местные жители и называют вдовьим домом.

Во дворце устраивались балы, которые сравнивали с балами в Зимнем дворце. Это было светское место, которое любила посещать Мария Федоровна (жена Александра Третьего). Впоследствии наследник — Константин Эсперович продает дом Александру 3, который дарит его на свадьбу своему брату Сергею Александровичу.

Во время первой мировой войны в нем был госпиталь. После национализации различные партийные организации, а сейчас Музей становления демократии имени А.Собчака. Времени на его посещения не было, да особо и не хотелось. Интересно было бы почитать и посмотреть кто был недавно.

А наш путь продолжается дальше через Фонтанку мимо знаменитых коней Клодта.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Опять кстати, недавно написала о Ленинградском проспекте в Москве (туда меня занесло в цыганский театр «Ромэн»), где есть такие же кони, тоже Клодта, но уже внука.

Протяженность Фонтанки всего 7.6 км и мы решили как-нибудь пройти ее всю: вытекает она из Невы около Летнего сада и впадает в Большую Неву около Гутуевского острова (даже не знали о таком).

Увидели много интересного, но буковок получается много, надо сокращаться.

На второй день запланированная экскурсия началась с задержкой минут на 30 и не очень понравилась из-за экскурсовода Светланы, которая постоянно сравнивала русских туристов с иностранными. Как-то не очень деликатно получалось.

Начали с Заячьего острова — Петропавловской крепости. Помнится раньше в экскурсию входило посещение казематов. Сейчас небольшой пеший обзор крепости.

Из автобусного окна смотрели на город, иногда выходили. Что удивило, не был показал Медный всадник, Исаакиевский собор, Русский музей, знаменитые театры Питера. Но Исаакий мы все-таки посмотрели (на следующий день, когда самостоятельно поехали в Кунсткамеру).Только с другого берега.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Экскурсовод Светлана давала путевую информацию зазубренным стандартным текстом. Была примером того, каким не должен быть экскурсовод. Может для иностранцев это и было хорошо (судя по ее разговору им она проводила экскурсии), а нам — не понравилось.

«Аврора» и немного других значимых объектов, а в итоге привезла нас в сувенирный магазин, где сама и «зависла» (пришла самая последняя).

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Экскурсия закончилась в «Эрмитаже». Вернее будет написать, что нас привезли к музею, раздали билеты и сказали «До свидания».

Помню, в советские времена в Эрмитаж были огромные очереди. Сейчас этого нет, показываешь билет и проходишь. С таким же успехом можно было взять билеты по интернету.

Собственно взяли эту экскурсию из-за Эрмитажа, чтобы с компетентным гидом посмотреть самое-самое, но увы — ожидания не оправдались.

Ходили и смотрели щедевры все подряд до закрытия 18.00 часов.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

«Геракл, борющийся со львом» — интересен сам миф и история его поступления в музей.

Следующий день нашего мини-путешествия начался с посещения Кунсткамеры. Пешком дошли до Невского проспекта, сели на автобус № 10, который нас довез до Университетской набережной. Для проезда на общественном транспорте в первый день купили трехдневный проездной билет (очень удобно).

Билеты в музей брали в кассе, что опять удивило — никакой очереди. Неужели народ стал менее любознательным, чем раньше? потом, уже в залах музея увидели, что посетители прибывают (просто мы пришли одними из первых).

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Музей красивый и очень информативный: в нем можно много интересного узнать о разных народах. Это этнографический музей, а не только коллекция уродцев, которые стал собирать в коллекцию Петр 1.

В этот день у нас было запланировано еще посещение Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова (БДТ — эти три буквы знакомы всем театралам).

Не побывать в нем было просто непростительно, мы поселились рядом в Апраксином переулке, метров 100–150 от театра, что на набережной Фонтанки.

Билеты взяла на галерку по интернету с тем, что если внучке будет не интересен спектакль для взрослых — уйдем.

Приходим довольные в театр и узнаем, что билеты у нас на вчерашний спектакль (вот такая история случилась из-за бабушкиной невнимательности). Любезная девочка на входе посоветовала обратиться к администратору, что мы и сделали.

Выслушав нашу смешную и грустную (и такое бывает: смешно и грустно) историю, администратор дал нам конрамарки на спектакль на 15 ряд в партер (замечательные места оказались).

Вот такие добрые люди живут в Питере, благодаря которым мы посмотрели спектакль «Три сестры» в знаменитом БДТ. Я здесь не в первый раз, а внучка — впервые и было бы жаль, если бы театральный поход не состоялся.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Так мы оказались в БДТ, перед спектаклем посидели в буфете с видом на Фонтанку и посмотрели замечательный спектакль по пьесе А. П. Чехова, получивший несколько театральных наград.

И пешочком возвратились в наш доходный дом 19 века со старинным чугунным ограждением лестницы в парадной.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

В день самостоятельных хождений увидели то, что попалось на глаза: исторические памятники и здания и просто симпатичные украшения города, разбросанные тут и там.

Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года

Благодарю всех, кто дочитал до конца (понимаю, что получилось многовато текста).

Но Питер того стоит, он хорош во все времена года. Даже зимой.

Цикл материалов "Санкт-Петербург и окрестности"

1. Февральские каникулы в Санкт-Петербурге или Питер хорош во все времена года
  2. Из Сестрорецка в репинские «Пенаты»