Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Санкт-Петербург — Россия Сентябрь 2022

Моя условно первая часть поездки в Питер закончилась на 5-й день пребывания в Северной столице. После жары в +29 установилась самая настоящая мерзопакостная питерская погода. Температура упала до +7, и начали лить дожди. Хляби небесные разверзлись и изливали из себя потоки воды разной степени интенсивности. Но даже в такую погоду скучать и сидеть в хостеле не пришлось.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

На этот день у меня к счастью еще дома была запланирована музейная программа. Вот как чувствовала, что не погулять! И одним из ее пунктов был музей РОСФОТО по адресу Большая Морская ул., 35, в который каждую последнюю среду бесплатный вход для всех категорий посетителей. А так же еще дома до поездки я забронировала экскурсию в Академию Штиглица в этот день. В музей Академии я захотела сразу, как только впервые увидела отзывы с фотографиями в сети об экскурсии. И даже цена в 900 рублей меня не отпугнула. Забегая вперед, скажу, что оно того стоит!

Вход в здание Музея — только с экскурсией. Билеты продаются через билетных операторов в интернете или самый выгодный вариант через группу Музея в ВК. Я бронировала через ВК. Кстати, есть льготные категории.

Академия Штиглица — одно из старейших российских высших учебных заведений, ведущее подготовку специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Оно основано в 1876 году на средства, пожертвованные бароном Александром Штиглицем, известного мецената, и носит его имя.

Вдохновившись в 19 веке Художественной выставкой в Лондоне, барон Штиглиц, опираясь на огромное состояние своего отца (Людвига Штиглица) решает создать в России школу по подготовке специалистов: «художников-прикладников, учителей черчения и рисования».

В создание этого проекта, опираясь на образцы лучших европейских вузов, Штиглиц вкладывает огромные по тем временам средства — 1 миллион рублей, а после смерти Штиглица училище продолжает существовать на проценты с завещанного капитала.

Промышленник и банкир прославился еще и как активный меценат, поддерживающий разные проекты, но именно училище стало настоящим вкладом Штиглица в вечность.

Первый Директор училища — известный архитектор Максимилиан Месмахер ещё более прогрессивно подошел к процессу. Кроме того, что это под его руководством и по проекту архитекторов Кракау и Гедике в 1879–1881 годах строится это великолепное здание в Соляном переулке, так он ещё и берётся за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Здание задумывает из двух частей: непосредственно сама школа и музей, в котором студенты могли бы лицезреть образцы того, чему их учат, воочию. Месмахер стремился через экспонаты музея продемонстрировать студентам, как развивалось прикладное искусство от самых древних веков.

«Каждый из 32 залов музея для сохранения духа эпохи декорировался в определённом историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нём. В празднике открытия музея принимала участия императорская семья во главе с Николаем II, а также многие деятели культуры, в том числе художники Илья Репин, Кузьма Петров-Водкин, писатель Дмитрий Григорович».

Выпускники Школы получали вакансии на Императорской фарфоровой фабрике, в театральных мастерских СПб, мебельном заводе Мельцера, ювелирном производстве Фаберже, Грачева, Овчинникова.

Но в период революций начала 20 века у Художественного Училища, как и у всех культурных учреждений, возникли трудности. Вначале в 1905–1909 годах его полностью закрыли, нарушив тем самым всё прогрессивное, созданное великими умами уже в те годы. Например, отлаженная система отопления — трубы вмонтированы в стены и при помощи своей котельной огромное помещение могло отапливаться! Восстановить это так и не смогли — не будешь же разрушать расписанные стены сейчас!

Почти в самом начале войны в центральный купол здания попал фугасный снаряд. Он сильно повредил прозрачную крышу-купол и колонны в основном зале.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

В те годы здание едва не погибло — ведь внутрь попадали осадки! Потом с 50-х годов купол как-то пытались закрывать, меняли один способ на другой, конструкция двойного купола была очень сложной и удалось восстановить по оригинальным чертежам только уже в 1999 году.

Витражи Тиффани, коими был украшен купол, не сохранились вообще. И восстановить удалось уже в наше время лишь незначительную часть.

Вообще, после войны, когда стране остро понадобилось большое количество реставраторов, на базе Училища Штиглица было создано Ленинградское художественно-промышленное училище, которое в 1953 году и назвали именем скульптора В. И. Мухиной. Начались ремонтно-восстановительные работы.

Академии имя ее создателя вернули только в 2006 году.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Фонды музея насчитывают сейчас «более 35 тыс. предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Экспозиция занимает 14 залов и галереей первого этажа и представляет около 2000 экспонатов». Слишком большой объем экспозиции, слишком большая история здания и слишком мелки мы в сравнении с этим великолепием и искусством на века!

Уже при входе в музей сразу видна красота интерьеров. Казалось бы, касса, сувенирная лавка, гардероб, а уже красивая роспись стен и потолков украшает Парадный вестибюль Академии.

Сразу за ним, через небольшой подъëм, идёт Аванзал, с которого и началась наша экскурсия. Арочные колонны, величественные своды, роспись стен выполнены в стилистике итальянского Возрождения.

Наш экскурсовод Дарья провела нас по всем залам, останавливаясь на значительных интересных экспонатах, т. к. рассмотреть и рассказать про все просто нереально.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Впечатлил Русский зал, остановленный усилиями реставраторов только в 1980-х годах. Он выполнен в стилистике палат допетровской эпохи. Здесь можно увидеть красочную роспись стен и сводов зала с элементами сусального золота, а также обрамление нижней части и оконных проемов набором «цветных изразцов, выполненных преподавателем майолики керамистом Э. Кремером и его учениками». Как поведала нам Дарья, этот зал пользуется киношниками в качестве декорации. Ну, и, конечно же, играет роль царских палат Московского кремля. Как сказала нам наш экскурсовод «Иногда за окном горит Москва».

Выход из Русского зала украшают кованые ворота 16 века.

Далее нашему взору была представлена витрина с куклами в костюмах разных губерний России. Они просто потрясающие! Какая тонкая работа, проработаны все детали, головы кукол фарфоровые и у каждой есть по 4 зубика.

Ну, и конечно, Большой выставочный (Итальянский) зал не может не впечатлить. Здесь словно во дворе какого-то итальянского палаццо. Он создан и до сих пор используется для выставок работ студентов и преподавателей. Двухъярусная галерея служит опорой для стеклянного перекрытия купола. Внутренний купол когда-то был сделан из красочных витражных квадратов. По рисунку Месмахера они были выполнены в Мюнхене в 1892 году, но как я уже написала выше, во время войны были утрачены, и сейчас началось их восстановление.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Отрадно, что в этом величественном зале в центре колонн на Парадной лестнице как дань уважения и почета — мраморная скульптура самого банкира, барона и мецената Александра Людвиговича Штиглица. В советское время ее не было, вернули лишь в 2011 году.

В галерее Большого зала также поражает воображение массивная скульптурная стена в графитовых оттенках. Это гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря (180–160 годы до н. э.).

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Она была подарена Эрмитажем в 2002 году к 125-летнему юбилею учебного заведения. Античные образы — олимпийские боги и титаны, видимо, вдохновляют и нынешних студентов.

Про экспонаты можно говорить бесконечно, но лучше один раз увидеть все своими глазами, чем 100 раз услышать или прочитать. Из восхитившего в музее: винтовая лестница, кабинет с мотивами из Нового завета в неоготическом стиле с удивительно тонкой проработкой деталей из разных пород дерева, невероятной красоты лестница с глазурованными расписными керамическими балясинами в зале Медичи

и зал изразцовых печей, в котором их аж 15 штук!

После столь впечатляющей экскурсии я отправилась в музей РОСФОТО по адресу Большая Морская ул., 35. Это один из первых в России музеев, целиком посвященных искусству фотографии. Здесь каждую последнюю среду бесплатный вход для всех категорий посетителей, хоть какая-то компенсация за мерзкую погоду и мокрые ноги. В тот день там проходила выставка «Картины природы». На выставке были представлены фотографии уже знакомых мне по экскурсии в доме Руковишниковых фотографов Дмитриева и Карелина из Нижнего Новгорода, а также других еще незнакомых российских фотографов.

В музей стоит заглянуть не только ради выставок, но и ради здания, в котором он расположен, постройки начала XX века, ярком представителе архитектурного стиля модерн. Есть предположение, что в создании внешнего облика принимал участие великий русский художник Н. К. Рерих. Здесь сохранились исторические витражи на парадной лестнице, выполненные в технике Тиффани, а также в интерьере красивые печи. О парадных, в то числе и об этой, я уже писала в этом рассказе.

В завершении этого музейного дня в Питере я решила окончательно добить себя искусством в Эрмитаже и отправилась в здание Главного штаба, чтобы посмотреть картины Ван Гога и Гогена, а также многих других художников.

Тетенька-кассир пару раз меня переспросила, а я точно хочу именно сюда. И получив несколько раз мой утвердительный ответ, выдала билет. В Эрмитаже какая-то непонятная мне ерунда с сеансами посещения, о которой я еще прочитала на сайте музея. По-крайней мере в 2022 году во время моего посещения была, может, конечно, сейчас что-то изменилось. Я вообще не понимаю, что можно посмотреть в таком музее как Эрмитаж за 1–1,5 часа. У меня было более двух, и тех мне не хватило!

Начала я свой осмотр с первого этажа. Мне на тот момент это показалось логичным. Забегая вперед, скажу, что если вы хотите смотреть картины импрессионистов, Ван Гога, Гогена, Кандинского и т. д., но не располагаете большим количеством времени, то сразу понимайтесь на самый последний этаж. И начинайте осмотр оттуда.

На первом этаже были представлены картины и скульптуры из особняка Штиглица.

В эту поездку в Питер мне уже неоднократно пришлось столкнуться с наследием этого известного мецената.

Далее я как-то не торопливо побрела по залам, осматривая военную форму, шпалеры и т. д.

Чувствовала я себя, как Семен Фарада в фильме «Чародеи», хотелось бурчать себе под нос «Ну, кто так строит!». Но идущая впереди меня тетушка, уже это делала, так что я, прикусив язык, ходила кругами по зданию, рассматривая экспонаты: шпалеры, военную форму и боевые знамена… И если бы в какой-то момент в зале с военной формой я не споткнулась об ограждение, то, вряд ли успела бы, посмотреть картины импрессионистов, т. к. просто не дошла бы до них. Когда я споткнулась, то в глазах смотрительницы-цербера стала потенциальным вандалом, и она стала за мной ходить след в след, как разведчик, практически дыша в затылок. И тут взглянув на часы, я поняла, что такими темпами могу и не дойти до картин тех, ради которых вообще пришла в Эрмитаж. Да, и надоело мне это подозрительное отношение к моей персоне! И, ускорив темп, устремилась по лестнице наверх. Как самый настоящий вадал, скрывающийся с места приступления:)) В общем, я успела, посмотреть, что хотела и даже больше…

За пару минут до закрытия охранник выгонял меня почти пинками, но в какой-то момент отвлекся на группу детей из художественной школы во главе с педагогом. И у меня появилась пара минут, чтобы еще постоять перед картиной Кандинского.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Ой, ну всё, в следующий раз отправлюсь в Эрмитаж на весь день, а начинать буду двигаться сверху вниз.

На этом мой день в Питере закончился, а вот дождь нет. И на следующий день он продолжал лить, но, правда, уже подустал и делал короткие передышки. А у меня была назначена встреча в кафе «Метрополь» с моей бывшей коллегой, которая сейчас живет в Питере.

Выпив кофе с пироженками, и поболтав о том, о сем, мы отправились гулять. Вначале по Петроградке, а затем нам пришла идея пойти пешком в часовню Ксении Петербургской. Про Петроградку я уже написала отдельный рассказ.

Чем хорош этот город, что даже по пути можно увидеть много чего интересного, что изначально не входило с твои планы.

Так мы не стали проходить мимо котельной «Камчатка», о которой я также уже написала отзыв. И прогулялись по Васильевскому острову.

И всё-таки, несмотря на капризы погоды, дошли до одного из старейших кладбищ Питера — Смоленского. Я в целом не любитель ходить по некрополям, особенно в дождь, но это кладбище само по себе интересная достопримечательность с историей. Так, например, у входа встречает мемориальная табличка, что здесь была захоронена няня А. С. Пушкина Арина Родионовна. Но, если интернет источники не врут, то ее могила была утеряна вследствие одного из наводнений.

Официально Смоленское кладбище было заложено в 1738 году, однако его история берёт начало с самого основания Санкт-Петербурга. Почему «Смоленское»? А вот тут как раз всё довольно просто: район Васильевского острова застраивался крестьянами, пригнанными на строительство преимущественно из Смоленской губернии. Отсюда и название некрополя.

Первый храм на территории некрополя был построен в 1786–1790 годах по проекту архитектора Алексея Иванова и получил своё название в честь Смоленской иконы Божией Матери (впрочем, деревянная церковь существовала на этом месте ещё с середины века).

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Другая очень интересная церковь была построена в 1901–1904 годах, чего совершенно нельзя сказать по её внешнему виду: её автор, архитектор Демяновский, стилизовал её под нарышкинское барокко — стиль, которого в Петербурге никогда не существовало (нарышкинское барокко было распространено в центральной России в 17 веке, когда Петербург ещё даже не начали строить). Вот такая уникальная, чисто московская постройка в Петербурге. Прекрасный храм! Кстати, в этом храме отпевали Блока. Захоронили его здесь же на Смоленском, рядом с могилой его бабушки Екатерины Красновой, которая, к слову, тоже была поэтессой. Блок завещал установить на его могиле простой белый крест: аскетично и скромно.

Однако, в 1944 году, в годы войны, когда от планов по уничтожению Смоленского кладбища уже давно отказались, Блока зачем-то решили перезахоронить. С тех пор у Александра Александровича два надгробия. Вот такая запутанная история!

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Вообще на Смоленском похоронены многие известные личности. Одна из них Ксения Петербуржская — одна из самых известных блаженных святых Петербурга, в часовню, которой мы шли. Здесь же рядом с часовней, я неожиданно обнаружила могилы Эдуарда Хиля и Людмилы Сенчиной.

И если первый у меня каких-либо эмоций не вызывает, то имя Сенчиной заставило сердце колотиться чаще… Я была у нее на концерте, некоторые ее песни знакомы с детства. В общем, этот туристический день вышел бы минорным, если бы на этом завершился… Но нет. Мы так же пешком отправились обратно. Я проводила коллегу до одной из станций метро, а сама пошла в котельную «Камчатка» на концерт. Быть в этом городе и упустить такую возможность побывать на концерте в столь легендарном месте, я не могла! Исполняли, конечно же, песни группы «Кино». Лучшего завершения дня было не придумать!

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

На следующий день моя коллега предложила мне погулять на Крестовском острове. Мы встретились у станции метро и отправились на прогулку в Приморский парк Победы. Сам парк довольно большой и занимает около трети острова, на его территории, кроме зеленых насаждений с тенистыми аллеями, есть еще несколько прудов. А около четверти территории всего парка занимает парк аттракционов «Диво-Остров» с многочисленными головокружительными и экстремальными аттракционами.

Сразу скажу, я не любитель экстрима и моя коллега тоже. Аттракционы действительно экстремальные, крики и визги с них слышны по всему острову. В 2015 году, когда я была в командировке в Питере и сидела на конференции, Саша гулял по городу, и побывал, в том числе и в этом парке, прокатившись на одном из аттракционов. Его впечатлений мне так же более чем достаточно, чтобы обходить «Диво-остров» стороной.

Мы отправились в место в парке куда более романтичное — лебяжий пруд. Вообще-то парк образован 7 октября 1945 года в честь морских побед в Великой Отечественной войне, но почему-то каких-либо атрибутов, традиционных для таких парков мы не встретили. Погулять в этом парке приятно, особенно вдоль многочисленных прудов. К одному из них мы пришли. Здесь есть симпатичная беседка-ротонда и плавают красивые птицы, за которыми интересно наблюдать.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Из парка мы дошли до здания ресторанчика,

а потом вышли к воде и перед нами открылся еще один интересный вид — на вантовый мост через Петровский фарватер. А тут целая парусная регата.

Налюбовавшись, как ветер надувает паруса, мы отправились в сторону Газпром Арены. Это грандиозное сооружение с раздвижной крышей и выдвижным футбольным полем было сдано в эксплуатацию в конце 2016 года, а построено оно было по проекту японского архитектора Кисе Куракава на месте старого стадиона имени С. М. Кирова.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Кстати, памятник Кирову стоит здесь. Мы с коллегой поговорили о личности Кирова и о любви к нему питерцев.

А дальше по пешеходному Яхтенному мост пошли к Лахта Центру. Мост был построен в 2017 году. Он соединяет Крестовский остров с Северо-Приморской частью Петербурга. Отсюда открывается хороший вид на берег Финского залива, на котором красуется Лахта-Центр.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Башня Лахта Центра — это действительно уникальное и грандиозное сооружение высотой 462 метра стало самым северным небоскребом в мире и является самым высоким зданием не только в России, но и в Европе, а в мире занимает 15-е место по высоте. Эту башню построили и ввели в эксплуатацию в 2018 году. Можно долго перечислять все достижения и нюансы этого уникального строительства

В 2020 году Лахта-центр стал первым российским небоскребом, получившим мировую премию в области высотной архитектуры Emporis Skyscraper Award в номинации «Небоскрёб года 2019».

Но именно в этот момент нас накрыл дождь. Да еще и с ветром! Так что стоять и любоваться видами совсем не хотелось, а хотелось погреться и выпить чашечку горячего чая. Мы так и сделали.

К тому времени, когда мы дошли до Лахта-центра, погода уже сменила гнев на милость…

Дождь прекратился, небо прояснилось и даже временам выглядывало солнышко. Вдоволь надышавшись свежи морским воздухом и насладившись простором, отправились в сторону станции метро, чтобы доехать до следующей достопримечательности с красивым видом на залив и великолепными закатами — Севкабель порт. Отзыв здесь.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

И на этом мой день не закончился. Попрощавшись с коллегой, я отправилась смотреть развод мостов. Ну, не сразу, конечно… Времени до развода оставалось еще прилично, так что я прогулялась по Васильевскому острову, успела поесть, полюбоваться на танцующие пары и встретить Наполеона (на Васильевском в это момент снимали кино, но съемочную группу я увидела позже, расхаживающего по Питеру французского императора)…

И так как время еще оставалось, то зашла в кафе «Шоколадница» выпить кофе и съесть пироженое.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Могу сказать, что не я одна такая продуманная:))) В кафе было достаточно много людей, которые буквально за минут 15 до начала развода мостов, закончили пить кофе и пошли на Дворцовую набережную.

Просмотр развода мостов в Питере — это один из главных туристических ритуалов. Не посмотрел — считай что не был! Хотя, на самом деле, это не туристический аттракцион — мосты на Неве разводят для прохода судов из Балтийского моря через Неву в Ладожское озеро. Тем не менее, ежедневный развод мостов в ночные часы привлекает сотни туристов и местных жителей на набережные Невы и крыши города.

Всемирно известные 13 разводных мостов в Петербурге — зрелище, к которому невозможно привыкнуть. Ведь это невероятный технический феномен — огромный мост буквально раскалывается на два пролета и неподвижно замирает на несколько ночных часов. Вроде бы уже и видел неоднократно, но все равно выглядит впечатляюще!

Мой выбор был очевиден — Дворцовый мост, один из самых популярных среди туристов. Разводится примерно 300 раз за год, а за одну ночь под ним проходит около 25 судов. Этот мост — настоящий символ города, получивший название от Дворцовой набережной, рядом с которой и находится. В советское время он стал Республиканским, однако в 1944 году ему вернули прежнее имя.

После этого я отправилась в хостел пешком. Учитывая его отдаленность от центра, возможно, это была не лучшая затея, но Санкт-Петербург — один из тех городов, которые стоит увидеть не только днем, но и ночью. Питер дневной и Питер ночной выглядят совершенно по-разному, Необычно и завораживающе выглядят реки и каналы. Огни, отражаясь в темной воде, притягивают к себе внимание.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Вспомнила, как во время своего первого посещения северной столицы, я брала специально экскурсию. Честно говоря, тогда меня она впечатлила. Но сейчас мое мнение изменилось — экскурсию брать не стоит. Вся красота ночного Питера открыта для глаз.

Вот, например, торговый дом Эсдерс и Схейфальс в ночной подсветке. Здание расположено у Красного моста на реке Мойка.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Огни ночного города, отражаясь в воде, настраивают на лирический лад.

Санкт-Петербург ночью прекрасен! Очевидно, но факт! И даже плохая погода этой красоте не помеха…

Последний день перед вылетом был самым насыщенным в план пешеходных прогулок, несмотря на то, что прогноз погоды пугал дождями. Утром я отправилась из хостела, который, я напомню, находился рядом с Технологическим институтом, до Александро-Невской лавры пешком. По пути завернув в несколько парадных, я вышла на Невский проспект. Удивительно, но как мне потом сказала коллега, этот участок называется Старо-невским проспектом. И названия-то на карте такого нет, и, гуляя по самой дальней части Невского проспекта, на домах нельзя встретить такого наименования, а между тем в повседневной речи горожан «Старо-Невский» присутствует. Здесь что ни дом, то красота, гармония и история. Писать можно про каждый. И так разглядывая домики на проспекте, я и не заметила, как пришла к лавре.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Возле входа в лавру мы договорились встретиться с коллегой. Александро-Невая лавра — одна из самых красивых и посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга с действующим православным мужским монастырем. На территории Лавры представлен целый комплекс зданий.

Этот удивительный архитектурный ансамбль часто называют сердцем Петербурга. По преданию, на месте Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в 1240 году произошел разгром шведов войсками Александра Невского, который теперь считается небесным покровителем города. Спустя почти 500 лет, в 1710 году, именно здесь император Петр I велел возвести обитель.

В начале XX века на территории лавры действовало 12 церквей. После революции церковная жизнь в Лавре продолжалась до 1936 года. До 1957 года здесь располагались различные учреждения, а в 1989-м в Лавру вернулись изъятые в 1922 году мощи Александра Невского.

Казалось бы, место туристическое, но все туристы были нами замечены возле исторических некрополей. А на территории лавры было как-то особенно красиво, тихо и я бы даже сказала романтично, особенно в тот день… Несмотря на всевозможные прогнозы погоды, которые сулили дожди, на небе приветливо светило солнце, шелестели листьями деревья, а на газончике вальяжно развалился кот.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Удивительно, но на церковном кладбище (а может и не церковном вовсе) мы обнаружили не только кота, но и могилы пламенных революционеров, партийцев и красноармейцев. И эта «коммунистическая площадка» находится в самом центре лавры.

Отдохнув от городской суеты, и купив в киоске сыр и квас, изготовленные в монастырской обители, мы отправились дальше на прогулку — осматривать парадные: старые с богатым убранством и более скромные. Всевозможные камины, уходящие вверх круговые лестницы — многие детали позволяют представить жизнь здесь в прошлом. Парадные Санкт-Петербурга — интересный маршрут для тех, кто видел основные достопримечательности и хочет узнать о городе больше. О парадных здесь.

На Невском мы заглянули в музей Карла Буллы (о котором я уже написала отдельный отзыв), а потом по пути к очередному адресу парадной в центре, заглянули в пышечную, чтобы попробовать воздушные, нежные, посыпанные сахарной пудрой, ароматные пышки…

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

И внести пожертвования в «фонд» :)))

Петербург славится своими двориками, и одним из их ярких представителей является Мозаичный дворик в самом центре города у набережной реки Фонтанка.

Это не серый двор колодец, а яркий красивый двор, настоящий музей под открытым небом. Он даже стал одним из обязательных пунктов на туристических маршрутах по неформальному Петербургу, хотя найти его не так то и просто. В 2015 году нам его показала знакомая, которая уже несколько лет проживала в северной столице. А в этот раз я показала его коллеге, а в 2016 году маме. Помню, мы тогда даже попали на открытие новой скульптуры и нам вручили по бокалу шампанского на импровизированном фуршете во дворе.

Дворик находится во дворе домов на углу ул. Чайковского 2/7 и набережной Фонтанки 2. Войти можно через неприметную дверь в воротах напротив Летнего сада или по дворам со стороны улицы Чайковского.

Мозаичный дворик появился в обычном дворе в 1984 году. Его автор и идейный вдохновитель, заслуженный художник России Владимир Лубенко. Он создал Малую Академию искусств и со своими учениками создал всю эту красоту во дворике.

Дворик стал настоящей лабораторий искусства. Все произведения выполнены из мозаики. Мозаичный дворик чем-то напоминает парк Гауди в Барселоне.

Во дворе мозаикой украшены стены домов, скамейки и даже поребрики.

Сейчас уже автора нет в живых, но дворик поддерживается Академией и учениками.

В Мозаичном дворики мы отметил, а вот попасть в следующую парадную, а так же Дом юриста нам не судьба. Честно говоря, на Дом юриста я даже и не рассчитывала, а вот в парадную не успели по времени, т. к. сейчас в этом здании находится банк, который ко времени нашего прихода оказался закрыт.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Завершили мы свою экскурсионную программу в Таврическом саду. В тот день я находила рекордные 46 000 шагов.

На следующий день у меня был вылет, но не утром, а днем. Поэтому утром, оставив собранные вещи в холле хостела, я отправилась закрывать еще один гештальт. Смотреть Троицкий собор Лейб-гвардии Измайловского полка (Троице-Измайловский собор или Собор Святой Живоначальной Троицы), который манил меня своими иними куполами со звездами в каждый мой визит в город. Этот собор — одно из знаменитых архитектурных сооружений Санкт-Петербурга. Но, как и многие православные храмы судьба его непроста, но радует, что он все-таки выстоял не смотря ни на что. Его историю без труда можно найти в интернете. И хотя бы раз побывать внутри собора. А я, обойдя площадь с Колонной Славы, отправилась в аэропорт, захватив вещи из хостела.

Ну, здравствуй, Питер. Часть 2. Сентябрьская

Северная столица самый посещаемый туристами город. Каждый приезжающий сюда турист расскажет о городе что-то свое особенное. Для кого-то это будет помпезность дворцов и мостов. В чьих-то восторгах бессонница белых ночей и фестиваль Алые паруса. Для меня же в этот раз город открылся с разных сторон. Слой за слоем, образовав «вкусный» неповторимый микс. Город с характером, разный, парадный и не парадный. Город, в который хочется возвращаться снова, и снова…