Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 10:41

Санкт-Петербург, Выборг, Пушкин — Россия Август 2022

Северная Пальмира, Северная столица, город трех революций, Культурная столица, Северная Венеция… как только не называют Санкт-Петербург. Он непохож ни на один из российских городов. Этот красивый город мира манил меня очень давно, да и до сих пор манит… Первая моя поездка была именно в Питер в 2007 году. В 2015 году я приехала туда снова в командировку и осталась… нет, не жить, а праздновать свой день рождения! Эти несколько дней я вспоминаю с теплотой до сих пор. А на следующий год я привезла смотреть этот замечательный город маму. Прогулки по Питеру и экскурсии по его пригородам мы совместили с мини-круизом на Валаам.

Честно говоря, в Питер в этом году я не собиралась. Всё получилось спонтанно. Случайно наткнулась на распродажу билетов Аэрофлота. Под конец распродажи из Екб оставались прямые рейсы только в Москву и Питер. Конечно же, Северная столица! Цена билета порадовала 7 000 туда и обратно, вместо 10 000 на поезде. Причем с ручной кладью, размеры которой равносильны багажу у Победы. К тому же, под конец августа есть шанс застать хорошую погоду.

Первоначально прогноз был очень радужным и показывал на даты моего пребывания в городе +27 — +29. Причем все 8 дней. Затем резко изменился и рисовал дожди и +7 ±9 так же все 8 дней. А в итоге сбылись оба прогноза! Получилось 50 на 50. 4 дня погода стояла просто замечательная, а 4 дня одним словом «питерская». Поэтому и поездку можно условно разделить на две части: 1. Теплая августовская, когда был еще сезон, и большую часть времени хотелось гулять и наслаждаться архитектурой и природой, а в музеи не тянуло от слова совсем; 2. Прохладная сентябрьская. Прогулки в этот период тоже были, несмотря на капризы питерской погоды, но количество заходов в кафе и музеи в разы возросло.

26 августа отработав день, вечером покидав вещи в сумку, ночью уже ехала на такси в Кольцово.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Так как цены на отели не радовали, то подыскала себе чистый и уютный хостел «Laika», как я поняла это сеть. Хостел, в котором я остановилась, находится на пересечении Загородного проспекта и Верейской. Расположен очень удобно. Недалеко станция метро «Технологический институт», а если пойти в другую сторону, то через 400 метров Витебский вокзал. Да и до центра относительно недалеко пешком. Интерьеры в стиле лофт муж окрестил стиль «блокадным», все есть, а главное чисто и тихо.

Единственная загвоздка случилась с заселением. Т. к. бронировала через Островок, а он, как я выяснила еще в этом году в Перми, контакты клиентов не дает, приехав утром к хостелу, поцеловала дверь. Пока я лезла в сумку за телефоном, из дверей вышла девушка, на тот момент не понятно было администратор или постоялец, как потом выяснилось в процессе разговора постоялец.

— Как мне попасть в хостел?

— Вам должны были прислать инструкции в сообщении, т. к. администраторы здесь все время не находятся, а заселение бесконтактное и после 15 часов.

— Мне не присылали.

— И мне не присылали. Я сама им позвонила.

— Хорошо. Сейчас наберу.

— А это бесполезно. Они с 10 часов работают. А время еще 8.

— Замечательно! И мне теперь с сумкой таскаться. Так себе вариант…

— Если не боитесь оставить сумку без присмотра, то я могу вам дверь открыть.

Я, конечно же, с радостью согласилась на это предложение. Т. к. у меня в сумке были только личные вещи, ничего ценного. А вот этой девушке во время заселения так не повезло, как мне, пришлось до 15 часов с чемоданом по питерским улицам бродить. Самое удивительное, хотя бы где-то на Островке информация была о бесконтактном заселении и что надо самим связываться с объектом размещения! Короче, Островок не аналог букинга, это, я думаю, уже многие поняли.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Ну, а тем временем, удачно избавившись от тяжелой ноши, я отправилась гулять по набережной реки Фонтанки до Аничкова моста, на Невский, потом опять по набережной Фонтанки в сторону… Елагина острова. Да, да все правильно… в первый же день своего пребывания в Питере я прошла от Загородного проспекта от станции метро «Технологический институт» до станции метро «Старая деревня», с которой уже вечером уехала в центр.

По пути намотала приличный километраж, но нисколько не жалею об этом. Т. к. катаясь на метро многого не увидишь. А в Питере, свернув с проторенных маршрутов, можно легко наткнуться на что-нибудь интересное и красивое. Аудиогиды изи.тревел стали в этих прогулках информационной составляющей.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Перейдя по Троицкому мосту, я оказалась на Петроградской стороне. Это один из самых изменчивых районов города. За свою историю он был местом дач и огородов, пороховыми складами, прежде чем превратился в один из фешенебельных районов, а его главная магистраль Каменооостровской проспект стали называть не иначе как «Елисейские поля Петербурга». Многие дома здесь удивляют обилием декоративных украшений, металлическими композициями, деталями из кованого железа. Всё это формирует неповторимый облик района и делает его уникальным и одним из самых красивых в городе.

Петроградка с ее площадями и перекрестками, скверами и набережными, многочисленными угловыми башенками-доминантами, увенчанными куполами и шпилями настолько запала мне в душу, что я вернулась через несколько дней сюда снова, несмотря на испортившуюся погоду.

Далее пересекла самый большой и самый неисторический Крестовский остров (сюда я тоже еще вернусь) и вышла к Елагину острову. Здесь расположен парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова. Неповторимые и величественные пейзажи острова настраивают на размышления во время неспешных прогулок. Здесь я хотела поймать дзен, но остров очень популярное место отдыха у горожан. И в этом мне удалось убедиться. А так как дело было в субботу, в выходной день, то здесь было полно народа, как на берегах и пляже, так и на аллеях парка. Влюбленные гуляли и катались на лодках, спортсмены играли в теннис, любители солнечных ванн загорали на пляже, а семьи с детьми кормили орешками практически ручных белок. Складывалось впечатление, что на каждого ребенка приходится по белке.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

На экскурсию и посещение Елагиноостровского дворца-музея я не рассчитывала, т. к. уже устала и пришла к нему поздно, но удовольствие от посещения Елагина острова я все же получила, и насладилась не только красотой русской природы, но и просветилась в лектории летнего кинотеатра в Tele2 Art Space. В то время, когда я туда пришла, началась бесплатная лекция от Правого полушария интроверта «Время бунтарей: как „Новый Голливуд“ изменил кино?».

Выполнив программу на Елагином острове, я отправилась в буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй». Для этого мне надо было лишь мост перейти.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Не посетить это уникальное место я никак не могла. Ну, во-первых, я очень люблю буддийские храмы. Во-вторых этот храм трижды самый. Самый первый в Европе, самый северный и самый дорогой (в смысле стоимости здания). Его история появления в городе по-своему уникальна и парадоксальна.

Вначале появился храм, а потом уже вокруг него стала формироваться община. Обычно все происходит с точностью наоборот. А появился храм благодаря усилиям Агван Доржиева.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Проект дацана разрабатывал архитектор Гавриил Барановский — автор зданий магазина братьев Елисеевых и Русского географического общества в Петербурге. Строили его по канонам тибетской архитектуры. Половину средств на работы пожертвовал Далай-лама XIII, часть — Агван Доржиев, а остальное собрали у верующих Бурятии и Калмыкии. Храм стал одной из самых дорогих буддийских построек в Европе — вместо традиционного кирпича здесь использовали колотый гранит. Консультировала их специально созданная комиссия учёных-востоковедов.

В начале XX века дацан был одним из самых необычных зданий Санкт-Петербурга. Обычно дацаны строили из дерева и кирпича, но этот был возведён из гранита. Монументальное здание обладало ярким декором, большим количеством позолоченных элементов и витражами, изображавшими восемь благих символов. Автором последних был Николай Рерих.

Судьба Доржиева и храма в советский период истории печальна. Буддистам храм был передан в 1990 году, а до того момента здесь располагалась военная радиостанция, а затем в 60-х зоологическая лаборатория. А сейчас в храм может войти любой желающий. Режим работы до 19 часов, хотя в сети можно найти информацию, что открыт круглосуточно. Я успела, чему очень обрадовалась, т. к. после меня двери храма закрыли, и выходила я из помещения дацана уже после 19 часов через запасной выход.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Да, кстати, в 10 часов утра я дозвонилась до администраторов хостела и получила инструкции по заселению. Надо ли говорить, что в конце первого дня, добравшись до хостела, не спавшая двое суток, я рухнула в постель и спала как убитая.

На второй день еще из дома была запланировала экскурсия к особняк Половцова. Пришла я за полчаса до начала экскурсии. Меня и еще одну пару на входе развернул охранник. Отправил пить кофе в кафе напротив, расположенное во внутреннем дворе дома, который с его слов построил Монферан. А надо было пить не кофе, а валерьянку с новопасситом мешать, чтобы не задохнуться от восторга. Т. к. это удивительный по своей красоте дом. За скромным и неброским фасадом таит в себе великолепные интерьеры, чудом пережившие революции и войны.

За несколько веков дом сменил многих хозяев, но остался известен в истории как особняк Половцова. Неповторимые залы, отражающие людей, которые вложили неимоверный труд и колоссальное состояние для того, чтобы придать им тот вид, от которого замирает сердце, настолько он красив — этот особняк Половцова. Отзыв уже написала.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Экскурсия должна была состояться в 11 часов и длилась минимум час, то планировать поездку куда-нибудь загород смысла не имело. Поэтому в тот день были бесцельные прогулки по центру Питера, просто ради удовольствия. А если учесть, что особняк находится в самом сердце города, недалеко от Исаакиевской площади на Большой Морской — одной из самых престижных улиц в центре Петербурга. Она появилась на заре XVIII века в районе морских слобод у Адмиралтейства, отсюда и ее название.

Эта улица уже к середине XIX века стала средоточием жизни столицы. Она была одной из первых вымощена булыжником и застроена каменными домами, причем все эти дома производят более яркое впечатление своими броскими фасадами, нежели особняк Половцова.

Здесь есть на что посмотреть. Вот взять хотя бы Дом композиторов, во дворе которого находится кафе, куда меня и еще двоих отправил пить кофе охранник. И кстати, не соврал. Этот дом был построен архитектором Монферраном, построивший незадолго до этого особняк на соседнем участке — Б.Морская, 43, для промышленника П. Н. Демидова. Изначально он приобретал его для себя и своей семьи, но Демидов собрался жениться на одной из первых петербургских красавиц — Еве Авроре Шарлотте Шернваль и перекупил особняк у Монферрана, чтобы подарить его своей молодой жене к свадьбе. Вот раньше мужчины не мелочились, дарили целые особняки. Монферран перестроил особняк, согласовав проект с Демидовым.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Во внешнем облике этого нарядного дома использованы мотивы итальянского ренессанса.

Аттик фасада украшен тремя горельефными панно: «Франциск I около умирающего Леонардо да Винчи», «Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра» и «Карл I подает Тициану кисть». Кроме того, на фронтоне здания имеются несколько барельефов, выполненных на темы басен Лафонтена.

Рядом расположен еще один особняк Демидовых, выстроенный также по проекту Монферрана. Уже упомянутый мной дом на Большой Морской, 43 был построен раньше его соседа и является ровесником Исаакиевского собора. И строился также по проекту архитектора Огюста Монферрана. Талант Монферрана и деньги Павла Николаевича Демидова — одного из богатейших промышленников России — позволили создать в центре Северной столицы изящный особняк в стиле необарокко.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Фигуры Славы держат картуш с гербом.

Обрамлением въезда во двор, по замыслу архитектора, стала единая композиция, состоящая из ворот, балкона и двух ниш с фонтанами.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Первый этаж сделан «под руст» и оштукатурен.

Белым мрамором облицованы ниши для фонтанов, из него выполнены шесть герм (каменные поясные фигуры, изначально — бога Гермеса) с мужскими и женскими полуфигурами (работа петербургской фирмы Трискорни), поддерживающие балкон второго этажа.

Верхние этажи здания украшены пилястрами, в центральной части фасада расположена скульптурная композиция «Слава» работы французского скульптора Теодора-Жозефа-Наполеона Жака, работавшего в России (он — автор памятника Петру I в. Кронштадте). Крылатые фигуры держат развернутый свиток с гербом Демидовых — позже он, правда, превратился в итальянский королевский герб, т. к. в последствии здесь располагалось итальянское посольство.

Напротив особняка Половцова единственный дом Набокова, т. к. он больше никогда в своей жизни нигде не был прописан и не имел жилья в собственном владении. Сейчас здесь музей-квартира писателя.

Дом писателя выполнен в стиле раннего петербургского модерна. Его украшает мозаика, созданная одним из лучших мозаичных мастеров В. А. Фроловым и его учениками. Ему же принадлежат мозаика соседнего здания по адресу ул. Большая Морская, 38, где располагается Общество Поощрения Художеств, и мозаичное оформление храма Спаса на Крови.

Металлический декор дома Набокова выпустил завод Карла Винклера, который также создал решетку, обрамляющую Михайловский сад.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Ну, и будучи рядом с Исаакиевской площадью, как в очередной раз не полюбоваться на самое грандиозное творение Монферана — Исаакиевский собор и подивиться тому, что не имея современной техники, можно возвести столь величественное сооружение.

Продолжила свои прогулки по Большой Морской, вооружившись фотографическим маршрутом на изи.тревел. Эта улица по количеству фотостудий уступала только Невскому проспекту. Маршрут, подготовленный музеем РОСФОТО, рассказывает о 20 из них. В тот день посещения этого музея не было в планах, т. к. тратить время в такую замечательную погоду на его посещение абсолютно не хотелось. Да и было оно запланировано на другой день, о чем расскажу позже.

Незаметно для себя дошла до Казанского собора и Спаса-на-Крови.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Зашла в магазин-галерею Васи Ложкина, располженную недалеко от двух соборов. Здесь можно купить неизбитые сувениры. Это место я обнаружила случайно, его не было в моих планах, но удовольствие получила и заряд хорошего настроения.

А в планах была Новая Голландия — интересное место, неразрывно связанное с историей Адмиралтейства и северного флота.

Сейчас Новая Голландия — это парк с липовой и садовой аллеями, газонами и травяным садом, большая сцена для концертов и кинопоказов, детские и спортивные площадки, павильон для лекций и выставок, кафе, магазины и почти ежедневная культурная программа. Очень популярное место, соединившее в себе историю и современный ландшафтный дизайн. Отзыв здесь.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

На третий день погода продолжала радовать, а душа рвалась за город. В планах было Царское село, т. к. мне хотелось закрыть гештальт — неспешно погулять по паркам Царского села. В 2016 году мы с мамой уже здесь были с экскурсией, в которой было заявлена прогулка по Екатерининскому парку. Но в тот раз вместо прогулки вся экскурсионная группа простояла в очереди в Екатерининский дворец. А на посещение парка времени уже не хватило.

Как я уже сказала, хостел находится рядом с Витебским вокзалом, поэтому до Царского села едем электричкой, тут другие варианты рассматривать нецелесообразно. Плюс, что Витебский вокзал — это не только первый вокзал в России, но и потрясающе красивое место и даже, если бы никуда ехать не надо было, то зайти и посмотреть внутренне убранство вокзала однозначно стоило.

Текущее здание вокзала было построено в 1904 году, а до него было два других — деревянное, а затем каменное. Всю историю можно найти без проблем в интернете.

Статный красавец — Витебский вокзал, возведенный руками любимого Николаем архитектора Тона, радовал не только глаз государя в прошлом, но и в настоящем любопытных туристов. Он неоднократно становился местом не только экскурсий, но и киносъемок и фотосессий. По некоторым подсчетам, в разное время на вокзале работало чуть больше 200 киногрупп!

Здание вокзала было невероятно современным для того времени и построено в стиле «модерн». Большое значение при разработке макета и постройке было отдано металлу: приняли решение его не скрывать, а показывать — несущие конструкции, крепления и т. д.

При этом вокзал выглядит воздушным за счет большого количества света: в здании много световых окон и витражей, которые дают рассеянный свет.

Здесь можно долго гулять и наслаждаться деталями, но пора ехать в Царское село. А чтобы в дороге было интереснее, то еще из дома я скачала аудиогид на изи.тревел «Экспресс в историю. Витебский вокзал — Пушкин — Павловск», рассказывающий про все станции на пути самой первой железной дороге в России. Ехать в вагоне электропоезда и слушать рассказ о том, что можно увидеть из окна просто чудесно!

Сейчас город носит имя поэта, но почти два века был известен под другим названием — Царское Село. Царское Село — это не только блестящая царская резиденция со всеми придворными атрибутами, но настоящий город муз. Шедевры архитектуры и скульптуры, очарование парков вдохновляли многих русских поэтов, писателей и художников. Именно здесь в Царскосельском лицее начинал свою литературную деятельность будущий гений русской поэзии Александр Пушкин. В 1937 г., в 100-летнюю годовщину со дня гибели Пушкина, город был переименован в его честь.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

И сегодня город — это один из самых живописных, экологически чистых и привлекательных для туристов пригородов Петербурга. Сейчас любой гость города может почувствовать себя знатной особой, прогуливаясь по ухоженным паркам мимо роскошных дворцов и павильонов.

Вот и я первым делом устремилась в сердце города — Екатерининский парк.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

А рядом с Екатерининским расположен центральный вход во второй по значимости парк Пушкина — Александровский, который почти в два раза больше, но плотность достопримечательностей здесь не такая высокая. А вход в Александровский парк свободный. Ну и как тут пройти мимо?

Это был замечательный день, о котором я напишу отдельный рассказ.

Вечером в Пушкине погода стала портиться, заметно похолодало. Я, посмотрев прогноз погоды на завтра в Питере, сравнила его с прогнозом в Выборге на ближайшие 4 дня и пришла к выводу, что другого более подходящего дня для поездки в Выборг у меня не будет. В Питере все оставшиеся 5 дней моего пребывания обещали дожди и +7 — +9 градусов. А в Выборге прогноз на завтра был более оптимистичным. Значит завтра снова в путь. А сейчас бронируем экскурсию в библиотеку Алвара Ааалто. Да, да вопрос «Как пройти в библиотеку?» в Выборге очень актуален! Ведь это не просто библиотека, а всеми признанный шедевр мировой архитектуры, который достоин отдельного отзыва.

Ну, здравствуй, Питер! Часть 1. Августовская

Выборг — это один из самых красивых городов России с богатой многовековой историей. Влияние европейской культуры наложило отпечаток на его архитектурный облик: площади и улочки исторической части города сохранили аутентичную атмосферу прошлых столетий. Величественно возвышающийся над островом средневековый замок, и уцелевшие башни крепости помнят немало баталий той далёкой эпохи. На сайте много рассказов про этот старинный город, но я, пожалуй, пополню этот внушительный список своим и напишу про него отдельный рассказ.

На этом прервусь, т. к. моя условно первая часть поездки в Питер заканчивается. На следующий день в северной столице температура упала до +7, и начали лить дожди. Но даже в такую погоду скучать и сидеть в хостеле не пришлось.