Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была сегодня 9:31

Выборг — Россия Август 2022

Если вы так же соскучились по Европе, как я, а загранпаспорт давно просрочен, то выход есть! Надо ехать в Выборг. Здесь тоскующим по европейским мощёным улочкам, есть возможность утешиться, не покидая Россию. Влияние европейской культуры наложило отпечаток на его архитектурный облик: площади и улочки исторической части города сохранили аутентичную атмосферу прошлых столетий. Величественно возвышающийся над островом средневековый замок, и уцелевшие башни крепости помнят немало баталий той далёкой эпохи. И если вы еще раздумываете, то вот еще пара доводов в пользу посещения этого славного города — здесь находится единственный в России средневековый замок, самый старый жилой дом, которому уже 500 лет, а также единственное в нашей стране творение знаменитого архитектора Алвара Аалто — библиотека, носящая его имя. Вот лично меня долго уговаривать не пришлось. Т. к. прогноз погоды в Выборге был намного оптимистичнее питерского. К тому же в Выборг я хотела еще в 2016 году, но тогда и без него была более чем насыщенная программа. И вот утром 4 дня своего пребывания в Северной столице, я, не раздумывая, отправилась в Выборг.

Из Питера до Выборга легко добраться на «Ласточке» с Финляндского вокзала. А чтобы время в дороге пролетело незаметно и с пользой я скачала на изи.тревел аудиогид про этот маршрут. Очень удобно для самостоятельного путешественника — ты едешь, а тебе в ухо рассказывают про все станции и их историю по пути следования, начиная от Финляндского вокзала и заканчивая Выборгом.

Полтора часа пути от Петербурга пролетели незаметно, и вот он — древний Выборг, город у моря со скандинавскими крепостными башнями, таинственным островом Мёртвых и целым зоопарком сказочных каменных зверей, обживших фасады зданий эпохи модерна. Выборг старше Санкт-Петербурга на четыре века. И это один из самых красивых городов России с богатой многовековой историей. Сегодня на территории старинного города-крепости расположено более трёхсот объектов исторического шведского, русского и финского наследия.

И первое что встречает самостоятельного путешественника, отправившегося в Выборг электричкой, здание вокзала. Современный Выборгский вокзал увидел свет в середине XX столетия и построен в стиле архитектуры сталинской эпохи. А самое первое здание железнодорожного вокзала было возведено в Выборге в XIX веке. Был тот вокзал деревянным и строился к открытию пути, соединившего Петербург с Хельсинки. Спустя полвека на месте деревянного вокзала появилось гранитное здание, известное тем, что в его стенах не раз бывал Ленин.

Северный модерн

И сразу с вокзальной площади можно начать знакомиться с северным модерном. Напротив вокзала находится дом Пиетинена (Ленинградский пр., 31) — одно из самых известных творений в стиле модерн в Выборге. Оно было возведено в 1908 году на средства мебельного фабриканта М. Пиетинена по проекту архитекторов Б. Юнга и О. Буманссона. Здесь впервые появились лифты и водопровод с горячей водой. В оформлении здания сохранилось множество ярких деталей в стиле национального романтизма — это рельефы, выполненные известным представителем финского модерна Армасом Линдгреном, порталы и гранитные маскароны, олицетворяющие героев эпоса Калевала.

Уехать от питерских дождей в Выборг

Далее, пройдя по Ленинградскому проспекту, можно увидеть такие интересные здания, как здание отеля Выборг, построенное талантливым архитектором Уно Ульбергом. Но эта мемориальная табличка находится не на отеле, а на другом здании напротив. О нем ниже.

Стены этого отеля насчитывают 80-летнюю историю. Они видели старый финский город, Выборг советского периода и живут в Выборге современном.

Уехать от питерских дождей в Выборг

Еще одно творение этого славного архитектора находится почти напротив по адресу Ленина, 12 и представляет собой архитектурный ансамбль из нарядно украшенных зданий, построенных по заказу Финляндского торгового банка в период с 1911 по 1915 год. Его фасад украшают две женские фигуры — одна из них держит в руках цветочный букет, вторая — жезл, обвитый змеями, который является символом власти и могущества. В оформлении соседних зданий также можно рассмотреть цветочные композиции и растительные орнаменты в виде плодов, которые столь характерны для стиля национального романтизма.

Уехать от питерских дождей в Выборг

Пройдем еще немного по Ленинградскому проспекту и посмотрим Дом с пеликанами. Эта птица считается символом семейного очага и родительской любви. Но здание так украшено, возможно, потому, что его архитектор Аллан Шульман возвел для акционерного общества «Пеликан».

Мой маршрут в тот день выглядел несколько хаотично. Совсем не так, как я пытаюсь описать его в рассказе. А все потому, что я была записана на экскурсию в библиотеку Алвара Ааалто. И если бы не запись на экскурсию, то утром бы я, скорее всего, уехала бы в парк Монрепо, а оставшееся время посвятила прогулкам по городу. Но о том, что вышло так, а не иначе, я нисколечко не жалею. Так что продолжим прогулку по улицам и площадям Выборга и вернемся по Ленинградскому проспекту на пересечение с улицей Ленина. Пойдем направо и увидим еще несколько зданий в стиле модерн.

Уехать от питерских дождей в Выборг

И прогуляемся в парке Эспланада, который был разбит в 1862 году. Своим появлением он обязан расширению территории растущего города, для чего были снесены валы и засыпаны рвы Рогатой крепости. На освободившемся месте разбили парк и высадили более двухсот деревьев. Позже здесь появились фонтаны, а дорожки парка украсили скульптуры самые интересные Лось и Мальчик с медвежонком.

Рядом с лосем находится шедевр архитектуры 1930-х — Библиотека Алвара Аалто.

Уехать от питерских дождей в Выборг

Это единственная в России работа блистательного архитектора-функционалиста Аалто и признанный эталон мировой библиотечной культуры. И я настоятельно рекомендую, если позволит время, заглянуть внутрь, чтобы оценить все достоинства революционного для своего времени проекта. В лекционном зале — волнообразный акустический потолок, а в потолке читального зала устроены окна, благодаря чему здесь всегда много естественного света. Библиотека Аалто прославилась тем, что при её проектировании были учтены все тонкости, необходимые для полноценного книгохранения.

А напротив мальчика с медведем находится старейшее в Выборге кафе-мороженица, которое было уже открыто.

Уехать от питерских дождей в Выборг

Но я в тот день и без мороженого замерзла, и даже утром, несмотря на солнце, погода уже начала меняться. И больше мороженого мне хотелось кофе и чего-нибудь сладенького и если не горячего, то уж точно не ледяного. И недалеко есть симпатичный ресторанчик «Эспиля» (Ленина, 3а), воссозданный по чертежам на месте утраченного в годы войны…

Но время обеда еще не пришло, аппетит еще не нагуляли, поэтому сюда не заглянем, но немного задержимся возле… Т. к. возле ресторана есть интересная информация, а именно, кто в свое время из известных людей посещал Выборг: а это известный фотограф Прокудин-Горский и не менее известные Менделеев и Мандельштам. Последний был «вынужден жить в этом богом забытом уголке Финляндии по состоянию здоровья».

Уехать от питерских дождей в Выборг

Но вернемся на улицу Ленина к нашим баранам домикам в стиле модерн. Тем более что рядом с кафе есть интересные образцы, выполненные в этом стиле.

Бывший дом купца Маркелова. Ленина, 6. Этот купец прибыл в Выборг из Тверской губернии, после чего успешно устроил торговлю продуктами. В его собственности находились лавки и магазины, где продавались масло, молоко, хлеб. Здание для купца Маркелова было построено в 1903 году по проекту архитектора Аллана Шульмана, одного из наиболее ярких представителей финского национального романтизма. Мы уже с вами посмотрели на одно его творение — дом с пеликанами. Помните? А теперь посмотрим на целый зоопарк в камне. В оформлении фасада наиболее заметен центральный треугольный щипец и по бокам от него — два эркера со скульптурами медведей. В декоре также использованы изображения других обитателей финских лесов: птиц и белок.

Уехать от питерских дождей в Выборг

А рядом с ним элегантное здание построено в 1901 году в стиле раннего модерна или национального романтизма для Национального акционерного банка. Теперь обычный жилой дом. Или все-таки необычный? Ну, фасад уж точно поразительный с его необычайными декоративными деталями: морскими, растительными и геральдическими мотивами. Наряду с растительным орнаментом, встречаются изображения различных шестерёнок и машинных деталей. Среди этих невероятных барельефов есть даже «крылатый поезд», одновременно напоминающий шлем Меркурия.

А совсем рядом находится здание бывшего Союзного Финляндского банка, которое украшают фигуры крылатых львов. Они являются символом власти и могущества и «охраняют сокровища» своих прежних и нынешних хозяев.

Уехать от питерских дождей в Выборг

А это здание напоминает флорентийское палаццо эпохи Ренессанса.

Прогулки по старому городу

А сейчас мы перенесемся на «машине времени» из Финляндии начала 20 века в средневековье. А что? Такое в этом городе возможно. Всего лишь надо повернуться и посмотреть от здания банка в другую сторону. И перед нами предстает рыночная площадь, Круглая башня, а в растительности Эспланады притаившиеся средневековые рыцари, охраняющие покой немного страшненькой прекрасной дамы.

Уехать от питерских дождей в Выборг

Рыночная площадь — одна из красивейших площадей Выборга появилась в результате сноса крепостных укреплений в конце XIX столетия. С одной из сторон она омывается водами бухты Салакка-Лахти. На площади открывается вход в украшенное небольшой башней с часами здание Выборгского рынка. Будучи построенным в 1906 году, он являлся на тот момент самым большим в Скандинавии.

На другой стороне площади — Круглая башня (в народе — Толстая Катерина). Построенная в середине XVI столетия на небольшом расстоянии от основной стены, она предназначалась для усиления обороноспособности крепости. Её мощные, достигающие четырёхметровой толщины стены надёжно укрывали расположенные на трёх ярусах пушки. После взятия Выборга Петром I, она утратила оборонительное значение, использовалась как арсенал, а затем превратилась в «Баранью тюрьму» (здесь держали беспризорный скот).

Уехать от питерских дождей в Выборг

Из-за громоздкости конструкции в начале XX века башню хотели снести, но уже знакомый нам с вами финский архитектор Уно Ульберг придумал способ, как спасти этот средневековый памятник, предложив открыть в нём ресторан… В который можно зайти и сегодня. Но в тот ранний час он еще был закрыт, поэтому я пошла в кафе напротив, выпить кофе и съесть десерт.

От Круглой башни можно пойти прямо по улице Прогонной и выйти к «усадьбе бюргера», сложенному из валунов дому зажиточного горожанина XVI века с каретником. В доме с сохранившимся действующим камином разместились информационно-туристический центр.

Уехать от питерских дождей в Выборг

Отсюда поверните на одну из старейших и самых живописных улиц Выборга — мощённую вековым булыжником улицу Водной Заставы, ведущую к заливу. Дом № 5 по ней примечателен тем, что стоит на громадном гранитном выступе. Его так и называют — Дом на скале.

Дом, расположенный чуть выше на вершине холма по улице Водной заставы имеет несколько имен. Его называют рыцарским домом, а также Костелом Святого Гиацинта. Когда построено это здание, точно не установлено. Древнейшую его часть (ту, что под углом к улице) относят к 16–17 векам. Строение переходило от одного знатного владельца к другому, а в конце 18 столетия оказалось в распоряжении дворянского собрания и стало называться «Рыцарским домом». С 1802 года в здании размещался католический костел Святого Гиацинта и приход, который прекратил свое существование после советско-финской войны.

Уехать от питерских дождей в Выборг

Перспективу улицы замыкает Часовая башня XVI–XVII веков, которая «снималась» в фильме «Земля Санникова» (на неё лез с завязанными глазами герой Олега Даля). Каждый час на башне бьёт подаренный Екатериной II набатный колокол. Билеты на башню продаются только онлайн.

Недалеко от башни находятся живописные руины православного храма средневекового Выборга. А напротив здание отеля «Андреа», который до начала Зимней войны считался самым лучшим в городе.

Уехать от питерских дождей в Выборг

Кстати, мы сейчас оказались на улице Крепостной — первой и главной улице средневекового города. В XIX веке она была продолжена и в 1866 году достигла подножья Батарейной горы. На этой улице находятся кафе и рестораны, сувенирные магазинчики, интересные для посещения.

Сюда я еще вернусь. А пока по ней мы выходим к главной достопримечательности — Выборгскому замку.

Но прежде чем идти к нему по Крепостному мосту, давайте посмотрим площадь Старой Ратуши, которая расположена на набережной у начала Крепостного моста и является старейшей в городе.

Уехать от питерских дождей в Выборг

Она практически не изменилась с момента её основания в XVII столетии. Как только ни называли уютную и живописную площадь Выборга Главная, Городская, Ратушная, площадь Торгильса Кнутссона. А вот и он собственной персоной бронзовый на постаменте стоит. В одной руке полководец сжимает меч, а в другой держит щит, на котором изображён лев.

Но так было не всегда. Памятник установили в 1908 году, а через сорок лет его демонтировали после долгих споров. Сотрудники краеведческого музея переправили скульптуру в подвал замка, что позволило спустя почти полвека, в год 700-летия Выборга, отреставрировать памятник и вернуть на место.

Здесь самое время рассказать немного об истории города, чтобы было понятно кто это и почему он стоит именно тут.

Немного истории

В 13 веке эта территория была заселена карелами, которые основали здесь своё поселение и построили на маленьком острове сторожевой пункт. Во время одного из Крестовых походов шведы, давно положившие глаз на этот лакомый и занимающий важное стратегическое значение кусок суши, разорили поселение, а на месте стёртого с лица земли острога построили замок и назвали его Выборгом. Древнешведское название переводилось как «святая крепость». Это был далёкий 1293 год. Несмотря на имеющиеся противоречивые исторические факты, честь считаться основателем замка принадлежит доблестному маршалу Торгильсу Кнутссону. Спустя века его бронзовая копия смотрит на свое творение.

Выборг занимал выгодное положение на перекрёстке торговых путей, связывающих страны Балтии и Новгородское княжество. В 1295 году король Биргер Магнуссон приглашал всех балтийских купцов ездить торговать с новгородцами через Выборг, гарантируя полную безопасность для мореходства.

После подписания в 1323 году Ореховецкого мирного договора Выборг из пограничного поселения превратился во внутреннее. Всё это способствовало его успешному развитию, и 19 августа 1403 года Выборг официально был признан городом, получив вместе с грамотой, выданной королём Эриком Померанским, и все полагающиеся в этом случае привилегии. Выборжане были освобождены от торговых пошлин, а налог с иностранных купцов шёл на строительство укреплений и развитие инфраструктуры. Управление осуществлялось бургомистрами и городским советом. К середине XV столетия город превратился в богатый торговый центр.

Более четырёх веков Выборг оставался неприступной твердыней и для новгородских князей, и для русских царей. Лишь Пётр I смог заполучить его. 14 июня 1710 года после трёхмесячной осады крепость пала. Выборг стал форпостом, защищавшим с северо-запада новую столицу — Санкт-Петербург. Несмотря на то, что город и прилежащие территории с 1721 года по условиям мирного договора со шведами вошли в состав Российской империи, здесь продолжали действовать законы Швеции. Для жителей сохранили лютеранское вероисповедание, и на них не распространялось крепостное право.

С 1811 года Выборгскую губернию, согласно манифесту Александра I, присоединили к Финляндскому княжеству, которое на правах автономии составляло часть Российской империи. Город продолжал развиваться: появилась железная дорога, был выстроен новый порт, который вышел на первое место по грузообороту. К 1910 году финны составляли 80% всего населения Выборга. В декабре 1917 года финским парламентом была принята Декларация о независимости Финляндии. До 1940 года и в период с августа 1941 года по июнь 1944 года Выборг принадлежал Финляндской республике, но 20 июня был возвращён в состав СССР. Этот день принято считать Днём города.

Но вернемся к достопримечательностям. За памятником, украшая площадь, стоит четырёхэтажное здание бывшей городской ратуши. Первоначально оно было двухэтажным, возведённым в 1963 году на месте сгоревшей деревянной постройки. Здесь заседали бургомистры и члены городского совета (магистрата). Во время осады 1710 года строению нанесли значительный урон, и магистрат переехал в новое здание. На протяжении двух столетий бывшая ратуша использовалась для различных целей, а в конце XIX века, получив в результате реконструкции два этажа в стиле неоренессанс, была задействована под Выборгский музей истории и этнографии.

По обеим сторонам площади расположены ещё два исторических здания. Одно из них — дом Юхана Векрута, богатого выборгского предпринимателя владельца недвижимости, лесопилок и небольшой флотилии торговых кораблей. «Ниже пояса» этот дом тоже XVII века, а два века спустя обзавёлся третьим этажом, округлым эркером под зелёным шатром со шпилем. В 1772 году здесь останавливалась Екатерина II по пути в Иматру.

Уехать от питерских дождей в Выборг

И вот мы у начала крепостного моста, рядом — бывшие Городские ворота, которые были разобраны в 1857 году. Чуть больше чем через 10 лет здесь на нижней части стен XV века были установлены две женские скульптуры «Промышленность» и «Торговля». Эти две аллегорические фигуры символизируют две ипостаси Выборга: города промышленного и города-порта. Статуя «Промышленность» держит в руках шестерню и молот, а «Морская торговля» — атрибуты бога торговли Меркурия.

Идем по мосту в замок. К сожалению, и мост и территория замка все еще на реставрации, которую обещали закончить, если я не ошибаюсь, в январе этого года. И это несколько портит впечатление. Но все же — место это визитная карточка города, с которого началась история. Башня Святого Олафа, которая в Средние века была самым высоким донжоном Скандинавии, возвышается над водами залива на 75 метров (высота самой постройки — 50 метров). Стены замка и его башни неоднократно подвергались перестройке ввиду менявшихся фортификационных требований.

Наивысший расцвет Выборгского замка отмечался при наместнике Карле Кнутссоне Бунде. Помимо укрепления оборонительных сооружений и строительства новых башен, много усилий и средств было потрачено на благоустройство жилых и хозяйственных построек. Их значительная часть дошла до наших дней, несмотря на неоднократные осады замка и пожары.

Прогуливаясь по его мощёным улочкам среди величественных стен, словно переносишься в атмосферу рыцарских романов. В этих «декорациях» частенько устраиваются рыцарские турниры. Хотелось бы попасть на такой… Но, не в этот раз.

Уехать от питерских дождей в Выборг

Идем любоваться на величественные стены замка с противоположного берега. Здесь стоят два памятника: Петру I и генерал-адмиралу Апраксину. Руководя в 1710 году осадой Выборга, Пётр I наблюдал за сражением с самой высокой точки окрестности — горы, расположенной на острове Твердыш, где во время битвы находился штаб русских войск. Только со второй попытки им удалось завоевать эту крепость. Решив увековечить столетие этого события, Николай II распорядился установить здесь памятник великому царю и императору. Стоя на постаменте, Пётр I смотрит в сторону Выборгского замка, встречаясь взглядами со шведским маршалом Кнутссоном.

В 2010 году у подножия горы на Петровской площади возле Крепостного моста, ведущего с материка на остров, был установлен памятник генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину, командовавшему русской армией, которая штурмовала город.

Пройдя от памятника еще немного, можно попасть к прекрасно сохранившимся Анненским укреплениям. Но, я пошла в другую сторону к Музею шоколада.

Уехать от питерских дождей в Выборг

На сайте про него уже писали, но если честно, то меня не впечатлил. На тречку. Напомнил неного Музей марципана в Калининграде. Но, если в там была история, увлекательная экскурсия, после которой мы закупились, то тут… Мое внимание ничего не привлекло. Погрелась, пофотографировала, поглазела на шоколадные достопримечательности и пошла дальше.

Хотя, нет. Еще немного задержалась в этом месте. Вид был красивый

К тому времени я уже изрядно проголодалась и отправилась искать место, где бы мне перекусить, а еще лучше не просто перекусить, а плотно поесть и так чтобы и вкусно и атмосфера была под стать городу. И такие места в Выборге есть.

Таверна и Крендельная война

Еще утром я пыталась зайти в ресторан, что расположен в Круглой башне, но в столь ранний час он был закрыт. И в обед я решила еще раз попытать счастье. Дошла, заглянула в меню, посмотрела цены и передумала. Заведение не бюджетное и это было ожидаемо, но все же цены неприятно удивили. И вот бы еще знать, что за эти деньги было бы вкусно и сытно. Этого я не знала, поэтому решила попытать счастье в популярной «Таверне», которая расположена на Крепостной улице. Я же сказала, что еще вернусь туда. Можно было бы поесть еще в «Камелоте», что расположен недалеко от Круглой башни. Но я твердо решила идти в «Таверну» и даже очередь, которую я видела на улице у входа в заведение, меня не остановила, т. к. временем я располагала. К тому же, на этой улице еще остались недосмотренные достопримечательности. А именно самый старый жилой дом — «Дом горожанина» и дом Валя XVIII века.

Уехать от питерских дождей в Выборг

В чугунное кружево балкончиков последнего вплетён вензель «В». Пастор Август Валь приобрёл дом в начале XIX века, а его сын Пауль позже выкупил соседний дом по улице Водной Заставы, и фасады этих зданий объединились. Внук пастора, лесоторговец Харри Валь, остался в истории города под прозвищем «скрипка Валь» — он был музыкантом-любителем и страстным собирателем скрипок. Его коллекция насчитывала 80 инструментов, включая созданные Амати, Гварнери и Страдивари. С началом Зимней войны семья покинула Выборг, вывезя с собой лишь 30 экземпляров. Остальные, согласно легенде, спрятали в потайной комнате.

Кафе «Таверна» (Крепостная, 3) с исторической кухней, атмосферой Средневековья и умеренными ценами. В меню: тушённый в тёмном эле поросёнок, мясные шарики с можжевеловой ягодой, гороховая каша с копчёными шкварками, сытные похлёбки (пивная с копчёностями, грибная и другие) в горшочках из домашнего хлеба. Здесь же можно попробовать и купить вяленое мясо, включая дичь (кабан, оленина), имбирный лимонад, травяные чаи, медово-пряный глёгг, хмельной мёд и местный эль. Все блюда, со слов официанток, готовят по старинным рецептам. Столик лучше бронировать заранее, чтобы не пришлось, как я, стоять и мерзнуть 30 минут на улице. Но, если честно, оно того стоило! Когда стояла, проходящий мимо мужик крикнул людям, стоявшим в очереди в кафе, что там за углом классное заведение и чего вы тут стоите. Но действие его слова не возымели никакого. Никто даже не пошевелился. И я в том числе. На 1000 рублей я в этой Таверне покончила жизнь самообжорством, заказав мясо курицы по рецепту 16 века, чиненное черносливом и рагу с мясом и овощами. Хотела еще заказать поросенка, томленного в эле… Но поняла, что уже не войдет при всем желании. Запила все темным элем. Рекомендую!

Уехать от питерских дождей в Выборг

Рядом с Таверной расположена дверь «Лавки вкусностей». Как утверждает интернет «Это настоящий уголок средневековья — здесь время останавливается и начинается сказка, которая соединяет прошлое и настоящее. Мебель, элементы декора, свет создают неповторимый уютный интерьер. Лавка славится своими деликатесами, которые изготовлены по старинным рецептам — это и карамельный эль, главный напиток в средние века, и домашний пряный сыр, который в прошлом называли „белым мясом“ и подавали знати, и вяленое рыцарское мясо в нескольких сортах. Все продукты произведены в Выборге или на территории близлежащих окрестностей». Здесь можно выбрать себе, друзьям, родственникам вкусный сувенир. Но я пришла за главным продуктом лавки, да и всего Выборга — кренделем.

Крендель — это аппетитный символ Выборга.

Его можно увидеть и купить в старой части города не только в этой лавке. Традиция его печь пришла из шведского периода от монахов. В одно время даже была крендельная война, но об этом подробно уже писала @Nasten_ka Pavlik. У каждой пекарни своя рецептура и мне хотелось устроить крендельную войну дегустацию. Но так как я уже была сыта и ходила, как волк из мультика «Жил был пёс», то в тот день лишь купила: крендель с корицей в «Лавке вкусностей»; крендель классический на площади Старой ратуши в доме купца Векрута (там тоже можно купить «вкусные» сувениры, причем по умеренным ценам) и брецель в кафешке, где утром пила кофе.

Тогда же утром я поинтересовалась у официантки, чем отличается крендель от брецеля. Формой они, на мой взгляд, похожи. На что получила ответ: «Размером. Крендель чуть больше». И вот, проведя дегустацию, могу смело утверждать, официантка не права! Отличаются не только размером и ценой, но и вкусом. Начнем с брецеля.

Уехать от питерских дождей в Выборг

По вкусу больше пойдет под пиво, чем к чаю. Тесто абсолютно другое, чем у кренделя. Вкус соленый. Размер меньше. Цена дешевле. Самый большой размер был у кренделя, который был куплен в магазинчике на площади Старой ратуши. Тесто у обоих кренделей похоже на песочное.

Вот, кстати, состав написан на упаковке кренделя из «лавки».

Уехать от питерских дождей в Выборг

На остальных не было. Вкус сладкий. С чаем, кофе самое то. И в крендельной войне побеждает… Крендель с корицей, купленный в «Лавке вкусностей». По цене он самый дорогой из трех. И, кстати, пекут эти крендели все в той же «Таверне». Так что в очередной раз, пользуясь случаем, рекомендую.

Но прежде, чем уехать из города стоит еще посмотреть кое-что. Ведь гуляя по узким улочкам можно найти много интерсеных деталей: рыжего котика и его копию с кренделем в лапках возле сувенирного магазинчика, сковородки опять-таки с котиками, герб города… Главное внимательно смотреть по сторонам.

По улице Крепостной можно прогуляться до перекрестка с Ленинградским проспектом, посмотреть «Выборгский трамвай», Спасо-Преображенский собор, Собор Петра и Павла и пойти в сторону вокзала.

Уехать от питерских дождей в Выборг

А можно выйти на Выборгскую набережную, покормить наглых и вечно голодных чаек или посмотреть как это делают другие. Посмотреть на скульптуры, расположенные на набережной.

Дойти до драккаров. Ладьи-драккары были подарены режиссером Ростоцким после окончания съемок фильма «И на камнях растут деревья», которые проходили под Выборгом. Драккар, дословно «драконий корабль», это деревянное судно викингов, длинное и узкое, с высоко загнутыми носом и кормой. Они строились из ясеня, сосны или дуба. Ладьи, которые сейчас украшают набережную являются копиями оригинальных драккаров Станислава Ростоцкого, которые в результате действия времени пришлось заменить.

Уехать от питерских дождей в Выборг

Фотографии драккаров были сделаны еще утром, когда ярко светило солнце. Но уже к обеду погода начала заметно портится. Поэтому, выйдя после экскурсии в библиотеку и оценив температуру «за бортом», я оказалась от поездки в парк Монрепо. Так что у меня остался незакрытый гештальт и с Выборгом я не прощаюсь. По-хорошему, если ехать в парк, брать экскурсию по библиотеке и гулять по городу, лучше приезжать на два дня.