Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте

Тёркс и Кайкос Февраль 2024

Как бы банально это ни звучало, но зимой особенно приятно оказаться на тёплом море, на белом песочке, среди пальм и цветов. В этот раз мы выбрали новое для себя направление с очень странным названием — острова Тёркс и Кайкос (Turks and Caicos Islands).

Тёркс и Кайкос на карте. Находятся эти острова в Атлантическом океане, к юго-востоку от Багамских островов и к северу от Доминиканской республики.

Тёркс и Кайкос — это небольшой архипелаг в Атлантическом океане, относящийся к Карибскому бассейну, который включает в себя группу островов Тёркс и группу островов Кайкос. Постоянное население проживает на шести из восьми главных островов.

Этот архипелаг состоит из 40 больших и малых островов, образующих две группы — Кайкос на западе и Теркс на востоке. Административный центр островов и крупнейший город (около 5 тыс. жителей)— Коберн-Таун, расположенный на острове Гранд-Тёрк. Там же построен порт, где останавливаются круизные лайнеры. А главный туристический и самый населенный (свыше 23 тыс. жителей) - остров Провиденсиалес (выделен).

«Кайкос» с местного креольского языка переводится как «цепочка островов» — что отражает действительность. Что касается первого слова в названии островов — «Тёркс», то его обьяснить сложнее. По одной из версий, на картах первоначально в названии этого архипелага фигурировало «Turk’s cap» — в честь массово произрастающих там так называемых кактусов турецкой шапки, или мелокактусов. У взрослых кактусов этой группы, готовых к цветению, на верхушке стеблей образуется нарост, внешне напоминающий турецкую шапочку — феску.

Мелокактус, или кактус турецкой шапки. Фески носили в Турции (как и в некоторых других восточных и североафриканских странах) до 1920-х, когда Ататюрк провел «революцию шляп», заменив фески европейскими шляпами. Кактус - из интернета.

Постепенно от слова «cap» (шапка) и притяжательного апострофа в слове «turk’s» отказались, и осталось просто Turks, а все вместе — Turks and Caicos. Дословно это можно перевести как «Турки и острова», что не имеет никакого смысла. По другой версии, слово Turks в 17-18-м веках долгое время было синонимом «пиратов», часто нападавших на суда и острова в разных регионах мира. Карибы исключением не были, безусловно. Даже если принять эту версию, то название страны все равно звучит неблагозвучно. Но так и живут:).

Герб островов Тёркс и Кайкос. На щите, на желтом фоне изображены раковина, лобстер и тот самый кактус «с феской». Мы, правда, таких кактусов с наростом там ни разу не видели. Герб был утвержден в 1965 году, так что можно предположить, что современные историки все-таки склоняются к «кактусовой версии» названия страны.

Главный туристический центр страны — остров Провиденсиалес (выделен на карте выше), или коротко — Прово. Мы пробыли на нем целых 8 дней. По всему протяжению острова — огромное количество пляжей, и главный среди них — Грейс Бэй (Grace Bay Beach). Естественно, что именно на нем построили основную массу отелей.

Пляжи острова Провиденсиалес с борта самолета выглядят длинной узкой полоской. На самом деле, их ширина достигает 125 м.

Так что прогулка вдоль океана при желании может составить порядка 11 км в один конец.
Тёркс и Кайкос

Среди множества гостиниц на этом острове есть два курорта по системе «все включено». Мы от этого варианта сразу отказались. Во-первых, потому что решили не провоцировать себя неограниченным количеством еды и напитков. Во-вторых, это «все включено» предлагалось с каким-то совершенно конским ценником — если пользоваться современным языком. Как говорится, нам было столько не выпить и не съесть… Мы свой выбор остановили на курорте, который по сути своей — кондоминиум (у каждого номера-квартиры — частный владелец) с единой управляющей компанией. В гостинице — несколько 3-х этажных корпусов, разбросанных по территории, бассейны, джакузи и ресторан.

Тёркс и Кайкос
Royal West Indies Resort, где мы проживали.

В каждом номере — маленькая кухонька с холодильником, микроволновкой, тостером, кофейником. Посетив ближайший супермаркет, мы обеспечили себя завтраками и дневным перекусом. Ну, а вечером шли в один из ресторанов, которых там огромное множество.

Тёркс и Кайкос

Нужно сказать, что Тёркс и Кайкос — место очень дорогое. Все карибские курорты в зимнее время пользуются очень высоким спросом и проводят соответствующую (не стесняясь!) ценовую политику на свои услуги. Но Тёркс и Кайкос нам показался особенно дорогим на фоне тех мест, где доводилось бывать раньше.

Пляж Грейс Бэй.
Тёркс и Кайкос
Благодаря своей протяженности и ширине, пляжи на этом острове остаются полупустыми даже в разгар сезона.

Несмотря на свое наполовину «турецкое» имя (Тёркс), никакого отношения к туркам эти острова никогда не имели и не имеют. Открыли их европейцы, но кто именно — точно неизвестно. В некоторых источниках утверждается, что это был Христофор Колумб, который увидел острова во время своего путешествия в Америку в 1492 году. Другие считают более вероятным, что первым европейцем на Тёркс и Кайкос в начале 1500-х был испанский конкистадор Хуан Понсе де Леон.

Тёркс и Кайкос
Пляж Грейс Бэй справедливо считается одним из лучших в мире.

Как бы то ни было, отсутствие на этих островах каких-либо ресурсов не вызвали к ним интереса у первооткрывателей, поэтому Тёркс и Кайкос долгое время не колонизировали. В 17-м веке их начали посещать британские колонисты с Бермудских островов, которые добывали здесь соль из природных соляных водоемов. Со временем на островах образовалась небольшая английская колония, которая, помимо соледобычи, начала создавать там и хлопковые плантации. А где плантации — там и рабы, которых завозили из Африки и прилегающих к островам регионов, чем вызвали недовольство главного колониста — Испании. С целью защиты своих поселений, в 1766 году Британия объявила Тёркс и Кайкос своим владением, и с тех пор им эти острова и принадлежат.

...широкий, с золотистым песочком и практически без водорослей.
Добавьте сюда еще и закаты.
Тёркс и Кайкос

Численность черного населения на этих островах увеличилась и после того, как по итогам Американской войны за независимость (1775–1783) в британские колонии Карибского бассейна бежали многие лоялисты (тори-колонисты, верные британской короне), также привезя с собой африканских рабов. Довольно быстро черное население стало численно превосходить европейских поселенцев.

По оценкам на 2022 год, на этих островах постоянно проживают порядка 47,5 тыс. человек. Современный этно-расовый состав на Тёркс и Кайкос — это на 90% потомки выходцев из Африки, завезенных туда в колониальный период, и мулаты. И лишь небольшая часть населения — это переселенцы из Северной Америки и Европы. Ну, а среди туристов с огромнейшим преимуществом лидируют американцы, несмотря на то, что Тёркс и Кайкос — это заморская территория Великобритании.

В них, правда, никто не плавал, а использовали для фотосессий.

Путеводители пишут, что острова окружены коралловыми рифами, признанными третьими по величине во всем мире и крупнейшими на территории Карибского бассейна. И эти рифы, якобы, защищают острова от волн и холодных течений. Может, это и так бОльшую часть года, но нам с этим несколько не повезло. Почти все время было ветрено, пару раз шли приличные дожди, и океан был неспокоен (видео).

Но погода не припятствовала длительным прогулкам, а поскольку побережье на острове извилистое, мы обычно находили относительно тихие местечки, где можно было купаться, даже когда было ветрено. И температура воздуха, и температура воды были очень комфортными все время.

Тёркс и Кайкос

Что касается рифов и сноркелинга, то на Грэйс Бэй есть пара мест в непосредственной близости от берега, где можно увидеть кораллы и морских обитателей. Но большого впечатления они не произвели. Протяженный барьерный риф с бОльшим разнообразием морской жизни находится на удалении примерно в 1,5 км от берега, и туда добираются на моторных лодках. Но у нас с этим не получилось: то ветер, то дождь.

Тёркс и Кайкос

Наш «улов» на прилегающих рифах.

Тёркс и Кайкос, как мы уже упомянули, — это заморская территория Великобритании (термин колония нынче не в моде). Главой страны является британский монарх, который назначает губернатора островов. Юридическая система основана на английском праве с некоторыми местными особенностями. С 1976 года на островах имеются местные правительство и выборный парламент. Островитяне имеют полное британское гражданство. А вот с официальной валютой интересно — это вовсе не английский фунт стерлингов, а американский доллар.

Никаких достопримечательностей на острове нет. Основные развлечения связаны со всеми вариантами водной активности.

На бытовом уровне от англичан на островах — относительно немногое. Основной язык — английский, но местные между собой часто говорят и на креольском. Движение — левостороннее, как в Британии, хотя автомобили используются и с левым, и с правым рулем. Метрическая система мер не практикуется: всё фунты да мили. Даже среди туристов — британцы в меньшинстве. Не говоря уже о том, что никаких тебе там английских замков, садов и пабов:).

Тёркс и Кайкос

На территории нашей гостиницы.

Конечно, каждая гостиница навела красоту на своей территории, поливает посадки, холит их и лелеет. А ландшафт внутренних участков островов — по большей мерой пустынный и бесплодный, покрытый зарослями сухого редколесья и кактусов.

Тёркс и Кайкос

Почвы на островах — известняковые, и на них мало что растет. Поэтому своего сельского хозяйства там почти нет. Выращивают кое-что для личного потребления, а в магазинах все — завозное. И главный поставщик — США. Ассортимент в принципе неплохой, но все в 2–2,5 раза дороже, чем в Америке. Аналогично и в ресторанах. Так что ныне туризм — главный источник доходов этого государства, а туристы едут туда ради теплого моря и роскошных песчаных пляжей.

Тёркс и Кайкос

Выбор американского доллара в качестве официальной валюты (поскольку англичане не возражают) вполне объясним. Тёркс и Кайкос — страна маленькая, без особых природных ресурсов и со слабой экономикой. А тут такой мощный сосед, который начиная с 1980-х создал там туриндустрию со всей необходимой инфраструктурой (международный аэропорт, дороги, гостиницы), обеспечивает все основные поставки и постоянный поток туристов. Конечно, при использовании чужой валюты страна не может иметь собственной денежно-кредитной политики. Но поскольку у этих островов до сих пор нет и политической независимости, то и экономическая зависимость от другой страны их, видно, не сильно смущает.

Тёркс и Кайкос

На островах Тёркс и Кайкос - атмосфера всеобщей расслабленности, а вечера полны романтики.

Особая статья удовольствия на Тёркс и Кайкос — это закаты. Несколько закатов у нас «украли»: солнце село в тучи, и небесного представления не случилось. Но было и несколько таких закатов, которыми не грех и поделиться.

Тёркс и Кайкос

В целом мы остались довольны этой поездкой. Мы много перемещались каждый день, поэтому тюленьим этот отдых назвать не получается. Конечно, хотелось побольше покупаться в спокойном море-океане, но не получилось. Однако подзарядка батареек произошла, новые яркие впечатления получены. Плюс, на этих островах, не теряя времени даром, мы практически подготовили маршрут следующей поездки.