Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 18:14

Ораньестад — Аруба Декабрь 2021

В один из дней нашего пребывания на острове мы сели на местный автобус и отправились в столицу Арубы и самый крупный ее порт — город Ораньестад. Название это — голландское, что неудивительно, поскольку бОльшая часть истории этого острова-государства связана именно с Нидерландами.

Ораньестад, совсем не оранжевая столица Арубы

Но первыми европейцами, которые прибыли на Арубу, были не голландцы, а испанцы. Случилось это в 1499 году, когда в поисках золота испанская экспедиция во главе с Алонсо де Охеда (в прошлом участником экспедиций Колумба), отправилась в берегам Венесуэлы и обнаружила у её побережья три острова из группы Малых Антильских: Арубу, Кюрасао и Бонейр. Штурманом в экспедиции де Охеда был никто иной, как флорентиец Америго Веспуччи, в честь которого вновь открытый континент впоследствии назвали Америкой.

Один из торговых центров столицы.

Испанцы на Арубе ни золота, ни серебра не нашли, а трудоспособных местных жителей вывезли на другой карибский остров — Эспаньолу — для работы на шахтах (на Эспаньоле сегодня находятся Гаити и Доминиканская Республика). Не вдохновили испанцев и местные ландшафты — пустынная местность с небольшими холмами и голыми скалами, с зарослями колючих кустарников и кактусов, практически непригодная для сельского хозяйства.

Так что испанцы Арубу не оценили и навесили на нее и близлежащие острова ярлык «Islas Inútiles» («бесполезные острова»). Поскольку Inútiles читается как «инУтилес», некоторые считают, что слово «Антильские» применительно к группе карибских островов (географической частью которых является и Аруба) — это производное от испанского слова «бесполезные». Хотя, вероятно, это и шутка.

Зато Арубой и другими испанскими и португальским колониями в Карибском море в конце 16-го века всерьез заинтересовались голландцы. Нидерландские торговцы очень хотели создать в той части полушария что-то наподобие хорошо себя показавшей Голландской Ост-Индской компании, очень прибыльно торговавшей со странами Тихого и Индийского океанов. Голландцы захватили Арубу (и близлежащие Кюросао и Бонэйр) в 1634 году, в ходе многолетней воды с Испанией. С тех пор Аруба выходила из-под нидерландского контроля только однажды — в период наполеоновских войн, когда остров примерно 15 лет был под англичанами.

С момента прихода на остров голландцев и до середины 18-го века на острове проживал в основном немногочисленный персонал Голландской Вест-Индийской компании (Dutch West Indian Company), обслуживающий их персонал и охраняющие их солдаты. Этой компании Нидерланды предоставили монопольное право торговли в Карибском бассейне и использование в этих целях Арубы как базового острова.

Со второй половины 18-го века на Арубе начали оседать европейские переселенцы, а после закрытия Голландской Вест-Индийской компании Нидерланды создали на острове органы управления под своим контролем, и Аруба стала колонией. Тогда же, в 1796 году, Голландия построила на острове форт Заутман, который и дал начало нынешней столице Арубы.

И только в начале 1820-х годов безымянное до того голландское поселение на берегу Лошадиной бухты (голл.- Paardenbaai) получило свое нынешнее название «Ораньестад». Тогда на Арубе было найдено золото, и этим остров привлек к себе внимание метрополии.

Город назвали в честь Вильгельма I Оранского-Нассаусского — первого штатгальтера (управляющего) Нидерландами из Оранской династии. С 1815 года правившие Голландией потомки Вильгельма I получили статус королей Нидерландов. А сам он получил титул «Оранский», унаследовав в 1590 году крошечное княжество «Оранж» на юге Франции. Некоторые сейчас переводят «Ораньестад» как «Апельсиновый город», что вряд ли соответствует замыслу авторов его названия: апельсины на Арубе никогда не росли и не растут, и оранжевый цвет в городе почти не представлен.

Скульптуры лошадей отсылают к прошлому Ораньестада - к поселению у Лошадиной бухты.

Весь исторический центр Ораньестада наполнен фигурами синих лошадей местного скульптора Осаира Муйале (Osaira Muyale). Как утверждают стенды с комментариями, эти скульптуры — со многими смыслами. Прежде всего, они отражают прошлое Ораньестада — поселения, возникшего в Лошадиной бухте. Со времен испанской колонизации на острове паслись тысячи диких лошадей, и лошадиная торговля в течение долгого времени была важной частью бизнеса на этом острове. Лошадей отправляли как раз из порта в Лошадиной бухте.

Построенный голландцами форт Заутман (Fort Zoutman) был защитным укреплением, прежде всего, от пиратов. И назвали его в честь контр-адмирала Голландии Йохана Арнольда Заутмана (1724–1793), который воевал в англо-голландской и американской войнах, но ни разу не посещал остров лично. Построенный в 1798 году, этот форт сейчас — самое старое сооружение на острове Аруба.

Крепость завершили в 1798 году, первое время на вооружении были две пары пушек. Не уверены, что именно они выставлены у входа в форт, а спросить было не у кого: форт был закрыт из-за пандемии.

В 1868 году к форту пристроили башню, на которой до середины прошлого века работал маяк. Теперь на ней остались только городские часы. По завершении строительства, башне дали имя голландского правителя Вильгельма III. Под таким названием этот объект и числится ныне среди достопримечательностей Ораньестада.

Арки в основании башни-маяка были западным входом в форт Заутмана. Внутри форта сохранились руины стен и одноэтажный дом в традиционном стиле кунуку. Под его треугольной крышей расположен Музей истории Арубы, экспонаты которого охватывают раннюю историю и развитие Арубы в начале двадцатого века. К сожалению, музей был закрыт во время нашего визита.

За стеной форта - верхушка башни Вильгельма III и фрагмент желтого здания, где теперь работает Музей истории Арубы.

Хотя в Музей истории Арубы мы не попали, но представление об архитектуре в традиционном для острова «деревенском» стиле кунуку получили прямо по соседству с фортом.

Аруба — бывшая голландская колония, с 1986 года имеющая статус отдельной самоуправляющейся территории в составе Королевства Нидерландов. Нидерланды отвечают за оборону острова и его внешние сношения. Монарх назначает и губернатора острова сроком на 6 лет. Остальное — в местной компетенции. У Арубы есть свои конституция, центральный банк и валюта (хотя последнюю мы на острове в глаза не видели, расплачиваясь за всё долларами).

У островитян был шанс получить и полную независимость, но после многих лет переговоров с нидерландскими властями они предпочли остаться под властью Королевства. Это дало им возможность иметь покровительство сильной страны, голландское гражданство, по желанию учиться в университетах Нидерландов и т. д. и т. п. А для Нидерландов Аруба — это такая круглогодичная резиденция с великолепными пляжами и отличным климатом, где, устав от праведных трудов и непогоды, так хорошо забыть обо всем на свете. В выигрыше остались обе стороны.

Голландцы нам на острове встречались довольно часто, многие из них жили с нами в одной гостинице и купались с нами на одном пляже. В ресторане нашей гостиницы проходили практику студенты, обучающиеся в Нидерландах турбизнесу. И все-таки около 75% всех туристов на Арубе — это американцы. Они же в основном и собственники домов в престижных местах острова.

Хотя Аруба и входит в состав Королевства Нидерланды, но, тем не менее, не является членом Европейского Союза. Зато Аруба состоит в Ассоциации заморских стран и территорий (Overseas Countries and Territories Association) и в этом своем статусе получает средства из Европейского фонда развития.

Эти средства используются для финансирования национальных музеев и мемориалов, большинство из которых находятся в столице. В Ораньестаде масса объектов, посвященных голландским персонажам. Создалось впечатление, что Аруба, несмотря на свой автономный статус, настойчиво демонстрирует свою лояльность монархии. На острове отмечают все национальные праздники Нидерландов, включая и день рождения короля.

Парк Королевы Вильгельмины.

Памятник Королеве Вильгельмине, правившей Нидерландами 50 лет — дольше других нидерландских монархов. Во время её царствования прошли Первая и Вторая мировые войны. В ходе последней Вильгельмина стала для голландцев символом Сопротивления.

В наши дни на Арубе один из самых высоких уровней жизни, безопасности и грамотности среди островов Карибского моря.

Площадь Паду с памятником музыкантам, сочинившим песню, ставшую позже гимном Арубы.

В городе имеются многочисленные здания, построенные в голландском колониальном стиле. В связи с развитием туризма и желанием властей сохранить культурное наследие, некоторые старые здания были отреставрированы и перекрашены.

Ораньестад, совсем не оранжевая столица Арубы

Здания, построенные в голландском колониальном стиле.

Для голландского колониального стиля характерны высокие, лестнично-ступенчатые фронтоны зданий, широкие карнизы, высокие сегментированные окна, двери из двух автономных половин-калиток…

Ораньестад, совсем не оранжевая столица Арубы

Здания, построенные в голландском колониальном стиле.

Свежепокрашенный центр города сейчас выглядит очень ярко и празднично, но выбранная палитра цветов вопросы все же вызывает. Излишне яркие краски, конечно, со временем поблекнут под карибским солнцем, а вот с использованием розового они явно перестарались. Наверно, логичнее было заменить его оранжевым, что лучше соответствовало бы названию города.

Ораньестад, совсем не оранжевая столица Арубы

Центр города выглядит очень ярко и празднично.

Пожалуй, из всех исторических зданий, которые мы видели в Ораньестаде, безупречнее всего выглядели те, где сейчас располагается Археологический музей.

Археологический музей Арубы.

Ораньестад, совсем не оранжевая столица Арубы

Сам музей на нас большого впечатления не произвел, скорее всего потому, что основные найденные на Арубе артефакты около ста лет назад отправили в метрополию. И вот теперь четыре из них временно привезли из Национального этнологического музея в Лейдене (Голландия), чтобы впервые экспонировать в местах их происхождения. Они-то и запомнились больше всего из этого музея.

Антропоморфные сосуды из музея в Лейдене, Голландия.

Официальными языками на острове являются голландский и местный папьяменто — креольская смесь испанского, португальского, голландского и английского языков. Голландский дети учат с детского сада, а английский и испанский — после 5-го класса. Большинство жителей Арубы свободно говорят на голландском, папьяменто, английском и испанском.

Почему кони синие? Синий цвет лошади, по мнению авторов проекта, как и цвет Карибского моря, символизирует одухотворенность, спокойствие, силу и успех.

Ораньестад — относительно небольшой город: около 30 тыс. жителей, хотя это почти четверть всего населения острова.

Еще несколько фотографий с улиц города.

Ораньестад — не только столица, но и главный морской порт на острове. В порт могут заходить до 5 больших судов одновременно. Во время нашего визита там было 4 крупных пассажирских судна, хотя на улицах города туристов было относительно немного.

Ораньестад, совсем не оранжевая столица Арубы

За свою историю остров последовательно пережил несколько волн экономического подъема и спада. Вначале основные доходы голландцам приносила торговля, в том числе и рабами. В 19-м веке ее сменили добыча золота и выращивание алоэ.

Земледелием на Арубе заниматься непросто из-за недостатка пресной воды и бедности почв. Такие условия «не смущают» алоэ — главную сельскохозяйственную культуру, привезенную на остров в 1840-е годы из Африки. К началу 20-го века плантации алоэ занимали свыше трети территории Арубы, и остров стал основным производителем и экспортером экстракта алоэ, используемого в фармацевтической и парфюмерной промышленности. Страна даже получила прозвище «Остров Алоэ».

По мысли автора проекта, лошадь также символизирует партнерство, выносливость, победу и свободу. Все это очень понадобилось жителям Арубы в ходе непростой истории острова.

C 1920-х до середины 1950-х годов Аруба была одним из центров нефтяного бума в Карибском море, и бизнесы, связанные с нефтью и нефтепеработкой, тогда стали главными в экономике острова. С 1924 г. Арубу использовали американцы как перевалочный пункт для дальнейшей транспортировки венесуэльской нефти. Близость Венесуэлы с развитой нефтедобычей способствовала строительству на Арубе двух нефтеперерабатывающих заводов, и остров сыграл значительную роль как база дозаправки во время Второй мировой войны.

Один из этих заводов существует до сих пор на юге острова. Его периодически то открывали, то закрывали, то реконструировали. С 2012 года он практически простаивает. Ситуацию усугубили наложенные американцами санкции на Венесуэлу в 2019 году, на нефть которой сориентирована нефтепереработка на острове.

Нефтяные доходы довольно долго играли главную роль в экономике Арубы и были частично использованы на развитие Ораньестада.

Спасением для острова стал международный туризм, начавший развиваться с середины 1980-х годов. Нидерланды помогли деньгами, на которые построили новые гостиницы, рестораны, магазины с тысячами рабочих мест.

Ораньестад, совсем не оранжевая столица Арубы

Многочисленные торговые заведения Ораньестада.

Вот и сейчас Ораньестад сориентирован на туристов, в основном круизников. Огромные корабли до недавнего времени каждый год доставляли в этот город свыше 800 тыс. отдыхающих. Так было до н(ачала) э(пидемии), то есть до н. э. (не пора ли начать использовать сокращение « до н. э." в коннотации с пандемией?:)

В 2013 году в Ораньестаде открылась линия ретро-трамвая. Из пассажирского порта трамвай бесплатно доставляет туристов на главную торговую улицу города.

Ораньестад, совсем не оранжевая столица Арубы

Именно для туристов так ярко раскрасили исторический центр, открыли торговые центры, магазины и лавки. Заметно доминируют ювилирные заведения, хотя и магазинов высоких брэндов тоже очень много. Мы шопингом не интересовались, так что уровень цен оценить не можем.

В целом нам Ораньестад понравился, и его смело можно включать в список островных развлечений. На этом заканчивается наше повествование о поездке на Арубу.