Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 12:32
В поездке

Аруба Декабрь 2021

Когда наступают поздняя осень и промозглая зима, очень у многих появляется желание двинуть в теплые края, к ласковому морю. Мы — не исключение, и в минувшем декабре нам удалось реализовать этот распространенный порыв. И отправились мы на Арубу — остров-государство на юге Карибского моря, недалеко от побережья Венесуэлы (карта 1).

Карта 1. Аруба в бассейне Карибского моря

Этот остров — бывшая голландская колония, сейчас входящая в состав Королевства Нидерланды на правах автономного образования. Поэтому Арубу с Голландией до сих пор связывает очень многое, о чем мы расскажем в отзыве о столице острова. А начнем с главного богатства страны — природно-климатического.

Один счастливый остров: Аруба

Остров этот — относительно небольшой: длиной порядка 30 км, а шириной около 10 км (в самой широкой его части), но ведь не в размерах же счастье. Природа одарила Арубу не самыми красивыми из возможных ландшафтами, зато исключительным климатом, который её жители в конце концов научились очень хорошо использовать для общего блага — своего и гостей острова.

Один из пляжей Арубы
Вдоль берега регулярно курсируют яхты
Закат на Арубе

Что может быть лучше, чем среднегодовая и среднесуточная температура воздуха — приятные +25–29 градусов, освежаемые постоянными пассатами до ощущения комфортности? И вода в море +26–28 градусов, тоже круглогодично и круглосуточно. Здесь всегда хорошая погода, не бывает ни ураганов, ни тропических ливней, которые каждую осень сильно досаждают большинству государств Карибского бассейна, расположенных севернее Арубы. Отличное место для отдыха жителям северных стран!

На Арубе всегда отличная погода и ежедневные закаты

Но население Арубы не сразу оценило, в чем их главное богатство. Был период, когда основные доходы острову приносила добыча золота, потом — выращивание алоэ и экспорт продуктов из него, затем их потеснила нефтепереработка.

И только с середины 1980-х на первый план вышел туризм и связанные с ним отрасли. И вот тогда пришло счастье: уже около сорока лет Аруба использует слоган «One Happy Island» (в пер. с англ. «один счастливый остров»). Он встречается повсюду: на стенах зданий, на боках автотранспорта, на автомобильных номерах. И даже при въезде в страну, в аэропорту вам поставят в паспорте штамп с этим утверждением!

Табличка на одной из улиц в столице острова Ораньестаде
Такой штамп ставят в паспорте въезжающим на Арубу. Bon bini означает «добро пожаловать» на папьяменто, родном языке арубанцев.
Такой штамп ставят в паспорте въезжающим на Арубу. "Bon bini" означает «добро пожаловать» на папьяменто, родном языке арубанцев.

Курортная зона на Арубе находится на западном и юго-западном побережьях острова (карта 2).

Карта 2. Основные пляжи курортной зоны Арубы подчеркнуты красным

На западном и южном побережье расположились многие километры роскошных песчаных пляжей, довольно хорошо защищенных от волн. Так что купание там спокойное. Даже в полуденную жару белый-белый песочек остается прохладным, приятным даже босым ногам. Можем утверждать это, основываясь на собственном опыте. Поэтому гулять вдоль моря было приятно в любое время дня, что мы и делали, отправляясь по пляжу то в одну сторону, то в другую.
Не припомним, где еще жара переносилась бы так легко, как на Арубе. Она напрочь избавлена от изнуряющей влажности и духоты.

Роскошные пляжи Арубы

Поскольку курортная зона расположена преимущественно на западном побережье, это значит, что отдыхающие ежедневно могут наблюдать закаты. Это еще один большой плюс Арубы, да еще какой — романтика!

Романтические вечера на Арубе

И один закат никогда не похож на другой! Так что отдыхая на Арубе, это становится своеобразным видом спорта — обязательно встретить очередной закат.

Встреча заката была ежедневным ритуалом

Наша гостиница располагалась прямо рядом с пляжем под названием Орлиный (Eagle Beach). Задним числом мы поняли, что этот выбор был для нас оптимальным.

Наш Орлиный пляж (Eagle Beach)

Этот пляж расположен в зоне относительно невысоких по арубским меркам гостиниц (low-rise hotel zone) и кондоминиумов: максимум 4–5 этажных. А наш отель Amsterdam Manor Beach Resort вообще был преимущественно двухэтажным. Может быть поэтому на прилегающих пляжах было совсем немного людей, хотя это был пиковый сезон. В то же время, от Eagle Beach все близко.

Отель Amsterdam Manor Beach Resort со стороны парковки (фото с сайта гостиницы)

Главный вход в гостиницу Amsterdam Manor

Наша яркая гостиница классической колониальной голландской архитектуры и внутри была оформлена в солнечных тонах. Все гостиничные строения были окружены стильным и ухоженным садиком с тропическими растениями и кактусами.

Территория гостиницы Amsterdam Manor

У нас был свой собственный, прямо с улицы, вход в номер с полной кухней и набором всей необходимой посуды. В 5-ти минутах ходьбы от отеля — большой супермаркет с отличным выбором продуктов, в том числе и из Голландии. После Америки, не знающей вкуса хорошего сыра и особенно — колбасных изделий, мы сильно радовались их европейским поставкам на Арубу. Мы завтракали в своем номере, там же в середине дня перекусывали, а вечером, после встречи очередного заката на Орлином пляже шли в один из близлежащих ресторанов. А выбор был, и в большинстве из них особенно хороши были блюда из рыбы и морепродуктов. Пожалуй, чаще всего мы ужинали в ресторане нашего отеля, который вечером расставлял столики прямо на песке, рядом с морем.

Наш любимый ресторан прямо на берегу моря

Гораздо более многолюдным был Пальмовый пляж (Palm Beach), где сконцентрировано большинство многоэтажных гостиниц острова (high-rise hotel zone), в том числе международных сетевых (Мариотт, Ритц-Карлтон, Хайят, Риу). Но даже там, с нашей точки зрения, в середине декабря (в пик сезона!) людей было умеренно. Размещение в той части Арубы несколько дороже, шумнее и, видимо, веселее (если это кому-то важно).

Пальмовый пляж

Все пляжи на Арубе муниципальные, т. е. прилегающие отели не могут отгородить себе их участки, сделав недоступными для других. Поэтому мы гуляли вдоль моря повсюду, купались, где хотелось, часто кратковременно пользовались свободными в тот момент лежаками других гостиниц. А иногда просто размещались на том или ином пляже под раскидистыми деревьями, конкурируя с игуанами:).

Игуаны на Пальмовом пляже

Наш Орлиный пляж прославили два замечательных дерева, растущие прямо из песка у самой кромки воды. Метра полтора в высоту, чем-то похожие на бонсай, деревья фофоти (fofoti trees) тянут к морю свои плоские кроны над изогнутыми, скрюченными ветром стволами. Из-за островных пассатов, дующих с северо-востока, они всегда наклонены на юго-запад.

Деревья фофоти на закате

Фотографии этих выразительных деревьев есть во всех путеводителях по Арубе, а туристические автобусы делают специальную остановку рядом с местом, где растут фофоти, давая возможность туристам сделать фотографии.

Деревья фофоти очень фотогеничны

Максимально дождливыми на Арубе считаются последние три месяца года. Мы там были в декабре, и дожди случались каждый день. Но были они кратковременными, и последующей повышенной влажности воздуха не вызывали. Короче, прекрасному отдыху дожди были не помеха.

Перед дождем...
...и после него

Если курортная зона на Арубе выглядит как на типичном тропическом острове с соответствующим набором растений (пальмы, бугенвиллеи, гибискусы, олеандры, морской виноград и т. д.), то про остальную часть страны этого сказать нельзя.

Бóльшая часть Арубы — это полупустынная местность с небольшими холмами и голыми скалами, с зарослями колючих кустарников и кактусов.

Вид на Арубу с борта самолета
Типичные растения для бóльшей части территории Арубы

То есть на Арубе преобладает ландшафт, совсем не похожий на природу других Карибских островов: ни гор и долин с джунглями, ни рек, ни водопадов. Можно сказать, что Аруба — это какая-то экзотическая смесь Карибов, Африки и, может быть, Мексики. Но при этом отдых там не просто приятный, а невероятно приятный. Глядя на фото ниже, можно предположить, что внизу — тропические леса…

И еще один вид на остров с борта самолета

А вот так эти леса выглядят при ближайшем рассмотрении (кактусы вперемешку с колючими кустарниками):

Вот такие леса на Арубе: кактусы вперемешку с колючими кустарниками

Мы эти пейзажи наблюдали, отправившись в один из дней на экскурсию на север и восток острова, организованную местной турфирмой. Машину в аренду на Арубе мы не брали, перемещаясь в курортной зоне пешком, и пару раз воспользовались местным автобусом. Но на северо-восточном побережье острова асфальтированных дорог нет, они там исключительно грунтовые, и чтобы добраться до самых интересных мест, все же нужно полноприводное авто — в любом его варианте.

Нас возили вот на таких желтых грузовичках. Некоторые берут в аренду внедорожники-вездеходы, один из которых тоже попал в кадр. Американцы их называют ATV (all terrain vehicle).

Самый заметный объект в восточной части Арубы — это национальный парк Арикок. Он занимает почти 20% площади острова и, помимо сохранения природы, играет роль аттракциона для гостей. В парке есть несколько достопримечательностей, которые нам хотелось посмотреть (подземные пещеры с тысячелетними петроглифами, старинная голландская ферма, остатки золотого прииска, песчаные дюны и природный бассейн). Но найти тур, который бы включал все это, мы не смогли. Туристы хотят оптимизировать свои расходы, а организаторы туров заинтересованы увеличить свои доходы. В результате мы остановились на экскурсии, которая предлагала посещение природного бассейна Кончи, а также (уже за пределами нацпарка) — природного моста, часовни Альто-Виста и маяка Калифорния (карта 3).

Карта 3. Достопримечательности Арубы. Посещенные нами в ходе экскурсии места обозначены цифрами, на которые в тексте есть ссылки.

Чтобы увидеть объекты нашего тура, нужно было из курортной зоны добраться до восточного и северного побережий Арубы. Дорога, ведущая туда — каменистая и ухабистая, и мы порадовались, что не мы ведем машину. После въезда на территорию парка нам открылись типичные ландшафты Арубы.

Типичные ландшафты Арубы, снятые в парке Арикок

Северный и восточный берега острова — это дикая нетронутая природа, здесь запрещена любая хозяйственная деятельность, и они не приспособлены для пляжного отдыха — из-за каменистого рельефа и сильных волн.

Скалистые бухты с бушующим морем смотрелись впечатляюще

В одном из мест на побережье вулканическая порода образовала чашеобразную впадину с морской водой (Natural Pool Conchi; conchi — «чаша» на местном языке), защищенную от сильного прибоя. Так утверждают путеводители, но когда мы подъехали к побережью, водители-гиды объявили, что сегодня к бассейну (№ 1 на карте 3) спуститься и в нем искупаться будет нельзя из-за погодных условий. Так что на бассейн мы посмотрели лишь издалека. Но скалистые бухты с бушующим морем выглядели впечатляюще.

Спуск к природному бассейну

Там же, на склонах нацпарка нам встретилось большое стадо диких коз — разношерстная команда потомков тех, которых завезли когда-то на Арубу испанцы.

Дикие козы на склонах парка Арикок

Главной природной достопримечательностью северного берега Арубы считается каменный мост (№ 2 на карте 3) — природная арка, образовавшаяся под мощными ударами волн о каменные породы.

Малый природный мост

Каменный мост на фотографии выше — малый. А раньше их было два: по соседству с малым природным мостом располагался второй — гораздо более крупный. Однако в 2005 году большой каменный мост обрушился, и от него остались лишь одни руины, но туристов туда продолжают возить, чтобы показать хотя бы малый. Наш гид пошутил, назвав последний «son of the bridge».

Здесь был большой природный мост, который рухнул в 2005 году

Природный мост на нас большого впечатления не произвел, а вот каменистый берег и мощный прибой там были хороши.

Каменистый северный берег Арубы

Для купания непригодно, но взгляд не оторвать...

По всему миру туристы любят строить такие каменные пирамидки

Следующая короткая остановка — у руин плавильной печи Буширибана (№ 3 на карте 3), которую добывающая компания построила в 1825 году для извлечения золота из руды с близлежащих холмов; она проработала десять лет.

Руины плавильной печи Буширибана

Еще один небольшой природный мост на северном побережье Арубы

Еще одна остановка — у часовни Альто-Виста (Alto Vista Chapel, № 4 на карте 3). Нынешняя церковь построена в 1952 году и стоит точно на том месте, где была первоначальная — самое первое христианское сооружение, датируемое 1750 годом, построенное миссионером из Венесуэлы. Считается, что в этой часовне начали обращать местных индейцев в христианство.

Часовня Альто-Виста

Часовня Альто-Виста стоит рядом с берегом моря, в окружении кактусовых лесов и песчаных дюн. Сейчас почти все жители острова Аруба — католики, и эта часовня ими почитаема. Она по-прежнему действующая.

Кактусовые леса рядом с часовней

Наш тур завершился у Калифорнийского маяка на северной окраине Арубы (№ 5 на карте 3), не имеющего никакого отношения к самому богатому американскому штату. Просто когда-то у этих берегов затонуло судно «Калифорния».

Калифорнийский маяк на Арубе

Север острова опасен — повсюду острые скалы и коралловые рифы, поэтому морские суда плавают здесь с большой осторожностью. И тем не менее, прибрежные воды Арубы скрывают настоящее кладбище кораблей. Дайвинг и сноркелинг вблизи обломков затонувших кораблей — одно из самых необычных занятий в этих местах. А вообще, на всех пляжах курортной зоны большой выбор водных развлечений: серфинг, виндсерфинг, водные лыжи, дайвинг, сноркелинг, рыбалка и т. д. Так что и любители активного отдыха там не заскучают.

От Калифорнийского маяка хорошо виден один из самых престижных для проживания на Арубе районов: Мальмок. Дома здесь принадлежат в основном иностранцам, и прежде всего, американцам. Местные этот район называют Беверли Хилз — по аналогии с одним из самых фешенебельных районов Калифорнии.

Беверли Хилз на Арубе. На заднем плане - курортная зона острова.

И в целом Аруба сориентирована в основном на американцев, поскольку они составляют почти 75% гостей острова. Из Америки есть масса прямых рейсов на Арубу из самых разных городов. Цены на все услуги и товары установлены не только в местной валюте, но в долларах, которые везде принимаются, как и кредитные карточки. Русскую речь мы слышали на Арубе регулярно. Предполагаем, что это были в основном русскоязычные, живущие ныне в США или Канаде, учитывая ковидную ситуацию.

Декабрь — это еще и рождественско-новогодний месяц. Конечно, при +28С новогоднее настроение инициировать сложно, но и хозяева, и сами туристы старались, как могли.

Елка с голландским акцентом в нашей гостинице

Две возрастные Снегурочки выходят прямо из пучины морской

Песочный снеговик на пляже

Но одним из самых сильных впечатлений в курортной зоне, помимо пляжей и закатов, было для нас посещение так называемой Фермы бабочек. Мы ходили туда даже дважды — настолько нам там понравилось. Об этом — в отдельном фотоальбоме, а пока, в качестве анонса — вот эта фотография.

Один счастливый остров: Аруба

А еще в один из дней мы съездили в столицу Арубы — Ораньестад (об этом — в следующем рассказе).