Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была сегодня 14:03
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Нижний Новгород — Россия Ноябрь 2022

Цикл материалов "Нижегородские зарисовки"

1. Заповедный квартал в Нижнем Новгороде
  2. Вечерний Нижний Новгород (всего один вечер) и два отеля

В Нижний Новгород мы собрались спонтанно в праздничный день 4 ноября с семьей дочери в составе четырех человек. Выехали рано утром и уже к обеду были в Нижнем.

Гостиницу заранее не бронировали и вот что из этого получилось. Двух номеров в одной гостинице по приемлемой для нас цене (до 5 тысяч за номер) не было. Были за 10–15, но мы не готовы были опустошать наш кошелек (тем более в непраздничные дни цена их в два раза ниже).

Из этого выплывает совет: гостиницу в Нижнем Новгороде нужно бронировать заранее, город пользуется популярностью у туристов. Ко всему еще и цены будут ниже.

После длительных поисков мы с внучкой поселились в гостинице «Каскад» в Сормовском районе (не центр), а дети — в отеле «Усадьба Причал» — отель на воде у Гребного канала недалеко от знаменитой Чкаловской лестницы. Расстояние между отелями преодолевали за 20–30 минут на машине в зависимости от дорожной обстановки.

Приехали смотреть Заповедный квартла -28 восстановленных старинных дома, построенных в разных стилях: классика, модерн, эклектика. Было написано так зазывающе: вот и поехали посмотреть.

Машину мы оставили у «Усадьбы Причал», а до Заповедного квартала поехали на такси, чтобы потом ходить по центру города пешком. Минут за 20 разговорчивый таксист довез нас до Заповедного квартала на площадь Максима Горького.

Начали наше хождение с улицы Короленко, на которой восстановлены дома конца 19 века. Рядом храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

Это Древлеправославная Поморская церковь — храм староверов помоского согласия.

В 1912 году Нижегородская губергия занимала третье место по числу старообрядцев. Поморцев как и других старообрядцев называли еще беспоповцами. Все церковные таинства (крещение, венчание и другие) у поморцев совершали миряне.

Улица Короленко раньше называлась Канатной, так как здесь с 1787 по 1824 года здесь были канатные заводы.

В начале 19 века территория стала застраиваться одно и двухэтажными домами, которые арендовала творческая интеллигенция города.

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

Самый знаменитый — дом с балкончиком, в котором квартиру из шести комнат арендовал М.Горький с женой и сыном. Но жил он здесь недолго всего 1 год (1900–1901 годы). В этом доме были написаны «Мещане», «Песнь о Буревестнике» , повесть «Трое» и начата пьеса «На дне», местом действия которой была бугровская ночлежка (она находится под стенами кремля и ее мы увидим вечером).

Этот дом помнит Бунина, Чехова, Андреева — они приезжали в гости.

На балкончике этого дома пел Федор Шаляпин. Кстати, летом на его месте поют солисты Нижегородского театра оперы и балета. Хотелось бы послушать. Надо будет смотреть программы Заповедного квартала и наведаться сюда летом.

В соседнем доме жил Владимир Галактионович Короленко, аудиокнигу которого «Слепой музыкант» мы слушали на обратном пути из Нижнего Новгорода. Богатый язык, интересный трогательный сюжет и стиль изложения. Можно читать или слушать неоднократно. Так что внучка-школьница увидела не только дом, где жил писатель, но и познакомилась с известной повестью.

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

До 1885 года Короленко — революционно настроенный жуналист и писатель находился в ссылках, а потом обосновался в Нижнем.

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

Жил он здесь в 1888 по 1896 год в доме архитектора Лемке. Работал журналистом, писал свои повести о жизни бедных людей. Около этого дома произошла его встреча с Горьким.

Якобы, Короленко чистил снег около дома, а молодой Горький принес ему поэму «Песнь старого дуба» и стихи. Отзыв Короленко был отрицательным, но потом они подружились. Так прочитала в интернете. Но в воспоминаниях Горького об указанной встрече не написано. Вот что написал Максим Горький в воспоминаниях: «Писателя я представлял себе человеком тощим, нервным, красноречивым — не знаю, почему именно таким, В.Г. был коренаст, удивительно спокоен, у него здорое лицо в большой курчавой бороде и ясные зоркие глаза».

За домом расположен сад Лемке Владимира Максимовича — городового архитектора Нижнего, а также Самарканда и Тамбова.

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

Таким изобразила архитектора художник Надежда Самарина и между домами мы увидели выставку ее работ, на которых можно познакомиться с жителями этого Заповедного квартала, изображенными художницей очень своеобразно, но похоже.

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

Дмитриев Максим Петрович — нижегородский фотограф (1858–1948), один из известнейших фотографов того времени. Кстати, в Нижнем есть Музей фотографии (побывали в нем в одну из поездок). И еще раз кстати, в городе практикуют выставки старинных фотографий в торговых центрах, где можно увидеть живописные виды города. В этот раз посмотрели выставку в «Золотой миле», в прошлую — в универмаге около Московского железнодорожного вокзала.

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

А мы продолжает путь по Заповедному кварталу.

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

Название «Тайный сад» придумали ландшафтные архитекторы фестиваля «Исторический парк», что проходил в городе в 2021 году.

В двухэтажном доме сохранился стеклянный блок Густава Фальконье и нижегородцы восстановили его (это швейцарское изобретение, о котором можно прочитать информацию тут же).

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

В ноябре темнеет рано. Поэтому прошлись только по одной улице, а всего их несколько.

По дороге увидели такое необычное дерево. Думаю, что это неслучайно. Кому что напомнило? Автомобилисты со стажем должны знать.

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

Мне оно напомнило оленя с капота горьковской машины «Волга».

На капоте он появился с герба города, который раньше назывался Горький. Город в 20 веке окружали леса. Поэтому он и появился: сначала на гербе города, а потом на известной в советское время машине.

Следующий исторический дом опять связан с Максимом Горьким. В нем будущий писатель жил в 1972–1976 годах, тогда еще никому неизвестный Алеша Пешков, 1868 года рождения. Горький считал это время самым счастливым в своей жизни. Через 4 года мать вышла замуж, переехали в Заречье, а дом продали.

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

В городе много мест, связанных с именем этого писателя (свыше сотни). На площади Горького стоит большой впечатляющий памятник писателю во весь рост, выполненный Верой Мухиной, которая была лично знакома с писателем.

На улице Короленко много домов с резными наличниками (узоры вековой давности восстановлены энтузиастами города).

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

После прогулки решили перекусить в районе исторической улицы с названием Рождественская (от Заповедного квартала шли пешком). В одном из ресторанов, который выбрали по отзывам, мест не было. Второй на пути — чайхона «Тюбетейка». Как же это здорово, что можно открыть сайт в телефоне и посмотреть отзывы — отзыв о «Тюбетейке» неплохой, идем сюда.

Заповедный квартал в Нижнем Новгороде

Действитель. неплохая кухня и домашнее вино, попробовали многое (вкусы у всех разные): салатик из баклажанов, лагман, отбивная. шашлык, рыба, плов, десертики(«Наполеон» — так себе, шоколодный десерт — его подают с мороженым- внучке понравился). Никудышным оказался только облепиховый чай — пожалели ягодок.

Одну стену заведения занимают фотографии именитых гостей чайхоны.

Далее была вечерняя прогулка по Рождественной улице, от которой поднялись в кремль, походили по вечерней освещенной никому не покоренной крепости и вышли на площадь Минина, где проходил праздничный концерт, после которого разъехались по своим отелям.

Цикл материалов "Нижегородские зарисовки"

1. Заповедный квартал в Нижнем Новгороде
  2. Вечерний Нижний Новгород (всего один вечер) и два отеля

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия