Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev
сейчас на сайте

Палаван — Филиппины Ноябрь 2023

Начало:
Филиппины. Манила заманила
Филиппины. По островам. Себу

20.11.23. Летим на Палаван

На завтраке по мозгам долбят новогодними мелодиями: джингл бел, джингл бел… стучат молоточки по черепной коробке. Как я уже писал, филиппинцы — ярые католики, они очень активно отмечают Рождество. Вот сейчас еще полтора месяца до праздника, а всё вокруг в Рождественской иллюминации, ёлки повсюду. Некоторые из них сложены шатром из бамбука, а некоторые — пирамидой из кокосов, которые ещё и покрасили в синий цвет!

Филиппины. По островам. Палаван

Рождественские песенки догоняют вас везде: в супермаркете, в отеле, в аэропорту.

С выездом не задалось. Вылет в 10:00, шаттл из отеля в 8:30, ехать 30 — 40 минут, напряжно. Попросил выехать немного ранее, отказали. Заказал такси, выехали в 07:30, в дороге получаю сообщение от Дарьи: вылет в 11:10, по расписанию! Так, спокойно, за три часа до вылета меняют расписание в компании Philippine Airlines.

Аэропорт мне понравился, спокойный такой, без лишней суеты, много кафе, интересных сувенирных магазинов, Kultura здесь тоже имеется.

Филиппины. По островам. Палаван

А как вам утверждение Stop thinking start drinking? Одинокая девушка с утра так и сделала, открыла компьютер и выпила стакан воды.

Самолет DASH-8 винтовой, но долетел! А как красиво наблюдать в иллюминатор раскручивающийся пропеллер.

Филиппины. По островам. Палаван

Острова под крылом, сижу у иллюминатора разглядываю. Как вам рыжее пятно на фоне морской бирюзы? Это глинистая вода из реки вливается в море.

Один час десять минут в полете и мы приземляемся в Пуэрта Принцесса, столице острова Палаван. На поле встречают сотрудники с … зонтиками! Да! Чтобы мы смогли дойти до здания аэропорта 50 метров и не схватить солнечный ожог. Вот это забота!

Филиппины. По островам. Палаван

Разительный контраст с Сибу. Чисто, аккуратно, домики симпатичные. И отель хорош. Costa Palawan, название дублируется на китайском. Неспроста. Номер просторный, одеяло хорошее, только ТВ работает, а пульта нет. Принесли с третьего раза.

Филиппины. По островам. Палаван

Бассейн, дешевые напитки, дешевая еда. А массаж просто в три раза дешевле! И очень качественный! На берегу в маленьком домике, ветер раздувает шторы, шум моря…, красота, я провалился в нирвану и задремал.

Филиппины. По островам. Палаван

И это был самый дешевый отель на нашем маршруте — 66 $ за номер с завтраками! Надо было на весь тур здесь остаться.

Вид на море зависит от времени суток, приливы-отливы, в момент, когда я подошёл, море ушло метров на двести, но есть вышка и одинокая пальма, романтика и красивый вид обеспечены всегда.

Филиппины. По островам. Палаван

Звонок. Ярослав, можно Ярик, для местных я Патрик. Сейчас приеду. Ой, не ждали. Это партнер Дарьи, который обеспечивает часть нашего маршрута на Палаване.

Обращение Ярика — ребята! 10 лет на Филиппинах, три жены в России было, три жены здесь. Сколько у действующей жены братьев точно не помнит. Поток энергии и эмоций. А хотите допы? Есть такие пещеры — обалдеть. Пишу вопрос про пещеры Дарье, понимаю, что Дарья немедленно звонит Ярику, тот выходит на улицу (здесь связь плохая), возвращается — не надо вам пещера, вы старые.
— Ну ты нас приложил!

По программе вечером едем смотреть на светлячков. А пока есть время. Прямо под окном большой бассейн, метров 20 — 25, и глубина комфортная. Людей почти никого, пара девушек европейской внешности и всё. Пиво в баре — 100 песо! Меньше 2 долларов! Тянет на рекорд.

За то время, пока мы в отеле, время выезда на светлячков успели перенести на шесть вечера, а завтрашний утренний выезд на 8:20. Вышли ожидать, нас не заметили, искали 15 минут, хотя мы перед входом сидели. Ладно, поехали, нас 8 человек. Kitu kito — так светлячки называются на филиппинском, перед экскурсией вводная лекция по ТВ. В брачный период самцы мигают, а самки просто светятся. Не шуметь. В воде можно увидеть светящийся планктон.

Филиппины. По островам. Палаван

После лекции ужин. Местная девушка посоветовала мне свиную кровяную колбасу, а я ещё взял хорошо прожаренную мелкую рыбку, рассечённую на тонкие дольки, вкусно.

Все, поехали. На лодку. Мужчина гребёт на корме, маленькая девочка подгребает на носу. Тихо, темно, протока в окружении растительности выглядит в темноте и тишине волшебно. Скользим бесшумно. Вот и дерево со светлячками. Моргают потихоньку. Сопровождающий плеснул воды, огоньков стало больше. Так одно дерево, другое, третье. Что могу сказать, вау эффекта не наблюдается. Я представлял, что сейчас все деревья вдоль воды будут усеяны светлячками, но нет, только отдельные. Якобы, их бывает больше, но все равно не так массово, как я ожидал. Так что сами решайте, надо вам или нет.

21.11.23. Подземная река

Утром покидаем отель вместе с багажом и едем смотреть подземную реку. Оттуда продолжаем наш путь в течение минимум пяти часов до следующего пункта нашего маршрута — города Эль Нидо на севере острова.

Параллельно с нами движется Ярик с группой русских туристов. Около двух часов занимает переезд из Пуэрта Принцесса до места на побережье Сабанг, откуда стартуют экскурсии на подземную реку. По дороге Ярик остановился в небольшой кафешке. Это мой друг из Словении, он варит здесь самый вкусный кофе. Ну не он, конечно, а кофейная машина. К тому же на нас кончилось электричество и оценить, насколько хорошее кофе у словенца не получилось.

У местных водителей в почёте глубокая тонировка стёкол, и не только боковых, ветровое стекло тоже тонируют. Уже видел полностью тонированное, в такси ехал, у него непрозрачный козырёк на треть стекла сверху, а у нынешнего глубоко темная часть внизу и практически непрозрачная вверху, остаётся полоска посредине примерно на 30 — 40%. Ближе к сумеркам в машине кромешная тьма, невероятно!

Филиппины. По островам. Палаван

Короткая остановка в пути. Ярик показывает симпатичные холмы-горы, по-моему, он их назвал слоновыми. Но в любом случае просто симпатичные холмы.

Приехали к месту отправки в поселок Сабанг. Порядок такой. Сначала где-то регистрируемся, ждём не меньше часа, потом плывем на моторной лодке двадцать минут до пещеры, там идем недолго по берегу, садимся в весельную лодку, полчаса плаваем по пещере, в обратном порядке и в завершении обедаем буфетом в местном кафе. Пока ждём можно искупаться в море. Пляж тут же, песчаный, заход плоский, но не для меня сегодня. Заболел, сильный кашель, слабость с утра, Таня ещё вчера заболела. Так что пропустим.

Филиппины. По островам. Палаван

Гора очень напоминает голову лежащего человека в профиль.

Филиппины. По островам. Палаван

Наконец позвали, спасательные жилеты, по шесть человек в лодке, сверху прикрывает крыша, так что особо ничего не видно, движок трещит неистово! Песчаный пляж у скалы, высаживаемся в воду, нам выдают каски, здесь есть туалет, а под ногами разгуливают огромные вараны, идем недолго через лес и приходим в бухту, где виден вход в пещеру. Здесь рассадка на другую лодку по десять человек, поплыли.

Каждому дают аудиогид, в том числе на русском языке, где актёр хорошо поставленным голосом рассказывает о сталактитах-сталагмитах, и как важно не разговаривать громко, чтобы что-нибудь не отвалилось на голову. Река носит название Порта Принцесса, внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, чем филиппинцы, судя по всему, очень гордятся. Плывем в абсолютной темноте, у гида имеется фонарик, которым он высвечивает стены. Гид показывает разные окаменевшие формы, в которых видятся узнаваемые предметы и лица: вот это купол собора Святого Павла в Лондоне, вот это Тайная Вечеря, Пегас, Дева Мария, гриб, свеча… Отдельный рассказ про различные овощи, эту часть каменных форм даже называют овощной рынок. Среди овощей представлены баклажан, маис, огурец, арахис, цветок банана. Некоторые и правда похожи, для других надо поднапрячь воображение.

Филиппины. По островам. Палаван

В самом высоком месте пещера достигает 60 метров высоты, вся река имеет длину более 8 километров и официально считается самой длинной подземной рекой в мире, плавать можно по участку длиной 4, а туристов катают по отрезку длиной 2 километра. В пещере, как и положено, живут летучие мыши, так что каски нам даны не только для того, чтобы уберечь от случайного падения сталагмита, но также избежать встречи с продуктами жизнедеятельности тех самых летучих мышек. В целом впечатляет, если вы не были раньше на подземных реках, стоит попасть. Да и нам было интересно. В лесу между двумя лодками живут вараны и обезьяны, обезьяны на удивление неприставучие.

Обратно на той же лодке в Сабанг. Обед-буфет, неплохой. По совету Ярика, все берут баклажаны, мне очень зашел говяжий бульон в моё больное горло. Опять же, по совету Ярика, взял свежевыжатый сок гуайабоно, но мне сладковат. Перекурили, попрощались с Яриком, я уже к нему привык и отношусь хорошо, поехали, дорога длинная. Перед отъездом подивились на небольшое дерево с magic fruit pазмером с арбуз!

Филиппины. По островам. Палаван

Я уже писал, что Палаван сильно чище, чем Себу, к тому же мы едем по широкой бетонной дороге, по два, 2,5 ряда в каждую сторону. Правда, полряда или полряда и ряд в любой момент могут оборваться тупиком. Все ездят по крайнему к разделительной полоске ряду, а обгоняют по встречке. Также мотики и трициклы. Если посигналить, вряд ли сдвинется вправо.

Филиппины. По островам. Палаван

Деревень немного, если есть — тоже вполне опрятные. Ярик утверждает, что у всех в домах септики и приличный туалет, тогда как на Себу я лично видел каналы, которые несут в море нечистоты.

В городе Рохас остановились пополнить запасы жидкости, огромный магазин, где продают тряпки и продукты. Искали пиво, содовую воду (газированной воды нет в принципе), кока колу — не нашли ничего! Но потом остановились в маленьком магазинчике, нашлась и кока, и пиво, и ром в придачу, а вот содовой все равно нет.

Уже в темноте, приезжаем в Эль Нидо, отель Buko, здесь мы проведём пять ночей. К самому отелю не подъехать, к нему ведет узкая тропа, но парнишки проворно перетащили чемоданы, а нас разместили в бунгало. Чувствуем себя неважно, так что сразу ложимся спать. Написал Дарье и она любезно перенесла завтрашнюю экскурсию, в нынешнем состоянии все равно вряд ли получим от этого удовольствие.

22 — 26.11. Эль Нидо. Болеем

Buko. Отель симпатичный, но не без изъяна. Ряд бунгало спускается к морю, немного, шесть — восемь, не более. Около моря небольшой бассейн и кафе, где мы завтракали и пытались ужинать (в горло по причине плохого самочувствия ничего не лезет). Вид на залив и окружающие острова бесподобный, а ближе к вечеру отличный вид на закат, к тому же happy hour, два коктейля по цене одного!

Филиппины. По островам. Палаван

Само бунгало — корпус штукатуренный, бамбуковый каркас, крыша покрыта пальмовыми листьями. В ванной комнате растет дерево. Кровать короткая, ноги свисают. Вай фай так себе, неустойчивый, вода может перестать течь в любой момент, когда водоснабжение восстановится — из крана идёт коричневая вода. А чем наши стаканы и чашки моют? В номере есть поднос с пакетиками чая, кофе и чайником. Воды приносят по первому требованию столько, сколько вы пожелаете. В бунгало много окон, для них есть матерчатые сматываемые шторы, но все размотать бывает неудобно, так что будьте готовы проснуться в 6 — 7 утра от яркого света. На этот случай в номере есть наглазники, впервые встречаю такую опцию в отеле.

Филиппины. По островам. Палаван

Но персонал — суперотзывчивый. Батарейку дали, распечатали документы по моей просьбе, я подписал, все страницы отсканировали и прислали мне на почту! Померяли температуру, дали таблетки и принесли горячий каламанси.

Завтраки на заказ, заказ делают долго. Много разных версий яичницы, блины, филиппинский завтрак. С нашим кашлем отлично подходит горячий каламанси с имбирем. Забирает! Каламанси — маленький местный лимон размером с вишенку, но ядрёный! А если к нему добавить не менее ядреный имбирь?

Филиппины. По островам. Палаван

Ничего, день посвятил фиксации предыдущих впечатлений, ещё день понадобился для завершения рассказа о посещении Албании. Да! Времени для путевых заметок не хватает.

На ресепшн сооружают рождественскую елку. Из кокосов, крашеных в синий цвет, ещё каких-то местных плодов, среди отелей проходит конкурс на лучшее рождественское украшение.

Эль Нидо — маленький городок на верхней оконечности острова Палаван, совсем небольшой, примечателен панорамой из множества островов напротив, напомнивших мне бухту Халонг во Вьетнаме. Считается достаточно глухим местом на туристической карте Филиппин, но желающих искупаться на «диких» островных пляжах все равно достаточно. Какие они дикие, если туда ежеминутно туристов подвозят на лодках?

Но закаты!

Филиппины. По островам. Палаван

По островам придуманы туры на лодках. Можно в составе группы, можно приватный. Существует программы туров: A, В, С, D. Один идет в Большую Лагуну, другой в Малую, один заворачивает на пляж на острове номер 258, другой заходит на пляж острова 260, примерно так. Ознакомиться с программами можно на сайте Дашиного агентства.

24.11.23. По островам. Тур D

Лагуна Кадлао — пляж Пасандиган — пляж Натнат — пляж Букал — райский пляж

Утром нас встречает Ярик, сам лично позаботился, чтобы мы не потерялись, приехал в отель. Я уже давно изменил о нем своё первое негативное впечатление. Классный дядька! Реально беспокоится о туристах, вот и в нашей судьбе принял участие.

Видит, что я больной и вялый, решил лично проводить до борта.

От отеля на стареньком минивэне до места погрузки в центре, так скажем, ехать пять минут. Киоск на дороге, где две беззубые девушки осуществляют менеджмент и логистику отправки. Но с нами Ярик, он взял все стыковки на себя. По закоулкам тропического городка спускаемся к морю. Грязно. Удивительно, вроде бы остров нас встретил чистотой, а тут, на парадном входе к невероятной природной красоте…

На нас двоих команда из четверых: Рекси — tour guide, капитан и два помощника. По воде на борт лодки, поплыли. Минут тридцать, и мы в первом пункте — Малая лагуна. Лучшая! Вначале интрига. Плывем к скале, и я не понимаю, где лагуна. В самый последней момент появляется непрямая щель, через которую с трудом протискивается каяк.

Филиппины. По островам. Палаван

Нам открывается волшебная лагуна. У меня есть возможность снимать на видео, потому что Рекси взял весло на себя. Что тут описывать смотрите сами. Нет! Скажу. Цвет воды фантастический, удивительная бирюза, вода прозрачная, скалы под водой видно просто удивительно, а ещё есть кораллы, которые тоже можно наблюдать не ныряя. Карстовые скалы в контакте с водой подточены и от этого нависают своей массой.

У меня была возможность сравнить в следующей поездке по другим островам и лагунам здесь и, чуть позже, в похожей экскурсии на острове Корон, скажу со всей ответственностью — такой красивой лагуны я не видел!

Филиппины. По островам. Палаван

Лагуна Кадлао менее интересна и народу больше. Хотя и здесь есть возможность увидеть природные красоты. Например, консолью нависающие над водой скалы. Попробовал запустить дрон, но солнце засвечивает экран ничего не видно, пришлось отказаться от этой затеи.

Филиппины. По островам. Палаван

Далее заплыли на точку и встали на обед. Здесь же можно поплавать. Наверное, это тоже пляж, но я не знаю какой. Чувствую себя неважно, на пищу смотреть не могу, даже плавать не пошёл, где это видано?

Попросил Рекси сократить маршрут и вернуть нас в отель. От места прибытия до отеля доехали на трайсикле. На каждом острове трайсиклы имеют свою особую форму, здесь, например, на переднюю панель выносят радиаторные решётки автомобилей известных марок. Доехали за 100 рублей быстро и безопасно, наверное.

25.11.23. По островам. Тур, А

Секретная лагуна — Большая лагуна — Остров Шимизу — Маленькая лагуна — пляж Семь Коммандос

Команда новая, только сегодня три человека, гида зовут Джордан, лодку зовут Arkisha.

Филиппины. По островам. Палаван

Начинаем с Большой лагуны, по которой мы передвигаемся на каяке самостоятельно. Бирюза, японцы, вулканические скалы и яркая зелень на вертикальных склонах.

Филиппины. По островам. Палаван

Плывём дальше. Секретная лагуна, тут только пешком. Чтобы влезть в лагуну (именно так, не вплыть, не войти, а влезть) надо перелезать через камень в очень узкую дыру. Но сначала дождаться, пока её освободят предыдущие посетители, это может занять некоторое время. Лагуна не так поражает, как вход в неё.

Теперь мы отплываем и встаем на обед, команда вытаскивает блюдо с курицей, рисом, лапшой, салатом, которое я опять пропускаю, но понырял, стаи рыбок среди кораллов посмотрел, симпатично. Маску, трубку, ласты вам дадут на борту лодки. Последняя точка уже перед городом — пляж Seven Commandos. Песочек, поднадоевшая бирюза, японцы. Есть туалет! Кафе с пивом и пирожками. Но не для меня.

Домой!

Закаты у нас потрясающие. Happy hour — два коктейля по цене одного, может быть джин с тоником поможет вылечить хандру?