Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 20:13

Коломна — Россия Август 2023

После небольшого перерыва, дабы не наскучить читателям однотипными материалами, продолжаю рассказ о своей прогулке по историческому купеческому району — Старая Коломна, в состав которого входят Посад, Ямская слобода и Кремль. До Кремля я доберусь позднее, а пока шагаю по одной из старейших улиц Коломны — Арбатской, возникшей в первой половине 17 века в результате застройки Посада. Архитектурный облик улицы определяет малоэтажная историческая купеческая застройка и это радует глаз.

После утраты в 17 веке военного значения удачное расположение Коломны на важнейших сухопутных и водных магистралях, дало городу прекрасную возможность заняться торговлей. Коломна торговала хлебом, рыбой, овощами, фруктами и мануфактурой, но основным предметом торговли было мясо. Скот в больших количествах перегоняли из Украины и Дона, забивали в Коломне, а мясо отправляли в Москву и Петербург. Не маловажным продуктом стало сало, служившее также и предметом экспорта, которое из Петербургского порта отправляли в страны Европы.

По улочкам предместья гулять одно удовольствие, сохранившиеся до наших дней бывшие деревянные купеческие домики с кружевными наличниками и не только, но один краше другого,

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

корректно отреставрированные они используются под современные надобности: тут вам и кондитерские лавки, и музеи, и кафе.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

Торговля кипит, как и в прежние времена.

Вот, например, частный музей-усадьба Дом самовара, в основе которого коллекция семьи Буровых, которым удалось собрать более 400 самоваров всяческих форм и размеров. Но кроме самоваров в музее есть и еще то посмотреть, это утюги, керосиновые лампы и прочие старинные предметы, являющиеся неотделимой частью домашнего быта 19-20-х веков. В комплекс музея-усадьбы входит кафе «У самовара», сувенирная лавка и даже гостевой дом на 17 постояльцев.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

Множество бывших купеческих домов на близлежащих улочках являются жилыми, для чего и были предназначены изначально.

Внезапно появившаяся девушка в русском одеянии- длинной широкой юбке и кружевной белоснежной блузке добавила колорита к окружающей одноэтажной деревянной застройке прошлого.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

Быстро юркнув в открытые ворота, она словно пригласила и меня следовать за ней. Как оказалось, это второй музей забытого вкуса «Коломенская пастила»,

открытый в старинной купеческой усадьбы Сурановых в 2009 году.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

Дом был построен в 1799-м году, но известная купеческая династия Сурановых стала проживать в нем с 1861-го года. Одной из первых ярких личностей этой знаменитой в Коломне фамилии был Фёдор Суранов — купец, книгочей, писатель и книгоиздатель. В настоящее время музей входит в музейно-творческий кластер Коломенский Посад. Но это не только музей, но и небольшое производство, на котором создают три вида русской пастилы: рыхлую белковую, рыхлую безбелковую и плотную пастилу.

Меня больше всего заинтересовал уютный садик, где в тени плодовых и декоративных деревьев можно отдохнуть, расположившись на ажурной скамейке.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

Но мое внимание уже полностью сосредоточилось на одной из красивейших старинных церквей коломенского посада, на белоснежном храме Николы на Посаде, расположенном на перекрестке Арбатской и Посадской (бывшей Никольской) улиц.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

Первое упоминание о деревянном храме Николы Мокрого упоминается в писцовых книгах 1517 года. Новый каменный храм на средства прихожан был построен в 1716 году, ее главный престол был освящён в честь Воскресения Словущего, придельный храм — Святителя Николая.

Во время нескольких перестроек внешний вид церкви и архитектурный стиль были изменены: из изначального «московского узорочья» на раннее барокко. Внешний вид здания храма уникален и очень оригинален благодаря украшению из 106 кокошников, устремленных по пяти рядам вверх к «пучковому» пятиглавию.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

Внутрь я не заходила, но читала, что в годы гонений на религию и повсеместное уничтожение храмов в храме Николы на Посаде были безвозвратно уничтожены росписи стен, датируемые 1820–1840 годами. В настоящее время стены полностью побелены и лишь кое-где с трудом можно различить остатки старинных росписей. От отдельно стоящей шатровой колокольни, построенной одновременно с храмом, к огромному сожалению остался лишь нижний ярус, а ведь в старину эта звонница звалась «сорокозвоном». На нижнем фото слева видна часть этой постройки.

Так и представляю, как по купеческо-мещанскому посаду раздаются переливы колоколов и вот что писал о храме поэт, прозаик, церковный историк, литературовед, переводчик и уроженец Коломны Роман Вадимович Славацкий:

«И на углу Никольской и Арбата
в густой ночи таится, будто сон,
закованный в узорчатые латы
Николин страж — святой Сорокозвон»
В 1990-х годах Никольский храм был передан старообрядческой общине.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

В приземистом деревянном доме по адресу улица Арбатская № 7 с 1915- по 1924-й годы проживал русский советский писатель, прозаик Борис Андреевич Пильняк, происходивший от немцев-колонистов Повольжья. В этом доме писатель поселился после женитьбы на земском враче Марии Алексеевне Соколовой, отец которой был священником Никольского храма и дом в то время стоял внутри церковной ограды.

В 1922-м году Пильняк в своем рассказе «Домик в Коломне» описывал в шуточной форме как он устроился в этой избе. Именно этот дом в свое время и искала Анна Ахматова, но почему-то ей это не удалось.

Продолжу прогулку по старинной улице Посадской, возникшей в первой половине 17 века, впоследствии застраиваемой городскими купеческими усадьбами.

На пересечении улицы Посадской с Посадским переулком на доме под № 26 богатый купец, миллионер, торговец скотом Трофим Моисеевич Щукин, проживавший с семьей в соседнем доме, который я почему-то не сфотографировала, в 1890-м году открыл странноприимный дом. В доме приходившие сюда на отдых паломники могли спокойно проживать неделю, получая крышу над головой и пропитание.

Пройдя несколько шагов в глубине двора увидела здание, чем-то напомнившее храм, подошла поближе. Это оказался храм великомученика Никиты, заложенный в 1655 году, а в 1695 году замененный на кирпичный. В округе великомученик Никита почитался как покровитель младенцев.

Церковь строилась как домовая для богатейшего купеческого рода старой Коломны — Мещаниновых. 14 октября 1775 года, приехавшая в Коломну императрица Екатерина II останавливалась в доме Мещаниновых, который находился рядом с Никитским храмом.

В 18–19 века отдельные части здания подвергались достройкам и переделкам и первоначальный древний стиль в традициях московского барокко практически полностью был заменен на безличную архитектуру.

С конца 18 века священником при Никитском храме служил уроженец села Черкизово — Пётр Матвеевич Черкизовский, но в дальнейшем получивший фамилию по названию храма — Никитский. В этой семье 4 июня 1824 года родился третий сын Никита, будущий философ, публицист и издатель, о чем рассказывают фотографии и стенды, установленные у храма.

В советское время храм Великомученика Никиты был порушен и разграблен, в начале 2000-х годов разрушенное здание возвращено Православной церкви. В настоящее время старинное церковное здание восстанавливается, видно, что работы еще предстоят масштабные и будут идти продолжительное время. Между тем храм действует, он открыт для прихожан и богослужения ведутся.

Мне очень понравилось, что в Коломне, на ее исторических улочках поддерживается формат строительства современных домов в исконном старинном купеческом стиле. Вот, например, симпатичный двухэтажный особняк по адресу улица Посадская 42.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

А еще, не только я обратила внимание, что в Коломне, больше чем в каком-либо другом русском бывшем уездном городе сохранилось множество старинных ворот.

В списках архитектурного наследия города они и вообще выступают, как самостоятельный архитектурный объект.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

Профессор Алексей Иванович Некрасов, восхищенный их многочисленностью и своеобразием, в своем очерке про Коломну и вообще назвал город «городом ворот».

Далее я повернула на улицу Островского, на которой обычные деревянные избы

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

соседствовали с административными заведениями, занимавшими бывшие купеческие усадьбы. Из-за огромных кустов пламенеющей на солнце рябины, прикрывающей фасад детского противотуберкулезного санатория, едва смогла сфотографировать небольшой фрагмент очень красивого здания.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

Вы, возможно, подумали, что куда же это я бреду так далеко от центра, ведь по неслыханной августовской жаре придется еще возвращаться обратно?

Но это не хаотичная и бесцельная прогулка и повернув на Артиллерийский проезд, а затем на Гончарную улицу я подошла к финишу моих хождений в тот день, к Богоявленскому собору и на уютной территории, в тени огромных деревьев я позволю себе отдохнуть.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

В 15 веке на этом месте располагалось село Бобышево и принадлежало оно великим князьям Московским.

Примерно в 1480-м году на этом месте по велению жены Ивана III Софьи Палеолог в память о рождении наследника престола Василия III была построена деревянная церковь.

В 1520-х годах в селе поселились строители Коломенского кремля — кирпичники и гончары и село Бабышево стало пригородной Гончарной слободой. В 16-м веке деревянный храм сгорел, чудом уцелела лишь икона Спаса Нерукотворного. В 1680 году началось строительство каменного храма, освященного в честь Богоявления.

26 декабря 1782 года в церковном доме при храме родился святитель Филарет, будущий митрополит Московский и Коломенский, все предки которого были церковного звания. В 1800–1804-х годах храм был перестроен. В общем с ним стиле классицизма были выстроены трапезная и колокольня.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

Церковь Богоявления на Гончарах единственная в городе, не закрывавшаяся для богослужений в советское время, а в 1940–1980-х годах выполнявшая роль кафедрального храма митрополитов Крутицких и Коломенских.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

В настоящее время приход храма несет попечение о пациентах детского противотуберкулезного санатория. Территория храма большая, тенистые аллеи, лавочки, трапезная и туалет.

Хорошо отдохнув, я отправилась в обратный путь по тем же улочкам, по которым шла и сюда. Лишь на Посадской улице повернула на Посадский переулок и остановилась у особняка под № 13, спрятанного за высоким сплошным забором.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

А дом весьма интересен, объект культурного наследия Коломны, во всех источниках называется «Дом воеводы». Старейшие в Коломне жилые палаты постройки начала 18 века, согласно данным историков, возведены зажиточным купцом Иваном Ивановичем Ушаковым. Функционально дом предназначался под склад на первом этаже и жилые комнаты на втором.

Небольшое кирпичное здание в два этажа, возведенное в стиле московского барокко типично для посадского строительства того времени как планировочной схемой, так и внешним убранством.

Пройдя пару раз вдоль забора, оставалось лишь сожалеть об отсутствии лазеек, позволяющих проникнуть внутрь двора, оставалось довольствоваться малым.

Украшением палат служат оконные «нарышкинские» наличники с очельем затейливого рисунка и полуколонками на кронштейнах по сторонам, строенные колонны фасада по углам здания, многообломный венчающий карниз.

Название дома возможно происходит оттого, что история Коломны тесно связана с деятельностью русских воевод, но при том в Российском государственном архиве древних актов существуют документы, в которых указано, что в этом доме воеводы не жили.

В 1950-х годах в палатах производились ремонтно-реставрационные работы под руководством Е.Р Куницкой. По ее мнению, дом воеводы изначально являлся приказом, в верхних палатах которого находилась канцелярия, а в подклете — арестантская.

В настоящее время не понятно, происходит ли сдвиги по реставрации уникального образца коломенских палат или здание просто спрятано за высоким забором, укрытое от посторонних назойливых и любопытных взглядов.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

С какой-то грустинкой в душе я повернула на улицу Москворецкую, возникшую в начале 17 века и названную так, по ближайшему расположению к Москве-реке и параллельную ее берегу.

Симпатичные деревянные домики с резными наличниками выстроились в ряд, предлагая полюбоваться примерами городской вариант старой русской избы.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

«Почти все одноэтажные деревянные домики Коломны в три или четыре окна по главному фасаду поставлены торцом к улице; кирпичный цоколь нередко облицован белым камнем; вход в дом всегда со двора, огороженного высоким крепким глухим деревянным забором. У многих домов слуховое окно в четырёхскатной крыше изрядно обработано в виде окошка светёлки на чердаке с разорванным фронтоном, опирающемся на резные стойки — колонны декоративного балкончика».

Чувствуя, что не все интересное досмотрела на Арбатской и боясь пропустить нечто важное, возвращаюсь и предчувствия меня не обманули!

Квартал до ее пересечения с Посадской, словно шкатулка с интересностями, но смотрите сами на фото:

А вот и дом под № 14, на скамейке у которого 16 июля 1936-го года Лев Горгунг (русский советский поэт, переводчик, мемуарист и между прочим — фотограф) сфотографировал Анну Ахматову. Умаявшись в тот летний жаркий день в поисках дома Бориса Пильняка, с ее связывали близкие отношения, она присела отдохнуть.

В память об этом на доме установлена мемориальная доска с фотографией поэтессы и со стихами И. Андреевой.

Сама же Анна Андреевна в своем творчестве тоже отразила этот неудачный день в стихотворении «Невстреча».

«И белой тайны сотворенный мир
Внушает нежность подсознанью.
Страданья подарил кумир
И грусть невстречи, и мираж свиданья…»

В поисках деталей о посещении Коломны Ахматовой, я натолкнулась на информацию, что в старом коломенском Посаде, в маленьком домике иногда летом жили поэт-переводчик Александр Кочетков с женой Инной. Это она как-то не отпустила мужа с купленным уже билетом на поезд, уговаривая побыть с нею еще пару дней. Железнодорожный состав потерпел катастрофу, и большинство пассажиров погибли. После этого трагического случая чудом уцелевший Кочетков, считавший себя спасенным любовью, написал потрясающее стихотворение «С любимыми не расставайтесь». Помню, оно так потрясло меня в юности, что я выучила стихотворение наизусть. При написании о Кармадонском ущелье и чудовищной гибели Сергея Бодрова и его группы, я использовала эти стихи.

Ахматова и Кочетков были знакомы и с удовольствием общались друг с другом.

Но вернемся в жаркий летний день и купеческую Коломну, пройдемся еще по ее колоритным улочкам и полюбуемся деревянными фактурными домиками, так трепетно сохраненными потомками.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

На пересечении улиц Арбатской и Посадской № 14 расположен дом-усадьба, принадлежащий мещанину Павлу Петровичу Силаеву. Павел Петрович и его жена Клавдия Дмитриевна Силаевы были огородниками. На своем земельном участке на берегу реки они выращивали овощи на продажу.

Этот дом Силаевы построили из баржевого леса, взяв ссуду в банке у купчихи Шевлягиной, о которой я писала в первой части.

А далее по Посадской я иду в направлении к центру, в сторону Кремля, продолжая любоваться всем, что встречалось по пути.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

В Москворецком переулке заметила купол церкви Покрова пресвятой Богородицы.

Первое каменное здание храма на этом месте было возведено в 17 веке. В 1812-м году перед днем Покрова жителям города стало ясно, что город миновала угроза французской оккупации. Благодарные жители устроили крестный ход, а уже со следующего, 1813-го года начали строительство новой церкви-памятника победы над Наполеоном! Средства были предоставлены братьями купцами Кисловыми и в 1828-м году бесстолпный храм в стиле русского классицизма был закончен.

Старая Коломна, коломенский посад-купеческая вотчина привлекающая поэтов

Посадская плавно переходит в улицу Пушкинскую, старинное историческое название которой-Пятницкая, по Пятницким воротам Кремля. В 1937-м году, к столетию со дня смерти А. С. Пушкина улице дали имя поэта. На Пушкинской целая россыпь деревянных жилых домовладений.

Но есть и современное строительство, которое органично вписывается в историческую застройку.

Улица Пушкина упирается в улицу Зайцева, но это будет уже другая коломенская история!