Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 22:28

Печоры, Изборск, Псков — Россия Февраль 2023

Как-то мы с подругой решили вместе съездить в Псков. К сожалению, не получилось. Но желание у меня осталось. И родился такой план: чтобы из Москвы не ездить туда-сюда, поеду-ка я в Питер, город этот люблю, погуляю, а уже оттуда съезжу в Псков. Мало того, я нашла однодневную экскурсию из Питера сразу в три города Псков-Изборск-Печоры. Конечно, опять «галопом по Европам», но увижу все самое-самое. Хм, ранний выезд, позднее возвращение. Но посидела и нашла хостел практически рядом с местом отправления и возвращения, забронировала местечко, оплатила экскурсию. Ура! И вечерним поездом поехала в Питер. Рано утром была на Московском вокзале, потом метро и, не заходя в хостел (вещей минимум в рюкзаке), пошла к месту отправления экскурсионного автобуса. Успела! День был пасмурный, но к счастью, не холодный. Красок не хватало, но это суровый край, ведь «Россия начинается здесь».

Псков. Первое упоминание города (тогда он звался Плесков) в летописи — это 903 год. Но это именно упоминание, а сам город уже существовал к тому времени. Одиннадцать веков! Псков расположен на слиянии рек Великой и Псковы, возможно, вторая река и дала ему название. Конечно, у города богатейшая история, в том числе и военная: набеги и отражения половцев, постоянная опасность, грозившая с запада, оккупация города Тевтонским орденом и освобождение воинами Александра Невского. Конечно, крепость вынуждена была укрепляться. При князе Довмонте в XIII веке псковский кремль — Кром начал расширяться и заменяться на каменный. О Довмонте, если честно, не помнила. Это литовский князь, принявший крещение и получивший при крещении имя Тимофей, избранный народом князем Пскова и успешно правивший городом 33 года. Каменная пристройка к Крому получила название Довмонтова города. К XVIII веку Псковский кром имел пять крепостных колец, три из которых сохранились. За свою историю эта мощная русская крепость пережила 26 осад.

Итак, Кром. По существу, это ядро старой крепости, сердце города. Чтобы выдержать осаду, в Кроме хранилось все необходимое: запасы провизии, оружие, порох. Что же представляет их себя Псковский Кром? Вдоль рек, Великой и Псковы, идут две стены, их соединяет третья стена, южная, идущая от реки до реки. Эта стена называется Персями (грудь, которой город был готов встретить врага).

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Сначала мы попадаем через округлые ворота Рыбницкой башни (или башни Святых ворот) в Довмонтов город. Башня восстановлена в 1970—1972 гг.

На следующем фото на переднем плане полузасыпанные снегом остатки Довмонтова города. Это каменные постройки XIII века.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

На следующем фото: справа остатки храмов Довмонтова города. Возможно, здесь находилось 17 храмов, которые, потеряв свое значение, могли быть снесены на рубеже XVI–XVII веков.

И возвышается над всем мощная стена Перси. Здесь ее высота около 15 метров, со стороны кремля стена имеет высоту 6 метров, это следствие резкого перепада рельефа. Пожалуй, такой мощной стены я еще не видела! Нижняя часть стены датируется XV столетием, это подтверждают археологи. Средняя часть датируется XIX веком: Николай I, побывав в Пскове, выделил средства на восстановление стены, так как она сильно обвалилась. Верхняя часть — результат реконструкции 1950–1960-х годов.

На стене Персей взгляд привлекает интересная композиция, выполненная псковским художником В. П. Смирновым.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Она была установлена в честь 730-летия победы Александра Невского в Ледовом побоище на Чудском озере (1242 год). На щите в виде воинского знамени изображены барс (герб) и план Пскова. Внизу круглые пластины с гербами городов, принимавших участие в битве: Псков, Владимир, Новгород, Тверь и Переславль-Залесский. Меч перед щитом символизирует меч князя Довмонта. Небольшие колокола вверху — символ Вечевого и набатного колоколов и символ единения русских городов, сплотившихся перед лицом врага.

В местах перелома крепостных стен возвышаются башни. На западной оконечности Персей стоит восьмиугольная Довмонтова (Смердья) башня, на восточной — Часовая (Троицкая) башня. Под защитой этих башен на Кром (именно на Кром, так как он стоял на возвышенном месте и к нему надо было подниматься) вели двое проездных ворот: Смердьи и Троицкие.

Довмонтова (Смердья) башня
За стеной - Часовая (Троицкая) башня

Сейчас можно пройти только через Троицкие (Великие) ворота. Над ними висит икона Святой Троицы. И мы попадаем в так называемый Захаб. «Захаб» — «захабень» — от «захапить» — «поймать»; его называли еще «охабнем»: «охапить» — охватить. Это как бы длинный узкий коридор, ведущий от ворот, своеобразный каменный мешок. Когда враги прорывали рубеж обороны, они оказывались в этом захабе под перекрестным огнем защитников крепости.

Захаб. На дальнем плане Троицкая башня

Чем дальше мы продвигались по захабу, тем выше поднимались на Кром. И вот целиком открылась белостенная громада Свято-Троицкого собора, который был виден издалека. Псков немыслим без этого собора.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

По счету это четвертый храм: были деревянный и три каменных. Первый, деревянный, храм был построен в X веке по распоряжению княгини Ольги. После гибели мужа, киевского князя Игоря Рюриковича, она правила Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе. Она стала первым правителем Руси, принявшим крещение (в крещении — Елена). Местная легенда утверждает, что во время остановки на левом берегу реки Великой, княгиня Ольга увидела, как три солнечных луча сошлись в одной точке на высоком, заросшим лесом, скалистом мысу противоположного берега и сказала: «На месте сем будет храм Пресвятой Троицы и град велик зело и славен будет».

Первый каменный собор вместо сгоревшего деревянного был возведен в XII веке, второй — в XIV веке, третий — в конце XVII века. Рядом с собором стоит колокольня, но она была на реставрации.

В 1930-е годы собор был закрыт. В нем был организован Антирелигиозный музей с 32-х метровым маятником Фуко. В июле 1941 года Псков был захвачен фашистскими войсками. Но немецкое командование провозглашало лояльность в отношении чувств верующих. О подобном я впервые узнала в селе Нижние Прыски в храме Преображения Господня и была очень удивлена. В августе 1941 года в Троицком соборе было совершено богослужение, и с тех пор он больше не закрывался. Во время Великой Отечественной войны Троицкий собор выстоял, а вот Псков был практически разрушен.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Семиярусный иконостас — образец флемской резьбы, сохранился до наших дней с небольшими переделками.

На том месте, откуда княгиня Ольга увидела три луча, псковичи установили памятный дубовый крест, а потом перенесли его в Троицкий собор. Когда крест сгорел в пожаре, был сделан такой же. Более 400 лет перед этим крестом люди поминали своих родных и близких. И только в 2018 году Ольгинский крест был отреставрирован.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

В храме хранятся Мощи святых князей Всеволода (в крещении Гавриила) и Довмонта (в крещении Тимофея). Также есть чудотворные иконы Божией Матери.

Перед Троицким собором большое пустое пространство: здесь была Вечевая площадь.

Перед Смердьей (Довмонтовой) башней стоит памятный крест, возведенный на месте разрушенного в 1940-х годах Благовещенского собора.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

В свободное от экскурсии время можно было погулять по Крому,

забраться на крытую галерею и посмотреть вокруг. Та, что ближе, это Плоская башня, подальше Кутекрома — башня на краю Крома. Высота башни Кутекрома составляет 30 метров, а средний диаметр — 10,5 метров. В большей степени она имела смотровое значение.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Толщина защитных стен достигала шести метров. В стенах были предусмотрены специальные окна для лучников.

Мне понравилось состояние Кремля: многое сделано и делается, что-то ожидает реставрации. Ну и прикоснуться к одиннадцати-вековой истории было круто!

Недалеко от Псковского Крома в 2003 году, в дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи, был открыт памятник княгине Ольге. В правой руке у Ольги символ Православия — крест. Княгиня изображена с внуком — князем Владимиром Святославичем — будущим крестителем Руси, который держит в руках икону с ликом Христа.

Из Пскова мы поехали в Изборск, перемещаясь на четыре столетия вперед: из 903 в 1330 год, именно тогда была построена вторая Изборская крепость на Жеравьей горе для защиты западных границ Псковской земли. Крепость имеет форму неправильного треугольника. С двух сторон она почти неприступна из-за крутых склонов, ведь она построена на горе, а с третьей стороны были выкопаны рвы.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Крепость выдержала несколько крупных осад. Еще бы, высота каменных стен около 10 метров, а толщина 4 метра.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

По Никольскому захабу мы зашли в крепость. Повторюсь, что захаб в русских крепостях — это въезд в виде рукава, длинного, узкого коридора, что существенно затрудняет вход врага в крепость.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Никольский собор — один из старейших храмов на русской земле в честь Святого Николая. В Псковских летописях он впервые упоминается в связи с нападением немцев на Изборск в 1341 году. Вроде бы, он действующий, но мы в него не заходили.

В Изборской крепости 7 башен, старейшая из них Луковка — первое каменное строение крепости.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

На нее можно подняться, внутри есть лестница, деревянная, узкая, крутая.

Сверху хороша видна ширь Изборско-Мальской долины. Она где-то далеко внизу, попробуй заберись, плюс каменные стены.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

В начале XVI века под башней Луковкой в скале был вырублен подвал для хранения вооружений — «Зелейный погреб». Конечно, порох и оружие где-то надо было хранить.

Рядом — тайный лаз. Эта глубокая ниша в стене закладывалась с наружной стороны каменной кладкой, но без связующего раствора. В случае необходимости, разобрав кладку, можно было выбраться из крепости.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Было еще одно уникальное место: тайный ход к воде. К сожалению, зимой под снегом его мы не увидели, а впрочем, и не должны были увидеть: ход-то тайный. Это наклонная ступенчатая траншея длиной около 40 метров, перекрытая сводом. Ход идет от крепостной стены к замаскированному от врага колодцу-роднику, из которого можно было брать воду во время осад.

С появлением огнестрельного оружия крепость была укреплена: на западной стороне были поставлены башни Темнушка, Рябиновка, Вышка, Талавская. Именно эта сторона крепости первой принимала на себя удар врагов. Расстояние между башнями примерно 60 метров, что позволяло в случае необходимости вести плотный перекрестный огонь по врагу. На следующем фото на переднем плане башня Рябиновка, на заднем — башня Талавская. Рябиновка имеет высоту 16 метров, бойницы на каждом из 6 ярусов смещены друг относительно друга. Талавская башня первоначально была воротной. Она отличается от остальных башен своей формой.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Рядом с Изборской крепостью находятся Словенские ключи, которым около 1000 лет.

Их еще называют «Ключами Двенадцати Апостолов»: из скалы бьют 12 родников.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Вода из этих родников минеральная, обладает целебными свойствами и признана чудотворной. Говорится, что нужно попробовать воду из всех родников, так как каждый оказывает свое влияние на человека. Подойти ко всем родникам зимой невозможно, но из ближних к дорожке я напилась и умылась. Родники зимой не замерзают, но существует поверье, что накануне трагических событий они пересыхают: так было перед Великой Отечественной войной.

Вода из родников стекает в Городищенское озеро. У берега лебеди и утки ждут туристов, которые подкармливают их. Красивое место!

Далее мы поехали в Печоры. К сожалению, уже смеркалось. Наша цель — Псково-Печерский монастырь. Название этого древнейшего монастыря связано с находящимися в нем пещерами. По легенде, изборяне на охоте в заросшем овраге услышали ангельское пение и почувствовали благоухание. Они назвали это место Святой горой, выкупили его у псковичей и разделили место по жребию. Склон горы, где сейчас находится монастырь, досталось крестьянину Ивану Дементьеву. Однажды он срубил дерево на вершине склона, оно покатилось вниз в овраг, вырывая еще деревья, и крестьянину открылся вход в пещеры и надпись «Богом зданные пещеры». До нас дошло имя первого молившегося там монаха — преподобного Марка. В 1470 году в пещере поселился священник Иоанн с супругой Марией, которые ископали пещеру и устроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1473 году церковь была освящена, и этот год считается годом основания монастыря. Постепенно вокруг церкви образовалась маленькая обитель, а пещеры стали кладбищем для иноков.

Настоящий расцвет обитель получила при игумене преподобномученике Корнилие. При нем в середине XVI века была расширена Успенская церковь, дальше прокопаны монастырские пещеры, построены трапезная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и надвратная церковь во имя Николая Чудотворца. Были воздвигнуты каменные стены, и обитель превратилась в сильную крепость. Но Игумен Корнилий, согласно преданию, был убит Иваном Грозным у монастырских ворот. Раскаявшись, царь сам нес тело игумена в Успенскую церковь. Путь от Никольского храма до Успенской церкви стали называть «Кровавым путем». Летом эту дорогу посыпают цветами. За долгую историю монастырь ни разу не закрывался.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Вокруг монастыря могучие каменные стены.

Через Святые врата входим на территорию монастыря

Проходим мимо Никольского храма,

от которого начинается «Кровавый путь».

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Постепенно приближаемся к Успенскому собору, понимая, что по времени мы уже никуда не успеваем. Обидно как!

В 1758–1759 годах над Успенским храмом построили Покровскую церковь, вход туда осуществляется из дальних Богом зданных пещер. Таким образом, Успенский и Покровский храмы имеют общий передний фасад, противоположная сторона уходит в гору. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры. Красиво!

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Слева — «Вход в пещеры Богом зданные». Общее число захоронений там составляет около 10 тысяч. Доступ паломников и туристов в пещерный комплекс ограничен, чтобы температура не поднималась выше 5° С.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Ну, а нам, полюбовавшись храмом, оставалось немного посмотреть вокруг. Некоторые храмы находились на реставрации и были скрыты сеткой. Можно было набрать воды из святого источника в честь преподобномученика Корнилия.

По городам земли Русской: Псков — Изборск — Печоры

Мы успели зайти в Михайловский собор, который был построен в честь архистратига Божиего Михаила, в память избавления Пскова от нашествия Наполеона: на следующий день после совершения крестного хода вокруг Пскова с Псково-Печерской иконой Божией Матери Умиление русские войска освободили Полоцк, тем самым избавив Псков от опасности.

Конечно, монастырь этот необычный и потрясающий. Очень жаль, что не попали вовнутрь. Но поездка в целом получилась классной!

Цикл материалов "Серебряное ожерелье России"

1. «Долго будет Карелия сниться»…