Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 21:50

Кижи, Рускеала, Валаам — Россия Август 2017

Карелия — это сбывшиеся желание и пожелание. Я очень хотела побывать в Карелии. А на юбилей мне пожелали совершить круиз на теплоходе. Напевая песню об «остроконечных елей ресницах над голубыми глазами озер», ранней весной я начала выбирать тур. Оказалось, что совсем несложно совместить Карелию и теплоход. В Карелии мне больше всего хотелось посмотреть Кижи и побывать на Валааме. Я нашла несколько туров, определилась с маршрутом и временем отпуска, забронировала и оплатила место на теплоходе. Причем при раннем бронировании предоставляется скидка.

Что хочу сразу сказать? Я отдохнула! Вот это было как-то необычно. Во всех предыдущих поездках, стремясь увидеть как можно больше, я буквально гоняла себя и вечером просто падала в кровать. А здесь все было спокойно и размеренно: покормили, свозили на интересную экскурсию, привезли обратно, опять покормили, поразвлекали, сказку на ночь рассказали. Нет, скучно совсем не было! Есть три вещи, на которые может смотреть человек бесконечно: как горит огонь, как течет вода, и как работает другой человек. Когда выдавалось свободное время, я просто смотрела на воду, и это действительно не надоедало. Вы видели, как кланяется камыш? Видимо, первая волна от носа теплохода заставляет его наклониться в нашу сторону, затем он резко выпрямляется, и брызги воды летят вверх. Так он нас встречал и провожал.

Привожу программу тура.

о. Коневец
08:00—12:00

Основная экскурсия:
Пешеходная экскурсия по острову с посещением Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря (высадка на берег посредством катера).

о. Валаам
15:00—20:30

Основная экскурсия на выбор:
1. Экскурсия в Центральную усадьбу Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря (включает трансфер в Монастырскую бухту и обратно).
2. Пешеходная экскурсия «Скиты Валаама», посещение Воскресенского, Гефсиманского и Коневского скитов.

(08.08)

Сортавала
08:00—14:00

Основная экскурсия:
Пешеходная экскурсия по г. Сортавала с посещением двух музеев — персональной галереи художника Кронида Гоголева — уникального мастера рельефной резьбы по дереву и краеведческого музея Северного Приладожья
Дополнительные экскурсии:
«Мраморный каньон «Рускеала»
автобусно-пешеходная экскурсия (1900 руб). Маршрут проходит по периметру мраморного карьера. Из рускеальского мрамора выполнена отделка Исаакиевского собора и Мраморного дворца в С.Петербурге. Посещение персональной галереи художника Кронида Гоголева.

(09.08)

Лодейное поле
08:00—14:00

«Зелёная стоянка»
Дополнительные экскурсии на выбор:
1. Автобусная экскурсия в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь.
2. Автобусная экскурсия в Введено-Оятский женский монастырь.

(10.08)

о. Кижи
08:00—13:00

Основная экскурсия на выбор:
1. «Шедевры острова Кижи». Во время пешеходной экскурсии вы осмотрите уникальные многоглавые храмы и их иконописное убранство, войдете в дом заонежского крестьянина, узнаете, как и чем жили эти люди, послушаете колокольные звоны у часовни Архангела Михаила, увидите церковь Воскрешения Лазаря-самую старую деревянную церковь России.
2. «Деревни острова Кижи». Вы совершите прогулку по кижским деревням — Ямке и Васильево. В деревне Васильево вы увидите самый большой и красивый деревянный дом острова, богато украшенный резьбой, часовню Успения Богородицы, поднимитесь на Нарьину гору — самую высокую точку острова. В деревне Ямка вы посетите один из домов 19 века, познакомитесь с крестьянским бытом прошлого и современной жизнью заонежской деревни.
Дополнительные экскурсии на выбор:
1.«Таинство реставрации» тематическая экскурсия. В Преображенской церкви ведутся беспрецедентные по сложности реставрационные работы — храм вывешен на лифтинговых конструкциях, он в прямом смысле «висит» в воздухе.
2.«Музыка северной деревни». Интерактивная фольклорная программа даст вам возможность ощутить все многообразие фольклорных традиций: побывать на заонежской молодежной вечеринке — «бесёде», послушать былины, духовные стихи, протяжные северные песни. 3.«Деревни острова Кижи» в бричке, запряженной лошадьми. Вы совершите увлекательную прогулку в бричке (600 руб), запряженной лошадьми, в центральную часть острова, где расположены старинные кижские деревни Ямка и Васильево, в которых и сегодня живут люди. Продолжительность программы 30 мин. (группа от 1 до 5 чел.)

(11.08)

Горицы
13:00—16:00

Основная экскурсия:
Автобусная экскурсия в Кирилло-Белозерский монастырь.

(12.08)

Углич
09:30—12:00

Основная экскурсия на выбор:
1. «Музей свистульки» Обзорная пешеходная экскурсия по городу с посещением женского Алексеевского монастыря и Музея свистульки с интерактивной экспозицией.
2. «Творческое объединение художников» Обзорная пешеходная экскурсия по городу с посещением действующего Богоявленского женского монастыря, Дома Дружбы с посещением творческих мастерских

3. «Предание старины глубокой» Обзорная пешеходная экскурсия по городу с посещением историко-художественного музея Кремль, церковь Царевича Дмитрия «на крови», Спасо-Преображенский собор. На территории Кремля можно услышать профессиональное вокальное, духовное и народное песнопение.

(13.08)

Москва
11:00

Прибытие, высадка (завтрак)

Меня устроила данная программа: теплоход, а следовательно, и тур были бюджетными (цена за место варьировалась от 18000 рублей на нижней палубе до 46000 в люксе), я посещала Кижи и Валаам и возвращалась в Москву. Посещение большого количества монастырей совсем не смутило.

Сначала мы шли по Неве, потом по Ладожскому озеру, из него по реке Свирь в Онежское озеро, из него по рекам Вытегре и Ковже в Белое озеро, потом были водохранилища, каналы и шлюзы.

«Долго будет Карелия сниться»…

Нынешнее лето выдалось дождливым и холодным. Я конечно попереживала, но природа подарила мне тепло и солнце в этой поездке. Итак, в начале августа я полетела к дочери в Москву, чтобы затем на «Сапсане» приехать в Питер к началу моего путешествия. Какая прелесть эти «Сапсаны»: быстрые и удобные! С интересом смотрела на табло, максимальная скорость была 220 км/ч. В Питер я приехала около 11 утра, чтобы еще успеть либо погулять по городу, если будет дождь, либо съездить в Павловск. Погода мне благоприятствовала, и я побывала в Павловске. Теплоход отправлялся вечером с Речного вокзала (проспект Обуховской обороны, д.195). После чудесной прогулки по Павловску в нужное время я была на речном вокзале. Мой белый теплоход «К. А. Тимирязев» стоял, и не один, а рядом с «Карлом Марксом», а недалеко в одиночестве стояла «Княжна Виктория». Регистрация и заселение прошли беспроблемно. Вскоре под «Прощание славянки» «Карл Маркс» пошел в плавание, мы махали руками стоящим на палубе, а вскоре марш прозвучал и для нас, с пирса нам тоже махали, и даже снимало телевидение.

Сначала знакомство с новым «домом». «К. А. Тимирязев» — 3-х палубный теплоход (проект 588).
Построен в Германии в 1959 году. Длина 96 м. Ширина 14 м. Скорость 24 км/час. Всего 104 каюты общей пассажировместимостью 211 чел
. Хотя в этом круизе нас было человек 80, видимо, холодное дождливое лето испугало людей. Капитан — Рогожев Александр Анатольевич, немногословный приятный человек, спасибо ему за безопасный состоявшийся тур.

«Долго будет Карелия сниться»…

У меня было место в неплохой двухместной каюте 1-го класса на средней палубе, не люкс, поэтому туалет и душ были неподалеку на палубе. А в каюте был шкаф, умывальник с горячей и холодной водой, полки над кроватями, стол со стульями, большое окно, радио, по которому делались все объявления, и розетка. Wi-FI на борту судна нет. Спасательные жилеты я нашла на верху шкафа. Постель удобная, чистая, каюту убирали каждый день в наше отсутствие.

На носу этой средней палубы был читальный салон с большим телевизором, небольшая библиотека. Я сразу взяла пару книг, но успела прочитать только одну. На корме — музыкальный салон, где желающие собирались и пели под баян.

На верхней шлюпочной палубе на носу — ресторан, в котором нас очень вкусно и сытно кормили три раза в день, еда была хорошо и красиво приготовлена. На завтрак каши, омлеты, блинчики, оладьи, сыр, колбаса. Обед с выбором первого и второго блюда (мясное, рыбное, вегетарианское), салат, компоты-морсы, фрукты. На ужин салат, вторые блюда (на выбор из мясного, рыбного, вегетарианского), свежая выпечка. Девушки-стюарды все это быстро приносили, потом убирали посуду. На корме — кино-концертный зал с пианино, где желающие собирались каждый вечер, здесь мы ставили сценки, пели и слушали песни. В 10 вечера начиналась дискотека. А какие танцы нам исполняла Наталья! За этим залом на корме открытая площадка — «солнечная палуба», где утром проходила зарядка, а днем желающие могли (в начале поездки в куртках) любоваться природой, а в конце, уже ближе к Москве, и загорать.

На главной палубе, кроме кают, находился «ресепшен», игровая комната, где занимались с детьми. На носу — нижний обеденный зал, перед ним — бар, краны с кипяченой питьевой водой. В середине — медпункт, гладильная комната, душевые, туалеты и прочие служебные помещения.
В трюме, или нижней палубе, двухместные каюты третьего класса. Я спускалась туда, но мне там не понравилось.

Утро начиналось с щебетания птиц по радио, потом директор круиза Пагнаева Светлана Викторовна «оглашала весь список» мероприятий на текущий день и приглашала на зарядку. Я ходила, мне нравилось размяться на «солнечной палубе», а потом пробежать два круга по палубе теплохода. Помимо экскурсий желающие могли заниматься макраме, танцами, пением. Вечером после ужина, в концертном зале Светлана Викторовна пела нам песни, а потом мы ставили веселые сценки. Хохотали от души. На теплоходе была семья итальянцев с двумя детьми, правда, мама была русская, и молодая пара из Ирана, которые вообще не знали русского языка. Но они тоже активно принимали участие во всех этих посиделках. А итальянцы еще хорошо играли на пианино. В просто свободное время было приятно посидеть на «солнечной палубе», глядя на воду, берега, чаек, или походить по палубам, пообщаться с такими же «созерцателями», пофотографировать красивые виды. Интересно было проходить шлюзы, а их было много на пути, когда за 10 минут корабль поднимается метров на десять, при этом не ощущается движения, просто из бетонного мешка ты поднимаешься на поверхность. Как-то невольно оцениваешь размах и мощь строительства при советской власти. Когда мы стояли в одном шлюзе уже недалеко от Москвы, к теплоходу подошли олени. Как, откуда? Они охотно протягивали мордочки к кусочкам хлеба. Проходили мы и по рукотворным водохранилищам, мимо полуразрушенных церквей среди воды.

«Долго будет Карелия сниться»…

Судоходство было довольно интенсивным. Мимо нас проходили баржи и теплоходы. Иногда мы шли одним курсом друг за другом. А на стоянках прижимались боком, и на берег мы проходили через их «ресепшен». Разница в комфортабельности была заметна сразу. Но меня мой корабль вполне устраивал: качки и шума не было, чисто, тепло.

Итак, под «Прощание славянки» наш белый теплоход отправился в путь по Неве. Вечер был пасмурный, на горизонте висели фиолетовые тучи, сильного ветра не было, но курточки пришлось надеть.

«Долго будет Карелия сниться»…

Утром проснулась рано, еще не привыкнув к местному времени, ведь разница с новосибирским 4 часа. Почувствовала, что не движемся. Выглянув в окно, поняла, что да, теплоход стоит, вернее как-то перемещается, но на якоре, Невдалеке еще теплоходы и баржи — стоят. Серое утро, серая вода с небольшими барашками волн.

Потом выяснилось, что погода «нелетная», и дальше нас в Ладогу не пускают, надо ждать нового сообщения в 12 дня. Конечно, нас развлекали, но настроение как-то упало, особенно когда в 12 часов объявили, что стоим до 18 часов. Сразу возникли слухи, что вообще можно простоять на якоре и никуда не попасть, как когда-то у кого-то было. Стихия… Надо было быть готовыми и к такому повороту событий. Наверное, все молились… Помогло — в 16 часов красавец «Мстислав Растропович» снялся с якоря, а через час и мы, хотя видимых изменений в погоде я не заметила: те же серые барашки волн, иногда с белыми шапочками. Вперед, но ведь мы простояли ого-го сколько и на остров Коневец точно не попадем. Директор круиза успокоила, что программу немного скорректировали, но на Валаам пойдем!

Утром мы были в Сортавале. Я, естественно, выбрала поездку к мраморному каньону Рускеала. Карьер долгое время служил местом добычи мрамора для соборов и дворцов Санкт-Петербурга и других городов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы собора Казанского, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская». Красота необыкновенная! Белые с серым изрезанные стены каньона, изумрудно-голубая вода, поросшие деревьями и цветами берега. Его длина 450 м, ширина 60–100 м, глубина 30–50 м.

«Долго будет Карелия сниться»…

Карьер был затоплен финнами перед началом советско-финской войны 1939–40 г. В одной из стен карьера находится мраморный грот, попасть в который можно с воды, подплыв на лодке. В гроте очень хорошая акустика.

Стоя на берегу, мы слушали как поют там люди. Место ухожено, по берегу проложена тропа, сделаны ступени, поручни. Заходили мы в штольню: темно, зябко, низкие своды, хотелось выйти на свет.

«Долго будет Карелия сниться»…

Можно взять напрокат лодку, но у меня как-то это не получилось по времени, потому что я сначала прошла с экскурсией, а потом еще раз самостоятельно: уж очень красиво было кругом. Кстати, перед поездкой в Карелию пугали наличием большого количества комаров. В Москве купила репеллент, но к счастью, ни разу им не воспользовалось — не было ни комаров, ни мошек!

После каньона нас привезли в галерею художника Кронида Гоголева в Сортавале. Городок Сортавала небольшой, но с богатой историей, много раз переходил то к шведам, то к финнам, то к России. В галерее были выставлены и нарисованные картины, но в основном мастерски вырезанные из дерева картины, посвященные Карелии, городу Сортавала, суровой ладожской природе, картины-иллюстрации к карельскому эпосу «Калевала». Художник работает по дереву в монолитной технике, без использования отдельных клееных деталей.

«Долго будет Карелия сниться»…

А затем мы на специальном паломническом теплоходе все-таки попали на Валаам. Там мы узнали, что вчера действительно был сильный шторм, и корабли не ходили. Первое, что мы увидели, подплывая к зеленому острову, это церковь Николая Чудотворца в Никольском скиту. Экскурсовод провел нас по острову и очень интересно рассказывал. В этой поездке я была с диктофоном, старалась быть ближе к экскурсоводам и все записывать.

Остров Валаам является одним из самых знаменитых святых мест в России. Его называют «северным Афоном». История этого острова — это в первую очередь история монастыря. Валаамский монастырь издревле являлся оплотом Православия на Севере Руси, славился высокой духовной жизнью, служил распространению христианства и монашества в окрестных землях.

Согласно преданию, в древние времена острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Святой Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Особо почитаются на Валааме преподобные Сергий и Герман, основавшие здесь монашеское братство. Здесь были возведены церкви, часовни, скиты, проложены дороги, насыпаны дамбы, возведены мосты. Валаамские монахи вручную создали на скалах плодородный слой почвы, перевезенной с материка, и выращивали еще полтора века назад арбузы и виноград в открытом грунте. Обитель находилась на границе России, из-за чего многократно подвергалась разорению и набегам. Из-за регулярных нападений многие монахи принимали мученическую смерть от воинствующих иноверцев, другие спасались бегством, не оказывая вооруженного сопротивления.

Сначала мы пошли к мужскому Спасо-Преображенскому монастырю и послушали хор мужской братии. Пробирает. Нижний этаж собора освящен в честь Сергия и Германа Валаамских, а верхний — в честь Преображения Господня.

«Долго будет Карелия сниться»…

Одной из самых почитаемых святынь монастыря является чудотворная икона Божией Матери (Валаамская), написанная иноком Алипием в 1878 году. Мы помолились, поставили свечи, подали записки.

«Долго будет Карелия сниться»…

Далее мы сначала проехали на автобусе, а затем прошли по живописнейшей дороге, чтобы осмотреть несколько скитов. Это места, где монахи живут небольшими группами, внутрь заходить было нельзя. Первым был Гефсиманский скит с часовней через дорогу.

Затем Воскресенский скит. Согласно преданию, именно здесь поставил крест Андрей Первозванный. Храм был задуман по принципу контраста: верхний храм, во имя Воскресения Христова — торжественный, светлый, вселяет надежду; нижний храм, посвященный апостолу Андрею Первозванному — скорбный и печальный, призывает к покаянию и очищению, он устроен наподобие пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Ну вот, удалось побывать на Валааме! Хотя времени было маловато. Здесь бы походить самостоятельно, а то все время практически бегом и бегом за экскурсоводом. Но на душе стало как-то светлее.

Не менее сильное впечатление произвел Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь. Он находится недалеко от городка Лодейного Поля, куда на зеленую стоянку встал наш теплоход. Напротив пристани находится Никольская церковь с куполами в виде парусов, Святой Николай — покровитель путешественников и моряков.

«Долго будет Карелия сниться»…

Белокаменные храмы монастыря с зелеными крышами расположены в красивейшем месте на берегу Рощинского озера.

«Долго будет Карелия сниться»…

Монастырь основан в конце 15 века и складывался из двух поселений: Троицкого и Преображенского. В Троицком соборе на стенах и потолке находятся древние, им больше 300 лет, росписи. Преподобному Александру было явление Святой Троицы, на этом месте потом была воздвигнута часовня, и это место на многие годы стало предметом поклонения паломников. И сейчас можно взять с собой с этой освященной земли песочек как благословение Божие.

За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, восстановление и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В советское время нетленные мощи святого были вывезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна. А в монастыре располагались тюрьмы Свирьлага, казармы, инвалидные дома, психиатрическая больница. Сейчас монастырь снова живет. Нетленные мощи Александра Свирского находятся в прозрачном саркофаге. Ощущения при поклонении им были непередаваемо сильными.

«Долго будет Карелия сниться»…

На следующий день, день моего рождения, я получила потрясающий подарок — остров Кижи! Я давно не видела такой гармонии. Остров как бы представлял собой огромную поляну цветов. Воздух был чистым, такой простор и ширь кругом!

«Долго будет Карелия сниться»…

Музей «Кижи» — это уникальный музей крестьянской культуры и деревянной архитектуры Русского Севера, собранная в нем коллекция насчитывает 76 построек. В музее создана еще и «ожившая экспозиция» — демонстрация крестьянских ремесел и промыслов и фольклорных обрядов. Основное — это, конечно, Кижский погост: совершенно невероятная двадцатидвухглавая Преображенская церковь, рядом с ней Покровская, третье сооружение ансамбля — колокольня. К большому сожалению, все 22 главы Преображенской церкви увидеть не удалось — реставрация. Зато издали кажется, что купола парят в воздухе.

«Долго будет Карелия сниться»…

Пройдя немного дальше, я увидела, как три «крестьянки» серпами (!) жнут овес. Зрелище вообще невероятное! Да еще на фоне такой красоты!

Смотреть на них было интересно, но экскурсия уходила дальше. А там была церковь Воскрешения Лазаря 15 (!) века, ветряная мельница, далее часовня Архангела Михаила, остановившись, мы послушали колокольный звон. Представляете, КАК это звучало на фоне всего увиденного! Пройдя дальше, мы подошли к старинным купеческим и крестьянским домам, около которых мастеровые в русских одеждах вырезали фигурки из дерева, плели лапти из бересты. Дорого, конечно, но покупатели были.

«Долго будет Карелия сниться»…

Заходили в дома, знакомились с крестьянским бытом. Когда организованная экскурсия закончилась, у нас оставалась еще много времени, и я отправилась по острову пешком. Обошла еще раз то, что нам показывали, и пошла на другой конец острова. Можно было взять на прокат велосипед, можно было проехать на бричке, но я люблю гулять пешком.

Услышав пение, я зашла в избу, а там пели-плакали девки, готовя подругу к свадьбе. Ну где еще, кроме кино, сейчас это увидишь?!

Пошла дальше, увидев вдалеке церквушку на холме. А кругом простор, цветущие поляны, недалеко Онежское озеро со стоящими белыми теплоходами. Душа пела! Любуясь окружающим, я дошла до церквушки на холме, это была часовня Спаса Нерукотворного (17 век). А виды отсюда были самыми красивыми.

«Долго будет Карелия сниться»…

Пожалуй, Кижи подарили самое яркое впечатление в этой поездке. А на теплоходе во время обеда меня ждало шампанское, музыкальное поздравление и посещение святая-святых — капитанской рубки.

Теплоходу же предстоял дальнейший путь, в Москву. Мы еще сделали остановки в Горицах и Угличе. Итак, Горицы и Кирилло-Белозерский монастырь.

«Долго будет Карелия сниться»…

Монастырь, расположенный на берегу Сиверского озера, был основан в конце XIV столетия преподобным Кириллом, которому было видение и повеление Пресвятой Богородицы. Этот монастырь отличался от других своей мощью: каменный, с широкими стенами и сторожевыми башнями.

«Долго будет Карелия сниться»…

Известно, что Иван Грозный на протяжении всей своей жизни питал к Кирилловскому монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Хотя однажды, когда он опоздал к трапезе, монахи его не пустили, сказав: «Царя мы боимся, но Бога боимся больше».

До наших дней почти полностью дошёл иконостас Успенского собора, современный его постройке. Некоторые жители монастырей, считавшие свой земной путь недостаточно безгрешным, завещали свои надгробные плиты использовать при мощении дорожек обители, дабы попираться всяким идущим к храму, то есть служить и после своей смерти. Хотя как-то неприятно было ходить по такой дороге.

«Долго будет Карелия сниться»…

В Угличе пассажиров нашего теплохода встречала русская красавица с хлебом-солью. Было очень приятно. И вообще город (а он старше Москвы) понравился, но времени на него было отпущено очень мало, об этом мы потом сказали директору тура. Пешком от пристани мы пошли с экскурсией в Кремль. Он стоит на берегу Волги, именно отсюда начинался Углич. Сейчас это как бы парк с красивыми храмами. Главный из них — Спасо-Преображенский собор 17 века, возведенный в лучших традициях ярославского зодчества. Здесь находится необычный иконостас, состоящий не из пяти рядов икон, как принято, а из шести. Стены собора сохранили роспись на евангельские притчи о земной жизни Иисуса Христа.

На месте гибели сына Ивана Грозного воздвигнута церковь царевича Дмитрия-на-Крови.

«Долго будет Карелия сниться»…

На территории Кремля расположены очень красивая Палата дворца удельных князей (15 век), сейчас здесь проводятся выставки, Богоявленский собор с коллекцией древнерусской живописи и бывшее здание городской думы. В 1591 году в Угличе свершилось главное в его истории событие: при загадочных обстоятельствах погиб последний из династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Эта трагедия привела к длительному политическому кризису во всей стране. Так до сих пор и не ясно, сам он случайно убил себя или ему «помогли». А история знает несколько (9!) лже-Дмитриев. Стены и своды церкви расписаны в XVIII веке. Они поражают необычными для церкви изображениями обнаженных тел, иллюстрирующими сюжеты библейских сказаний о сотворении мира. Росписи проводились при правлении Екатерины, тогда подобное было возможно, но прихожанам такое откровение не нравилось и даже дорисовывались повязки на обнаженных телах. Среди реликвий в церкви хранится набатный колокол, известивший о гибели царевича. За это его постигла кара: ему отрезали язык, оторвали ушко, и 12 раз высекли плетьми, а затем на целых три столетия отправили в ссылку.

Город неспешный, уютный со старинными особняками. Угличане приписываю себе «изобретение» копченых колбас и говорят, что выражение «Катись колбаской по Малой Спасской!» родилось здесь. В советское время градообразующим был часовой завод «Чайка», сейчас он выпускает часы в ювелирном исполнении.

А какой там был рынок сувениров! Но на него просто не было времени.

«Долго будет Карелия сниться»…

А вечером на теплоходе после праздничного ужина (между прочим, с красной икрой) был заключительный гала-концерт. Накануне желающие сочиняли частушки, репетировали песни и танцы. На концерте мы это все и исполнили. Были и смешные сценки, и почти акробатика. Наш мастер-учитель по танцам Наталья превзошла сама себя, а какие костюмы у нее были. Итальянцы играли на фортепиано, иранцы — он пел, она танцевала. Ведущая принесла золотую рыбку, и каждый смог загадать желание.

С некоторыми людьми я сдружилась и расставаться наутро было жалко.

«Долго будет Карелия сниться»…

Поездка, я считаю, удалась на пять с плюсом. Теперь строю планы следующим летом отправиться на теплоходе по Волге-матушке.

Цикл материалов "Серебряное ожерелье России"

1. «Долго будет Карелия сниться»…