Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 17:59

Калининград, Светлогорск + 2 города — Россия, Гдыня, Гданьск — Польша Март 2016

С удовольствием прочитав в свое время «Хроники Амбера» Роджера Желязны, я практически воспользовалась методикой их перемещения в пространстве, правда, заменив волшебные карты географическими, а сам способ перемещения — авиаперелетами:-). Но главная цель — Янтарный край — была достигнута.

Очередной двухнедельный отпуск. Естественно, мне нужно было побывать в гостях у дочери, поводиться с внуком. Но получилась накладка: они сами собирались куда-нибудь на недельку. Возникла мысль о дважды отложенном Калининграде. Написала друзьям и сразу же получила их горячее согласие. Ну, а дальше уже конкретика: билеты на самолеты, виза в Польшу, бронирование отеля в Гданьске, сборы.

Пожалуй, самым сложным испытанием для меня был поход на дачу в конце февраля, чтобы взять автокресло для внука, так как я летела через Москву и решила по пути завезти его. Дача была заметена снегом высотой не меньше метра (Сибирь-матушка), я кое-как проползла до маленького домика, оставляя после себя в снегу глубокую траншею. Дверь, естественно, тоже была завалена снегом, а лопаты у меня не было. Но руками и сапогами мне все же удалось разметать снег, чуть-чуть освободить дверь и влезть внутрь. Зато обратно с креслом выйти сразу не получалось, пришлось, но уже используя подручные средства, расширить проход и все-таки протиснуться в дверь.

6 марта. Полет из Новосибирска до Москвы (Шереметьево) был штатным. Лента транспортера под улыбки пассажиров первым багажом доставила мое автокресло, я немного посидела в зале, сообщив по телефону всем о своем прилете и подождав детей. Наконец, они приехали, внучок вручил мне тюльпан, но меня не узнал, на руки не пошел и старательно отводил глазенки. Так как до Калининградского рейса было достаточно времени, мы поехали в неподалеку расположенную Икею, походили по магазину, покушали в кафе, затем дети снова отвезли меня в Шереметьево.

Через полтора часа полета я вышла из Боинга в Калининградском аэропорту Храброво и вскоре оказалась в объятиях друзей. Было до слез радостно, ведь мы не виделись больше двадцати лет. Но я в который раз уже убедилась, что цифры — это просто цифры. А по ощущениям — вот только недавно мы вместе с друзьями сидели за столом, танцевали, смеялись. Короче, мы всё те же, только дети выросли, и внуки родились. Ну, еще стали на несколько килограммов солиднее:-).

Сев в «мулатку» (коричневый Пежо), мы поехали из аэропорта в город. Дорога показалась очень хорошей, посередине стояли фонарные столбы, верхушки которых были стилизованы в виде лодки. Меня, естественно, поразило полное отсутствие снега, особенно после приключения на даче. Сам Калининград показался каким-то просторным, возможно, из-за низкоэтажности, во всяком случае, я не увидела каменных джунглей, в которые превратился Новосибирск из-за точечной застройки. Вокруг было очень много деревьев, еще темных, почти все кроны которых были «украшены» довольно большими зеленоватыми шарами, как мне объяснили, омелы, это такое растение-полупаразит. Выглядело довольно странно.

Вскоре мы приехали и, оставив машину в подземной парковке, на лифте поднялись на 7 этаж. Квартира понравилась: просторная и незагроможденная, в бежево-коричневых тонах. Особенно понравилась кухня, с большим панорамным окном и изогнутой решеткой балкона. Стоящее напротив здание вид нисколько не портило. Радушие и гостеприимство друзей за эти годы нисколько не иссякло, кулинарное мастерство тоже. Находясь дома, мы с удовольствием сидели на кухне за круглым столом. Мы вкушали экзотические напитки: местный коньяк с легким ароматом амаретто, домашнее вино с юга, ликер из кактусов. Кушали жареную корюшку, это маленькая местная рыбка, оторвав голову которой, дальше съедали целиком. Очень вкусная рыбка. Позже мы жарили свежевыловленную салаку, тоже вкусно, но много мелких косточек, как у карася. Ну, а самым замечательным был утренний кофе с разнообразными польскими сырами. Мы с Сережей оказались «жаворонками» и каждое утро проводили за разговорами и кофе. Потом к нам присоединялась Таня и, позавтракав вместе, мы отправлялись в очередную поездку, прихватывая с собой термос с чаем, бутерброды и заветную фляжку. Каждый вечер Сережа оглашал нам план предстоящего дня, и мы с Танечкой безусловно его слушались:-). Перед поездкой у меня появился шагомер, и в конце дня мы с интересом смотрели, что же он намерил. А шагомер постоянно удивлял нас числами, так в один из дней он показал больше 22 тысяч шагов, это километров 11. Вот такой замечательный у нас был отдых:-).

Экскурсионная программа началась на следующее утро (7 марта) со знакомства с Калининградом. Совсем рядом с домом друзей находятся Королевские ворота, и дальше начинается Литовский вал.

Калининград, у Королевских ворот

Королевские ворота одни из семи сохранившихся городских ворот. Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась в 1843 году в присутствии короля Пруссии Фридриха-Вильгельма IV. Потом они устарели с военной точки зрения и стали выполнять функцию своеобразной Триумфальной арки. Королевские ворота украшают фигуры монархов — чешского короля-крестоносца Оттокара I (основатель Кёнигсберга), первого прусского короля Фридриха I и герцога Альбрехта, основателя лютеранского Прусского герцогства. В советское время все статуи были обезглавлены (!), и ворота были известны как Ворота Безголовых Королей. Сейчас это очень красивое кирпичное здание, похожее на небольшой готический замок, здесь находится музей. Короли на стене красуются со своими головами:-).

Перейдя на другую сторону улицы, мы пошли вдоль Литовского вала. Литовский вал — часть внутригородских укреплений Калининграда. Ударной силой литовцев служила конница, для которой непреодолимой преградой стал вал такой крутизны, что на него не смогла взойти лошадь, и усиленный сверху стеной и стрелковыми башнями. Сейчас длина вала около километра, он включает в себя многочисленные остатки фортификационных сооружений разной сохранности: казематы, потерны (подземные проходы), бастионы, редюиты (укрепления внутри крепости), казарму «Кронпринц», названную в честь наследного принца Вильгельма, который в 1861 г. был коронован в Кёнигсберге, а через 10 лет стал императором Пруссии. Многие укрепления были срыты, а на их месте разбит парк. В сохранившихся сооружениях размещаются различные мелкие фирмы, автомастерские и т. д.

Пройдя вдоль Литовского вала, мы вышли на площадь маршала Василевского с Росгартенскими воротами. В середине ХVIII века по пути из России, где он закончил военную службу, через Росгартенские ворота Кёнигсберга проезжал барон Мюнхгаузен домой, в Германию. Захотел пить, попросил пива, да не нашел мелочи, чтобы расплатиться. Так и остался должен. Долг вернули спустя столетия: в Калининград в 2003 году «по памятным местам» знаменитого барона-фантазера приезжала делегация из его родного города Боденвердера, привезла серебряные талеры, за пиво. Монеты хранятся в ресторане «Солнечный камень», расположенном в Росгартенских воротах. Ворота особого военного значения не имели.

Калининград и немного Польши
Калининград, Росгартенские ворота. "В середине ХVIII века по пути из России, где он закончил военную службу, через Росгартенские ворота Кёнигсберга проезжал барон Мюнхгаузен домой, в Германию"

Близлежащую территорию контролировали две башни, расположенные рядом, — башни «Дона» и «Врангель». Башни в плане образуют кольца, внутри которых находится внутренний двор. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года немецкий гарнизон башни «Дона» сдался одним из последних. Сейчас в башне находится Музей янтаря. Мы зашли во внутренний дворик, с удовольствием посидели на троне, а я впервые в этом году увидела цветущие подснежники. Вообще, погода была теплой, трава зеленела, в городе высажено большое количество вечнозеленых хвойников, а некоторые кустарники готовились к цветению. Мало того, это был предпраздничный день перед 8 марта, и весь город был завален тюльпанами. Я радовалась видам нового города, Таня радовалась солнечному дню, и все мы радовались друг другу. Потом я попыталась «зависнуть» у киосков, где продавались изделия из янтаря. Было очень много красивых вещей, в основном, бусы, панно, игрушки. Впервые я увидела, как разнообразен цвет янтаря: от привычного рыжего, до белого или почти черного, и даже зеленого. Мы решили, что янтарные подарки я буду покупать в Светлогорске.

Калининград и немного Польши
Калининград, башня Дона (музей янтаря)
Калининград, Верхнее озеро

Мы обошли башню «Дона» и вышли к Верхнему озеру. В воде отражались красивые здания и плавали лебеди. Неспешно идя по улицам, мы вышли на центральную площадь города — площадь Победы (бывшая Ганза-Плац и даже Адольф-Гитлер-Плац). Мы, конечно же, зашли в огромный Храм Христа Спасителя, возвышающегося на площади, постояли у икон, поставили свечи. В центре площади напротив храма стоит высокая Триумфальная колонна, посвященная победе в Великой Отечественной войне. Северная часть площади — строгое немецкое здание Северного вокзала. Сережа обратил мое внимание, что рельсов нет, и действительно железная дорога проходит прямо под Площадью, образуя 130-метровый тоннель. Далее мы прошли к Калининградскому техническому университету, рядом с которым стоит скульптура «Борющиеся зубры» Гауля, или просто «Быки». Приятно было увидеть их настоящими, так как настенный календарь в Новосибирске у меня был открыт именно на этой фотографии.

Калининград и немного Польши
Калининград, скульптура Гауля "Борющиеся зубры" (1911 год) у технического университета

Далее был памятник «Петру I основателю флота России» перед штабом Балтийского флота. Пройдя мимо драмтеатра, мы попали в сквер. Здесь мы решили передохнуть, посидев на солнышке и выпив глинтвейна, а затем на автобусе вернулись домой. Пообедав и передохнув, мы отправились в другую часть города к Кафедральному собору.

Калининград, Кафедральный собор

Собор был основан в первой трети XIV века под покровительством Тевтонского ордена. В августе 1944 года, после налетов бомбардировщиков английской авиации, остров Кнайпхоф, на котором стоял собор, был практически разрушен. Стены собора устояли, но в пожаре погиб весь внутренний интерьер. Долгие годы после войны собор был величественной руиной. От окончательного разрушения его спасла могила Канта, считавшегося в СССР провозвестником коммунистической идеологии. Сейчас в восстановленном здании собора располагается Евангелическая и Православная часовни, а также музеи. В соборе регулярно проводятся концерты органной музыки. Часы на башне собора, несмотря на средневековый вид, самые точные в Калининграде, с современным механизмом и спутниковой связью.

Остров очень красив, с собором в центре, множеством деревьев и в окружении речушек. По мостику мы перешли к собору и зашли внутрь на органный концерт. В зале 2 органа. Большой просто великолепен с позолотой и скульптурными украшениями. В нем почти 6.5 тысяч труб. Ну, а когда зазвучал Бах, то мурашки побежали по коже, мне казалось, что звуковые волны просто катятся по залу. Очень мощное исполнение. После окончания концерта мы обошли собор, подошли к могиле Канта. Издали собор смотрится как на открытке: такой он яркий, изящный и красивый, недаром он является визитной карточкой города. Мы обошли остров и по набережной пошли к Рыбной деревне.

Рыбная деревня — этнографический и торгово-ремесленный центр. Он представляет собой квартал вдоль реки Преголя, застроенный зданиями в немецком стиле, т. е. стилизован под архитектуру довоенного Кёнигсберга. Прогуляться и пофотографироваться здесь было приятно, да еще день стоял такой солнечный! Я посидела на лавочке с забавной скульптурой «Шкипера с обезьянкой», а Сережа пообнимался с «Трактирщицей, зазывающей гостей».

Калининград и немного Польши
Калининград, этнографический и торгово-ремесленный центр "Рыбная деревня"

Мы пошли пешком в обратную сторону, остановившись у торпедного катера, являющегося памятным знаком морякам-балтийцам. А дальше по новой, еще незавершенной, набережной. В конце концов, мы достигли конечного пункта нашей сегодняшней программы: пивного ресторана «Редюит», расположенного напротив Королевских ворот. Я долго не могла запомнить это название, обзывая его «Ридикюлем» :-). До войны здание «Редюита» использовалось в качестве укрепленного оборонного пункта городского гарнизона. Мы спустились в подвальчик, который был стилизован под старинную пивную, этому способствовал полумрак, необычный сводчатый потолок, стены из красного кирпича, деревянные столы. Мы заняли столик и сделали заказ. Нам мгновенно принесли вкуснейшее пиво, копченые свиные ушки и сухарики с сыром. Пиво здесь варят на собственной пивоварне, используя солод из Баварии. Я, несведующая, похихикала по поводу выбора ушек, но потом грызла их вместе со всеми. Пиво заказывали разное, пробуя друг у друга, все сорта отличались по цвету, вкусу и прозрачности, но были просто отличными, именно пивными. А потом нам принесли рульку с тушеной капустой, пальчики оближешь! Как здорово было сидеть с друзьями в таком интересном месте, пить настоящее пиво и вкушать такую добротную вкуснятину! Вспомнилась Прага с ее пивом и «вепревым коленом», там тоже было славно и вкусно. И здесь, даже втроем, рульку мы не осилили, и с удовольствием потом доели ее дома.

На 8-е марта была намечена поездка на Балтийское море: в городки Пионерский и Светлогорск. Но сначала по пути мы заехали на дачу. Мы свободно походили по участку, так как не было ни снега, ни грязи. Зато цвели подснежники, зеленели хвойники, ждала своего часа груша и виноград. Да, это не Сибирь. Откопав мне кустик виктории, мы поехали в Пионерский.

Это небольшой городок на побережье Балтийского моря, сейчас, наверное, знаменитый тем, что здесь находится резиденция Президента РФ. Когда-то здесь была развита рыбопереработка, сейчас все приходит в упадок. Через небольшой лес мы прошли к морю. Лес меня поразил своими наклоненными от моря деревьями. Вообще, деревья здесь ниже, темнее и корявее, чем в Сибири. И верхушки у них как бы немного приплюснутые. И стволы покрыты плотным зеленым мхом.

И вот — Балтийское море! Оно было спокойным. К сожалению, день был пасмурным, и море показалось серым, сливаясь на горизонте с серым же небом. По недавно построенной лестнице мы спустились вниз на берег. Я намочила руки в холодной балтийской водичке и даже попробовала поискать янтарь, но его здесь не было. Очень мне понравились большие, с мой кулак, разноцветные камни-окатыши, лежащие на берегу. Мы прошли к пирсу, уходящему далеко в море. Пирс начинался от ограды резиденции, в конце его стоял небольшой маяк, и я не смогла на него ни залезть. Мы пофотографировались на фоне президентского замка и не спеша пошли к машине.

Калининград и немного Польши
Пионерский, на пирсе, уходящем в Балтийское море

Попив из термоса горячего чайку с бутербродами, мы поехали в Светлогорск (бывший Раушен). Это курортный городок в сорока км от Калининграда. Неспешный, небольшой, морской. Мне он понравился сразу. Пройдя по улице городка, мимо многочисленных киосков и магазинов с янтарными украшениями, но уже прицениваясь и выбирая подарки, мы подошли к новому театру эстрады «Янтарь-холлу», который должен заменить Юрмалу. Очень своеобразное, большое современное здание. Далее мы спустились по длинной лестнице на променад и походили вдоль моря.

Светлогорск
Калининград и немного Польши

Здесь мы уже выбрали украшения из янтаря для меня, хотя это было непросто, потом полакомились местными блинами. Когда я в Новосибирске еще готовилась к поездке, Сережа написал, чтобы я захватила купальник. Я подумала, что он шутит и потом предложит мне искупаться в Балтийском море, но купальник взяла. Плаванье в холодной водичке Балтики он не предложил, зато мы пошли купаться в открытом бассейне. Вернее, бассейн был накрыт сверху поликарбонатом. На улице было всего +3 градуса, вода в бассейне была теплой +26, поэтому стоял густой туман, мы были там втроем и с удовольствием поплавали. А вернувшись домой, доотмечали женский день 8 марта.

Следующий день был для Тани очень напряженным: у нее был автодром и занятия в автошколе. Отпускники же, в лице Сережи и меня, должны были ехать в Балтийск. Потом мы с ним сходили по его делам. А так как дела были недалеко от развлекательного комплекса «Резиденция королей», то мы завернули сюда, и я осмотрела эту достопримечательность.

Калининград, развлекательный комплекс "Резиденция королей"

Уже издали становится понятно, почему для этого места было выбрано название, не демонстрирующее излишней скромности. Огромный дворец, сочетающий в себе и сказочность готики, и роскошь барокко, и величие классицизма, и геометрию модерна, требует как минимум королевских регалий. Я полностью согласна с этим пафосным описанием.

Возвращались мы по Литовскому валу через парк, дорожки были уже сухими. Взяв пакетики для сбора янтаря (!), мы поехали в Балтийск, предварительно отвезя Таню на автодром. Она нервничала, мы сочувствовали и, как могли, успокаивали. Потом постояли у забора, посмотрели, как она сделает круг по автодрому, у нее все получилось, и мы со спокойной душой поехали по своим делам в город Балтийск (бывший Пиллау).

Это самый западный город России. Здесь расположена военно-морская база Балтийского флота. Оставив машину, мы пошли на пирс, весь заваленный бетонными блоками. Вдоль берега между этими блоками стояло огромное количество рыбаков: пошла салака, и народ с азартом ловил ее, забрасывая спиннинг с несколькими крючками и вытаскивая сразу несколько рыбешек. Мы постояли у памятника императрице Елизавете Петровне, установленного в ознаменование побед русской армии во время ее правления. Она как бы встречает все корабли, заходящие в Калининградский залив.

Калининград и немного Польши
Балтийск, самая западная точка России, памятник императрице Елизавете Петровне, установленного в ознаменование побед русской армии во время ее правления. Она как бы встречает все корабли, заходящие в Калининградский залив
Балтийск, самая западная точка России

Прошли дальше вдоль маяка, на который я влезть бы не смогла, и остановились на действительно самой западной точке России. Дальше было только море, корабли и птицы. Возвращаясь по пирсу, мы купили свеженькой салаки, которую потом уже дома я почистила, а Сережа пожарил, но она была костлявой. Дальше мы спустились на песчаный пляж, чтобы набрать янтаря, ведь дома Таня дала нам для этого пакетики. Но искать янтарь надо после штормов, когда волны выбрасывают его на берег. А море было спокойным, в этом нам не повезло, хотя Сережа все-таки умудрился найти три янтарика. Он подарил их мне, так что домой настоящий янтарь я привезла.

Потом мы походили по причалу, глядя на корабли и белых лебедей. Остановились у памятника Петру I, который трижды посещал Пиллау и называл его «мой маленький Амстердам». Перед обратной дорогой мы посидели на берегу, попили чаю, глядя на серовато-синее спокойное море и далекие корабли. Когда мы ехали обратно, Сережа обратил мое внимание на большие деревья, стоящие вдоль дорог. Их называют «последние солдаты Вермахта» и не только потому, что они были посажены при немцах до войны, но и потому, что автомобили в них часто врезаются.

Калининград и немного Польши
деревья вдоль дороги - "последние солдаты Вермахта"

Вечером за столом Сережа объявил план на следующий день: поездка в Польшу, в Гданьск. Шенгенская виза у меня была оформлена, у калининградцев вообще для этого достаточно специальной пластиковой карточки, хотя она действует только на определенной территории Польши вблизи границы, накануне Сережа оформил страховку для машины, так что путь за границу был открыт.

Рано утром 10 марта мы поехали, до границы было 100 км, дорога хорошая. Границу в Эльблонге пересекли довольно быстро, у меня проверили отпечаток пальца, в Новосибирске ввели эту процедуру при получении визы, так что я «засветилась». Зашли в Duty free, Сережа купил какую-то вкуснючую, как я потом распробовала, настойку. Остановившись вскоре уже на польской территории, мы попили чаю с бутербродами и поехали в Гдыню, это еще сотня км. Какая прелесть — авто-навигаторы: Сережа задал конечный пункт, «тетенька со спутника» проложила путь и заботливо говорила, когда и где перестроиться и повернуть. Но она нам порядком и надоела, когда «ворчала», что мы превышаем скорость, хотя мы ехали очень аккуратно.

Итак, Гдыня. Этот городок вместе с Гданьском и Сопотом образует агломерацию Труймясто (Трехградье). Гдыня — молодой город, он был построен на месте маленькой рыбацкой деревушки после окончания Первой мировой войны. Именно тогда Польша получила выход к морю, и в Гдыне начали строительство морского порта. Во время Второй мировой войны город был практически полностью разрушен, после войны поляки восстановили его буквально из руин.

Оставив машину на парковке, мы пошли на причал. Было очень холодно, с моря дул очень студеный ветер. Но зато какие красивые корабли мы увидели! Серый эсминец «Блыскавица» (молния). Это самый старый из эсминцев времён Второй мировой, прошедших всю войну и сохранившихся до наших дней. Ну, а дальше стоял белый 3-х мачтовый парусник «Дар Поможа» (дар Поморья). Очень красивый. Вот бы посмотреть его под парусами, да еще бы алыми! Сейчас это корабль-музей. Еще дальше стоял черный «пиратский» 4-х мачтовый галеон «Дракон», весь такой резной, с красивыми фигурами. На носу судна — дракон, шею которого пронзал копьем какой-то супергерой. Это круизное судно, стилизованное под пиратское.

Калининград и немного Польши
Гдыня, 3-х мачтовый парусник «Дар Поможа» (дар Поморья)
Гдыня, 4-х мачтовый галеон «Дракон»

Полюбовавшись этими кораблями, мы решили зайти в Морской музей-аквариум, хотя пришлось минут 10 подождать его открытия, но мы нисколько не пожалели. Сколько же там красивейших рыбок в аквариумах! Разнообразные кораллы, разноцветные морские звезды, морские ежи. Мы долго любовались рыбой-луной. Это почти двухмерная, круглая, слегка прозрачная рыба, какого-то бирюзово-опалового свечения. А потом застыли, любуясь муренами, вернее, их прямо-таки сексуальными движениями друг вокруг друга. Почти детский восторг вызвали рыбки Красного моря, тем более, что в прошлом году хоть и не вместе, но мы успели побывать в Египте и многих рыбок видели в море. Короче, этот Морской музей-аквариум вызвал самые положительные эмоции.

Калининград и немного Польши

Купив по магнитику на память, мы отправились в Гданьск (Данциг), поначалу заехав в магазин «Ашан», чтобы пообедать и закупить продуктов, ассортимент которых был значительно больше. Хотя когда только ввели санкции, можно было и камень в стекло машины получить, и проколотые шины на стоянке.

По дороге Сережа созвонился с хозяйкой апартаментов, которые я через Booking.com, так что с заселение прошло без проблем, хотя хозяйка лопотала по-польски. Машину поставили в подземной стоянке. Апартаменты Lastadia Apartment Gdansk Old Town (ul. Lastadia 35 °F/8) представляли из себя евро-двушку, т. е. спальня, гостиная с кухней, коридор и туалет-ванная. Уютно и стильно, красивый вид из окна, балкон. А в подъезде автоматические входные двери, консьержка, мраморный пол и лестница, мы были довольны. Посидев и отметив наше прибытие немецкой настойкой «Jagermeister», купленной на границе, мы пошли гулять.

Апартаменты находились рядом с историческим центром Гданьска, так что, буквально перейдя дорогу, мы оказались среди узких мощеных улочек с очень интересными домами. Во время Второй мировой войны весь город был практически разрушен, сейчас же старый город восстановлен почти полностью и представляет собой архитектурный комплекс 13–18 веков. Здесь находится то, что ассоциируется у нас со словосочетанием «средневековый город» (красный кирпич и цилиндрические башни с крышами-конусами). Мы побывали у Городской ратуши, это Ратуша Главного города на центральной городской площади. Рядом с ней фонтан Нептуна напротив двора Артуса. Особенно красив он был с подсветкой уже поздно вечером.

Калининград и немного Польши

Мы долго бродили по улицам, любуясь нарядными невысокими домами, некоторые были со скульптурами, некоторые просто раскрашены, короче, все выглядело очень мило. Мне понравились высоченные окна на Мариацком соборе, это самое крупное готическое строение города, самая большая кирпичная церковь Европы.

Гданьск, Мариацкий собор
Калининград и немного Польши

Очень впечатлил Городской арсенал, такой красивый верхний этаж! Залы и помещения Арсенала использовались как склад военного снаряжения вплоть до XIX века. Причем его фасады выглядят по-разному с разных улиц, но все очень хороши. Целый вечер мы ходили и любовались увиденным, очень много фотографировались. На набережной реки Мотлавы мы нашли темный парусник «Gdynia», изобилующий разнообразными деталями. Фигура на паруснике — это темнокожая русалка с кувшином, выливающая воду в белую раковину. А слева от него находился еще один символ Гданьска — старинный кран Журав (XIV век), это мощный портовый кран для разгрузки и погрузки судов, который также выполнял оборонительную функцию, поскольку являлся портовыми воротами города.

Нагулявшись и налюбовавшись городом, мы зашли в ресторанчик «Kresowa», в котором друзья уже были, и им здесь понравилось. Мы поднялись на 2-й этаж. Играла ненавязчивая музыка, оформление залов — «а ля начало 20 столетия». К нам подошла хозяйка пани Татьяна, мы разговорились, и в который раз оказалось, что мир очень тесен: она была родом из Новосибирской области, землячка моего отца. Судьба уже давно занесла ее в Польшу, а в прошлом году она стала женщиной года в Гданьске. Она предложила нам блюда. И, наверное, будет правдой сказать, что я не ела ничего более вкусного! После такого славного ужина, по ночным улицам Старого города, подсвеченного огнями уличных кафе и фонарями, мы вернулись в свои апартаменты. А утром еще раз прогулялись по этим тихим, еще немноголюдным улочкам. В Гданьск невозможно не влюбиться!

Красивые улицы Гданьска
Гданьск

Обратный путь проходил под те же навязчивые советы «тетеньки со спутника», границу перешли быстро и благополучно добрались до дома. Вечером по плану был ужин в «Резиденции королей», но мы поступили мудрее: сходили туда, купили вкусного пива и душевно посидели дома.

12 марта — последний полный день моего пребывания у друзей в Калининграде. После утреннего кофе мы поехали на Куршскую косу. Еще дома в Новосибирске я с удивлением рассмотрела на карте это место. Это узкая и длинная песчаная полоса суши (коса) саблевидной формы, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. Длина косы около 100 километров, ширина колеблется от 400 метров до 3,8 километра. Основную часть территории занимают леса, здесь много животных, а еще ее называют птичьим мостом, так как через нее проходит древний миграционный путь птиц. Наиболее значительным элементом рельефа косы является сплошная полоса песчаных белых дюн шириной 0,3 — 1 км. Куршская коса — место съёмок фильма «Остров сокровищ», телесериала «Бухта страха» и других.

Мы ехали вдоль леса, местность была самая обычная, только земля в лесу была вся изрыта кабанами, хотя животных мы не видели. Сначала мы остановились в месте, которое именуется «Танцующий лес».

Куршская коса, Танцующий лес

Сначала мы шли по обычному хвойному лесу. Потом деревья начали изгибаться и чем дальше, тем замысловатее они становились. Мы шли по специально проложенному деревянному настилу. Деревья, причем даже каждая веточка, были покрыты то ли серым мхом, то ли лишайником. А стволы то закручивались в спираль, то образовывали кольца, ступеньки и прочие изгибы. Было странно, очень тихо и неуютно. Самой главной загадкой этого леса является то, что танцуют деревья не все, а только определенная группа. Лес танцует не с самого своего существования. Посадка, появившаяся здесь в 1961 году, начала извиваться только в последние годы. Причины аномального роста деревьев учеными точно не установлены. По версии одних, это связано с энергетикой и магнитными полями, которые выкручивают деревья, а, по мнению других — с определенными вирусами, которые повреждая участки молодых побегов, приводят к отклонениям в росте.

Купив еще янтарных сувениров и попив чаю, мы поехали дальше и остановились на «высоте Эфа» это вершина одной из самых высоких дюн в Европе — Ореховой. Самая высокая точка дюны — около 60 метров — была названа в честь дюнного инспектора Франца Эфа, чья деятельность была посвящена изучению и закреплению подвижных песков. Поскольку перемещаться по пескам дюны нельзя, специально для любопытных туристов создан маршрут с деревянным настилом и двумя смотровыми площадками. Какой же нереально красивый и необычный вид открылся с этих площадок! Светлый песок с редкими деревьями и кустами, а за ним воды Балтийского моря и Куршского залива. Неземная красота!

Куршская коса, высота Эфа

Налюбовавшись песчаными пейзажами, мы посидели на песочке, потом спустились по дюне вниз, потрогали прозрачную холодную водичку залива и пошли обратно. Перейдя через автомобильную дорогу, мы оказались уже на берегу Балтийского моря. Походили по берегу, я не смогла пройти мимо камней: омываемые небольшими волнами они казались яркими и разноцветными. Один красноватый побольше я подарила Тане с тем, чтобы они вмуровали его куда-нибудь на дачу, а несколько небольших пестреньких я взяла с собой на память. До свидания, Балтика!

Когда вернулись домой, Сережа «завозмущался», что на улице масленица, а никто не кормит его блинами. Мы быстренько напекли блинов, и получился мой прощальный ужин. Ой, как же жалко было улетать! Я уже прямо-таки прижилась там:-). Утром 13 марта друзья отвезли меня в аэропорт, мы тепло попрощались в надежде, что еще увидимся, и Боинг помчал меня в Москву. За крылом самолета осталось море, да дымы кое-где горящей степи…

Цикл материалов "Серебряное ожерелье России"

1. «Долго будет Карелия сниться»…