Турист Екатерина Ивович (Ekaterina_Ivovich)
Екатерина Ивович
была 12 марта 12:35

Армения, Болгария, Турция Сентябрь 2023

Часть 1. Армения. Ереван

В Армении я была лет 7 назад по работе. Запомнился Гегард, Гарни, единообразно построенный из туфа Ереван с каскадом фонтанов в центре, а также озеро Севан, где нас посадили на кораблик, выдали раков и пива, но забыли предупредить, что будет холодно.

Особого впечатления о городе тогда не осталось. Теперь же, проживая пару дней в центре, основное впечатление сложилось как раз от Еревана, в особенности от ресторанов. Возможно, имея свое рядом, мы это не ценим, тем не менее, качество ресторанного бизнеса в Ереване впечатляет. Кухня на любой вкус, атмосферные интерьеры, огоньки по периметру входа практически каждого заведения и высокие цены. В силу профессии отметила также качество дизайна в рекламных кампаниях, на вывесках магазинов. Они ближе к Европейской стилистике, нежели к тому, как рисуют и размещают в СНГ. К слову сказать, в Ереване сейчас много релокантов, которые отмечают, что страна дорогая, и проще жить в Турции.

Три страны ради пляжей Болгарии

Отель выбирала долго. Поделюсь своим мнением, что когда страна неизвестна, а в отзывах на местные отели есть противоречивые комментарии, то лучше бронировать международную сеть. Мы жили в Holiday Inn Express на Улице Павстотса Бюзанда. Небольшой отель, где все есть, включая хорошие матрасы и завтраки. Рядом много ресторанов, небольшой парк с фонтанами, супермаркеты, пешая доступность до основных достопримечательностей.

Летели в Армению из Москвы на Flyone Armenia. С маленькими детьми лучше покупать Priority опцию на билете, чтобы и сдать багаж быстрее, и не ждать очереди на посадку. Каждый раз, когда рейс выполняет лоукостер, стараюсь искать отзывы, насколько критично относятся сотрудники к дополнительным кг, размерам ручной клади и детским коляскам. В этой авиакомпании — критично. Застали спектакль перед стойками регистрации, как девушки пытались впихнуть невпихуемую сумку в рамку, однако, сотрудникам авиакомпании пришлось вызвать полицию.

Часть 2. Арарат, Гегард, Гарни, Симфония камней и незабываемая стерлядь на гриле

Весь день мы посвятили экскурсии. Нас возил и был гидом местный житель на микроавтобусе — Макртыч. Стоимость такой экскурсионной поездки — 20 000 драмов, или 4500 рублей. Напишите, поделюсь контактом.

В жаркий день, забрав нас утром из отеля, мы отправились в путешествие. Делиться всеми красотами не буду в этом рассказе. Отмечу рыбный ресторан около Симфонии камней — «Гарнии Ишханноц». У них собственное форелевое хозяйство, а бассейн прямо под столиками, где через прозрачный пол, видно рыбу. Детям развлечение — покормить рыб хлебом. Мы же заказывали там стерлядь. Готовят ее невероятно вкусно. Испытаете наслаждение.

Три страны ради пляжей Болгарии

Напитавшись культурным наследием и центровыми достопримечательностями города, прогулялись на Блошином рынке Еревана — «Вернисаж». Там найдете и старинные предметы, и ремесленнические работы современности под сенью деревьев.

А потом можно и за коньяком: «Ной» или «Арарат». Находятся они друг напротив друга. Местные говорят, что в РФ поставляют подделки, которые могут стоить дешевле в федеральных сетях, чем на месте происхождения.

Часть 3. Болгария. София

2 часа ночи. Вылет на единственном рейсе Wizz Air в столицу Болгарии — Софию. Отель не забронирован, но есть пару названий в скриншотах телефона. Wizz Air просит онлайн-регистрацию заранее. Очень долго заполняла форму, завалившись на вопросе: «место, где выпущена ваша виза». Заполняла Москву, и меня не регистрировали. На стойке сообщили, что писать надо было «Болгария».

Когда покупаешь билет на Wizz Air через российского агрегатора, то он не всегда показывает весь спектр предложений авиакомпании, например, у них есть Priority pass, есть разные дополнительные кг, которые можно добавить в багаж, но увидеть и купить можно это только на их сайте, на котором не принимают российские карты. Заранее готовьте другие методы оплаты. В Wizz Air нельзя провозить детскую коляску в кабине самолета (yo-yo хотели взять как ручную кладь, так как свободного места багажа уже не было, но нам любезно бесплатно ее отправили багажом).

София понравилась: просторы и флер СССР, упакованный в европейские ценности. Жили в отеле Central Hotel Sofia. Он в хорошем районе, с завтраками, однако, оказалось, что там были клопы. Потом выяснилось из новостей, что это общая проблема Европы 2023.

Три страны ради пляжей Болгарии

Когда оказываешься в городе проездом на пару дней, всегда возникает вопрос, что посмотреть. Наш маршрут.

От отеля Central Hotel Sophia ходят трамваи в разные уголки города. Утром после приезда пошли вдоль одной из трамвайных линий, по рекомендации местных, поменять деньги. В 10 минутах ходьбы находится торговый центр Sophia mall, где и обмен, и сим-карта, и шоппинг. Также в этот день поехали дальше на трамвае в сторону метро «Вардар», вышли осмотреться в спальном районе. Оказалось, что он с видом на горы.

От спальника на метро легко доехать до исторического центра — метро «Сердика». Там открываются археологические находки старых зданий, музеи, церкви ранее существовавшего на этом месте древнего города — Сердика, принадлежащего области Фракии (в Турции ее обычно называют Румелия (земля римлян), поскольку этот регион представлял собой последнюю завоеванную османами часть Восточной Римской империи).

Посетили Региональный исторический музей с экспонатами различных эпох страны, а также церковь святой Недели. После съемки примерно 20-ти фотографий внутри храма, вышла на улицу, и обнаружила, что ни одной фотографии в телефоне не сохранилось. В музее же была выставка про детство советской эпохи. Повеяло родным.

Вечером интересно прогуляться по бульвару Витоша, где много кафе, уличных артистов, молодежи. Шумно, грязно, фаст-фудно, но весело.

На следующий день посетили Собор Александра Невского, храм Света Софии на той же площади, прошли через парк до театра Ивана Вазова и вернулись обратно в гостиницу, чтобы отправиться на побережье Болгарии на Солнечный берег (такси 200 евро, 5 часов езды).

Три страны ради пляжей Болгарии

Часть 4. Солнечный берег, Нессебр, Созопль, чернопесочный пляж Помория, Елените и шоппинг в Бургасе

Чем заняться на побережье, когда, казалось бы, все и так понятно: море, песок, место проживания, еда?

На Солнечном берегу мы регулярные гости, но каждый раз вглядываемся в детали и новые места вокруг. Пляж открывается с других сторон, когда приходишь на него по утрам на рассвете, а заканчиваешь сезон на неделю позже, чем все — в начале октября. Прекрасное ощущение простора, когда на пляже уже нет тапчанов, туристов из отелей, слегка дует ветер и волнуется море.

Три страны ради пляжей Болгарии

Нессебр. Аутентичный городок, где много ремесленных лавочек. Многие его знают. В этому году впервые добрались до него сначала на детском паровозике до окраины Солнечного берега — Cacao Beach, потом прошли до Мельницы пешком по берегу, чтобы пообедать в ресторане «Романтика и панорама» около пристани, погуляли по городу, когда уже почти не было туристов. Заглянули в винную лавочку на окраине, чтобы выбрать местное легкое вино. К слову сказать, всегда тут его местное и покупаем.

Созопль. От пристани Нессебра отходит паром (fastferry.bg) до Созопля. Билет в одну сторону — 35 лев (1700 рублей). Обратно мы ехали на автобусе до Солнечного берега с пересадкой в Бургасе.

Созополь отличается особой энергетикой. Там дух свободы и творчества. Кажется, что город очень подходит художникам и писателям, которые в не-сезон стремятся к уединению и вдохновению природой. Кто был на островах, понимает это качество ощущений открытого моря. Как будто бы суровее все, чем на привычных песчаных пологих пляжах, агрессивней море, бьющее о камни у берегов.

Три страны ради пляжей Болгарии

Здесь была основана греческая колония Аполлония, названная в честь бога Аполлона, и в честь него воздвигнута 14-метровая статуя. Позже римляне разрушили город, а статую вывезли в Рим, где она и пребывает до сих пор. Повсюду древность. Рекомендую посетить Археологический музей (вход — 7 лев, 350 рублей).

Гуляя по узким улочкам, загляните в «Panorama st. Ivan». Ресторан с весьма обыденным, но вкусным меню, с потрясающим видом на остров Святого Ивана. Здесь было поселение фракийцев, во времена Средневековья был построен монастырь, но был разрушен османами. В 2010 году здесь были обнаружены мощи Святого Ионна Крестителя. Очень много видов птиц. Долго вглядываясь в остров, кажется, что он, как большой кит, вот-вот всплывет и покажет мощь из-под воды.

Три страны ради пляжей Болгарии

Чернопесочный пляж Помория. Есть в этом городе пляж с черным песком на Поморийской песчаной косе. Он длинный, малолюдный. Приехав не на том автобусе и выйдя не на той остановке, мы шли до пляжа пешком часа 2, заходя по дороге в магазинчики и беседуя с местными. К вечеру на пляже уже почти не было людей. Никого, кроме ветра.

Елените — южный курортный поселок в 7 км от Солнечного берега, между горным массивом и берегом моря. Мы были там под закрытие сезона, поэтому большинство отелей, ресторанов, магазинов, а также аквапарк, уже не работали. От автобусной остановки пошли направо вниз до пляжа, который, возможно, в сезон принадлежит отелю.

Три страны ради пляжей Болгарии

Берег пологий и мелко, вода чистая, ветра почти нет, как и туристов. Впервые за все время отдыха и путешествий здесь можно было с ребенком расслабиться. Оставить спокойно вещи на берегу, пойти всем вместе плавать, лежать загорать и наслаждаться тишиной.

Как я понимаю, в сезон здесь купаются только те, кто отдыхает на виллах и в отелях данного поселка. Специально приезжать сюда регулярно с других пляжей особо смысла нет, кроме любознательности.

Бургас. Напитавшись солнцем и не-городской жизнью, можно развлечься в Mall Galleria Burgas, а в соседнем магазине мебели — AIKO XXXL — есть неплохое австрийское кафе, предлагающе отличное от среднестатистического в Болгарии меню.

Часть 5. Турция. Курорт Ялова

Уезжали из Болгарии в Россию через Турцию. Пересекали границу Болгария — Турция на автобусе фирмы «Нишикли». Удобно никуда не ехать, а в ночь сесть на Солнечном берегу и прибыть в 5.00 утра в Стамбул встречать потрясающие рассветы.

Три страны ради пляжей Болгарии

Обнаружив себя в Стамбуле на пару дней, можно отвлечься от суетных узких улочек, приехав на термальные источники в городок Ялова.

Здесь в месте Ялова Термаль находятся бассейны и бани с горячей водой, бьющей из-под земли. Небольшие отели и рестораны.

Именно в Ялова, близко к поверхности земли сформировался магматический карман. В следствии чего подземные воды нагреваются, и насыщаются полезными минералами и под большим давлением выталкиваются на поверхность. В этих местах и были организованы купальни.

Вода, по ощущению, плотная, маслянистая, проникающая в поры и достаточно быстро пресыщаешься купанием. Сразу эффект расслабления.

Есть там небольшой рынок с добродушными людьми, предлагающими специи, гранатовый сок, мёд, травы. Невозможно устоять перед покупкой, даже когда чемоданы уже переполнены.

Добраться до места легко: паром IDO от порта Yenikapi до порта Yalova.155 лир (460 рублей) в одну сторону; примерно час езды. Далее спросить, где мини-басы до Ялова Термаль (рядом со станцией парома, 3 минут). Ехать до конечной, 25 лир (75 рублей). Или на такси. Поездка занимает минут 30.

Три страны ради пляжей Болгарии

Благодарю за внимание, пишите за рекомендацией, и пусть все путешествия сбываются!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия