Турист Татьяна Васильева (tavasa100)
Татьяна Васильева
была 26 апреля 17:47

Ширяево — Россия Июнь 2023

Это был третий день нашего пребывания в Самаре, и была экскурсия в Ширяево. В Ширяево мы отправились на пассажирском теплоходе с речного вокзала со всеми остановками по пути следования.

Один день в Ширяево

Выехали в 8–30 утра в пасмурный дождливый день. Погода не располагала, настроение- не очень радостное. Дорога заняла примерно два с половиной часа или чуть больше, точно не помню. Пока плыли, дождь закончился. Почти закончился, брызгал так, немного, с перерывами. Временами появлялось солнце.

Пристани как таковой нет,

с теплохода перекинули обычные мосточки и мы на твёрдой земле, называемой Ширяево. Пассажиров встречали множество «такси», водители предлагали за определённую плату отвезти вас в любую точку этого замечательного места. Хотите- в заповедник, хотите- в музей, хотите — в горы или штольни, а хотите- в хостел или к хозяйке на постой.

Один день в Ширяево

Ширяево сейчас- это популярное туристическое место.

С каждым годом количество туристов увеличивается. Село находится на территории нацпарка «Самарская лука».

Немного истории. Места эти начали заселяться после прекращения войн на Средней Волге с середины 16 века. Места эти были глухие и селились здесь беглые и вольные люди. Вскоре появились монастыри, вотчины которых в 18 веке перешли во владение государства. Само село перешло в собственность семье графа Орлова.

Природные ресурсы Самарской луки начали осваивать ещё в 17 веке, но индустриальное освоение их началось в конце 19 начале 20 вв. Склоны гор в окрестностях Ширяево сложены морскими карбонатными породами, возраст которых около 300 млн. лет. Добыча и обжиг этих известняков была хорошо налажена, велась разработка большого карьера и был построен известковый завод «Ширяевец». За годы разработок образовалась система штолен, частично уже заброшенных.

В эти штольни и был наш путь, это первая наша остановка в Ширяево.

Один день в Ширяево

Вход в штольни находится со стороны села, надо только пройти вверх по дороге.

Входы в них очень большие, из-за попадающего сюда солнечного света штольни не кажутся такими уж тёмными, хорошо просматриваются своды потолков, с которых нет-нет, да и сыпется что-то. Наверное песок да известняк.

Один день в Ширяево

Потолки и стены находятся в аварийном состоянии. Зайти туда можно свободно, никакой охраны или ограждений, хотя официально штольни считаются опасными. А ещё говорят, что здесь зимуют летучие мыши. Не знаю. Не видела никаких признаков жизнедеятельности этих рукокрылых.

Рядом со штольнями на Поповой горе отличная смотровая площадки. Открыли её в 2014 году. Тропа на смотровую площадку выложена плитами, подъём на неё очень простой и занимает не более 10 минут.

Один день в Ширяево

Отсюда открываются шикарные виды на Жигулевские горы, на Волгу, и, собственно, на само село.

Здесь на Поповой горе установлен памятник Хану Котрагу. Конная статуя изображает хана Котрага, который, по легенде, основал в Среднем Поволжье государство, ныне известное как Волжская Булгария.

Один день в Ширяево

Кстати, перед подъёмом на смотровую площадку можно перекусить в малюсеньком кафе и тут же установлены туалеты. Удобно. В общем, на осмотр штолен и видов на Волгу много времени не надо.

Далее мы направились к музейному комплексу Ширяево. Путь наш к музею проходит по новейшей набережной, которую обустроили в 2022 году.

Один день в Ширяево

Территория вдоль Волги выложена светлой плиткой, а на протяжении всей набережной установлены скамейки, навесы и лежаки. Зелени пока мало, работы по озеленению пока на начальном этапе.

Историко-музейный комплекс включает в себя дом-музей И. Е. Репина, дом-музей поэта А.Ширяевца, дом купца Вдовина.

Дом-музей Репина.

Один день в Ширяево

Илья Ефимович Репин впервые посетил Ширяево в 1870 году в поисках натуры для своей картины «Бурлаки на Волге».

Художник поселился в доме крестьянина Ивана Алексеева и провёл на берегу Волги три летних месяца. Над картиной он работал 3 года, периодически приезжая в Ширяево.
Столетие спустя в 1970 году в сельском доме, где жил Репин, был основан музей художника. В 2007 году в музейном комплексе установили памятник великому живописцу, автор скульптор И.Мельников.

Один день в Ширяево

Другая известная личность это поэт Александр Ширяевец (Абрамов).

Ширяево.
В междугорье залегло
В Жигулях моё село.
Рядом Волга… плещет, льнёт,
Про бывалое поёт…
Супротив Царёв Курган —
Память сделал царь Иван…
А кругом простор такой,
Глянешь — станешь сам не свой.
Всё б на тот простор глядел,
Вместе с Волгой песни пел! (Александр Ширяевец)

Один день в Ширяево

Дом-музей А. В. Ширяевца — это мемориальная деревенская изба крестьян Ионовых 1890-х годов, в которой будущий поэт родился и прожил первые несколько лет. Фрагменты стихов поэта Ширяевца представлены в одной из комнат

Александр Абрамов был поэтом, драматургом, писателем. Абрамов дружил с Сергеем Есениным.

Ширяевец и Есенин были настолько дружны, что Есенин завещал похоронить себя «с Шуркой милым». Что и было исполнено. Строки Есенина:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

При создании экспозиции была сохранена историческая целостность убранства, а представленные здесь предметы

Один день в Ширяево

(божница, шкафы, стол, кровать, лавки, швейная машинка фабрики «Зингер», фотографии хозяев дома, зеркала) находились в доме изначально и принадлежали его хозяевам.

Экспозиция в доме купца И. Вдовина знакомит с купеческим бытом конца XIX — начала XX века.

В залах воспроизведен типичный купеческий интерьер того времени, фрагменты гостиной, столовой, спальни и кабинета хозяина.

На территории музейного комплекса есть интересные арт-объекты. Например, Чеширский кот из «Алисы в стране чудес»

или вот такие

В Ширяево есть ещё пару значимых мест:

Руины завода «Ширяевец».

Один день в Ширяево

Это остатки печи и нижний ярус высокой дымовой трубы. Известь обрабатывали открытым способом и печи стояли на улице. Печь имела высоту 57 метров. В начале 1994 года была взорвана. О заводе здесь напоминают лишь руины одной из двух печей. Печи завода по производству белильной извести были построены по плану Д. И. Менделеева в 1890 и работали до 1957 года.

Рядом с останками печи на камне памятная табличка с надписью: С 1875 года в селе вели обжиг извести. В 1900—1962 гг. работал завод «Ширяевец». Построен Г. С. Ванюшиным». Эти руины находятся сразу на въезде в Ширяево.
А памятник в честь Победы в Великой Отечественной войне мы увидели на пути к музейному комплексу.

Один день в Ширяево

У подножия мемориала установлен макет чаши Вечного Огня. На боковых горельефах расположены списки жителей Ширяево, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны и список жителей, погибших на полях сражений 1941—1945 гг. Вокруг памятника разбит небольшой сквер.

На обратном пути к пристани мы купили по горячему чебуреку (который лепили и жарили у нас на глазах) и горячий чай. Хотя я большой противник уличной еды, но было невероятно вкусно. Наверное, с голодухи.

День прошёл интересно и продуктивно. Погода не подвела. Обратно добирались уже не на теплоходе, а на небольшом судне на подводных крыльях,