Турист Татьяна Васильева (tavasa100)
Татьяна Васильева
была 26 апреля 17:47

Самара — Россия Июнь 2023

Города. Они бывают южными и северными, уютными и не очень, большими и маленькими. Города, которые не оставляют в сердце следа, и города, в которые хочется возвращаться и возвращаться. У меня сейчас есть три города, в которые я бы ещё раз вернулась: это Нижний Новгород, Екатеринбург (вне конкуренции) и Самара. Самара появилась вот только что, после моей поездки туда. Вдруг вспомнился стих Афанасия Фета «Воздушный город»:

Вон там по заре растянулся
Причудливый хор облаков:
Всё будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.

То будто бы белый мой город,…

И весь этот город воздушный…

Самара-городок. Самара-город

Вот такая ассоциация получилась.

Но вернёмся на землю, в месяц июнь, в Самару-городок. Кто не помнит эту песенку самарского фольклора, появившуюся на свет в конце 19 века? Сейчас это не городок, а огромный миллионник на берегу Волги.

Самара-городок. Самара-город

Самара названа так в честь реки Самары, при впадении которой в Волгу был основан город.
По поводу происхождения имени реки у учёных нет единого мнения. Но большинство серьёзных теорий сводится к тюркским, арабским и иранским корням названия. В пользу этого говорит и существование на карте узбекского Самарканда, иракской Самарры и палестинской Самарии. Насколько Россия великая страна, если названия городов и рек в ней имеют тюркское, иранское (персидское) и арабское происхождение.

Как и в любой региональной столице, в Самаре есть своя пешеходная улица — Ленинградская, в народе Ленинградка.

Улица небольшая, с фонтанчиками, с историческими особняками и доходными домами, с магазинчиками и кафешками.

В конце пешеходки возвышается Дядя Стёпа в компании с детишками и собакой.

Самара-городок. Самара-город

Бронзовый дядя Стёпа ростом 6 метров- персонаж Михалкова из детского стишка. Памятник открыли в 2015 году к 80-ти летию литературного произведения. Скульптура пользуется огромным успехом в первую очередь у детей. Да и взрослые не могут пройти мимо.

Главпочтамт в Самаре является памятником архитектуры.

Здание было построено в конце XIX века и принадлежало купцу Новокрещенову. Здесь побывал даже Владимир Ильич Ленин, в 1889 году отсюда он отправлял письмо в компанию «Брокгауз». В советское время над центральным входом в почтовое отделение установили большой шар, символизирующий Землю. В 1960-х годах его демонтировали, а 140-летию самарского Главпочтамта шар, символизирующий развитие коммуникаций, вернули на прежнее место.

Городская усадьба Лекаревых-Конурина-Сапожниковых: жилой дом, флигель и торговые лавки. Целый комплекс 1891 года постройки

Самара-городок. Самара-город

Усадьба Жуковых, начало 20 века, богато декорирован, ныне жилой дом.

Обращает на себя внимание корпус Медицинского университета. Эта «высотка» была построена в 1913 году и первоначально принадлежала двум уважаемым дамам — Александре Юриной и Софье Ященко, женам известных самарских юристов.

Самара-городок. Самара-город

Чего тут только не было. От комендатуры ОГПУ (1922–1926 годы) до средней школы № 74. В годы Великой Отечественной войны в этом здании находился эвакогоспиталь № 3274. Позднее доходный дом Юриной-Ященко перешел в ведение медицинского университета. Если дом Юриной-Ященко номинально считается модерновой постройкой, то стоящий напротив дом купца Сидорова это русско-византийский стиль.

Встретили интересный магазинчик под названием Улица разных вещей.

Самара-городок. Самара-город

Выйти из него было ну очень проблематично для нас, мы там залипли надолго.

Хозяин уже собирался закрываться, но сделал нам одолжение и с удовольствием нам что-то рассказывал, показывал. И магазин закрылся вместо 21–00 на час позже, в 22–00.

Особое место в наших впечатлениях оставили домики и дворики исторической Самары. Какие-то дома ждут реставрации, какие-то ждут сноса.

Многие отреставрированы и выглядят презентабельно.

А это дворик превратили в арт-объект с рестораном

В честь Дня России 12 июня музеи Самары работали бесплатно, т. е. в кассе выдают входной билетик и иди себе наслаждайся экспонатами. Мы, конечно, воспользовались случаем и посетили Художественный музей и Музей Модерна.

Музей Модерна- единственный в своём роде музей в России.

Самара-городок. Самара-город

Он расположен в бывшей городской усадьбе купца Александра Курлина и его жены Александры. Говорят, она была необыкновенно привлекательной женщиной и даже ее выезд на прогулку, как спектакль, собирал зрителей с окрестных улиц. Особняк построен в 1903 году и считается лучшим зданием в стиле «модерн» в Самаре. Музей в усадьбе был открыт в 2012 году. Входные ворота, ведущие во внутренний двор, изготовлены в виде крыльев бабочки.

Основная экспозиция располагается на первом этаже особняка, где воссозданы интерьеры в стиле модерн.

В будуаре хозяйки царит природа:

оконные витражи с изображением кроны дерева, стулья с цветочным орнаментом на спинках и вся комната в светло-зелёных тонах.

На потолке парадной орнамент с орхидеями.

Парадная гостиная соединяется со столовой с камином. На стенах маски мифических существ,

Самара-городок. Самара-город

мебель изысканная, выполнена в едином стиле.

В шкафах антикварные столовые приборы, посуда, вазы и различные баночки-бутылочки.

Раздвижной столик для чаепития выполнен из ценных пород древесины.

Самара-городок. Самара-город

В кабинете хозяина особняка письменный стол, шкафы, камин с бронзовым экраном.

В уютном дворике музея проводятся различные мероприятия и детские праздники, выставки и музыкальные вечера.

Прямо напротив Музея Модерна на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе находится сквер Аксаковых.

Самара-городок. Самара-город

Не трудно догадаться, что сквер назван именем дворянской семьи знаменитого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Именно на этом месте раньше стоял дом, в котором жила семья Аксаковых. Помните «Аленький цветочек»? Вот именно, автор этой сказки Аксаков. Практически темой сквера стала сказка «Аленький цветочек». По всей территории сквера расставлены панели из закалённого стекла в виде страниц книги с текстом и иллюстрациями из «Аленького цветочка».

Самара-городок. Самара-город

Правда, чтобы рассмотреть их, нужно постараться. Сквер совсем новый, открыли его в 2020 году, в 2021 году там поставили памятник знаменитой дворянской семье.

Памятник выполнил заслуженный художник России Иван Мельников. На нем запечатлены знаменитый писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, его сын Григорий Сергеевич, служивший в Самаре губернатором с 1867 по 1872 год, и внучка Ольга.

В сквере 5 фонтанов, один обычный и 4 каскадных.

Отличный семейный скверик в центре Самары, ничего подобного я не встречала.

Следующим нашим пунктом назначения был Самарский художественный музей.

Самара-городок. Самара-город

Самарский областной художественный музей входит в число крупнейших музеев российской провинции.
Это старейшая и наиболее престижная выставочная площадка в Самарской области.
Здание музея, построенное в начале ХХ века, — памятник архитектуры федерального значения, одно из красивейших и самых узнаваемых зданий Самары, расположенное в исторической сердцевине города. В музее мы с подругой провели вторую половину дня. Погуляли по залам, полюбовались шедеврами русских художников.

Но эта экскурсия требует отдельного рассказа, поэтому не буду утруждать читателя.

Побывали мы и на «САМ.Фест»,

здесь выступали Люся Чеботина, Гарик Сукачев, Дмитрий Маликов.

Ведущей была Яна Чурикова. Надо отдать должное- пели вживую. Гранд-финал САМ.феста состоялся на площади имени Куйбышева в День России — 12 июня.

Самара-городок. Самара-город

Кстати площадь Куйбышева — вторая по величине площадь в Европе (17,4 га). Интересное наблюдение: артисты за день до концерта на сцене площади устанавливали аппаратуру и репетировали. Мы издалека наблюдали Гарика Сукачёва, но подойти ближе нам не позволила охрана. Спросили: вы по приглашению или как? Мы ответили: или как! На этом наши наблюдения за артистом и закончились.

Наши прогулки по Самаре не заканчиваются, будем гулять дальше.