Турист Татьяна Васильева (tavasa100)
Татьяна Васильева
была 26 апреля 17:47

Самара — Россия Июнь 2023

Сквер Победы и площадь Славы — одна из главных достопримечательностей Самары. От отеля Европа, где мы с подругой остановились, идти ровно 5 минут. Не мудрено, что в первый же день по приезду мы направились именно туда. Дождь перестал, выглянуло солнышко, день близился к закату.

Самара — город хоть куда!

До революции нынешняя площадь Славы находилась за пределами городской черты. В начале 1900-х годов здесь находилась торговая школа, мечеть, бараки, служившие корпусами для детской инфекционной больницы, которая работала здесь вплоть до середины 1960-х.

Формирование площади Славы можно считать 1965 год, когда было принято решение Куйбышевский горисполкомом о возведении монумента Славы.

Изначально монумент планировалось соорудить на деньги горожан, о чем сказано в постановлении Куйбышевского бюро КПСС. В итоге памятник так и был возведен на народные средства — все работники заводов и фабрик города собирали пожертвования по 1 рублю. Установили монумент Славы в начале сентября 1971 года, а его торжественное открытие состоялось 5 ноября.

Самара — город хоть куда!

Монумент представляет из себя фигуру рабочего на высоком постаменте, держащего на высоко поднятых руках плоскости, символизирующие крылья самолетов, выпущенных в городе в военные годы.

Высота фигуры составляет 13 метров. Высота постамента — 40 метров. Фигура символизирует рабочего-труженика, а постамент — возносящийся в небо луч света. Памятник хорошо виден с Волги и в разных частях города.

Сквер им. Д. Ф. Устинова также можно отнести к архитектурному ансамблю площади Славы. Этот сквер появился на Самарской площади по проекту 1914 года автора А. А. Тер-Саркисова. В 1977 году в центре сквера был открыт бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда Д. Ф. Устинова.

Самара — город хоть куда!

В мемориальный комплекс входит горельеф Родине-Матери и вечный огонь,

пять пилонов, каждый из которых был снабжен символическими композициями и надписями из нержавеющей полированной стали.

На стене в сторону Волги расположены медиаэкраны,

Самара — город хоть куда!

работающие в праздничном режиме, в информационном в режиме «зеркало», т. е. работа с камер в реальном времени.

Склон в сторону Волжского проспекта

За комплексом Вечного огня в 2001 году был построен храм в честь Святого Георгия Победоносца,

Самара — город хоть куда!

и посвящен он 2000-летию христианства и 55-летию Победы в Великой Отечественной войне.

От монумента со смотровых площадок вид на Волгу просто потрясающий.

Самара — город хоть куда!

На Волжском проспекте расположена Самарская ГРЭС — тепловая электростанция, работающая в городе более века.

В 2020 году ей исполнилось 120 лет. Кажется, что это просто промышленный объект, но на самом деле Самарская ГРЭС — один из самых важных памятников истории не только Самары, но и всего Поволжья.

Самара — город хоть куда!

Благодаря электричеству Самара стала не только торговой, но и промышленной. Из относительно небольшого уездного города она за короткий срок выросла в один из крупнейших промышленных центров страны.

К началу Великой Отечественной войны Куйбышевская ГРЭС была единственным источником тепловой и электрической энергии в городе. Но в условиях постоянных сбоев материально-технического обеспечения, станция не допустила ни одного срыва подачи энергии на предприятия и стройки.

В 2005 году у стены Самарской ГРЭС, рядом с проходной, появился оригинальный памятник, посвященный 150-летию изобретения отопительной батареи.

Самара — город хоть куда!

В народе это скульптуру называют «памятник батарее». Говорят, что если кошке потереть хвост, лапы и нос, то сбудется давняя мечта, а в доме будет тепло. Автор памятника известный самарский скульптор Николай Куклев.

Настоящим украшением исторического центра Самары это архитектурный ансамбль Иверского женского монастыря. Монастырь расположен на склоне волжского берега на Волжском проспекте и является важной исторической составляющей города.

Строительство женской православной обители, позже ставшей монастырем, началось в 1850-м году. Землемер М. И. Федоров, купцы М. Н. Назаров и И. Н. Синягин выкупили заросший кустарником пустырь и пожертвовали в дар общине. Сестринские корпуса строились вскладчину, сестры должны были построить собственные келью за свой счет.

18-го июня 1860 года Александр II утвердил определение Святейшего Синода о преобразовании самарской общины в общежительный монастырь. К 1880-м годам Иверский монастырь превратился в настоящий городок. В его границах вместе с храмами стоял десяток жилых корпусов, четыре деревянных флигеля, два каретника, четыре амбара, конюшня, каменная баня и прачечная, погреба. В монастыре проживало около 500 насельниц, работали прекрасные мастерские -золотошвейная, ткацкая, ковровая, белошвейная, переплетная и иконописная. Иверская обитель стала духовным центром города. На территории монастыря было разрешено хоронить купечество,

Самара — город хоть куда!

принимавшее активное участие в строительстве, почётных граждан Самары. Здесь же находится семейный склеп семьи знаменитого самарского градоначальника Петра Владимировича Алабина.

(фото из интернета)

После революции монастырь начал разрушаться, в 1925 году его закрыли. Согласно народному преданию, последние сестры, не пожелавшие покинуть обитель, были посажены на старую баржу, которую затем затопили в Волге. А дальше всё как обычно в те времена: клуб, заселение рабочих Жигулевского пивзавода и Самарской ГРЭС. Были «ликвидированы» колокольня, храмы, ограда и склепы монастырского кладбища. Восстановление монастыря началось в 1990-х годах после регистрации общины Иверского монастыря, была подарена икона Иверской Божией Матери, ставшая главной святыней обители.

Самара — город хоть куда!

Храм другой религиозной конфессии это католический костёл на ул. Фрунзе, 157 «Римско-католическая церковь Пресвятого Сердца Иисуса».

Костёл расположен в историческом центре Самары. Очень красивый храм, образец готического архитектурного стиля. В высоту храм достигает почти 50 метров.

Архитектором этого строгого и красивого сооружения стал известный московский архитектор польского происхождения Ф.Богданович, к которому обратились самарские католики. Строился костел в течение 4 лет на средства католической общины. В 1906 году он был освящен.

Костел просуществовал как храм до 30-х годов прошлого века, а потом его закрыли и разграбили. Впоследствии размещались кинотеатр, детский театр, театральный техникум и клуб строителей. А в начале 40-х в нем поселился зоологический отдел краеведческого музея, который находился здесь до начала 90-х, тем самым сохранив здание практически в первозданном виде.

Самара — город хоть куда!

Сегодня костел полностью восстановлен и отремонтирован. Алтарь украшен копией фрески С.Дали «Христос Святого Иоанна Креста».

Нам повезло, мы попали в костёл в праздничный день: 11 июня — Праздник Тела и Крови Христовых. В храме проходила служба.

Этот праздник почитания берёт своё начало в 1247 году в Льежской епархии Бельгии. Праздник, истинно религиозный по происхождению, со временем стал во многих странах действительно народным праздником. В нем соединились строгая обрядность церковной службы, церемониальное шествие.

Самара — город хоть куда!

Существует красивая традиция — во время процессии разбрасывать лепестки цветов. Лично я впервые присутствовала на таком действии, смотрела, как заворожённая.

Ещё один храм- Лютеранская кирха, или Церковь Святого Георга — одно из старейших подобных сооружений Поволжья, также находится в центре.

Самара — город хоть куда!

Построена кирха была еще в 1863 году на улице Дворянской (ныне — Куйбышева), как католический храм и напрямую связано с самарскими поляками.

В сборе средств участвовала польская община, но львиная доля денежных вложений исходила от самого инициатора — известного самарского купца Е.Аннаева. Но после восстания в 1863 году на бывшей территории Речи Посполитой, находившейся под русским правлением, поляки пали в немилость. Недостроенный костел был передан небольшой немецкой лютеранской общине. К сентябрю 1864 года лютеранская церковь была освящена.

По своему назначению это здание прослужило до начала 1930 года, а после там проходили собрания Союза безбожников и в дальнейшем использовали под склад.

Самара — город хоть куда!

В 1991 году храм был вновь передан верующим, отреставрирован и начались богослужения.

А теперь о светском. В Самаре есть такой музей «Бункер Сталина», официально: «Бомбоубежище ставки Верховного Главнокомандующего».

Не могли мы не сходить в это место. Просто так прийти в музей не получится, предварительно необходимо по телефону записаться на экскурсию. Что мы и сделали. Это секретное бомбоубежище № 1, которое И. В. Сталин так ни разу и не посетил. Проект убежища разработал архитектор Юлиан Островский.

Самара — город хоть куда!

Музей находится на глубине 37 метров в бывшем обкоме КПСС.

До октября 1990 года этот объект был засекречен.

В технических помещениях расположено всё необходимое для жизни человека. Это оборудование и коммуникации, телефонные кабели. Коридоры перекрываются массивными дверями.

Самара — город хоть куда!

Выше расположены служебные кабинеты помощников Сталина и членов ГКО, офицеров. На самом нижнем этаже- кабинет, который остался таким же, как и был обустроен первоначально.

В зале заседаний длинный стол, карта, портреты Ленина, Маркса, Энгельса.

Самара — город хоть куда!

В экспозиции музея представлены документы, фотографии.

Большая экспозиция музея посвящена службам МЧС и Гражданской обороны

Самара — город хоть куда!

Думаю, этот объект со всеми системами жизнеобеспечения (водопровод, канализация, электричество, связь), очень интересен специалистам с инженерной точки зрения. По сохранившимся письменным свидетельствам, на строительство было привлечено не менее 2900 чернорабочих и около 800 инженеров. Также существует версия, что бункер был сооружен руками заключенных, которых после окончания строительства секретного объекта расстреляли. Однако документальных свидетельств этому нет.