Турист Андрей Р. (reandr)
Андрей Р.
был 26 апреля 21:47

Даргавс, Верхний Фиагдон — Россия Август 2023

В летние месяцы большое количество людей устремляются на юг, на Черное море. А если вы живете в одном из курортных городов, на этом море, то в это время в самый раз уехать куда-нибудь подальше от жары, пробок и наплыва туристов. По традиции едем на Кавказ, в горы. В этот раз путь лежал в Аланию.

Остановиться решили в Верхнем Фиагдоне. Разместившись в гостинице, начинаем осматриваться и с самого начала бросаются в глаза две сторожевые башни, которые величественно возвышаются над поселком и как бы следят за всем происходящим.

Знакомство с горной Аланией

Поэтому планы сразу корректируем и на утро решаемся начать осмотр с этих двух башен. На машине доезжаем до старинного села Цмити, там оставляем машину и начинаем осмотр сперва этого села.

В селе расположены несколько сторожевых башен, различной степени сохранности, много частей жилых зданий и около 7–8 склепов. Склепы все были в довольно таки удовлетворительном состоянии.

Знакомство с горной Аланией

После осмотра села, начинаем двигаться в строну башен, которые носят имена Габисовых и Цагараевых. Время в пути составляет около часа. До башен ведет грунтовая дорога, но ехать по ней можно только на хорошем внедорожнике. Поэтому двигаемся на своих двоих. Летом с собой обязательно надо брать воду и если есть трекинговые палки.

Знакомство с горной Аланией

Дойдя до башен и оглядевшись по сторонам, начинаешь обалдевать. С одной стороны природная красота гор, а с другой стороны — величие башен.

Первая башня сохранилась частично, примерно 50%. Но это можно понять, только находясь рядом с ней. Потому что если смотреть со стороны села, этого не видно.

Знакомство с горной Аланией

А вторая башня сохранилась полностью. Ее фундаментом служит скала, и башня как бы вырастает из нее. Чем-то она напомнила башни Вовнушки в соседней Ингушетии.

Чтобы забраться внутрь башни, надо пробраться по узкому отвесу, который выходит на обрыв. Довольно таки небезопасное занятие. Но оно того стоит. Детям этот трюк я бы не рекомедовал.

Внутри башни

Находясь рядом с башнями, задумываешься о том, какую роль они играли в средние века, раз их строили в таком месте. Причем дойти до них, еще то приключение, а как представишь их строительство… Забегая вперед скажу, что в этом путешествии башни произвели на нас одно из самых сильных впечатлений.

Далее начинаем спуск вниз, возвращаемся в Фиагдон и продолжаем знакомство регионом.

Недалеко от Фиагдона находится Аланский Успенский монастырь. Монастырь мужской и православный, причем стиль его постройки сильно отличается от привычного. Судите сами:

Знакомство с горной Аланией

Далее двигаемся в сторону Дзивгисской крепости.

Знакомство с горной Аланией

и одноименного некрополя. Склепы можно увидеть в самых разнообразных местах, даже на склоне горы.

Вечером на ужин нас ждали знаменитые осетинские пироги… куда же в Алании без них:)))

Знакомство с горной Аланией

На следующий день, наш путь лежал на Мидаграбинские водопады и далее в город мертвых.

Основную часть пути до водопадов без проблем можно преодолеть на машине, а далее пешком. Дорога не сложная, дети без проблем тоже могут ее преодолеть. По пути к водопаду наслаждаемся красотами гор.

Мидаграбинские водопады

После водопадов проезжаем п. Фазикау и движемся в сторону п. Даргавс. По пути нам встречаются множество разных животных, некоторые не прочь были с нами прокатиться:).

Знакомство с горной Аланией

И вот мы подъезжаем к Даргавскому некрополю или городу мертвых. На одном из склонов гор расположено большое количество склепов. По данным из открытых источников их около 95 шт.

В целом о данном месте можно посмотреть в интернете. Но когда находишься здесь, в голову лезет куча мыслей. Склепы находятся возле каждого села и в Алании, и в Ингушетии. Но почему именно здесь самый большой некрополь, для нас осталось загадкой. Хотя сказать, что Даргавс крупный населенный пункт — нельзя. Рекомендуем найти надпись на местном языке: «Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы». Это о многом заставляет задуматься.

Знакомство с горной Аланией

После посещения некрополя двигаемся далее по грунтовке в сторону Кармадона. Ущелье известно гибелью в 2003 году Сергея Бодрова и более ста человек в результате схода ледника Колка. Когда едешь по ущелью, с одной стороны над тобой нависает красота гор и ущелья, а с другой стороны нависает трагедия, произошедшая несколько лет назад. Страшно. Интересно…

Знакомство с горной Аланией

После осмотра Кармадона той же дорогой возвращаемся обратно в поселок Верхний Фиагдон.

Итак, за два дня прибывание в Алании, мы увидели потрясающую по красоте природу, горы, ледники, водопады, реки, ущелья, множество древних родовых башен, самый крупный некрополь. Северная Осетия обязательна к посещению!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия