Турист Нина (hardsign)
Нина
была 6 апреля 10:21

Копаоник, Белград — Сербия Январь 2024

Первую эмоциональную часть, которая должна предшестовать этому рассказу я по понятным причинам опущу. Два года назад мы все оказались в другой реальности и у нас было достаточно времени, чтобы эту реальность примерить на себя и принять важные, а порой и судьбоностные решения. Именно так, а вовсе не потому что мне не нравилась Итилия или Германия я оказалась в Белграде. Аэропорт им Николы Теслы принял меня довольно неприветливо. Возможно потому что по местному времени было только 4 утра, а вовсе не потому о чем я тогда подумала. Итак у меня есть пачка долларов, карточка сына Азербаджанского банка к которой я не знаю пин, и мне нужно как-то добраться на автовокзал и уехать в Новисад.

Как не сложно догадаться, обменники не работают, снять деньги с карты я не могу, на мертвых американских президентов таксисты смотрят как на покойников и просят евро. Сын, как и положено в 4 утра спит. После трех кругов по сравнительно небольшой территории и попытки объясниться на английском, я наконец успешно подключаю местный вайфай и спомощью переводчика выясняю, что на мое счастье есть 600 автобус, который отвезет меня на вокзал.

Первый квест пройден. Следующий квеcт — покупка билетов на поезд в Новисад. К счастью карточка работает и не спрашивает пин. Теперь задача найти платформу. Сначала я двигаюсь по указателям, затем понимаю что возможно что-то не так. затем несколько распуганных работников вокзала, разбегающихся услышав вопросы на английском языке и наконец находится пассажир, говорящий на понятном мне языке. Я с недоверием смотрю на надпись на табло, но наконец появляется нужное мне название.

Несмотря на внешний ужасающий вид, поезд внутри вполне новый и комфортный и в нем есть даже вайфай. Через 40 минут я уже в Новисаде. По количеству рускоговорящий прохожих создается впечатление, что я вернулась в Россию. Однако все наоборот, Россия переехала в Новисад.

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

Город выглядит как большая стройка. Улици перекопаны, дома ремонтируются, роскошь и разруха живут по соседству.

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

Мимо этой вывески пройти невозможно!

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

Следующим пунктом нашей программы была покупка дома. Про дом я возможно напишу отдельно, здесь расскажу о городе Кикинда, в котором проходила натариальная сделака. Поскольку туристер не знает даже его названия я остановлюсь на городе более подробно.

Город находится на севере страны и поэтому многие его жители даже не знают сербский язык и говорят на венгерском.

Он значительно больше похож на европейский город чем Новисад.

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

Если кто не обратил внимания — это графити на стене здания.

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

Это не замок и даже не музей. Это всего лишь здание Райфайзен банка, хотя википедия скажет вам, что это театр, не верье ей. Холодильник, проиграл телевизору и здесь.

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

Провославие и католицизм существуют по соседству.

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

В городе много католиков и католических храмов, и Рождество является официальным праздником.

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

В городе проблема с парковками, поэтому я старалась ходить по нему пешком. Улицы проложены под прямыми углами, в большинстве своем они чистые, хотя стоит выйти за пределы центра города бедность бросается в глаза. Русской речи практически не слышно, хотя многие жители понимают по русски.

Несмотря на то, что Кикинда, как и большинство городов Сербии попала под бомбежки американцев, выглядит город вполне благоустроенным. «Вот здесь бы я жила» — подумала я, но у судьбы были другие взгляды на мое местопроживания.

Город имеет богатую историю и раньше входил в состав Австро-Венгрии. Благодаря обширным залежам глины город славится своей керамикой, в том числе и керамической плиткой. Месторождения нефти и газа позволили газифицировать практически всех ее жителей, хотя мало повлияли на цену газа.

Я не буду описывать саму сделку по покупке дома, если кому интересно пишите в личку. Скажу лишь, что хозяйка продавшая нам дом, не могла сдержать слез радости и пересчитать деньги, хотя сумма по российсим меркам была очень небольшая, да и дом вобщем неплохой. Сын сраженной этой сценой, сначала посетовал о ее бедности, а потому о нежелании предпринимать хоть какие-то шаги, чтобы свою жизнь сделать лучше.

Следующим пунктом нашего путешествия стал Белград.

Сказать что город меня не впечатлил — не сказать ничего. Я много видела столиц разных государств. Я была не только в Риме, Париже или Будапеште, но и Любляне и Загребе. Поэтому первое впечатление от Белграда было шоком — единственная пришедшая в голову ассоциация — Воронеж 90-х. Потом я вычитала у кого-то из туристов сравнение с Волгоградом и думаю, что оно более подходящее. Я не буду показывать грязь или разруху, расписанные графити дома или спальные районы. Покажу лишь то, что понравилось и запомнилось — набережную, центральную улицу и парки города.

Белград расположен на слиянии двух больший рек — Саввы и Дуная. Подсознательно я ожидала увидеть что-то вроде Будапешта. Однако ни мосты ни набережная не являются шедеврами архитектуры.

Хотя набережная — прогулочная зона. Здесь много кофе и ресторанчиков, которые однако в большинстве своем пустуют.

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

В месте, где река Сава впадает в Дунай, на возвышенности расположена Белградска крепость. Согласно историческим данным она строилась со II до XVIII веков как оборонительный комплекс и постоянно переходила из рук в руки. Сейчас этос своего рода музеей и любимое место отдыха горожан.

В городе много памятников, некоторые даже знакомым персонажам.

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

Есть конечно и руины оставленные в назидание потомкам после бомбежек города американцами в 90-е. Например здание министерства обороны.

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

В основном архитектура города очень скучная и не интересная. Хотя есть и такая.

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

Мы конечно прошлись по пешеходной зоне города, украшенной в честь Рождества.

с традиционным Санта-Клаусом

и рождественской елью.

Ну убежишь, ну убежишь за горизонт...

Здесь пожалуй следует рассказать про цены на продукты. Первое впечатление от цен на продукты в Сербии наверное будет для вас шоком. Учитывая тот факт что сербская динара практически сравнялась с рублем, молоко по двести за литр и сыр по триста за стопятьдесят грамм заставил призадуматься даже меня. Средний поход в кафе на двоих обойдется вам в три тысячи, если вы рискнете взять что-то кроме кофе. Поход в ресторан на двоих превысит десять тысяч, если вам вздумается взять пару бокалов сухого вина. За исключением яблок, все фрукты тоже дороже чем в России. Поэтому планируя расходы на еду, сразу умножайте их на два, даже если вы живете в аппартаментах и собираетесть сами готовить. Немного о магазинах. Есть несколько сетевых супермаркетов. Самый известный — Lidl. Цены не отличаются от других сетевых магазинов, за исключением хлебобулочных изделий — они немного дешевле. Кроме того многие продукты продаются по акции, поэтому есть шанс немного съэкономить. Особого разнообразия нет. В основном это продукты местного производства. Есть еще сетевый супермаркеты Idea и Maxi. Выбор продуктов и цены в них практически не отличаются. К своему разочарованию я не нашла на полках ни французких сыров, ни швецарского шоколада, ни австрийских йогуртов. Если верить местным потребительская корзина на месяц — около шестисот евро на человека при средней зарплате в четыреста евро.

Одной из основных целей посещения Белграда было открытие счета и получение карты. Процедура заняла несколько часов, на заполнение документов и ожиданя решения банка. Нюанс заключается в том, что пользоваться счетом для выполнения платежей вы все равно не сможете, пока не станете резидентом. Карточку делаю около недели. Платить по карте вы сможете через сутки после ее получения.

Получив карточку можно отправляться в путешествие. Например посмотреть что собой представляет горнолыжный курорт Капаоник. Однако это уже сюжет другого рассказа.