Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев

где, молвить строго,
от Бога, от земли
равно немного.»

(Иосиф Бродский. «Псковский реестр»)

Эта поездка по Псковщине уже в прошлом. Сейчас спустя некоторое время я решил объединить свои воспоминания в один обзорный рассказ-путеводитель, отметив в нём не только основные и хорошо известные достопримечательности. Здесь конечно далеко не всё по Псковщине, а лишь то, что мы увидели за недельную поездку.

И первая остановка на пути к Псковской области — у Ржевского мемориала.

Ржевский мемориал Советскому солдату

«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…»

Мемориал представляет собой 25-метровую бронзовую фигуру солдата, установленную на 10-метровом насыпном кургане, у подножия монумента на стенах из кортеновской стали выгравированы имена шестидесяти пяти тысяч героев, погибших в Ржевской битве.

Очень понравилось, что у комплекса нет ничего лишнего: никаких вывесок, лозунгов, дополнительных сооружений (кроме небольшого музея), всего того, что добавляет скорбным событиям и датам лишь не всегда уместный пафос, торжественность и пышность.

Песни военных лет о войне задают мыслям соответствующий тон. У монумента всё оказалось как-то пронизывающе живо, ярко и неподдельно. Здесь обеспечено такое сильное погружение в тематику, что мокрые от слёз глаза обеспечены даже у сильных духом.

Следующая наша техническая остановка — у реки Великой. Прекрасное место для отдыха и понимания того, что мы прибыли в озёрный край. Исток реки Великой находится на Бежаницкой возвышенности, течёт в лесистых берегах, сильно петляя, проходит через несколько озёр. Затем резко поворачивает на север и устремляет свои воды к Пскову. На одном из таких озёр (оз. Зверино) мы и сделали короткую остановку.

Псков

История древнего Пскова начинается на высоком скалистом мысе у слияния рек Великая и Пскова. Современные археологические исследования свидетельствуют о том, что уже более трёх тысяч лет назад здесь селились люди, а уже в VII веке наши далёкие предки славяне-кривичи приступили к обустройству Детинца — Крома, ставшего центром будущего города.

Псковщина

В 903 году Псков впервые упоминается в «Повести временных лет» в связи с женитьбой киевского князя Игоря на псковитянке Ольге, внук которой Владимир крестил Русь в 988 году. На протяжении многих столетий Псков самоотверженно защищал северо-западные рубежи Руси от бесконечных посягательств иноземцев. Псков, как ни один другой город древней Руси, не раз спасал Веру и Отечество от смертельной опасности.

Псковщина

Так было в 1242 году, когда на льду Чудского озера новгородцы и псковичи под предводительством князя Александра Невского наголову разбили войска немецких рыцарей.

Так было в 1581 году, когда весь православный Псков, и стар и млад, под покровом Пресвятой Богородицы, выдержал пятимесячную кровопролитную осаду 100-тысячного войска польского короля Стефана Батория.

Первое летописное упоминание о бывшем Покровском мужском монастыре под 1465 годом. Церковь Покрова и Рождества Богородицы «Покровского от Угла» или «от Пролома» мужского монастыря известна с XIV века. Монастырь стоял у пятой стены в Окольном городе при вратах на реку Великую и огромной башне, названных в честь обители также — Покровскими.

Перед храмом стоят два каменных креста, на одном из них надпись: «29.8.1581 г. Пречистая Богородица явилась здесь кузнецу Дорофею». Икона об этом видении хранится в музее «Поганкины палаты»; на ней также изображено Баториево стояние, в котором, милостью Богородицы, Псков победил.

Псковщина

Из многочисленных церквей Пскова хотел бы выделить церковь Вознесения Господня Старо-Вознесенского монастыря (настоятель — отец Олег), относящуюся к древнепсковской школе зодчества (1420 г.).

Церковь Старое Вознесение имеет большое историческое и градостроительное значение в древней планировке города. Расположенная на возвышении у Великих ворот, она первая встречала именитых гостей Пскова, представляя собою лицо города. Церковь является интересным памятником XV века.

Мирожский монастырь

По мудрому наставлению одного из отцов церкви, чтобы обратить в свою веру, «надо её показать». Именно так и поступил во второй половине XII века архиепископ Нифонт, по указанию которого был заложен Мирожский монастырь и воздвигнута его главная святыня — Спасо-Преображенский собор.

Расписывать храм Нифонт, грек по происхождению, пригласил византийских мастеров. И они сотворили Чудо! Всё внутреннее пространство собора — это потрясающее по своему драматическому накалу и эмоциональному воздействию повествование Нового Завета.

Мирожские фрески — величайшее из псковсих чудес, которые обязательно нужно увидеть своими глазами. Уникальность этого фрескового цикла — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, разработанной Нифонтом, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей, что является редкостью для этого периода.

Из всех прогулок по Пскову больше всех понравилась прогулка вдоль реки Пскова по благоустроенным паркам от Гремячей башни до устья реки.

Псковщина

И, конечно, теплоходная прогулка по реке Великой.

Псковщина

А также незабываемые закаты и вечера.

Псково-Печерский монастырь

Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Богородицы, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и «Богом зданные пещеры», называется Святой горой.

Почти все церкви Печерской обители, кроме Сретенского храма и Михайловского собора, невелики по своим размерам, но производят необыкновенно сильное эмоциональное впечатление снаружи и особенно внутри.

Осмотрев их, мы спустились в «Богом зданные пещеры». Увидеть своими глазами Пещеры — заветное желание каждого православного человека. Держа в руках горящую свечу, с трепетом и волнением медленно погружаешься в вековую глубину Пещер — таинственный подземный город, на сотни метров уходящий в недра Святой горы. Пламя свечи выхватывает из тьмы необыкновенные фрагменты: природный, удивительно красивый песчаник и уникальные плиты — керамиды с именами усопших, послуживших Вере и Отечеству, а также братские захоронения сотен безымянных монахов, посвятивших свою жизнь служению Господу. В погребальных нишах покоятся мощи предков Суворова, Кутузова, Мусоргского, Пушкина. Плит-керамид в подземном городе более трёхсот.

Выйдя на свет божий, мы ещё раз по кругу обошли монастырь вдоль его громадных стен, любуясь его непревзойдённой мощью.

Изборская крепость

В средние века Изборск был одной из самых укреплённых крепостей не только на Руси, но и во всей Европе.

Башня Луковка далеко не самая высокая и мощная, она расположена на краю скалистого обрыва, что делало её практически неуязвимой, а идеальный обзор на все стороны света, несомненно, сохранял за Луковкой ключевую позицию в защите крепости.

Псковщина

К началу XVI века Изборская крепость с её семью башнями стала по-настоящему неприступной цитаделью, основные черты которой чудесным образом сохранились до наших дней.

Небесный покравитель Изборска — Святой Николай Чудотворец. Древние летописи свидетельствуют о том, что благодаря заступничеству Святого Николая даже самые изнурительные десятидневные осады Изборска заканчивались поражением и отступлением врага. И по сей день Никольский собор остаётся духовной крепостью и главной святыней изборян.

Псковщина

Спустились в так называемый «подныр» — тайный ход к воде. По преданию, он сооружён псковским посадником Шелогой. Тайник идёт от крепостной стены вниз по обрыву и представляет собой наклонную ступенчатую траншею, длиной около 40 метров, перекрытую сводом. По отношению к поверхности земли внутри крепости он опускается вниз на глубину 16 м. Его стены и свод выложены из плитняка. Сверху он засыпан землей и обложен дёрном. Тайник сравнён с поверхностью склона и совершенно невидим для врага. Он ведёт к колодцу-роднику, из которого изборяне брали воду во время осад.

Труворово городище

«Откуда есть пошла земля Русская?» — вопрошал древний летописец. На легендарном Труворовом городище ответ на этот вопрос витает в воздухе и кажется совершенно очевидным: конечно — отсюда! С незапамятных времён на этом прекрасном зелёном мысе стали селиться наши далёкие предки — славяне-кривичи.

Псковщина

Ныне мало что напоминает о былой славе Труворова городища: среди зелёного моря холмов и бескрайнего синего неба белеет одинокий парус Никольской церкви, а на обрывистом краю древнего погоста возвышается знаменитый Труворов крест — каменный исполин высотою более 2 метров. Из поколения в поколение изборяне почитают это место как могилу князя Трувора. Хотя археологи датируют возраст креста не IX, а XVI веком, да и надпись «Царь Славы, Ника, Иисус Христос» свидетельствует о том, что это захоронение не может быть местом погребения языческого князя.

Словенские ключи

Задолго до подхода к Словенским ключам можно слышать сильный шум воды и, по мере спуска к берегу Городищенского озера, во всей красе разворачивается панорама пробивающихся наружу с крутого каменистого обрыва двенадцати кристально чистых студёных ключей. Словенские ключи издавна называют «ключами двенадцати апостолов».

Отсюда началась наша четырёхкилометровая прогулка по Мальской долине.

Мальская долина

Свой нынешний вид долина приобрела около десяти тысяч лет назад — после того, как по ней прошелся последний ледник. Неповторимый ландшафт долины до сих пор удивляет разнообразием природных форм и пейзажей.

Собственно говоря, Изборская крепость тоже является частью памятника природы «Изборско-Мальской долины». Эта каменная крепость вырастает из холма и давно уже стала неотъемлемой частью пейзажа. Также как Словенские ключи и Труворово городище.

Псковщина

По мере прохождения маршрута на север от Изборска будут встречаться интересные локации.

Например, Мельничный ручей — овраг с говорящим названием. За счет хорошего водосброса ручья, протекающего по его дну и питающегося подземными водами, на нем было установлено 7 мельниц. Сейчас от них, правда, остались только руины.

Псковщина

Или «кипящий» родник (местное название — ключ Кипун). Вода в нем, конечно же, холодная, но эффект весьма интересный. Ключ Кипун проходит через туфовые породы, из которых водой постоянно вымывается известняковый песок. Напор воды заставляет этот песок двигаться, и, кажется, что вода закипает.

Для любителей природы сделан специальный историко-природный маршрут, охватывающий все достопримечательности Мальской долины. Протяжённость самого длинного — около 20 километров. Мы прошли только часть его. По этому маршруту установлены указатели и информационные щиты. Есть беседки и места для отдыха. Если придерживаться историко-природного маршрута, то все достопримечательности можно увидеть.

Но местами местность сильно залесённая и можно сойти с маркированной тропы. Для удобства укажу координаты ключевых точек маршрута по Изборско-Мальской долине:

Изборская крепость 57°42′37″N 27°51′39″E.

Словенские ключи: 57°42′52″N 27°51′37″E.

Труворов крест: 57°42’59.7"N 27°51′17″E.

Труворово Городище: 57°43′00″N 27°51′13″E.

Змеиная балка: 57°43′04″N 27°51′18″E.

Мельничный ручей: 57°43′35″N 27°50′54″E.

Месторождение туфа: 57°43′51″N 27°50′47″E

Ключ Кипун: 57°43′50″N 27°50′51″E

Мальский монастырь: 57°44′44″N 27°50′32″E.

Мальский монастырь

Дух захватывает, когда стремительно спускаешься с крутого обрыва в низ лощины и буквально на глазах, как из-под земли, начинают вырастать и увеличиваться в размерах монастырские строения. Поначалу едва видны только небесно-синие луковки куполов. Но вдруг зелёные створки холмов раскрываются, и взору предстаёт сама жемчужина: прекрасная колокольня и белоснежная церковь Рождества Христова.

Псковщина

Прямо из-под алтарной части много веков бьёт Мальский ключ, водой которого, по преданию, сам основатель монастыря Онуфрий исцелился от укуса змеи.

Сигово

В 15 километрах от Изборска находится деревня Сигово. В ней есть два интересных музея. Один из них — музей-усадьба народа Сето. Сето — земледельческий народ. Его культуре присущ патриархальный уклад. Они выращивали зерновые культуры, лён, разводили скот. немалое значение в домашнем производстве имели обработка льна, прядение, ткачество. В значительной степени хозяйство Сето носило натуральный характер. музей размещается в подлинной усадьбе семьи Кюлаотс. Усадьба сформировалась в конце XIX — начале XX века. На данный момент усадьба состоит из каменного жилого дома с деревянными сенями, небольшой бани, каменного хлева и клети (амбара) 1899 года постройки.

Коллекция, представленная в музее (мебель, домашняя утварь, одежда, сельскохозяйственные орудия труда и др.) являются плодом многолетней собирательной и исследовательской работы.

Второй музей-мастерская частный — усадьба «Дивные звоны. Литейный двор».

Псковщина

Александр Лапшин — колокольных дел мастер с огромным стажем, поведал нам интереснейший сказ о колоколах и колокольчиках. Узнали много нового, посмотрели документальный фильм об отливке колоколов. Любителям колокольной музыки очень рекомендую.

Выбуты

Выбуты — погост в 15 км от Пскова. Родина равноапостольной княгини Ольги, святой Православной церкви. По преданию, святая Ольга именно в Выбутах познакомилась со своим будущим мужем — князем Игорем. Охотившийся неподалёку князь попросил девушку перевезти его на другой берег реки Великой, и был поражён её красотой и мудростью. Вернувшись в Киев, Игорь отправил посольство за Ольгой и женился на ней.

Здесь стоит обратить внимание на церковь Илии Пророка (XV век) — уникальную как снаружи, так и внутри, памятный камень у храма с табличкой, указывающий, что Выбуты — родина княгини Ольги, а также поклонный крест, установленный на пирамиде из камней на месте Ольгинской часовни. На колокольню можно подняться и побить в колокола. Здесь река Великая достаточно широка и её можно перейти вброд.

Талабские острова

Талабские острова — миниатюрный архипелаг в центральной части Псковского озера. Состоит из трёх островов (один — необитаемый), общей площадью не превышающих 2 кв. километра.

Ныне острова пребывают в упадке. Много заброшенного. Социальные учреждения свёрнуты. Пока ещё функционирует школа, почта, магазин и пекарня. Фактически перестал действовать рыболовецкий колхоз. Сообщение с материком — на лодках. Несколько раз в неделю ходит муниципальный катер, зимой — по зимнику.

Острова поражают своей красотой, умиротворённостью и некой прекрасной затерянностью. Бескрайний озёрный простор, мягкий плеск волн и крутые берега с фактурными россыпями валунов.

Интересно побродить по запущенным песчаным улочкам островов — кладбище кораблей, рыболовные сети, висящие на заборах, разномастные деревенские домики, и всюду лодки.

В церкви Николая Чудотворца с 1958 до самой своей кончины служил отец Николай Гурьянов (1909 — 2002) — знаменитый Талабский старец. Он обладал особым духовным зрением — видел людей насквозь, знал прошлое, настоящее и будущее всех кто приходил к нему за советом, поддержкой или утешением. И таких страждущих было не мало, к нему ехали люди со всей страны. К нему приезжали за благословением, за ответами на вопросы, за исцелением от телесных и душевных мук. И до сих пор, даже не смотря на то, что отца Николая уже двадцать лет как нет в живых, к нему все еще едут люди, что бы посетить его могилу, побывать в том доме, где он жил.

Остров

На обратном пути мы сделали короткую остановку в городе Остров, чтобы ещё раз посмотреть на его основную достопримечательность — Цепной мост.

Проекты строительства постоянного моста последовательно предлагались в 1837, 1841, 1846 гг. К осуществлению был принят проект цепного висячего моста, разработанный инженером путей сообщения Михаилом Яковлевичем Краснопольским.

Движение по мосту было открыто 3 ноября 1853 года, но ещё раньше, 30 сентября, возвращавшийся из Ковно (лит. Каунас) царь Николай I в. присутствии толп народа прошёл по новому мосту в сопровождении начальника 1-го округа Путей Сообщения полковника Гергарда, который в своем рапорте на имя Главноуправляющего Путями Сообщений графа Клейнмихеля указал: «К сему честь имею присовокупить, что Его Величество работами остался вполне довольным и несколько раз изволил повторить, что мосты красивы и очень хороши». Император и вправду остался очень доволен качеством работ и пожаловал строителю моста М. Краснопольскому орден Святой Анны II степени.

Островские мосты — это единственные цепные висячие мосты середины ХIХ века сохранившиеся не только на территории Российской Федерации, но и всего бывшего Советского Союза.

Себеж

Себеж — один из самых красивых малых городов (всего два светофора на 6000 жителей), которые я видел. В первую очередь из-за живописной природы и расположения города на перешейке между двумя озёрами — Себежское и Ороно.

Между берегами двух озёр здесь не больше километра. Историческая часть города находится на узкой вытянутой косе, далеко вдающейся в акваторию Себежского озера. Если проехать весь город с севера на юг, то попадаешь в Себежский национальный парк.

Себеж — город отдыхательный и созерцательный. Если бы там открыли какие-либо источники с минеральной водой или ещё с чем-нибудь полезным для организма, то ему можно было бы уверенно присвоить ранг города-курорта. Но и быть воротами в национальный парк не менее почётное звание.

Дополнительно о городе Себеж можно посмотреть здесь.

Ореховно

Усадьба Ореховно — первый и единственный европейский сад в России, который, не смотря на статус частного владения, открыт для публики. Усадьба Ореховно, расположенная в деревне Ореховно, принадлежит ландшафтному архитектору Александру Гривко, автору частных и открытых для публики садов в России и Европе.

Александр проводил здесь детство, и его мама, влюблённая в родные псковские пейзажи, заронила в сыне интерес к природе и растениям. По прошествии лет известный ландшафтный архитектор вернётся к берегам реки Ореховницы, чтобы посадить сад в память о рано ушедшей маме.

Употребив опыт и приобретённые знания, пять гектаров заброшенных огородов, сползающих к затянутому тиной ручью, Александр и его партнёр Марк Думас превратили в цветущий сад.

Если дорога домой вам покажется долгой и изнурительной, и вы захотите сделать технический перерыв, дать отдохнуть вашим ногам и вашему железному коню, перекусить, в конце концов, то я рекомендовал бы после Куньи сьехать с Рижской трассы Е22 в сторону посёлка Жижица и встать на берегу Жижицкого озера. Там много оборудованных стоянок, столиков для пикников, на машине можно подъехать достаточно близко к воде. Не оставляем после себя мусор!

Псковщина

А закончу я свой обзорный рассказ с того же, с чего и начал.

Ржевский мемориал Советскому солдату

К мемориалу на окраине Ржева мы подъехали аккурат к полуночи. Было темно. Тихо играла музыка. Неторопливо ходили люди, вглядываясь в имена героев. Находясь у Ржевского мемориала испытываешь неподдельный трепет. Что-то похожее, что берет за душу и заставляет пустить слезу не только памяти, но и гордости.

Уверен, что у Ржевского мемориала есть все шансы стать настоящим, народным памятником, одним из символов Войны. Если он уже не стал им.

Монумент во Ржеве — очень важный и нужный. Такой обязательно должен был быть!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия