Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был вчера 8:27

Себеж — Россия Август 2021
Себеж с Замковой горы

«Мне повезло, я из небесного места на земле — я из Себежа!» (Зиновий Гердт)

Наше большое путешествие по Псковщине летом прошлого года подразумевало в себя посещение этого города. Проездом, так как если взглянуть на карту, то можно увидеть, что Себеж находится чуть в стороне от дороги Москва — Псков. Многие автомобилисты, устав от дороги, едут по кратчайшему пути через Пустошку и Опочку. Так проехали и мы. Но на обратном пути мы заехали таки в Себеж и не пожалели. В городе нет древнего монастыря как в Печорах, и нет старой крепости как в Изборске. Но, тем не менее, городок западает в душу моментально. Так что же такого в нём интересного?

Небесное место на земле

Себеж — один из самых красивых малых городов (всего два светофора на 6000 жителей), которые я видел. В первую очередь из-за живописной природы и расположения города на перешейке между двумя озёрами — Себежское и Ороно.

Между берегами двух озёр здесь не больше километра. Историческая часть города находится на узкой вытянутой косе, далеко вдающейся в акваторию Себежского озера. Если проехать весь город с севера на юг, то попадаешь в Себежский национальный парк. То есть Себеж географически является единственными воротами в этот парк со стороны Псковской области. На юге национальный парк Россией не ограничивается, а уходит в Беларусь, на западе — в Латвию. Кругом озёра, болота и леса. Чтобы попасть в этот национальный природный парк необходимо заплатить символические деньги и получить допуск на посещение, который можно получить в визит-центре в Себеже или на ближайшей турбазе в Озерявках. Можно пожить в деревянных домиках на берегу озера, поплавать на лодке, походить под парусом, самостоятельно погулять по маркированным туристическим тропам или взять природную экскурсию. К сожалению, мы не располагали временем для таких прогулок.

Небесное место на земле

Себеж — город отдыхательный и созерцательный. Если бы там открыли какие-либо источники с минеральной водой или ещё с чем-нибудь полезным для организма, то ему можно было бы уверенно присвоить ранг города-курорта. Но и быть воротами в национальный парк не менее почётное звание. Мне этот город очень напомнил белорусский Браслав, расположенный на одноимённых озёрах. Хотя городом-побратимом для Себежа является Верхнедвинск, расположенный на правом берегу реки Западная Двина (Витебская область). До границы с братской республикой здесь всего тридцать километров.

У нас на взятие города было только четыре часа (это вместе с обедом), поэтому мы сразу же устремились в условно «старую» часть города, которая целиком расположена на полуострове на полтора километра уходящем на восток в озеро Себежское.

Оставили машину на площади В. И. Ленина (там есть парковка) и прогулочным шагом пошли до крайней точки полуострова.

Небесное место на земле

Сразу за домом судебного пристава (сейчас там магазины) и жилым домом конца XIX — начала XX века (тот, что зелёный) выходим на северный берег Себежского озера, где оборудована специальная смотровая площадка, где можно понаблюдать за водоплавающими и покормить их.

Здесь собирается очень много птиц и ведут они себя достаточно агрессивно (дичь, как никак). Птиц много, а туристов мало, поэтому идёт драка за каждый кусок хлеба.

озеро Себежское

Перспектива Пролетарской улицы впечатляет с первого взгляда. Здесь неплохо сохранилась цельная дореволюционная застройка. Между прочим, Пролетарская улица до революции называлась улицей Петра Великого. В Северную войну в Себеже дислоцировались русские войска. Об этом напоминает насыпанный в те годы Петровский вал, на который мы заберёмся в конце рассказа. Впереди видна колокольня, которая здесь, в сочетании с названием полуострова (Замковый), выглядит будто замковая башня.

Небесное место на земле

Интересно, что эта часть города состоит из одной главной улицы, которая в самой широкой части полуострова расходится на четыре, и если выходить на перпендикулярные улицы, то через колоритные дворы непременно выйдешь к озеру. Второстепенные улочки на косе живописно извиваются по холмам, и все дома стоят как бы на разных уровнях. Наряду с исторической застройкой частные деревянные домики с приусадебными участками и хозяйственными постройками выглядят весьма мило, трогательно и уютно.

Единственная центральная улица города застроена небольшими двухэтажными купеческими особняками, построенными в основном в конце XIX — начале XX вв., и деревянными домами более поздней постройки.

Небесное место на земле

Пройдя ещё несколько исторических зданий, мы вышли к Себежскому краеведческому музею. Мы возлагали на него надежды, хотелось больше узнать про этот город, может быть, купить какую-нибудь брошюру. К сожалению, был понедельник — выходной день. Но двери музея были открыты, и нам удалось пообщаться с директором музея Фёдором Васильевичем Черниковым. Выяснилось, что единственная брошюра о Себеже издавалась в конце 1960-х гг. Потом она же переиздавалась в 1970-х гг. С тех пор про Себеж ничего не выходило. А жаль, Себеж очень нуждается в своём описании. Хочется надеяться, что найдётся местный краевед, которому будет по силам решить эту задачу. Кстати, Себежский краеведческий музей находится в бывшем тюремном замке второй половины XIX века.

А раз мы стоим у музея, у гидов выходной, то беру на себя роль экскурсовода и делаю краткий историко-географический экскурс. Первые сведения о Себеже как о «пригороде» Псковской республики относятся к 1414 году. В 1535 году во время русско-литовской войны по приказу из Москвы здесь была построена Себежская деревянная крепость, которая получила название Ивангород-на-Себеже. Она играла важную роль форпоста на границе с Великим княжеством Литовским, с которым Россия неоднократно воевала в XVI веке. Место, где была построена крепость, называлось Замковая гора. Это название сохранилось до сих пор. Сегодня Замковая гора является самой высокой точкой Себежа, с которой открывается дивный вид на озеро и окрестности. В XVI — XVII вв. Себеж, находясь на линии столкновения политических интересов и притязаний соседних государств, не раз переходил от России то к Великому княжеству Литовскому, то к Речи Посполитой. Окончательно город вошёл в состав Российской империи только в конце XVIII века.

В наше время Себеж — город приграничный, хоть и посещение его свободно для всех. Здесь проходят пограничный контроль поезда, следующие в Ригу.

Небесное место на земле

От музея идём дальше до колокольни Рождественского собора XIX века. Собор был снесён в 1930-е годы. Так выглядел Рождественский собор до революции (фото взято из проекта «Храмы России» http://temples.ru/). Интересно сравнить с верхним снимком, они сделаны примерно с одного места. Обратите внимание сколько людей тусовалось раньше в этом оживлённом месте.

От всего ансамбля сохранился только трёхъярусный объём колокольни под шатровой кровлей. Больше напоминает то ли замковую башню, то ли ратушу какого-нибудь европейского средневекового города. Является безусловным объектом туристического показа, можно подняться наверх.

Небесное место на земле

Это главная архитектурно-градостроительная доминанта города. Её видно отовсюду. Но работает колокольня только два часа в день и мы просто не совпали по времени.

От колокольни параллельно главной Пролетарской улице уходит улица Советская, которая вполне могла бы в будущем стать музейной улицей. На ней расположены мещанский дом XIX века, дом причта, дом купца Селюгина, дом лесопромышленника Гурвича, дом купца Кодиса, а также доходные и жилые дома XIX века. К сожалению, почти все дома требуют реставрации.

После Советской улицы вновь выходим на Пролетарскую и оказываемся у церкви Троицы Живоначальной. Это старейшее сохранившееся здание города. Изначально выстроена как базилианский костёл Святой Троицы (1649 г.). С переходом земель в русское владение переосвящена как православная церковь.

Небесное место на земле

С южной стороны церкви находится Замковая площадь, которая выполняет роль конечной остановки и разворотной площадки для местных маршруток.

Здесь находится дом ксендза и маленький домик, хозяин которого на стене художественно изобразил схему полуострова. По-моему, очень здорово получилось! Рисунок на стене дома, возможно, изображает Замковый полуостров ещё до появления крепости, то есть до 1535 года.

Небесное место на земле

Но это ещё не крайняя точка мыса. Если проехать ещё 150 метров (до конца дороги) и пройти пешком метров сто, выходим на лучшую смотровую площадку города. Она находится на краю Замковой горы. Здесь когда-то и стоял Ивангород-на-Себеже. На вершине горы стоит памятный знак в честь 600-летия первого летописного упоминания Себежа. До этого на месте памятного знака стоял поклонный крест.

Отсюда открываются умопомрачительные виды на Замковый полуостров, Себежское озеро и остров Латрик.

Но и это не крайняя точка мыса. Под ногами будет небольшой участок суши, буквально врезающейся в озеро.

Небесное место на земле

Если спуститься с Замковой горы и снова выйти на Советскую улицу, то можно дойти до самой крайней точки мыса. Нет, там нет никакой заболоченности, нет камышей и осоки, нет лягушек и змей. Там растут деревья, плещутся волны о берег, кричат чайки. Себеж покорил своей красотой. Сразу захотел приобрести домик на этом мысу (таковой имеется), чем очень напугал свою супругу.

Мы вернулись обратно по Пролетарской улице и погуляли немного по Лебяжьему скверу. Отличный, чистый и ухоженный парк. Просто гордость города! Есть детская площадка, небольшая зона для занятий физкультурой, гигантские шахматы, беседка в виде ладьи, инсталляции для новобрачных, «литературные» скамейки, прекрасно благоустроенная набережная вдоль озера.

А завершает всю эту «композицию» памятник наиболее известному уроженцу этого города советскому актёру З. Е. Гердту, который родился здесь в 1916 г. Памятник установлен к 95-летию со дня рождения в 2011 году на пожертвования граждан. Он выполнен из бронзы и гранита московским скульптором Олегом Ершовым.

Небесное место на земле

Гердт писал: «Часто вспоминаю красоты вокруг Себежа — дивные озера, леса. Жизнь прожил, а красоты такой больше нигде не встречал…». На вопрос: «Откуда Вы такой замечательный? «, он с гордостью отвечал: «Мне повезло, я из небесного места на земле — я из Себежа!».

Ещё одна из немногих достопримечательностей города, посвященная временам Северной войны, по итогам которой местные земли отошли к Российской империи — Петровская гора. Местный рельеф даёт отличные возможности для панорамных обзоров города. Всё, как на ладони. Отсюда открывается вид на Себежское озеро, которое потрясает своим масштабом и красотой. А также на Замковый полуостров, где расположена главная часть исторического центра. К Петровской горе примыкает оживлённая улица 7 ноября, на которой много магазинов и злачных мест, и у меня сложилось ощущение, что эта гора является местом «народных гуляний».

В двух километрах к северо-востоку от Себежа находится немецкое военное захоронение. Это сборное кладбище немецких военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной Войны на территории нынешней Псковской области.

Здесь видна практичность и точность немцев. Всё чётко, всё по плану и аккуратно. Всё выдержано. Полные поимённые списки. Похоронено около 15000 солдат.

Можно по-разному относиться к подобным местам (моя супруга отказалась заходить вовнутрь). Но, тем не менее, кладбище производит сильное и странное впечатление. Потрясает необычность места. Яркий памятник страшному времени. «Солдатские могилы — величайшие проповедники мира» — написано на камне. Погребённые здесь призывают к миру!

Небесное место на земле

Чуть ближе к городу на насыпной горе памятный крест в честь победы русского оружия над иноземными захватчиками. Братское же захоронение советских воинов, погибших при освобождении Себежа в 1944 году, находится на краю Русского кладбища (ул. Челюскинцев).

Себеж не богат на достопримечательности, но его географическое положение, атмосфера курортного города, запах воды, крики чаек и улыбки местных жителей делают город очень атмосферным и доброжелательным, в котором хорошо дышится и далеко видится.

Небесное место на земле

P. S. Первоначально я планировал сделать небольшой фотоальбом о Себеже. Но, увидев, что о Себеже на сайте никакой информации нет (что показалось странным), решил оформить всё это в виде короткого рассказа-путеводителя, собрав информацию из различных источников. Очень рекомендую этот город к целенаправленному посещению. Сам-то я ещё надеюсь побывать там.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия