Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была вчера 20:00
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Кореиз — Россия Июнь 2021

Гаспра и Кореиз — эта два небольших населенных пункта, расположенных рядом и незаметно переходящих друг в друга.

Отель «Марат», в котором мы поселились на время отдыха, находится в Гаспре, а Юсуповский дворец — в Кореизе. Решили пойти туда пешком, по пути осматривая другие достопримечательности.

Первым на пути оказался санаторий «Дюльбер» — это сейчас он санаторий, а раньше был дворец «Дюльбер» великого князя Петра Романова — внука Николая 1.

Архитектор Николай Краснов — известный архитектор южного берега Крыма построил дворец в мавританском стиле по оригинальному эскизу Петра Романова и доработанному архитектором.

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

Сине-белая красота находится за забором, но за плату 200 руб. можно пройти на территорию и посмотреть то, что сохранилось от архитектуры конца 19 века.

Начало строительства относят к 1895 году, окончилось строительство в 1897 году.

Внук Николая 1 был болен туберкулезом и строил для себя летнюю дачу.

После революции перед отъездом в Англию здесь жила Мария Федоровна, а еще сюда из всех южных имений привезли членов царской семьи (всего их было 15, в том числе 10 детей) и содержали под домашним арестом с ноября 1917 до апреля 1918 года.

За толстыми стенами дворца революционно настроенные севастопольские моряки спасали членов царской семьи от произвола ялтинских моряков-анархистов, которые постановили всех растрелять. А севастопольцы ждали распоряжения Ленина.

О том, что происходило за стенами дворца расказал в «Книге воспоминаний» великий князь Александр Михайлович, который, к слову, в 1910 году основал Качинское летное училище и пользовался авторитетом.

Уцелевшие Романовы бежали из страны на британском крейсере «Мальборо» в апреле 1919 года, навсегда покинув Россию.

В эмиграции Романов П.Н. поселился вначале в Италии, потом во Франции. Умер бывший владелец «Дюльбера» в 1931 году в Антибе (Франция) от легочного кровотечения и асфиксии, вызванной тяжелой формой туберкулеза. Его прах поколится в крипте русской церкви Святого МИхаила Архангела в Каннах рядом с женой Милицей Николаевной, скончавшейся через 20 лет после мужа.

В 1922 году дворец превратили в санатоий «Красное знамя" и он принял первых отдыхающих.

В советское время для отдыха Сталина был построен корпус, стилизованный под дворец, в котором сейчас можно отдохнуть (читала отзывы). У санатория есть выход к морю и собственный пляж.

А мы продолжаем искать Юсуповский дворец, дороги малолюдны и был всего один указатель.

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

Это уже не «Дюльбер», а СПА-отель «Тысяча и одна ночь», который мы проходили мимо.

Находится не на берегу моря, на пригорочке, но в межсезонье, думаю, что это неплохое место для размещения, для пеших прогулок и осмотра достопримечательностей.

Юсуповский дворец рядом оказался, но до него дорога не очень интересная: старые домишки, гаражи, но интересные украшательства встречаются.

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

И как же много в Крыму роз…

Юсуповский дворец ныне государственная дача и когда на ней никто не отдыхает можно попасть на экскурсию. Нам повезло: купили билеты на экскурсию на 17.00.

Стоимость билета в 2021 году была 600 рублей за человека (без льгот). С учетом пенсионной и детской льготы нам экскурсия на госдачу обошлась 600 рублей.

Нам дали карту гостя и мы пошли по государственной даче, по которой, похоже, чиновники ездят только на авто, пешеходных дорожек не было на нашем пути.

А сами дороги оказались такими чистыми, как будто их только вымыли со стиральным порошком. Блестели как шелк, ни соринки, ни пылинки, хотя урн нигде не было.

Парк как будто «вылизан», а деревья «причесаны2.

Дорога длинная и с виражами. После экскурсии мы узнали, что есть и другой вход с пешеходными дорожками.

Продолжает дорогу Аллея героев, во главе которой портрет И. В. Сталина.

На противоположной стороне аллеи информация о начальниках фронтов во время Великой Отечественной войны.

«На 1 января 1942 года на советском-германском фронте действовало 10 общевойсковых фронтов (Карельский, Ленинградский, Волховский, Северо-Западный, Калининский, Западный, Южный, Кавказский), 7-я отдельная армия и Московская зона обороны» (информация из Военной энциклопедии).

Веего на аллее 10 стендов, посвященным фронтам.

Наконец-то показался кусочек дворца.

История рода Юсуповых длинная и интересная, ведет свою историю от ногайского хана Юсуфа-мурзы, потомки которого приняли христианство и верно служили на Руси. А юсуповское состояние было во много раз больше, чем состояние Романовых.

Среди детей Юсуфа была дочь по имени Сююмбике, которая правила Казанским ханством. Кто был в Казани должен помнить падающую башню Сююмбике, что в Кремле.

От сыновей Иль-мурзы и Ибрагима пошли две ветви будущих князей Юсуповых.

В 1565 году Юсуф-мурза направляет сыновей в Москву. Правит в то время царь Федор Иоаннович, который отдает им во владение город Романов (сейчас город Тутаев Ярославской области).

Первым, кто принял православие был сын Иль-мурзы — Ибрагим, который при крещении принял имя Дмитрий, а фамилию Юсупово-Княжево, которая со временем трансформировалась в Юсупова. Сын Дмитрия Юсупова и Екатерины Сумаровой в детстве играл с будущим Петром 1, а впоследствии стал его сподвижником.

У Григория было 5 сыновей. В 1740 году сын Борис стал московским губернатором, а при Елизавете Петровне петербургским генерал-губернатором. В браке с Ириной Зиновьевой воспитывал 6 детей. Дочь Елизавета вышла замуж за Андрея Голицына, а Евдокия стала женой Петра Бирона. Самых больших успехов достиг сын Николай.

Существует легенда, что за то,  что в семье сменили веру, выживает один наследник. Это подтвердила жизнь.

Николаю (единственно выжившему наследнику) досталось в наследство имение Спасское (сейчас город ДОлгопрудный). При Павле 1 он получает должность министра департамента уделов. При Александре 1 стал членом Государственного Совета.

Кстати, это он в 1810 году приобрел усадьбу Архангельское, которую называл подмосковвным Версалем.

А до этого в 1794 году у него с женой Татьяной Энгельгардт родился сын Борис (его крестным отцом был Павел1).Борис женился на Зинаиде Нарышкиной и в семье родился последний из рода Юсуповых — Николай.

Николай Юсупов был женат на Татьяне Рибопьер и у них родились две дочери. Татьяна и Зинаида. В возрасте 22 года Татьяна умирает и все огромное наследство достается Зинаиде Юсуповой.

В 1882 году Зинаида выходит на графа Феликса Сумарокова-Эльстон. Дабы фамилия Юсуповых не исчесла  - по особому императорскому указу муж наследует княжеский титул, герб и фамилию тестя Николая Сумарокова.

Семья стала носить двойной титул: князья Юсуповы и графы Сумароковы-Эльстон.

В 1883 году в семье родился первенец Николай, который в возрасте 25 лет погиб на дуэли. В семье был еще сын — Феликс (младше брата на 5 лет), он известен как убийца Григория Распутина.

Вот такая закрученная история рода Юсуповых, но пора перейти ко дворцу.

Во время Ялтинской конференции 1945 года во дворце жила советская делегация, о чем есть памятный знак.

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

Этот дворец был выбран неслучайно: на середине пути от Воронцовского дворца (где жила английская делегация) до Ливадийского дворца (там жила американская делегация).

Интерьеры и обстановка апартаментов, где работали Сталин, Молотов и Громыко восстановлены и сохранили свой исторический облик. От юсуповской обстановки во дворце ничего не осталось, только отдельные предметы, о которых нам рассказал экскурсовод.

А до начала экскурсии мы гуляем по парку: львы и розы окружают нас.

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

Розы всех цветов чудо как хороши, да еще с капельками после дождя.

Фонтан «Мальчик с рыбками» — это сейчас он так называется. При Юсуповых это был «Писающий мальчик». История его такова. После революции здесь отдыхали сотрудники НКВД, которым писающий мальчик не понравился и фонтан был переделан в «Мальчика с рыбками».

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

Парк Юсуповского дворца смело можно назвать львиным: благоволили Юсуповы к этому царю зверей.

И это неспроста: даже парочка львов имеется у них на семейном гербе.

На входе терракотовые львы, их Юсуповы заказывали в Венеции, работа А.Мориджи.

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

Осмотрев немного парк, идем на экскурсию.

Начинаем осмотр с коридора, в котором можно увидеть герб Юсуповых-Сумароковых-Эльстон и много фотографий начала века.

Так выглядел князь Юсупов Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, генерал-губернатор Москвы.

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

Следующее после коридора помещение экскурсовод назвала апартаментами и в них от Юсуповых осталась только парочка китайских ваз и канделябры на камине.

Справа и слева от этого зала находятся спальные комнаты (ведь это государственная дача для чиновников высшего звена власти).

А за овальным столом чиновники «гоняют» чаи или что покрепче. Бывали здесь Путин, любил бывать Жириновский и другие государственные деятели.

Мебель в зале начала 20 века.

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

Из зала можно выйти на террасу и полюбоваться пейзажными видами.

Террасу, как и дворец, построил ялтинский архитектор Николай Краснов (1864–1939), который, кстати, является и автором Ливадийского дворца (в нем мы тоже побывали).

Когда были там,  увидела небольшой альбом «Архитектор Н.Краснов. Известный и неизвестный» (издательство «Новая Ореанда», 2016 год). Всего сотня страниц, но цена как за тысячу. Пожадничала и не купила.

Интересную статью о нем прочитала, когда приехала с отдыха, на сайте «Краевед», автор Левицкая З.Г.: «… более всего талант Краснова проявился в архитектуре южнобережных дворцов. Первым великокняжеским заказом был дворец „Дюльбер“, потом он строил „Чаир“, „Харас“, дворцы Юсуповых в Кореизе и Кокозах, дворец графа Апраксина в Балаклаве. Каждый из этих дворцов несет свой неповторимый архитектурный образ».

Кстати, Харакская усадьба находилась недалеко от нашего отеля «Марат» — в пешей доступности и мы ее посмотрели. Сейчас там санаторий «Днепр» Федеральной налоговой службы (в отличие от санатория «Дюльбер» на территорию «Днепра» пускают посмотреть сохранившийся садово- парковый ансамбль бесплатно). А доехать из Ялты можно на автобусах 102 и 132, остановка «Санаторий «Днепр».

А мы продолжаем экскурсию по дворцу, идем в апартаменты, где в 1945 году жил Сталин.

Идем по коридору, где во всю стену гобелен. Во времена Юсуповых на этом месте тоже был гобелен, но на другую тему.

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

На стенах коридора можно увидеть фотографии вождя в разные периоды его жизни.

Юный Иосиф выглядел так.

Нам показали три комнаты (во дворце их, конечно, больше).

Кроме Сталина, во дворце жили Молотов, Громыко, Гусев. Молотов развлекал соратников игрой на фортепиано, которое скромно стоит в одной из комнат. Он виртуозно играл на этом инструменте.

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

Мебель в комнате тоже начала 20 века. Стол из карельской березы.

В зале много исторических фотографий.

Эта фотография самая известная. С нее сделан памятник у Ливадийского дворца.

Памятник «Ялтинской тройке» — Иосифу Сталину, Франклину Рузвельту и Уинстону Черчиллю был выполнен Зурабом Церетели много лет назад, но его запрещали размещать. Памятник установили только в 2015 году на территории Ливадийского парка у санатория «Ливадия».

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

Небольшая комната отдыха и кабинет, хотя говорят, что отдыхал и спал Сталин бункере.

Фигура Сталина выполнена в натуральную величину, хотя рост его в разных источниках указан разных от 155 до 172 см.

Сталин любил играть в бильярд, хотя сам не играл. Сохранилась бильярдная комната: стандартная, ничего необычного.

Продолжение осмотра в столовой, которая не изменилась со времен Юсупова (так нам сказали). В ней же проходили обеды во время Ялтинской конференции.

Белоснежная столовая с множеством декора на стенах и потолке, с белым камином и белоснежными скатертями — совсем не сложно ее представить заполненной историческими личностями.

И даже меню за 1945 год можно прочитать.

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

Наша экскурсия продолжается в парке. Оказывается есть другой и короткий путь во дворец, а мы шли по дороге, по которой приезжают отдыхать чиновники.

В парке много экзотических деревьев и на табличках можно прочитать название (как в ботаническом саду).

Это фейхоа — родом из Бразилии. Много интересного увидели.

Юсуповский парк понравился меньше Воронцовского, очень уж он какой-то приглаженно-прилизанный, даже слишком.

Бросаем последний взгляд на дворец и идем отдыхать дальше.

Пешком из Гаспры в Кореиз в Юсуповский дворец

Если в Воронцовский парк хочется возвратиться, то в этот мы вряд ли еще приедем.

А розы здесь чудо как хороши…