Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev

Балкан тур. В Черногорию
Балкан тур. Непляжная Черногория
Балкан тур. Албания

Мы въехали ещё в одну молодую страну Европы — республику Северная Македония.

Она была образована в 1945 году в составе бывшей Югославии, истинную независимость получила с её распадом в 1991, какое-то время успела побыть просто Македонией, но потом захотела вступить в ЕС, на что Греция ей сказала — а хрена вам! У нас своя Македония есть. Вышли из положения компромиссом — пусть тогда будет Северная Македония. Так и появилось в 2019 году нынешнее название этой страны.

С горы вниз и вот уже скоро мы видим огромную чашу второго по величине озера на Балканах — Охридского. Правда его контуры скоро начинают размываться, небо заволокло облаками, моросит дождь. Катя заранее продумала — едем по дороге на город Охрид, но немного отклоняемся в противоположную сторону, а то пока доедем оголодаем. На выбор было предложено три ресторана, первый оказался закрытым, а второй открыт, не испытывая судьбу, остались в нем. Дорога очень узкая, напомнила нашу дорогу около Которского залива, машин совсем мало, почему? Женя подсказал: папа, там за селом граница, тупик. Часть Охридского озера принадлежит Албании.

Сели внутри, на веранде у озера ветрено и холодно. Время 16:30, все столы заняты, сидят четыре компании. Официант принёс меню: македонский салат, шопский, сыр просто, сыр жареный, кабачки жареные. Но главное — рыба! Форель, карп, угорь. Форель нескольких способов приготовления, какой выбрать? Официант, несмотря на его заверения, что учил русский язык в школе, объяснить затрудняется, позвал на помощь лысоватого мужчину средних лет. Форель Охридского озера, пастрмка по-местному — эндемик, такой больше нигде не встречается, ешьте его. Конечно! Нам принесли рыбу 1,7 кг, очень большая форель, показали, будете?

— Давайте! На гриле!

Готовили долго, я бы занервничал от длительного ожидания, но не здесь. Принесли вина Greenach, и опять зашло своим спокойным сбалансированным вкусом, подтянулись закуски и мир стал немного светлее.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Люди вокруг тоже. У окна сидит группа молодых девушек, одна из них курит. Для чего мне это? Считаю сигареты, на восьмой мы ушли, а девчата остались. Тот самый, лысоватый приятный мужчина, я сразу в нем почувствовал лидера, Катя предположила — хозяин, а что, почему нет. С улицы перетащили акустическую колонку, в зале появилась музыка. Попсня международная, и вдруг на этом фоне: — жил был художник один…

Ого! Наши пошли! Я оживился, это заметили, и вот уже Очи чёрные, Катюша, Подмосковные вечера.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Местные начали подпевать и поднимать тосты с нами, атмосфера теплеет! И настроение поднимается! Чокаемся, улыбаемся. Следом за русскими перешли на песни македонские, как душевно. Настроение прёт вверх! На улице дождь и ветер, а внутри вкусно, сыто, пьяно!

После некоторой неудовлетворённости Албанией первая встреча и такая душевная! Послушали песни, чуть сами не пустились в пляс, подошёл к тому лысому поблагодарить за атмосферу.

— Твой ресторан?
— Моего сынаю.
— Молодцы! Спасибо за компанию!

Круто! Люди пришли в ресторан около пяти, сели и стали чинно выпивать и не сразу есть, например девушки рыбину заказали примерно через пару часов, до этого выпивали разные напитки, мужские столы тоже, то одни (шампанское), то другие (вино), то третьи (крепкие). Мы уходили (2,5 часа провели), все остальные участники оргии (в хорошем смысле слова) оставались на месте и продолжали петь. Душевно получилось!

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Расплатились картой, я знаю, сколько в македонских денарах заплатили, но курс обмена уточнить не смог, у нас пока нет связи.

Дальше Катя за рулём, недолго.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Полчаса и мы в Охриде. В темноте не видно озера, разместились в Villa Natali: современные номера, просторные (немаловажно) с балконом и видом на озеро, но увидим его только утром. Сел на балконе фиксировать впечатления, слышу снизу родной голос, Женя с кем-то явно про политику затирает. Оказалось, с хозяином апартаментов. Тот угостил его ракией, сигаретами.

— Вы греки? — спрашивает Женя.
— Нет, мы славяне, близки сербам. Поддерживаем их в вопросе о Косово. А вот албанцев недолюбливаем.

Такие вот они македонцы, душевные.

06.09.23. Охрид

Не задалось. С утра из носа неожиданно пошла кровь, не мог остановить два часа, вызвали скорую, засунули тампон в нос, сделали укол, кровотечение прекратилось, но пришла сильная слабость, так и лежал до 16:00.

Надо посмотреть город и поесть. Мы живём не в центре, пешком добраться полчаса, но сил мало, вот и поехали на машине. Центральный район города — это набережная и несколько улочек в средневековом стиле, дома белёные с окнами из темного дерева. Погуляли недолго.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Охрид — город древний. Возник ещё в античные времена на месте иллиро-македонской колонии Лихнид, известной ещё во II — III веке до  Н. Э. Потом пришли римляне и византийцы. В VI веке город заселяется славянами. С IX века в составе Болгарского царства, тогда же получает современное название. В конце X — начале XI века Охрид был столицей болгарского царства царя Самуила. Крепость, которую мы видим на холме, возвышающемся над городом, так и называют — Самуилова твердыня.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

В XIV веке пришли сербы, а там уже и турки подоспели с Османской империей, под которой Македония оставалась до начала XX века, В 1913 году завоевана Сербией, а там уже времена Югославии и нынешний период независимости. В 1980 году Охрид и Охридское озеро внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В центре у озера обращают на себя внимание два памятника: молодой человек с крестом в руках и памятник Святому Клементу Орхидскому.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Широко известный факт, что кириллицу придумали Кирилл и Мефодий здесь подают по-своему. Они придумали глаголицу, а саму письменность развил Святой Климент. Так или иначе, он внёс огромный вклад в развитие славянской письменности, и произошло это здесь, в Охриде.

Так, город посмотрели, пора бы и поесть.

Ресторан CUN выбрал по блюду в меню: охридски чомлек, не знаю, что это, но сердце подсказывает — именно его мне сейчас и не хватает. И не обмануло! Тушёная говядина в глиняной миске с луком, перцем и чесноком.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Конечно, македонский и шопский салат на стол. Шопский хорош, но Македонский ближе. В Шопский помидоры режут кубиком, а в Македонском крупными дольками, как я люблю, ну и печеный перец добавлен оригинально.

Помидоры вкусные по всему нашему маршруту, сейчас сезон, но здесь самые крупные, сочные, мясистые. Я в магазине себе взял такие — чуть больше 100 рублей за килограмм. В сербском (а македонский язык, это практически сербский, как и боснийский и черногорский) встречаются на наш слух забавные слова и сочетания, пройдусь по меню: тавче гравче — запечёная фасоль, пирошка, правильно — пирожок, пиперки, какая красота — это перчики, печурки — это грибы, свинска вешалица — свиная грудинка. И это самая малость!

Поели плотно, взяли бутылку местного совиньона, вино недешёвое — 30 евро, обед на четверых обошёлся в 100 евро (60000 денар). За 1 евро дают 61 македонский денар. Кстати, цены вчера в Альбатросе были меньше, немудрено, посёлок находится в тупике перед албанской частью озера, чужие там не ходят, только мы забрели. Форель там 30000 за килограмм, а в Охриде 35 — 36000, хотя и то и то дорого. А вот на салатах и сыре разница ещё более заметная.

Неплохо! Пока прогуливались по набережной, прочитали, что корабль со звучным именем Адмирал совершает прогулку на закате с выходом в 18:30, в цену билета 8,5 евро входит бокал Просекко. Нас устраивает, взяли билеты, поплыли после ужина. Небо в облаках, но багрянец заката пробивается. На горе над городом высится та самая крепость Самуилова твердыня, над ней развивается солнечный македонский флаг, флаги любят вывешивать во всех балканских странах. На выдающемся в озеро мысу небольшая церковь Святого Иоанна Канео. В сумерках на окрестных горах загорелись кресты, македонцы в основном православные, что не мешает муэдзину призывать мусульман на вечернюю молитву.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Проехали вдоль побережья в одну сторону, потом в другую и в 20:00 уже в полной темноте вернулись. Тоже какое-то представление получили.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Есть много разных экскурсий по воде, в том числе в монастырь Святого Наума, дома на воде, залив Костей. Кроме того, в хорошую погоду можно с удовольствием искупаться в озере, покататься по городу на велосипеде, так что если вы располагаете временем, на город и окрестности можно смело отвести 2 — 3 дня.

А мы высадились с корабля и увидели столь знакомую вывеску Рамстор, помните кто начинал эпоху гипермаркетов в России? Да, да, именно эта сеть магазинов турецкого происхождения. Зашли, поностальгировали. Кстати, многие продукты и торговые марки плавно передвигаются вместе с нами из одной балканской страны в другую.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Наше знакомство с гостеприимной Северной Македонией продолжится завтра.

Сижу на балконе, поблизости играет музыка, слышны пересуды соседей, компания поёт за столом, детвора играет на дороге в футбол, хорошо! Постойте, не дети, девочка подросток и трое взрослых мужиков пинают мяч на четверых, ну и пусть себе пинают!

07.09.23. Охридское озеро, дорога в Скопье

Номера надо покинуть до 09:30, не видел такого раннего check out до сих пор. Завтрак за 7 евро: сосиски, яичница, помидоры, огурцы, колбаса, сыр. Долго пытаюсь объяснить поварихе, что хочу яичницу. Не понимает, позвала хозяина, который тоже не с первого раза понимает fried eggs, когда понял — перевёл ей — яйца! На Балканах сначала надо попробовать сказать русские слова короткими командами, есть высокая вероятность что поймут, а уже потом переходить на английский, который здесь знают далеко не все.

Примерно в 10:15 чемоданы в машине, можно выезжать. На улице у стоянки стоит пара ящиков с помидорами — зрелым и крупными, 100 денар за килограмм, 160 рублей, взял три, каждый по полкило минимум, отсыпал ему какой-то мелочи из евро, хозяин взял не считая.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

На минуту к озеру, заход хороший, но утром 18 — 19, прохладно и ветерок, в воду не хочется.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Вчера хозяин виллы Жене и Кате посоветовал не заезжать в цветную мечеть в Тетово, там албанцы, в их пробки встанете, а обязательно съездить в монастырь Святого Наума. Прислушались к совету, поэтому едем в обратную от Скопье сторону вдоль озера. Примерно 15 километров от города и первая остановка — залив Костей, деревня на сваях, показывающая, как жили наши предки из неолита в представлении современных археологов. Толпы экскурсантов мешают снимать. Но прозвучал гудок туристического парохода, и всех как рукой смыло, снимай, никто тебе не мешает.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Ещё 20 мин пути, и мы у монастыря Святого Наума. Позавчера мы доехали до Радожды, одного края македонской части озера. Сегодня мы доехали до албанской границы на другой стороне озера, таким образом, мы проехали всю македонскую часть побережья и я вам могу сказать своё мнение, сделаю это когда завершу рассказ об озере и перейду к дороге в Скопье.

А сейчас паркуемся у монастыря — 30 денар, пол евро, 50 рублей. Ухоженная территория, стройный ряд сувенирных киосков, туристические кораблики и автобусы подвозят группы туристов. Перед входом в монастырь небольшой мостик, река вливается в озеро, здесь же многочисленные лодки и предложение совершить прогулку на лодке к источнику Охридского озера. Приятная водная гладь для спокойной прогулки, но не для нас, у нас впереди долгий переезд.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Монастырь Святого Наума. Основан в конце IX века Наумом Охридским, учеником Кирилла и Мефодия. Здесь же хранятся его мощи, которым приезжают поклоняться. Говорят, прикосновение к ним лечит психические и умственные расстройства. Существует поговорка: или ум, или Свети Наум.

Классические формы православного византийского монастыря, внутри очень привлекательное намоленное место, фрески на стенах, приглушённый свет из небольших отверстий в куполе, полное ощущение таинства религии, я даже умудрился увернуться от толп туристов, чтобы сделать эти снимки в отсутствии посетителей.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Осанистый мужчина с длинной бородой в церковной лавке на входе продаёт свечки, образы и монастырскую ракию, цена заоблачная — 15 евро, но я пошёл в разнос, пять стран проехал, а сувениров — ноль, пора срочно восстанавливать баланс, купил! Монах мне в подарок брелок сунул на деревяшке с контурами монастыря.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Уже потом я увидел, что вход в церковь платный, но покупкой ракии всё искупил. Монастырь понравился, очень. Правильный такой и фрески правильные.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

На берегу большого озера, много воды, а вода — это вечность.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

При выходе справа маленькая часовенка Св. Петка, со святым источником, включил камеру и пошёл, а снимать нельзя, бежит за мной служивый, кричит в спину. Да и ладно, не будем, а вот водой из святого источника умылся и напился.

Пора утолить сувенирный голод — украшения из озёрных жемчужин, шумский (горный) мёд, местное вино. Продавщица — ты русский или турок? Только турки умеют так торговаться.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Едем обратно в сторону Охрида, мне приспичило искупаться в его прекрасных водах. Попытка номер один. Народу мало, можно просто отвернуть с неширокой дороги и выехать на пляж, прямо к воде. Это было в деревеньке Пештине. И тут же стоит маленькая часовенка — вера, надежда, любовь. Прямо на берегу, внутри нет никого, а свечи горят.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Крупная галька, мне заходить в воду трудно, постоял на берегу и отказался от этой мысли, вспомнил утренний заезд у отеля и решил не тратить время, поехал туда. По дороге: автомобили Yugo, спортивная Нива, маленькая часовенка. Есть у меня ностальгия по старым социалистическим маркам, в детстве где-то находил автомобильные журналы соцстран, и в первую очередь, конечно, югославские. Эпоха ушла и только здесь на Балканах ещё можно встретить редкие экземпляры машин марки Yugo! А Нива она везде родная, да ещё в таком боевом виде! Вы спросите — а причём здесь часовня?

— Правильно! — не причём!

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Вернулись в Охрид, на наш пляж вдалеке от центра. Здесь хорошо, есть первая линия с небольшими дачами на берегу, не моя ли это мечта о домике с мостками в воду?

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

И заход хороший, совсем немного мелкой гальки и песок на дне. Будущие путешественники — имейте это в виду, если вы планируете остановиться в Охриде для купания. Зашёл и поплыл. Кайф, полный кайф! Вода примерно 23, как и воздух. Панорамы прекрасные, вода в заливе — идеальная гладь. В моем неполном опыте лучшее место для плавания на Охридском озере. Фантастический заряд бодрости в долгую дорогу, поехали! Стартуем в Скопье, столицу республики.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Вокруг очень много известных нам имён: вилла Ирина, Рита, Натали наша опять же, магазины Тамаро. Не проехал пяти минут — торможу. Сушёный перец вязанками, 5 евро за увесистую вязанку, беру! Только не забудь на солнце вывесить!

А где в Москве солнце в октябре?

Ну, теперь точно в дорогу. Мы едем по шоссе А2, его активно строят, некоторое время по равнинной части, потом забираемся в горы. Там работы ведутся параллельно, срубают часть горы, чтобы проложить прямую магистраль, выглядит уродливо, горы портят безвозвратно, можно же было проложить туннели, как это делают итальянцы. В какой-то момент на придорожном доме на террасе мелькнули большие красные вязанки с перцем, которой сушат, такой, как я купил, выглядит красиво.

Балканские страны в своих автомобильных номерах стараются копировать Европу. Слева на всех номерах синий шеврон и буквенное обозначение страны. SRB — Сербия, BIH — Босния и Герцеговина, MNE — Черногория, AL — Албания, RKS — республика Косово (частично признанная), NMK — Северная Македония.

Кресты. Как символ принадлежности деревни к одной из религий. Кресты большие и ставят на горе на самом видном издалека месте.

Поесть остановились в ресторане Двор в деревне Кичево. Пора есть плескавицу, Шакарскую плескавицу, каймак внутри и сверху, на гарнир французская картошка. Котлета большая и вкусная, помол мяса напоминает котлету в Грузии из города Гори. Главное — что без булки. Вкусно и очень сытно! Уже давно пора есть плескавицу!

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

И как везде на Балканах нас сопровождают собаки и коты. Только мы не делимся, самим хочется поесть. Влюбился в македонский салат; хотя вчера он был интереснее. Всего то — помидоры, печеный перец, лук, масло и заправка. На четверых меньше чем на тридцать евро пообедали, не брали бутылку вина, но в остальном ни в чем себе не отказывали: жареный сыр, салат, огурцы, мясное блюдо для каждого. Много чая, одно пиво, маленькая бутылочка вина. К русским относятся хорошо, стараются вспомнить русские слова, иногда получается. Македонцы — душевные люди! Ухожу — наш официант сел внутри здания, налил себе большую кружку пива и отпил большой глоток. Тоже люди, должны отдыхать.

Что написано на домике напротив? Македония для македонцев? А около нас? Белые грибы на продажу? Купил шумский мёд по 400 денар за поллитровую баночку.

Балкан тур. Северная Македония. Охридское озеро

Погнали. Кресты пропали, появились минареты. А какие названия у населенных пунктов: Грешница, Заяц.

Полицейские со speed gun, забыли уже. Но предупреждают все, и я тоже, вспомнил, моргаю встречным, они мне с благодарностью машут рукой в ответ.

Пока еду, не знаю что там впереди, но Северная Македония достойна посещения хотя бы ради поездки на Охридское озеро. Доброжелательность, духовность, история, природная красота, вкусная еда, а какая освежающая вода в сентябре!

Пьяная дорога. Виляет туда-сюда с завидным постоянством, но я вызов принял, иду на хорошей скорости. Дорога постоянно спускается вниз, идём через горы, примерно за 60 километров от Скопье дорога выпрямляется и становится автомагистралью, появляются пункты сбора дани за платную дорогу, 30 денар или пол евро, два пункта, но дорога вся пестрит заплатками, потом становится лучше, получает имя матери Терезы, как аэропорт в Тиране, два пункта по 40 денар или 1 евро! Явный обман, 1 евро равно 60 денарам. Перешёл к оплате пунктов пропуска в национальной валюте. Специально македонские денары не обменивал, но Кате и мне пару раз отдали сдачу в местной валюте.

Дорога прямая как струна и с постоянным уклоном вниз, ограничение 120 километров в час, правда, иногда снижают до 100, до 80. Река Вардар петляет вдоль дороги.

Ещё хозяин виллы советовал не соваться в албанское Тетово, мы точно не поедем, слишком поздно. По мере движения пришли с Катей к выводу, что и каньон Матка пропускаем, зачем туда ехать, если навигатор показывает прибытие в 19:15, к этому времени наступят глубокие сумерки. Перебиваем точку на отель, прибытие приблизительно в 20:00. Съехали с широкой магистрали, продолжаем спускаться, что за хрень со светофорами? Загорается красный, я торможу, а все едут? Основной светофор работает как стрелка налево, а вместо прямого хода зелёная стрелка сбоку от основного светофора.

Нищие или проститутки, кто их разберёт, стучат в стекло, на светофоре, как-то мне всё напоминает Тирану, недаром радио Тирана сопровождает нас по Северной Македонии.

Отель Diamond. Парковка у входа, запираемый замок. Номера на первом этаже (втором, то есть), почему они все так похожи? Чайник есть, но чай лесные ягоды. Где купить пиво или вино? В Kipper нет, езжайте в Vero, он в торговом центре Voli по нашей дороге, там есть алкоголь. Поехали с Катей. Подземная стоянка. Изучаю местную жизнь по супермаркетам. Чай только фруктовый, цветочный, ягодный, чёрного нет! На то указывают и пакетики в отелях: ромашка, имунный, от стресса, лесные ягоды, но только не чёрный, чудно! Появилось много вариантов варёной колбасы, это потому, что славяне? Все другие тоже присутствуют, от краковской до мортаделлы, пршут, салями, панчетта.

Продолжаю воевать за томатный сок, всё время опасаюсь купить вместо него томатную пасту. Очень дорогая сёмга, примерно 3000 рублей за килограмм. Мясо тоже не дешёвое — говяжья мякоть за 1500 рублей. Зато свинская — менее 700. Овощи и фрукты по сезону дешёвые, сочные помидоры по 100 рублей.

Вода Горская — дистрибьютор в России: Зеленоград, корпус 445, так написано на бутылке. В этом корпусе жила до нашей свадьбы супруга Таня, сейчас живет Танина мама, теперь уже жила.

Набрали всего понемножку и в отель, подъезжаем, полицейские пытаются остановить парня на мопеде, встав на дорогу, тот проехал через них, стукнув по поднятой руке полицейского. Тот ли это город?

Ложимся спать. Завтра утром намереваемся познакомиться со Скопье и двинуться дальше, возвращаемся в Сербию, а оттуда по домам.

Продолжение:
Балкан тур. Скопье — европейская столица кича?

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия