Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была вчера 16:20

Ростов Великий — Россия Июль 2023

Главным туристическим направлением моего летнего путешествия в этом году была Вологда, к которой, конечно же, добавились и другие места.

Выстраивая маршрут поездки, я подумала, а что если добираться из Москвы до Вологды короткими перебежками и по пути остановиться в 2–3 небольших городах Золотого кольца, например? Так появились Сергиев Посад и Ростов Великий. Все эти города связывает железная дорога, что делает переезды удобными и непродолжительными.

В Ростов Великий я приехала из Сергиева Посада. От вокзала до гостиницы ехала на такси.
Виды города по дороге, надо сказать, совсем не впечатляли. Улицы казались неухоженными, дома непривлекательными, пыль, некошеная трава, дороги, требующие ремонта. Что-то я совсем уж такого не ожидала. После Сергиева Посада это очень бросилось в глаза.
(Это моё личное мнение и наверняка, кто-то со мной не согласится).
Сразу скажу, что моё первое видение несколько изменилось в лучшую сторону в процессе узнавания Ростова Великого.

Подъехали к отелю Рождественский, в котором я остановилась на 2 ночи.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Здание гостиницы привлекательное. При виде его, настроение моё улучшилось. Всё не так уж и печально в Ростове Великом!
Гостиница располагается в историческом здании, построенном два века назад. Когда-то площадь Советская, на которой располагается отель, называлась Рождественской. В память о дореволюционном названии площади, отель и получил своё название.
Хороший и полный отзыв об этой гостинице есть у Ани Кудрявцевой Отель Рождественский.
Прямо напротив гостиницы стоит Колокольня Воздвиженской церкви, постройки 1689 года. Выглядит она, конечно, не очень хорошо, несколько потрёпана, но всё равно величественна. Смутило только какое-то непонятное деревянное сооружение, венчающее колокольню.

Оказывается, колокольня используется как каланча. В 1930-х годах Воздвиженскую церковь снесли, построив на её месте пожарную часть, колокольню же оставили, переоборудовав под каланчу. А часы на колокольне, кстати, исправны и вполне себе идут.

Отель находится рядом с Городским садом на берегу озера Неро. Сам сад и набережная — приятное место отдыха, и созерцания озера.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

В первый же вечер своего пребывания в Ростове я совершила прогулку по озеру на кораблике. Рассказ об этом здесь

Утром следующего дня я первым делом посетила Ростовский кремль (о нём расскажу отдельно). После осмотра кремля я отправилась в Спасо-Яковлевский монастырь, видом которого я любовалась накануне, вечером, во время прогулки на кораблике по озеру Неро.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Этот древний монастырь был основан в XIV веке епископом Яковом (Иаков), который за спасение от казни преступницы был изгнан из города решением князя и горожан.
Иаков сам построил маленький деревянный храм, рядом с которым постепенно образовалась новая община.
На протяжении трех первых столетий все строения монастыря были деревянными. Дважды монастырь подвергался разорению: при нашествии на Ростов татарского хана в 1408 году и во время польско-литовской интервенции двести лет спустя.

Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстроили в камне. К этому времени монастырь стал одним из богатейших на русской земле.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Сейчас монастырь выглядит таким же, каким был в середине XIX века: высокая ограда с угловыми и надвратными башнями в псевдоготическом стиле окружает парадный двор.
Вход в монастырь через Святые Врата.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Напротив них — Водяная Башня, которая выходит к озеру.

На территории находятся три храма, и все они выстроены в единую линию вдоль восточной стены обители.

Грандиозные сооружения, надо сказать, но находятся в разной степени сохранности и отреставрированности. Слева — Дмитриевский храм, справа — внешне похожая на него Яковлевская церковь и Зачатьевский собор.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Между соборами, по центру восточной стены, над святыми вратами, — колокольня.

Пятиглавный Зачатьевский собор, построенный в 1686 году, был первой каменной постройкой монастыря. Собор выстроен в стиле русского узорочья, внутри уникальные фрески XVII века. Почему я не зашла внутрь и не сфотографировала роспись собора — сейчас уже и не помню.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

В 1836 г. к Зачатьевскому собору вплотную пристроили Яковлевскую церковь и обширную паперть, которая объединила обе постройки в единый ансамбль.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

В 1802 году на средства графа Шереметьева был построен Димитриевский собор в честь святителя Дмитрия Ростовского. Дмитриевский храм представляет собой выдающийся памятник архитектуры эпохи русского классицизма конца XVIII — начала XIX веков.

Три фасада здания богато украшены портиками, белокаменными деталями, отдельными скульптурными изображениями, расположенными в нишах, и многофигурными композициями в виде барельефов.

В центре монастырского двора, напротив храмов стоит небольшая деревянная часовня Иакова Ростовского, в которой находится источник с минеральной водой. Водичка с небольшим содержанием железа и имеет характерный привкус. Я набрала воды, но пить её не смогла.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Территория монастыря очень ухоженная, цветники и искусно подстриженные деревья украшают её.

При советской власти в 1927 году монастырь закрыли. Все, что не успели разграбить, переместили в Ростовский музей. Помещения обители отдали под военные и торговые склады, детский сад, двухэтажные келейные корпуса переделали под жильё горожан.

Возможно, это и помогло сохранить в целостности архитектурный ансамбль монастыря. За надобностью монастырских построек, почти ничего не сломали, не снесли и не уничтожили.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. С тех пор идет ее активное возрождение. И, кстати, Спасо-Яковлевский монастырь был первым в Ростове Великом восстановленным монастырём.
Другим монастырям повезло меньше. В советские годы какие-то из них были почти полностью разрушены. Сейчас их восстанавливают, но до придания им первоначального вида ещё очень далеко. Кстати, к 1900 годам в Ростове было 5 монастырей.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Интересно было прогуляться вдоль монастырских стен.

В нишах крепостных стен хранятся запасы дров на зиму. Древние, облупившиеся стены с поленицами дров создают уют и атмосферу глубокой старины.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

В юго-западной угловой башне монастыря оборудована смотровая площадка, с которой открываются великолепные виды на озеро Неро и монастырь. Подъём на смотровую башню стоит небольших денег (точно не помню, рублей 100).

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Можно также пройти по переходам монастырских стен. Для туристов открыт совсем небольшой промежуток, но даже это позволяет прочувствовать всю мощь древнего строения и сверху рассмотреть монастырские постройки.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

После осмотра монастыря, я решила вернуться в кремль, но уже не по улице, а прогуляться вдоль озера. И, честно говоря, очень пожалела впоследствии о своём решении.

Пешеходная тропа вдоль берега проходит мимо гаражей, каких-то заброшек и мрачных «погорелок». Берег озера совсем неухоженный, местами заваленный мусором. Любят горожане, по всей видимости отдохнуть — погулять здесь, но кто бы за ними ещё убрал весь мусор.

В общем, прогулка эта, вместо наслаждения порядком меня утомила и удовольствия совсем не принесла. В районе кремля я вышла к «цивилизации» и продолжила осмотр прилегающих к нему улиц.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Кремль — красавец! Любоваться и восхищаться его могучими белоснежными стенами, соборами и башенками можно бесконечно.

Возвышаясь над старинными городскими постройками, он придаёт прилегающим улицам грандиозность и величие. Один только вид с улицы Успенского собора и звонницы чего стоит!

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Официально Ростов был упомянут в летописи ещё в 862 году. С X века он являлся одним из центров Ростово-Суздальской земли и северо-восточной Руси. В XII веке стал вторым по значению после Суздаля, а в начале XIII века входил во Владимиро-Суздальское княжество.

В 1207 году появилось самостоятельное Ростовское княжество, быстро ставшее одним из влиятельнейших политических центров русских князей.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

В то время Ростов был одним из самых больших городов на северо-востоке и переживал небывалый экономический и культурный подъём. В городе были княжеский и епископский дворы, большой торг, более 15 храмов, несколько монастырей.

Долгие столетия Ростов оставался значимым религиозным центром страны. Ростовские архиереи входили в число самых влиятельных церковных владык. В конце XIV столетия они были возведены в cан архиепископов, а затем и митрополитов. Ростовская митрополия была одной из богатейших в России.

Со второй половины XVIII века и почти до конца XIX века в городе проводилась знаменитая Ростовская ярмарка, благодаря которой Ростов сохранял за собой значение важного торгового и экономического центра Ярославской губернии.

С конца XVIII века Ростов Великий стал терять свои позиции как в политическом, так и в религиозном отношении. Сначала из него в Ярославль переместили центр местной епархии, а затем в 1778 году город по итогам губернской реформы стал уездным центром.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Неспокойный для всей страны 1917 год с его Февральской и Октябрьской революциями практически не отразился на повседневной жизни ростовчан. Однако в 30-е годы здесь развернули бурную деятельность воинствующие атеисты. В результате один из древнейших городов Руси лишился множества исторических и религиозных памятников, которые были разрушены и снесены.

Отрадно, что город сейчас пребывает в процессе активной реставрации, особенно его центральная часть. Есть надежда, что через несколько лет к одному из древнейших городов России вернётся былое величие.

Главная улица в городе, как я поняла — Ленинская, по ней я шла от кремля в Спасо-Яковлевский монастырь. Первоначльно она называлась Московской, потом Покровской, по стоявшей на ней Покровской церкви. Это был престижный район, где селились состоятельные горожане, преимущественно купеческого сословия.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Готовя рассказ и рассматривая карту Ростова, обратила внимание на названия некоторых центральных улиц: Ленинская, Карла Маркса, 50 лет Октября, Коммунаров, Советская, Революции, Пролетарская… Как по мне, так такие штампованные советские названия совершенно не идут Ростову. Ну, никак они не соответствуют старинным улицам с купеческими домами. Вот вернуть бы им прежние названия.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

И совсем привела меня в недоумение пешеходная улица Маршала Алексеева, на которой располагается Администрация Ростова Великого. Когда-то сделали цветочные газоны, уложили плитку, поставили скамейки. Но сейчас всё былое благоустройство приходит в упадок.

Утром, в день отъезда я сходила Авраамиев монастырь — один из древнейших монастырей не только Ярославской епархии, но и всей России. Его история началась в XI веке и относится к эпохе распространения христианской веры и благочестия на Руси.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Богоявленский Авраамиев женский монастырь стоит недалеко от озера Неро, в отдалении от туристических троп. Когда-то это был величественный монастырь-крепость. Сейчас, совсем небольшой и скромный, без шика и лоска и пребывающий в строительных лесах, он не особо привлекателен для туристов. Редко кто дойдёт до него, на окраину Ростова Великого.

Насколько же он отличается от Спасо-Яковлевского монастыря! Невзрачный, покосившийся заборчик окружает обитель. А когда-то, как и все монастыри, её окружали мощные стены, которые были разрушены в 1930 году. В том же году снесли и некоторые другие постройки монастыря.

По преданию место, где сейчас стоит монастырь, называлось «Чудским концом», и там стоял каменный идол «Велес», почитавшийся местными язычниками за покровителя торговли и богатства. Сколько не старались проповедники веры христианской, но Чудской конец упорно продолжал поклоняться своему идолу.

Идол этот был разрушен отшельником Авраамием. Кок-то, в молитве, явился ему апостол Иоанн Богослов и дал ему жезл, которым Авраамий и сокрушил идола. На месте поверженной языческой святыни отшельник построил небольшой деревянный храм в честь Богоявления Господня и основал монастырь, первый в Ростове Великом.
В камне Богоявленский собор был построен в середине 1550-х годов по повелению царя Ивана Грозного на средства государевой казны в память «победы и одоления Казанского царства». Это один из первых русских многопридельных храмов.

Сейчас он выглядит так. Несмотря на многолетнюю реставрацию, находится до сих пор в аварийном состояни.

Рядом расположена Введенская церковь, построенная около 1650 г.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

В том же XVII веке был выстроен третий — надвратный храм с двумя башнями в честь святителя Николая Чудотворца. Над церковью в XIX в. была надстроена колокольня в стиле классицизма.

В середине XVIII века, после канонизации Димитрия Ростовского, более заметным стал Спасо-Яковлевский монастырь. Выстроенный на окраине Авраамиев отошёл на второй план, хотя его по-прежнему навещали члены царской семьи.

В 1929 году по распоряжению советских властей в монастырских храмах прекратились богослужения. Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии были арестованы.
В храмах и келейных корпусах расположились квартиры и различные учреждения — санаторий, овощехранилище, вытрезвитель. Разорено было и монастырское кладбище.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Возрождение Авраамиева монастыря было долгим и непростым.
Одним из главных событий восстановления монастыря стало возвращение ему в 1991 году святых мощей его основателя — преподобного Авраамия Ростовского, которые находятся сейчас в Никольском надвратном храме.

В 2004 г. по благословению Святейшего синода был образован женский монастырь.
Сегодня это женская обитель с 25-ю насельницами, с дейстующим Никольским храмом и ежедневной литургией.

Мимо этой яркой, свежеотреставрированной церкви (ул. Советская площадь, 14) я проходила каждый раз, когда шла из гостиницы в центр и возвращалась назад.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Во время моего пребывания в Ростове церковь была закрыта, на здании не было никакой таблички, трава вдоль церкви была не скошена и чуть ли не в мой рост.

Готовя рассказ выяснила, что это Тихвинская церковь. Построенная в 1841–1847-е годы, пятиглавая надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери входила в Богородице-Рождественский монастырь.

Монастырь этот (находится недалеко от кремля, в самом центре) был основан в XIV веке святым архиепископом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского.

В 1926 году монастырь был закрыт, ценности изъяты. Ансамбль монастыря был серьёзно повреждён: разрушена колокольня, лишь частично сохранились стены и башни.
Тихвинская церковь была разграблена, лишилась пятиглавия и всего внутреннего убранства, позже её передали библиотеке, в кельях разместили коммунальные квартиры.

В 1997 Рождественский монастырь был возвращен Русской Православной церкви. Все его помещения, включая храмы, на тот момент находились в аварийном состоянии. С этого времени в обители начались восстановительные работы, длящиеся по сей день.

А Тихвинская церковь открылась для прихожан совсем недавно, 21 сентября 2023 года. Спустя 97 лет забвения в ней возобновились богослужения.

Монастырю была передана и расположенная неподалёку церковь во имя святителя Николая (Николы на Подозёрке). Храм был построен и освящён в 1751 году. В 1920-е он был закрыт и долгое время пребывал в аварийном состоянии. К 2003 году была проведена его научная реставрация.

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)

Таким я увидела летний Ростов Великий, один из древнейших городов России.

Каким он остался в моей памяти? — Безусловно Великим! Хоть он местами и немытый, неподстриженный и непричёсанный, но определённо очаровывает своей неброской провинциальностью, неспешностью, даже потрёпанностью.

И его непростая история и величие никуда не делись, они остаются в городе.