Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 13:03

Сергиев Посад — Россия Июль 2023

Свой рассказ о Сергиевом Посаде начну с воспоминаний о далёкой юности.

В Москву летали каждое лето: встретиться с родственниками, окультуриться и закупиться кой-каким товаром (в регионах в те времена был дефицит всего). В одну из поездок, когда самолёт уже шёл на посадку, я выглянула в иллюминатор и внизу увидела необыкновенный город с большим количеством (как мне тогда показалось) церквей и сверкающими золотыми куполами. Помню, впечатлило это меня невероятно.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

Поинтересовалась у москвичей: «Что это за красота такая на подлёте к Москве?»

— Это город Загорск, там Лавра, — отвечали мне.

Этимология слова Загорск была тогда для меня очевидна — «за городом». Другого и на ум не приходило. Что такое Лавра, я тогда тоже смутно себе представляла.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

— Вот бы съездить туда, посмотреть всю эту необыкновенную красоту, — мечтала я.

— Не получится, — ответили мне. Лавра — это резиденция РПЦ (слов таких, тогда, разумеется, не употребляли, но смысл был такой), там церковники, попы да монахи, семинаристы. Простых советских людей (а ведь, по идее, почти все были атеистами) туда не пускают, а сам город, дескать, так себе, ничего интересного. Вот иностранцев в Лавру возят, им надо эту красоту показать.

Не могу сказать, так ли это было на самом деле.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

С тех пор прошло много лет, я начала активно путешествовать. И вспомнился мне этот город Загорск с золотыми куполами. Стала искать его на карте Московской области и не нашла! Как же так… Интернет мне в помощь. Оказалось, что города Загорск сейчас нет. Вернее, сам город-то есть, но называется он теперь Сергиев Посад, так же, как и назывался до 1930 года.

Название города связано с Сергием Радонежским, основателем Троицкого монастыря. В конце XIV века вокруг монастыря появились первые поселения, а в начале 18 века они слились в одно торгово-промышленное селение — посад.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)
В марте 1782 года Екатерина II издала указ назвать его Сергиевским Посадом в честь основателя, Сергия Радонежского. В 1919 году Сергиевский Посад получил статус города и стал называться Сергиев.

Настали советские времена, эпоха жёстко насаждаемого атеизма. Избавляясь от всего церковного, переименовывать стали всё и вся. Сергий Радонежский? Такого имени не должно быть в названии советского города, и в 1930 году присвоили ему имя Владимира Загорского, революционера, погибшего в 1919 году. Так и стал древний город с красивым именем Сергиев называться Загорск.

Но историческая справедливость всё-таки восторжествовала, и в 1991 году городу вернули название Сергиев Посад, а его основателю, Сергию Радонежскому, у стен Лавры был установлен памятник, вылитый в бронзе.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

Вернусь к описанию моего путешествия. Сергиев Посад был первым городом в моей большой летней поездке. После длительной дороги: перелёт из Читы в Москву, потом переезд на поезде из Москвы в Сергиев Посад, хотелось скорее попасть в отель, упасть на кровать, отдохнуть, снять с себя дорожную одежду, в конце концов. В Сергиев Посад я приехала уже к вечеру, после 5. С вокзала на такси приехала в отель Красная гора (мой отзыв о нём здесь), заселилась, привела себя в порядок, немного отдохнула и отправилась осматривать город. С тихой улицы Горького, на которой расположен отель вышла на оживлённую Ильинскую. А здесь как в сказке: пойдёшь налево — в Лавру придёшь, пойдёшь направо — к Келарскому пруду выйдешь.

Пошла направо, к пруду, уж очень я люблю в любом городе всяческие водоёмы.

До самого пруда я шла по улице вдоль старинной крепостной стены Лавры.

А вот уже и пруд.

Очень приятное место. Вокруг всего пруда — набережная с красивыми деревьями, стоят лавочки, можно присесть и полюбоваться видами.

Келарский… Откуда такое непонятное название? При Лавре была такая должность — келарь, так назывался заведующий монастырским столом. В 1552 году по указанию лаврского келаря Адриана Ангелова, недалеко от стен Лавры был создан пруд, который и стали называть Келарский. Пруд этот тоже не избежал участи переименования в советские времена. Ему присвоили имя 1-й Общественный пруд. Местные жители не приняли столь «оригинальное» название и продолжали называть его Келарский.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)
Келарский пруд — популярное место у горожан. В небольшом парке для радости детей стоят небольшие скульптуры мультяшных персонажей. В ресторане «Келарская набережная» с видом на озеро можно перекусить, а детишки с удовольствием проведут время на детской площадке. На пруду живут утки. Для них даже есть специальный домик.

Не обошлось в парке и без традиционной скульптуры Петра и Февроньи.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

Я не один раз приходила к пруду, обошла его вокруг, поднималась по лестнице на гору Волкуша, с которой открывается красивый вид на город и Лавру.

На горке находится «Музей игрушки», который я почему-то не посетила.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

Рядом с Келарским прудом есть ещё и Банный пруд. Но, по сравнению с соседом он какой-то неухоженный, с грязной, заросшей травой водой. Даже фотографировать его не стала.

От Келарского пруда я пошла в сторону Троице-Сергиевой Лавры. По пути мне встретились два красивых древних храма — великомученицы Параскевы и Веденский.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

Построенные ещё в середине XVI века, они — древнейшие из приходских церквей в Сергиевом Посаде. Оба храма относятся к Пятницкому подворью Лавры.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

После закрытия Лавры в 1919 году, Подворье приняло в свои стены изгнанную монастырскую братию вместе с преподавателями закрытой Московской духовной Академии. Приход был назван «Малой Лаврой» и действовал до 1928 года, когда власти репрессировали большую часть прихожан. Последний настоятель подворья протоирей Мирон в 1930 году был арестован, а в 1937 году расстрелян.

С 1967 года началось поэтапное восстановление Подольных храмов, и в 1991 году храмы Пятницкого подворья были возвращены церкви и сейчас в них совершаются ежедневные богослужения.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

А вот и Лавра. Грандиозные крепостные стены и башни впечатляют своей мощью. Храмы, которые возвышаются над стенами и видны издалека, притягивают своей красотой. А колокольню, как мне показалось, видно из любой точки города. Ну, если это только не очень далеко от центра.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

Хоть дело и было к вечеру, и я была уставшей, но как было не зайти в Лавру.

Большое количество туристов, паломников стремятся попасть в знаменитую Троице-Сергиеву Лавру. Большинство только за тем и едут в Сергиев Посад, обходя вниманием сам город. А зря, город достоин того, чтобы уделить ему дня два для детального и вдумчивого осмотра.

В этом рассказе я не буду описывать Троице-Сергиеву Лавру — это тема для отдельного рассказа, поэтому продолжим прогулку по другим интересным местам Сергиева посада.

Через дорогу (проспект Красной Армии) от Пятницкого подворья привлёк внимание необычный домик с обильным резным декором. Новодел, я думаю, но красиво. В нём располагается ресторан и гостиница Русский дворик.

Далее по проспекту, в небольшом скверике стоит памятник родителям преподобного Сергия Радонежского. Он изображает Кирилла и Марию Радонежских вместе со своими детьми: Стефаном, Варфоломеем (будущий Сергий Радонежский) и Петром. На руках у отца — Пётр, а Варфоломей как бы шагает вперёд, в сторону Троице-Сергиевой Лавры — памятник установлен как раз напротив неё, лицом к Святым воротам Красной башни. Открытие памятника состоялось 25 июня 2014 года, в год 700-летия от рождения преподобного Сергия.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

Между Лаврой и проспектом Красной Армии — большая Красногорская площадь. Исторически она была центральной площадью города. И сейчас на ней всегда много туристов и паломников, встречаются священнослужители и семинаристы.

Краснокирпичное здание с островерхими башенками — здание Новых торговых рядов. Они были построены в XIX веке для размещения торговых лавок. Здание и сейчас сохраняет торговую функцию: в нём есть ресторан, кофейня, сюда стоит заглянуть за сергиевопосадскими сувенирами, а в продуктовом магазине можно купить товары, сделанные в Лавре.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

Ещё одно приятное место отдыха горожан и туристов — Белый пруд возле Лавры. Он совсем маленький, изначально он был в два раза больше, но его уменьшили во второй половине XIX века.

С начала своего существования (середина XVI века) пруд использовался для нужд Лавры: из него по подземным каналам в монастырь поступала вода.

Отметился на этом пруду и Пётр I. По преданию, царь охотился на уток, плавающих на пруду, в то время, когда скрывался в Лавре от своей сестры царевны Софьи.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

Сейчас территория вокруг пруда — место отдыха горожан и туристов. Сам пруд облагорожен, вокруг него установлены лавочки, есть качели для детей. А утки и пара лебедей плавают в этом пруду и сейчас.

Рядом с Белым прудом, обычный жилой дом по проспекту Красной Армии украшает мурал. По всей видимости, на нём изображён момент благословения преподобным Сергием Радонежским Князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

Проспект Красной Армии — центральная и главная улица города. Первые сведения о ней относятся к середине XVIII века, называлась она тогда Большедорожной улицей.

Это была патриархальная улица с двухэтажными особнячками. К сожалению, её прежний облик был практически утрачен в результате реконструкции 1960–70 годов. Сегодня это современная городская улица. Оставшиеся дома прежней эпохи являются украшением проспекта.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)
Ещё одна интересная улица — Карла Маркса. Это самая короткая улица Сергиева Посада, и соединяет Красногорскую площадь с улицей Пионерской. До революции она называлась Александровской: в ее начале размещался целый комплекс зданий для стариков, бездомных и детей-сирот — Александро-Мариинский Дом призрения, принадлежавший лавре.

Когда я поинтересовалась в своём отеле на предмет того, где можно вкусно поесть, мне предложили сходить на улицу Карла Маркса. И действительно, на ней, в отреставрированных старинных домах — целое скопление разнообразных кафе и ресторанов.

Мне понравилось в Вареничной. И интерьер, и блюда (не только вареники), и обслуживание. В других не была.

В одном из домов расположена Сергиевская кухмистерская (кафе и музей) и Музей советского детства.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

С улицы Карла Маркса хорошо видно колокольню и Троице-Сергиеву лавру.

Улица Карла Маркса совсем коротенькая и, пройдя её минут за 5, я вышла на улицу Пионерская. Старинный дом прячется за деревьями.

Дом по улице Пионерская

Прошлась немного по улицам Вифанская и Валовая, на которых тоже сохранились несколько старинных домов.

Кафе на улице Вифанская

дом на улице Валовая
В начале улицы Вифанская, в небольшом скверике расположен Памятный знак пострадавшим за веру в Христа в годы гонений. Место скорбное и очень впечатляющее.

Этот памятный знак был открыт 5 декабря 2012 года. Он представляет собой крест с терновым венцом в центре, и посвящён всем мученикам, которые пострадали во время гонений и репрессий. В основании памятника заложен Соловецкий камень, привезённый с территории бывшего Соловецкого лагеря, считающегося символом ГУЛАГа и советских репрессий.

Новомученица Великая княгиня Елисавета Федоровна Романова, основательница приюта Красного Креста в Сергиевом Посаде. Мученически казнена 18 июля 1918 года.

Параллельно улице Карла Маркса идёт коротенький переулок Пожарный. Когда-то на нём располагалось пожарное депо, а сейчас это пешеходный переулок, ещё одно приятное место отдыха. Привлекает внимание скульптура-фонтан Пожарный.

Появилась она здесь в 2017 году и изображает пожарного, играющего со спасённой им кошачьей семьей слабой струей воды. Многим горожанам скульптура не глянулась: фигура огнеборца им кажется несерьёзной и несколько комичной. А по мне так ничего: весёлый пожарный и миленькие котята.

Скульптура-фонтан расположена напротив большого, современного здания бизнес-центра Александрийский дом.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

А теперь я хочу провести вас по Ильинской улице в сторону Лавры и дальше. С улицы открывается панорамный вид на Лавру, Духовную академию.

старинные домики окнами смотрят на Лавру.

дом на улице Ильинская

Для паломников построена целая паломническая слобода.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

И как-то незаметно, Илинская улица вдруг стала улицей Суворова, по которой я вышла на улицу 1-ой Ударной Армии (Боже, ну что это за воинствующие названия улиц в таком городке!). В общем-то, я шла целеноправленно по карте, чтобы посмотреть Воскресенскую церковь. Этот храм — единственное в​ Сергиевом Посаде церковное здание, построенное по канонам классицизма в начале XIX века.

Каменный храм выстроен в 10-х годах XIX века. По преданию, церковь стала символом надежды на воскресение всех защитников монастыря, павших во время осады в Смутные времена — 1608–1610 годы.

Сегодня восстановленный храм Воскресения имеет статус подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

От церкви поднимаюсь на небольшую горку по аллее, которая называется Дорога к храму.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

И с горки открывается замечательный вид на Лавру. Её колокольня (одна из самых высоких колоколен, высотой 88 метров) видна ото всюду.

Здесь разбит небольшой парк, есть спортивные площадки.

Пройдя парковую зону, я вышла на просторную Советскую площадь, на которой расположено хмурое, серого цвета здание Администрации Сергиева Посада. Здание до сих пор «украшает» советская символика: серп и молот.

Не хочется заканчивать прогулку по Сергиеву Посаду этой безликой, как и её название, площади, на которой стоит такое же безликое здание из совдеповского наследия.

Вернёмся в самый-самый центр города и поднимемся на Блинную гору, с которой открывается самый лучший вид на Троице-Сергиеву Лавру и полюбуемся наследием Сергия Радонежского. Любоваться этими видами и фотографировать их можно бесконечно.

Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)

Мой первоначальный замысел уместить все впечатления о посещении Сергиева Посада в один рассказ оказался трудно осуществимым. Несмотря на то, что город совсем небольшой, но в нём столько всего! Хочется рассказать и о том, и о другом, и показать всё, что увидела за те полных 2 дня, которые я там провела. О духовной составляющей Сергиева Посада — Лавре, Черниговском Ските и Спасо-Вифанском монастыре напишу в следующий раз.

Благодарю за внимание.

Цикл материалов "По Золотому кольцу России"

1. Сергиев Посад. Знакомство и прогулка по городу (мечты сбываются!)
  2. Сергиев Посад. Вифания, Черниговский скит, Лавра
  3. Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 1)
  4. Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 2)