Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 9:47

Ростов Великий. Летние воспоминания (ч. 1)

Ростов Великий — Россия Июль 2023

Понравился ли мне Ростов Великий? — Конечно, да! Несмотря на некую городскую неухоженность и непричёсанность, город показался мне милым, тихим, неспешным и уютным.

Конечно же, неухоженность ни коим образом не относится к знаменитому Ростовскому кремлю и старинным монастырям. Там-то в этом плане всё очень даже хорошо, а лето придаёт особый колорит местам старинным, с великим историческим прошлым.

В этом рассказе о Ростове Великом я не буду описывать величественный Ростовский кремль и обойду стороной исторические подробности: кто, что, где, когда. А покажу я вам озеро Неро, тропинки от озера к кремлю, проложенные между домиками, огородами, буйной травой и цветами, а также уютный и очаровательный Митрополичий сад, что на территории кремля.

Митрополичий сад. Вид сверху.

Озеро Неро — одна из привлекательностей города. К нему надо обязательно выйти, прогуляться по небольшой, ухоженной набережной и городскому саду, расположенному на берегу озера.

А летом можно ещё и совершить прогулку по озеру на кораблике, что я первым делом и сделала, находясь в Ростове.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

В город я приехала уже ближе к вечеру. Заселилась в Отель Рождественский и сразу пошла к озеру в надежде успеть совершить водную прогулку, так как на завтра прогноз обещал дождь (который, всё-таки, случился, но во второй половине дня).

Отель расположен рядом с Городским садом, через который я и прошла к озеру. В черте сада, вдоль озера обустроена набережная, приятное место для прогулок и отдыха. Но я поспешила к причалу (нашла его на Яндекс картах).

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

За пределами парка набережной уже нет, берег совсем неокультуренный, покрыт травой и кустарниками. У небольшого причальчика я обнаружила стенд, приглашающий совершить водную прогулку по озеру, время рейсов и номер телефона. Народу вокруг не было совсем, плавсредства тоже не видно. Я позвонила по указанному в объявлении телефону и мне радостно сообщили, что катер сейчас как раз в озере, через полчаса вернётся, и если наберётся группа хотя бы из 10 человек, то сделают ещё один рейс.

В результате народ, желающий прогуляться по озеру собрался. Цена часовой прогулки — 1000 рублей, для детей, насколько я помню, есть скидки. Оплату брали наличкой, или банковским переводом.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Экскурсия прошла весело, под сопровождение громкоговорителя, из которого аудиогид рассказывал туристам об озере о истории города.

Ледникового происхождения, озеро Неро — одно из древнейших пресноводных водоемов страны и его возраст превышает 500 тысяч лет. Его берега были заселены около 6 тысяч лет назад.
К тому же, оно — самый большой по площади естественный водоем Ярославского Поволжья. Его площадь в среднем составляет около 58 кв. км, но оно совсем неглубокое: глубина в основном от одного до полутора метров и только в некоторых местах она достигает трёх метров.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Купаться в нём не рекомендуется по причине большого количества железа в составе воды, да и дно озера заиленное. Толщина илистого слоя в среднем около 5 м, местами — более 20 м.

Это илистое образование, который называется сапропель, местные жители с давних пор используют в качестве удобрения.

А вот рыбакам на озере — полное раздолье и есть чем поживиться. Здесь можно поймать окуня, щуку, леща. Известно, что в XVIII веке жители ростовской рыбной слободы поставляли рыбу к царскому столу.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Кораблик доплыл до Спасо-Яковлевского Дмитриевского мужского монастыря, приблизился к берегу, развернулся и немного постоял напротив монастыря. С воды обитель, основанная ещё в XIV столетии выглядит очень эффектно.

А потом, на обратном пути, были красивые виды на белокаменный Ростовский кремль.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

На берегу виден православный поклонный крест и маленькая часовенка. За ними возвышаются величественные постройки крепости.

После прогулки по озеру, я прошлась по Городскому саду, расположившемуся на берегу озера Неро.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Хотя датой основания парка считается 1830 год, то, что мы видим сейчас — в основном новодел. В том году решили создать общественное место отдыха. Место на озере Неро было выбрано не случайно: сад создавался «для очищения воздуха от испарений озера, для здоровья жителей».

Губернская администрация выделила тогда купцу Хлебникову 500 рублей на строительство сада. Купец же добавил к этой сумме из собственного кармана ещё 363 рубля 26 копеек.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Со дня основания сад был любимым местом отдыха горожан. В парке было проведено электричество, установлены карусели, построен ресторан. И даже работал единственный в Ростове фонтан. В дни, когда здесь играл духовой оркестр, с посетителей старше десяти лет взималась входная плата — 10 копеек.

В 2012 году была проведена масштабная реконструкция парка: дорожки, набережная, цветники, аттракционы для детей, летнее кафе. В общем, всё, что и полагается иметь парку для привлечения и отдыха горожан и туристов.

Утром следующего дня, сразу после завтрака в гостинице, я отправилась к самой главной достопримечательности — Ростовскому кремлю.

Дойдя до мощной стены, я решила свернуть к озеру. Захотелось мне прогуляться в ранний час вдоль озера и рассмотреть как следует поклонный крест, увиденный вчера издалека, с воды.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Берег озера здесь совсем неухоженный. А может в этом и есть привлекательность места: всё выглядит очень естественно, как в те самые далёкие времена.

Вдалеке виднеется Спасо-Яковлевский Дмитриевский мужской монастырь, до которого можно дойти по берегу озера минут за 40 не торопясь.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

На берегу озера на огромном валуне возвышается Поклонный крест, сделанный из гранита.

Крест был установлен здесь в 2015 году к 1000-летию смерти князя Владимира, и в память о крещении Владимиром в озере Неро жителей Ростова в 991 г. Надо упомянуть о том, что Ростов был вторым городом после Киева, который принял православие.

Крест создан в традициях ранней Византии с присущей ей символикой. Автор — академик российской академии художеств Н. Мухин.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Рядом с крестом — деревянная часовня в честь равноапостольного князя Владимира, установленная здесь также в 2015 году.

От креста узкая тропинка поднимается в горку, вдалеке — кремль. Не зная, куда она меня выведет, я решила подняться по ней.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Тропинка, петляя между частными домами и огородами,

привела меня к краснокирпичной стене, за которой — Митрополичий сад.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Краснокирпичная стена перешла в белую, а там и главные ворота в сам кремль.

Зайдя на территорию кремля, я решила сначала посмотреть знаменитый Митрополичий сад. Вход в него через маленькую дверку в стене, окружающей Владычий двор.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Устроенный в конце XVII века при митрополите Ионе, Митрополичий сад примыкает к центральной части Ростовского кремля, и являлся неотъемлемой частью архиерейской резиденции.

По замыслу митрополита он должен был соответствовать библейским описаниям: «окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре».

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

В саду были высажены фруктовые деревья, традиционные тогда для многих архиерейских (райских) садов: яблони, груши, вишни, сливы.

В 1787 году, когда митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил значение и постепенно обветшал. Запустел и сад. Частично сохранилась только его ограда и небольшая двухэтажная садовая палата.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Восстановлен он был в 90-е годы XX века. По своей крестообразной планировке и составу деревьев, он сейчас соответствует Митрополичьему саду конца XVII в.

Здесь по-прежнему растут и плодоносят фруктовые деревья и для сбора урожая привлекают добровольцев.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Этот сад — действительно райское место! В центре сада по-прежнему маленький прудик с буйно поросшими берегами и низеньким, деревянным заборчиком вокруг него.

И всё это природное великолепие в окружении белых храмов кремля.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

В дальнем конце сада расположен аптекарский огород, который появился здесь в середине XVIII века тогда же, когда и сам сад.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

В огороде и по сей день выращиваются овощные и ягодные культуры, пряные и лекарственные травы, возделывание которых практиковалось в России XVII — XVIII веков. Для теплолюбивых культур устроены парники и паровые гряды.

Ухоженность огорода поражает, и как-то даже неудобно мне было вышагивать между грядками. Сами грядки по бокам оформлены тёсом, как практиковалось в XVII веке.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Погуляв какое-то время по саду, я вернулась во Владычий двор через ту же самую маленькую дверку в мощной стене.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Народу в кремле в ранний час было ещё немного, организованные группы ещё не заполонили всё его пространство и храмы с переходами, поэтому я спокойно, без толчеи продолжила осмотр достопримечательностей.

Когда же я вернулась в кремль во второй раз, после обеда, народу значительно прибавилось. Появились и местные художники с выставкой своих работ.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Уже под вечер я отправилась на улицу Карла Маркса, на поиски Церкви Исидора Блаженного (она же церковь Вознесения Господня на валах), о которой я узнала из рассказа Ани Кудрявцевой Anna-08

Чем же меня так привлекла именно эта церковь? Ведь подобных, в разной степени сохранности в Ростове Великом много. А тем, что находится он на земляных валах. Что это такое, как это выглядит?.. Захотелось увидеть это своими глазами, тем более, что кольцо валов особенно хорошо видно близ церкви Вознесения.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Исторический центр Ростова Великого окружён земляными валами со рвами. Когда-то это были оборонительные земляные укрепления. Начали они строиться в 1632 году по указу царя Михаила Фёдоровича и были окончены спустя два года — в 1634 г. Автором проекта был голландский инженер Ян Корнилий ван Роденбург из Амстердама.
Для обороны Ростова земляная крепость так и не понадобилась, но валы остались.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Каменный храм, по приказу самого Ивана Грозного, был возведен в 1566 в честь первого на Руси блаженного Твердислова Исидора на месте деревянного, построенного через год после его смерти.

Когда в XVII веке в Ростове стали возводить эти земляные укрепления, многие здания были снесены, но почитаемую церковь Вознесения Господня сохранили, окружив её насыпью и заключив внутрь одного из бастионов, поэтому в названии храма и появилась приставка «на валах».

В 1930 году храм закрыли и передали на баланс городского музея. А позже в нём были проведены большие реставрационные работы, целью которых было придание храму облика, максимально близкого к первоначальному.

Ну, не знаю, что уж там отреставрировали… То, что я увидела сейчас, весьма отдалённо напоминает отреставрированный объект. Церковь скорее выглядит заброшенной.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Однако, храм действующий, богослужения в нём возобновили в 2003 году.

Его внутренние стены расписаны фресками XVIII века, и в нём покоятся мощи Исидора.

К сожалению, я пришла к храму в неурочный час, он была закрыт. А ведь пишут, что, служители разрешают не только полюбоваться фресками и сфотографировать их, но и подняться на колокольню.

Почти в полном одиночестве я походила вокруг храма, поднялась на валы и прошлась по ним. Жаль, что совсем не было времени прийти сюда во второй раз, чтобы зайти внутрь этого старинного храма.

А валы летом, покрытые изумрудной травой и яркими цветами, смотрятся очень живописно, и храм в их окружении выглядит уже не так уныло и заброшенно.

Ростов Великий. Летние воспоминания  (ч. 1)

Ну, что же, на этой яркой, летней ноте закончу повествование. Продолжение следует.