Турист Yelena Ptashinskaya (Eptash)
Yelena Ptashinskaya — была 7 марта 4:05
Я продолжаю путешествовать. Но уже больше года я почти перестала об этом писать.

Хайфа, Акко, Бейт-Шеан, Цфат — Израиль Июнь 2019

В Израиле, чтобы быть реалистом, нужно верить в чудеса. Давид Бен- Гурион.

В Израиле за последние 10 лет мы были два раза. Но писать про эту страну представлялось мне какой-то неподъемной темой к которой до сих пор непонятно с какой стороны подойти. Много и истории, и религии, и политики, и философии. Уникальной можно назвать любую страну, но уникальность Израиля уникальнее всех остальных уникальностей. И хоть ничего такого мы там не увидели, что нас очень поразило или вот прямо «перепахало», Израилю и не надо слишком выпендриваться, чтобы привлечь туристов. Те кому надо — все равно туда приедут. Туда невозможно попасть случайно. И так как об этом можно рассуждать бесконечно, то вспоминая Израиль, легче просто перечислить, где были и что видели, куда попали и что мы потом обо всем этом думали после нашей последней поездки.

Пешеходный трэйл в заповеднике Эйн-Гейди.

Оба раза маршрут по стране мы начинали с севера на юг. Хайфа и окрестности, потом Нетания и Яффо с Тель-Авивом, потом Иерусалим, Массада и Мертвое море. Самые знаковые места, которые мы успевали объехать за 10 дней.

Израиль — как много в этом звуке!

Начинали маршрут с Хайфы, до которой из аэропорта можно было добраться на машине часа за два. Из всех израильских городов — это пока что мой самый любимый или, как мне показалось — самый приятный для жизни. Аренда жилья была дешевле чем в Тель-Авиве и Иерусалиме. И природа красивее. Море, гора Кармель, на север — Галилея с израильской «Швейцарией». В общем если бы переселялась в Израиль — выбрала бы Хайфу. Она красивая, нарядная. Идите все сюда, смотрите все на меня.

Нам попались просторная комфортабельная квартира на западной части горы Кармель, с отличным видом на залив. Причем по самой Хайфе мы особо не гуляли и успели побывать только в Бахайских садах, так как жили там прямо над куполом бахайского храма. Сады и храм конечно посмотреть стоит, но это место скорее для Инстаграма, если вы не исповедует эту религию. Выглядит все очень декоративно и без понимания глубинных смыслов дольше чем на 40 минут нас не хватило.

Для туристических потребностей нас больше интересовали окрестности Хайфы и север страны и в первый же день мы отправились в Акко, и это было уже не в первый раз. Думаю что когда опять будем, а Хайфе, я и в третий раз туда направлюсь — так мне там понравилось. Главное место там — крепость госпитальеров, которая сначала была крепостью тамплиеров, когда Акко был их столицей. Музей в крепости за последние годы стал ещё лучше. Очень хорошо, подробно и увлекательно рассказывает об истории крестовых походов и средневековом периоде Акко. Появились интерактивные установки, подсветка, атмосфера. Вообщем, очень классное место чтобы на пару часов потеряться среди древних камней.

В крепости можно было купить комплексный билет, который годился для посещения турецкой бани(музея) нескольких музеев исскусства и тоннеля тамплиеров. Судя по тому, что музеи я уже не помню, а помню только тоннель — то это разводка. Хватило бы крепости, бань, тоннеля и арабского рынка. Ну и по старому Акко погулять. Рынок мне понравился даже больше чем иерусалимский. Он меньше, доступнее, и еда была вкуснее. Арабские булки и свежий гранатово-грейпфрутовый сок, который давил старый дед на углу рынка.

На все места старого Акко включая покушать у нас ушло пол-дня. Так что если из Хайфы куда-то ехать на один день то это Акко плюс ещё чего-нибудь на ваше усмотрение. А у нас следующая дневная поездка из Хайфы была запланирована в Крепость Нимрод на Голанах и в Цфат.

Нимрод — жемчужина Голанских высот эпохи крестовых походов. Это живописнейшие руины на склонах горы Хермон. Начал ее строить племянник Саладина ещё в 13 веке и позже ее достраивали мамлюки. Сохранилось много посещений с залами, бойницами, лестницами. Но самое красивое в этой крепости — это виды окрестностей. По дороге туда нам попадались места огороженные колючей проволокой похожие на минные поля. И нам вообще повезло. На следующий день мы узнали что дорогу туда перекрыли из-за перестрелок на границе, когда был убит один израильский солдат. Но в «наш» день всё было тихо и кроме нас там почти никого не было кроме человек четырех арабской молодежи.

Мы и налазились по крепости и видами налюбовались и поехали в Цфат — один из четырех святых городов иудаизма.

Цфат — место живописное, интересное, но не совсем понятное и не всем доступное для понимания. Для размышления и медитаций вполне годится и если вникать в суть, то лучше туда ехать с грамотным раввином, который сможет объяснить " все о жизни» и о том как там появилось такое мистическое учение иудаизма как Кабалла после изгнания евреев из Испании в 15 веке.

Израиль — как много в этом звуке!

Для туристов там есть главная улица с сувенирами и галереями. Ещё нашли там пару синагог в пешеходной доступности. Город показался очень спокойным, удаленным от мира, где действительно ничто не отвлекает от глубокого изучения Торы. Там кстати мы видели много детей в униформе ешив (еврейских школ).

Самый спокойный вечер в Израиле мы, пожалуй, провели в Цфате.

Израиль — как много в этом звуке!

Ещё одна поездка из Хайфы почти на целый день у нас состоялась на Юго-Восток, В Бейт- Шеан, Национальный парк Ган-Ха Шлоша, и австралийский зоопарк. Было лето и было жарко. И первым на очереди был археологический парк Бейт-Шеан.

Израиль — как много в этом звуке!

Говорят есть земли, куда воткнешь палку — и она зацветёт, воткнешь что-нибудь ещё — и пойдет нефть. А вот в Израиле воткнешь лопату — и откопаешь сначала капитель от античной колонны, потом колонну, потом может и целый город, такой как Бейт- Шеан.

Место известное, «намоленное», уплминающееся ещё в Библии, где царь Саул погиб при битве в филистимлянами и его тело вместе с телами его сыновей было повешено на стенах города. С филистимлянами у евреев был постоянный «ближневосточный конфликт» и именем тех вот самых филистимлян римляне и назвали потом Израиль Палестиной после разрушения Второго Храма. И мятежных евреев наказать и «от реки до моря» опять чего-то такое замутить.

Намутили потом конечно всего всякого разного и чьей потом только не была эта земля. Но нет больше ни тех римлян, ни тех филистимлян, а есть Израиль, где евреи продолжают откапывать, то что от римлян и филистимлян осталось.

Вход в амфитеатр - Бейт Шеан.

Город который откопали относится уже к эллинистической эпохе, когда в Бейт Шеане заправляли греки ну, а потом и римляне. И архитектура и сооружения как раз характерны для того самого первого «интернационального стиля» того времени.

Бейт Шеан больше всего мне понравился из всех археологических израильских парков. Производит впечатление самого целостного. Возможно из-за того что его относительно быстро раскопали и руины не успели разрушиться. Или из-за того что стратегически грамотно расположили смотровые площадки. Уходить оттуда не хотелось, но жара давала о себе знать и мы поехали охлаждаться в оазис Ган-ха Шлоша.

Израиль — как много в этом звуке!

Очень красивый парк, который сравнивают с Эдемским садом (может это он и был). Было похоже что израильтяне любят ездить в это место для семейных пикников. Там много грилей для шашлыков, обустроенные туалеты, раздевалки. Опять же красивейшие виды, и даже массажные рыбки в водоеме для купания, где температура воды остаётся постоянной круглый год. Это очень похоже на райское место, но у нас появилось подозрение, что в выходные там могут быть толпы людей, которые все портят и конкурируют за свое особое место в раю. Мы были там во вторник и нам ещё повезло.

Ну, а рядом с райским местом, как и положено, располагалось обиталище диковинных зверей — австралийский зоопарк, и мы поехали кормить кенгуру.

Израиль — как много в этом звуке!

С коалой в день нашего посещения что- то случилось, то ли умер, то ли заболел. Так что нам достались только кенгуру двух разных видов, кенгурята и экзотические птицы.

Израиль — как много в этом звуке!

Кенгуру людей не боялись, в клетках не содержались, на нас особого внимания не обращали, изнывали от жары, но попалось пару неопытных, маленьких и голодных, которые захотели с нами познакомится и покушать. То же самое приключилось и с попугаями. И вообще там было просто красиво. Места вокруг Ган- ха Шлоша и правда для туристов продуктивные. За день можно легко объехать и исторические и природные и зоологические достопримечательности.

Вернувшись вечером в Хайфу, полюбовались видами на залив с горы Кармель ну и закатом на местом пляже.

Израиль — как много в этом звуке!

Удалось еще попасть на экскурсию в парк Ротшильда и Кейсарию. Групповые экскурсии мы не очень любим, но перед парком Ротшильда экскурсовод очень интересно рассказала об истории возникновения нового государства Израиль и какие события с конца 19 века способствовали его возникновению. Какую роль сыграл именно семья Ротшильдов, возникновение сионизма, заселение евреями этих бедных земель с начала 20 века и как мечта миллионов через две тысячи лет смогла стать реальностью и какую критическую роль может сыграть желание и умение что-то создавать. И как человеческая воля, вера и вдохновение помогает вырастить сады в безжизненной пустыне. Если бы не экскурсия может быть мы и не так впечатлили парком. На первый взгляд-это просто очень импозантный ботанический сад, где находится могила Ротшильда. Но вот с экскурсоводом нам там повезло. Она все рассказывала с большим чувством и с любовью к своей стране. Она относилась к тому типу израильтян, которые все рассказывают с каким-то надрывом. В их гордости и вдохновении сквозит большая драма.

Двигаясь дальше на юг, мы попали в Кейсарию. Основная ее достопримечательность это археологический парк где раскапывают очередной проект царя Ирода. Если бы он жил в наше время, назывался бы девелопером. Но раз жил тогда — то просто Ирод-строитель. У историков много объяснений почему он так любил вкладываться в недвижимость, но мне больше всего запомнился тот факт, что Ирод платил своим строителям, хотя рабский труд в Римской империи был вполне легален. Кесарийский археологический парк довольно обширен, там и амфитеатр, и ипподром, и синагога и остатки дворца — смотреть и гулять можно долго, но мне Бейт — Шеан понравился почему- то больше, хотя Кесарийский парк в образовательных целях посетить необходимо.

Израиль — как много в этом звуке!

Больше всего в Кейсарии нам понравилось то, что было бесплатно — музеи и римский акведук.

Акведук просто очень красиво и лаконично выглядит на фоне моря, а вот в одном из музеев были собраны скульптуры аж целого Сальвадора Дали. До этого мы из его произведений встречали только живопись. Второй музей посвящен сефардской иудаике и там собраны памятники еврейских философов-учёных Торы, выходцев с ближнего востока. Основная мощная фигура среди которых Рамбам, который в 13 веке выработал основы еврейской этики.

Израиль — как много в этом звуке!

Музей сефардской иудаики. Кейсария.

После Хайфы, продвигаясь на Юг, мы доехали до Нетании, где и остановились на ночь. Исторических достопримечательностей там для нас не нашлось и мы с удовольствием смогли от них отдохнуть. Позагорали на пляже, покушали, погуляли, прочувствовали курортную атмосферу. Из всех мест где мы были, Нетания показалась самой расслабленной и отдыхающей, как там люди могут работать — ума не приложу.

Ещё Натания показалась нам чище других израильских городов. За это нетанийцы очень хвалили свою мэршу. И некоторое время назад мы опять слышали истории про мэршу Нетании, которая сама на улице уговаривала молодых израильских парней не устраивать арабского погрома во время очередной заварухи. Была ли это одна и та же дама — мы не знаем. Вот такая она — Натания.

Израиль — как много в этом звуке!

Через 30 минутах от Нетании на юг (если повезёт), можно попасть Тель-Авив. Израильский деловой центр, самый современный, самый дорогой и самый непонятный. Вот что-то в нем неуловимое что нельзя взять с наскока. Нет, ну туристическая часть старого Яффо — очень даже понятна. Романтичный старый квартал, где гнездятся творческие люди: художники, галерейщики, торговцы сувенирами. И улицы со знаками зодиака, и фонтан и ярко песочный цвет камней — все очень мило и фотогиенично. Но мне показалось, что самое интересное как раз за пределами Яффо — в прилегающих арабских кварталах, в геометрических зданиях Баухауза, в том как расположены жилые дворы, в том как складывается пространство города дающее ощущение какой-то лёгкости, не свойственной остальному Израилю. Может потому что его назвали городом весны?

Тель-Авивский музей исскусств.

Там мы ещё успели посмотреть современную архитектуру театров и посидеть на пляже. Тель-Авивский пляж — это особая часть местной культуры. Это не тот пляж, чтобы на нем расслабляться и отдыхать. Это место многолюдное (летом) и тусовочное. Много молодежи играет в пляжные игры, что-то свое там курит и веселится.

То есть Тель-Авив очень разный и «раскусить» его сразу не получилось — хороший повод вернутся и продолжать вникать в его суть.

Но разный не только Тель-Авив, весь Израиль очень разный. Там тебе и древний религиозный патриархальный уклад, и очень даже передовой 21 век с технологиями и гей-парадами. Так же и с природой — есть и море и пустыня, и горы со снегом, где можно кататься на лыжах (подумать только — лыжи и Израиль). Но насколько Израиль разный нам еще предстояло оценить в следующей части нашего путешествия. Нас ждали Иерусалим, Массада и Мертвое море, но об этом — в следующей серии.

Вид на старый Яффо с тель-авивского пляжа.