Турист Борис (borisnov)
Борис — был вчера 12:14

Вильяфранка-дель-Пенедес, Монистроль-де-Монсеррат — Испания Сентябрь 2023

Поездка в Монтсеррат так же обязательна для посетителей Барселоны, как и фотография на фоне Саграда Фамилия. Но этот рассказ не только о горе. Во время поездки на Север от Барселоны мы посетили ещё пару городков и большое хозяйство по производству вина.

Мадонна с игристым

Монтсеррат — это гора и монастырь, а административно принадлежит городку Монистроль-де-Монсеррат у подножья горы. Сам городок с населением около 3000 человек малоинтересен, самое исторически ценное здесь — готический мост, да и тот изрядно реконструированный.

А так же — вид на гору, куда и устремляются проезжающие автобусы.

Мадонна с игристым

Монтсеррат — горный массив, состоящий из ряда вершин, самая высокая из которых (Сент-Джером) находится на высоте 1236 метров над уровнем моря. Хребёт резко возвышается над окружающим ландшафтом и визуально интересен по двум причинам: местность вокруг него сравнительно низменная, а сами горы очень изрезаны.

Название Монтсеррат переводится с каталанского как зубчатая гора или гора-пила, что является отсылкой к тому, что вершины выглядят как зубья пилы. Пики возвышаются почти вертикально над окружающими их равнинами, видны издалека и очень узнаваемы.

Мадонна с игристым

Но в моём рассказе Монтсеррат не рассматривается с геологической точки зрения, а как место расположения бенедиктинского аббатства. Было основано в 11 веке и находится на высоте 718 метров над морем.

Легенда, связанная с Монтсерратом, восходит ко времени, когда здесь была найдена статуя Девы Марии (Чёрной Мадонны). Когда пастухи хотели унести статую обратно в долину, статуя якобы стала настолько тяжёлой, что её невозможно было сдвинуть с места. Епископ расценил это чудо как знак того, что статуя желает остаться в горах, поэтому вокруг неё был построен монастырь. Легенда не отличается оригинальностью, её, например, слово в слово повторяет предание о возникновении монастыря Богородицы Надежды в мурсийской Каласпарре, где мы побывали в 2015 году. Но тот монастырь полупуст, а этот превратился в туристический аттракцион — бывает.

Мадонна с игристым

Гора Монтсеррат имела религиозное значение ещё с дохристианских времён. До Рождества Христова здесь римляне построили храм для поклонения Венере. В первом документальном упоминании сообщается о появлении монахов на горе около 880 года, монахи-отшельники строили на Монтсеррате различные скиты. Монастырь был основан путём расширения скита Санта-Мария в 1025 году.

В 1811 году монастырь был сильно разрушен наполеоновскими войсками. Во время реконструкции был сильно перестроен.

Мадонна с игристым

Монастырь сопротивлялся во время диктатуры Франко. Несмотря на запрет, там по-прежнему говорили на каталанском языке, и мессы проводились на каталанском языке. Здесь скрывались сотни людей, преследуемых режимом Франко. Из-за этого были казнены более 20 монахов.

Мадонна с игристым

Прежняя базилика монастыря, от которой мало что осталось, была построена в 15–16 веках, в переходный период между готикой и ренессансом. Паломничества в Монсеррат совершали многие известные люди: Папа Бенедикт XIII, Колумб, Сервантес, фон Гумбольдт, короли Фернандо и Изабелла, Карлос I, Фелипе II и Людовик XIV. Во время своего второго путешествия в 1493 году Колумб назвал антильский остров Монтсерратом.

Мадонна с игристым

Но вследствие разрушений 19–20 веков сейчас мы видим практически новострой. Кроме Мадонны внутри.

Кое-какая реконструкция началась ещё в 1811 году после разрушений во время наполеоновской оккупации. В 1881 году Папа Лев XIII присвоил церкви статус малой базилики.

Мадонна с игристым

После Гражданской войны в Испании был построен новый фасад церкви (между 1942 и 1968 годами) архитектором Франческо Фольгера-и-Грасси и украшен скульптурными рельефами Джоана Ребулла (Святой Бенедикт, Провозглашение догмы Успение Марии Пием XII и святым Георгием, с изображением монахов, погибших во время гражданской войны в Испании).

Все автобусы приезжают на парковку, которая находится примерно в 10 минутах ходьбы от монастыря.

Мадонна с игристым

В комплексе два фуникулёра — Сан-Хуан доставит вас от уровня монастыря вверх на гору на высоту более 1000 метров. С вершины некоторые туристы спускаются пешком.

Фуникулёр Санта-Кова спускается с горы к пещере, где, согласно легенде, пастухи впервые обнаружили образ Девы Марии, ныне находящийся в базилике. Здесь находится часовня, которая является популярным местом паломничества, а также ряд скульптур каталонских художников. Я об этом только упомяну, но не покажу — мы не спускались и не поднимались.

Мадонна с игристым

Монастырь действует и сегодня, в нём проживает около 80 монахов-бенедиктинцев. Монтсеррат является местом паломничества, кое-кого из местных в этой роли мы видели. Но в основном гора с монастырём — туристическая ТОПовая достопримечательность, поэтому всё пространство вокруг монастыря очень коммерциализировано. Полкилометра пути к базилике — дорогие отели, гудящие автобусы, сувенирные магазины с тысячами пластиковых мадонн «маде ин чайна», фешенебельными ресторанами. Но и пунктами питания типа столовых, мы в одной пообедали за полчаса и недорого — обычное самообслуживание с подносами.

Мадонна с игристым

Кое-кто говорит, что раньше было по-другому. Не видел, не знаю, но откровенное выжимание денег на каждом метре расстраивает. Вряд ли кто-нибудь из толпы туристов рассматривает объект как святое место. А для многочисленных гостей из Азии Монсеррат просто очередной Дисней Ленд.

Мы пытались не замечать всего этого гула вокруг и увидеть всё же то, ради чего приехали.

Мадонна с игристым

Базилика имеет ряд интересных особенностей, но главной достопримечательностью посетителей является статуя Богоматери Монтсерратской. Хотя легенда гласит, что эта статуя Девы Марии с младенцем была найдена на горе Монтсеррат в 880 году, сейчас считается, что это романская скульптура, датируемая 12 веком. Тем не менее, статуя покровительницы Каталонии, безусловно, привлекает внимание, независимо от её происхождения.

Чтобы посетить статую, нужно войти в церковь с правой стороны, где образуется очередь. С мая 2023 года посещение базилики на Монсеррате является платным. Это касается всех, кто не является жителем Каталонии, и билет достаточно дорогой.

Мадонна с игристым

Внутри самой церкви находится множество скульптур и картин, а также впечатляющий неф высотой 33 метра, вокруг которого расположено несколько часовен.

По пути проходим через несколько часовен.

Мадонна с игристым

Это всё новодел, в основном 1956–1974 годов.

Но, несомненно, в лучших традициях ренессансного времени, красиво и качественно.

Мадонна с игристым

Мадонна держит в руках шар-державу. По традиции посетители прикасаются к шару, или целуют его.

Посетив статую, мы выходим по тропе Аве Мария, полной свечей, зажжённых предыдущими посетителями. Эти свечи зажигаются как молитвенные подношения Деве Марии, можно зажечь свою собственную свечу за (не)скромную плату, чтобы внести свой вклад в эту коллекцию.

Мадонна с игристым

После того, как вы выйдете по тропе Аве Мария, вы можете войти в базилику, чтобы увидеть остальную её часть. Церковь однонефная, длиной 68 метров, шириной 21,5 метра и высотой 33 метра. Свод поддерживают центральные колонны, вырезанные из дерева, изображающие пророков Исайю, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Во главе находится главный алтарь, украшенный эмалями 1928 года. На нём вторая древняя реликвия, которая сохранилась, крест 15 века.

Мадонна с игристым

Церковь также известна своим хором мальчиков под названием «Эсколания». Были времена (сужу по отзывам), когда они выступали в Базилике два раза в день, и можно было их увидеть. Сейчас порядки другие. Хор можно увидеть один раз в день только по пригласительному-ВИП билету, который приобретается заранее за дополнительную сумму. Такие посетители проходят в базилику через центральный ход, куда остальные туристы не могут. Пока хор поёт, остальная очередь стоит перед закрытыми дверями и ждёт. Администрация считает, что для восхищения хором «неВИП» посетителям базилики достаточно маленького экрана плохого качества над боковым входом.

Мадонна с игристым

Спустившись с монастырской горы, мы через город Вилафранка-дель-Пендес приехали в небольшой городок Сан-Садурни-д’Анойя. Это место знаменито тем, что здесь производится около 70% испанского игристого вина, вокруг города находится 80 из 300 виноделен, расположенных в округе Пенедес. И именно здесь мы пошли на экскурсию в знаменитый Codorníu.

Прежде всего, комплекс является ещё одной жемчужиной каталонского модернизма, был спроектирован Жозепом Пуч-и-Кадафальком, с 1976 года внесён в список национального историко-художественного наследия.

Мадонна с игристым

Местная шипучка называется Cava Codorniù, или просто Кава. С которой может в Каталонии произойти казус. Дело в том, что по-чешски, словацки, а может ещё по-каковски в Восточной Европе, кава — это кофе. По привычки можно сказать, забыв, что ты в Испании. Попали на этом и мы. Когда просишь кофе и показываешь, что двойной, а приносят тебе большой фужер вина с пузырьками.

Семья Кодорниу производит вина с 1551 года, что делает винодельню старейшим семейным бизнесом в Испании. Сначала здесь производились традиционные сухие вина. В 1659 году Анна Кодорниу вышла замуж за Микеля Равентоса, объединив две важные семьи виноделов.

Мадонна с игристым

213 лет спустя Хосеп Равентос выпустил первые бутылки игристого. Он создал в Каталонии новую индустрию производства испанских игристых вин. Вдохновение на винодела снизошло во время путешествия по Европе, где, как все уже поняли, он заехал в Шампань и стал свидетелем традиционного метода производства, осознав потенциал его использования на своей винодельне в Пенедесе.

Традиционный метод изготовления игристого вина предполагает две ферментации, одна из которых должна происходить в бутылке. Виноградный сок сначала ферментируется в бочках, а затем переливается в бутылки, куда добавляются дрожжи и сахар. Бутылку закупоривают временной крышкой. Запечатанное вино затем подвергается вторичной ферментации, а побочный продукт брожения CO2 внутри запечатанной бутылки и растворяется в миллионах крошечных пузырьков.

Мадонна с игристым

Однако внутри бутылки остаётся неприглядный осадок мёртвых дрожжевых клеток. Процесс, называемый просеиванием, позволяет виноделу удалить осадок. Бутылки поворачивают горлышком вниз и вращают, направляя осадок дрожжей к горлышку бутылки. Затем горлышко охлаждают, чтобы заморозить осадок, открывают и под давлением вина замороженный кусок выталкивается. Затем винодел наполняет бутылку небольшим количеством сахара и вина (так называемая дозировка) и закрывает пробкой.

К 1885 году Мануэль Равентос готовился сделать имя Кава нарицательным. Он и заказал строительство новых зданий у барселонских модернистов.

Мадонна с игристым

С 1984 году было выпущено вино Анна Кодорниу в честь той, которая в 1659 году вышла замуж за Микеля Равентоса, по состоянию на сегодня это самое популярное игристое в Испании на основе Шардоне.

Сегодня в ассортименте около 10 вин из исторического дома Кодорниу, а в Кодорниу Брют используется без изменения купаж, впервые усовершенствованный Хосепом Равентосом в 1872 году. В нём сочетаются сорта винограда Парельяда, Ксарелло и Макабео.

Мадонна с игристым

Всё это мы узнали не только во время экскурсии наверху, но и спустившись в глубокие подвалы. Длина подвалов настолько грандиозна, что передвигаются по ним на маленьких поездах.

Мадонна с игристым

Это километры проходов, здесь можно увидеть бутылки в том виде, в каком они раньше хранились здесь для вторичной ферментации.

Хотя сейчас эти бутылки только для того, чтобы создать исторический фон, они наполнены водой. В наши дни настоящее игристое хранится в больших резервуарах из нержавеющей стали в современной части винодельни и изготавливается современным промышленным способом.

Мадонна с игристым

Вино потом предлагали продегустировать, жаль, что оно не из тех бутылок в подвалах. Интересно, был ли тогда другой вкус?