Турист Борис (borisnov)
Борис — был вчера 12:14

Барселона — Испания Сентябрь 2023

Наконец-то мы доехали до Каталонии. Посещая Испанию довольно длительное время, объехав десятки городов, до этой провинции как-то не добрались, исключая посещение Фигераса по дороге из Кастилии во Францию летом 2015 года. Каталония регион особенный, сказывается это и на ценах. В самой Барселоне исключительно бешеная ценовая политика, за 100 евро можно найти разве что хостел. Но в хостеле жить не хотелось, поэтому покопавшись в интернете было принято решение в качестве эксперимента использовать необычный для нас формат европейского путешествия.

Каталония. Барселона. Гауди

Тур на 10 дней мы приобрели у пражской компании, предлагающей проживание в отеле 4* в Салоу — Ла Пинеде. С завтраками, ужинами, неограниченным потреблением вина и мороженного:), он стоил намного дешевле барселонского хостела. Из 10 дней — восемь были посвящены экскурсиям, тур всё же скорее можно назвать познавательным, не пляжным.

Турфирму мы использовали выборочно. В составе группы мы посещали эксурсии, которые самому организовать тяжелее в силу очередей, заранее приобретаемых билетов. Это объекты Гауди в Барселоне, Монсеррат. При поездках в другие городки мы использовали турфирму только как средство передвижения. Узнав, где и во сколько будет посадка в автобус, сразу уходили в город самостоятельно. А на два «пустых» дня мы арендовали авто в Салоу, проехав за эти два дня 600 км и посетив пять городков. В общем поездкой остались довольны. Барселона и южная часть Каталонии изучена.

Каталония. Барселона. Гауди

Какие впечатления остались от этой части Испании? Скажем так — всё понравилось, но… меньше понравилось, чем в иных испанских регионах. Завышенные ожидания, основанные на многочисленных ахах и охах «ах … Барселона! Ах … Гауди!» не оправдались. Местами можно говорить о некотором разочаровании. Обо всём в будущих рассказах.

Каталония и каталонцы. Каталонцы, пусть и не кардинально, но всё же отличаются от испанцев. Которые их недолюбливают, и есть за что. Мне показалось, каталонцы более ленивы, но с завышенными ожиданиями и требованиями. Мне было интересно разобраться в причинах каталонского менталитета, пришлось углубиться в историю, а скорее даже в экономическую географию.

Каталония. Барселона. Гауди

Отколовшись от Франции в 987 году, уже в 1137 году Барселонское графство вошло в королевство Арагон, когда граф Берингер IV женился на наследнице королевства, сам став королём. Но своё графство он перевёл в составе королевства на особое, VIP содержание. Всё изменилось после создания единой Испании под флагами Католических монархов. Каталонцы вдруг стали «как все» и им это не нравилось. В 17 веке Каталония даже на пару десятилетий откололась от Испании, отказавшись кормить испанских солдат на своей территории, которые там присутствовали из-за конфликта с Францией. Порядок навели, и вновь каталонцам предложили льготные условия.

В 18 веке, когда Испания переживала финансовый кризис, льготы отменили и налоги повысили до уровня общих по стране, но для региона это означало 4-кратное увеличение. Очередные недовольства в 19 веке привели к тому, что на фоне давления на местные обычаи, язык, самостоятельность, вновь стали увеличивать финансовые вливания в регион. Правительство в Мадриде приняло решение Кастилию и Арагон развивать как сельскохозяйственные регионы, а Каталонию — как промышленную базу страны. Многочисленные предприятия строились за счёт всей страны, а зарабатывали на них каталонцы. Плюс бесконечные субсидии. Но такое не могло продолжаться вечно, с приходом 21 века дотации стали сокращаться, и в 2010 году регион заплатил налогов больше, чем получил из бюджета. Скандал! Так вот в чём причина сепаратизма последнего времени. Если бы был испанцем, был бы на стороне мадридского правительства. Зажрались, господа каталонцы, пора и честь знать. А лидеры сепаратизма посидят в тюрьме. Именно так и должно решать вопросы уважающее себя централизованное государство.

Каталония. Барселона. Гауди

Барселона. Увы, Барселону я не полюбил. Это приятный город, по нему было, за редким исключением, комфортно бродить, здесь есть интересные здания, проспекты, бульвары, которые хочется сфотографировать, но не более того.

Представший передо мной город не был похож на «вторую испанскую столицу» и восторженные отзывы о нём, прочитанные накануне. Барселона очень старалась быть столицей, но не смогла. Здесь — многие пороки большого города — неразбериха, толпы людей, грязноватые переулки, сплошная стройка, нищие и карманные воры, большие цены. А как насчёт плюсов? О Гауди и модернизме — отдельно.

Каталония. Барселона. Гауди

А в остальном? Да, здесь есть средневековый квартал. Узкие улочки, резьба на стенах, старые маленькие церкви. Но такой средневековый квартал, как в Барселоне, можно встретить в каждом втором испанском городе. Не говоря о гораздо большей исторической части многих из них. Да, здесь есть Кафедральный собор. Интересный, монументальный. Но только не побывавший в Толедо, Сеговии или Саламанке может назвать его особо выдающимся. Да, здесь интересные кварталы, застроенные массивной архитектурой парижско-венского стиля конца 19 века. Но такие кварталы в десятках европейских городов размера Лиона или Бордо.

Барселона интересна, но весь пафос вокруг, бесконечные очереди и билеты в каждый подъезд, который был когда-то церковью, начинают иногда даже раздражать. Поэтому мы решили Барселону попробовать по-другому. Просто бродя по бульварам и площадям, прогулки были приятны и понравились фотоаппарату. Внутри некоторых объектов побывали в составе группы, и связано это было, конечно, с Гауди.

Каталония. Барселона. Гауди

Гауди. Не будь Гауди, гениально распиаренного каталонцами, не было бы Барселоны как туристической «мекки». Это факт, который невозможно оспорить. Туристическая особенность Барселоны удивляет. Город находится в первой десятке самых посещаемых городов Европы, в компании Лондона, Парижа, Рима, Мадрида, Амстердама, Венеции, Вены, Милана. Каждый из этих городов обладает длиннющим списком достопримечательностей, музеев, исторических особенностей, привлекающих туристов. И только в Барселону едут ради Саграды, Гуэля и других творений одного-единственного архитектора. Без этого Барселона ничем бы не отличалась от малопосещаемых Вальядолида, Леона, Ла-Коруньи и многих других испанских городов. Поэтому для тех, кто не находится под наркотиком абсолютного и непререкаемого поклонения творчеству Гауди, а рассматривает его критически, Барселона может стать местом определённого разочарования. И даже знаменитая Ла Рамбла без особняков Гауди и других его последователей-модернистов становится самым заурядным бульваром, каких в Европе сотни. Порой возникало ощущение, что весь приезжий народ курсирует только между Саградой, парком Гуэль и домом Мила, создавая в этих узлах многотысячные толпы. В готическом квартале напросто отдыхаешь от этой толпы, и Ла Рамбла порой не казалась такой же оживлённой. Я пытался подойти к творчеству, несомненно, великого архитектора взвешенно. Безусловно, каждый его понимает по-своему, если не находится под гипнозом «общепринятой» точки зрения. И посетить все важные стройки Гауди в Барселоне, конечно, необходимо.

И начинаем мы с Саграда Фамилия. Это не собор, как ошибочно многие пишут, а просто приходская церковь. Но раз такой огромный, хочется назвать его собором и мне. Главное свойство объекта — это долгострой, невероятный для нынешних методов строительства. Основан был в 1882 году, и конца-края не видно.

Каталония. Барселона. Гауди

После 128 лет строительства в 2010 году храм освятили и теперь это официальная церковь, а не просто стройплощадка. По описанным выше причинам храм пользуется бешеной туристической популярностью, это намбер ван в Барселоне.

Я не смог восторгаться стилем Гауди перед храмом Святого Семейства. Я, конечно же, признаю право на существование за различными стилями и формами искусства и архитектуры, но в храме Божьем многое может показаться чуждым и неуместным. Да, можете говорить, что я чего-то не понял, но я верю глазам и чувствам, во мне данный собор вызвал только чувство разочарования, хотя я не пожалел ни денег, ни времени, чтобы посмотреть его снаружи и внутри. Многие классические соборы Европы, и особенно Испании — шедевры архитектуры, при посещении их возникает чувство почтения и благоговения. В отличие от архитектуры частных особняков и парков, для храмов следование традиции имеет важнейшее значение. Гауди, начиная строить Саграду, как всегда, не обращал внимания на каноны и, на мой взгляд, для храма его стиль не назовёшь полностью подходящим. Но его последователи пошли ещё дальше, ещё больше отступив от традиций церковной архитектуры. Уродцы на обратной стороне храма, которые должны обозначать Христа и святых, вызывают только чувство недоумения.

Каталония. Барселона. Гауди

Храм Святого Семейства, судя по публикациям, постоянный источник споров. На каждого человека, назвавшего его шедевром и исключительным образцом модернистской архитектуры, найдётся человек, назвавший его «просто уродливым». Я где-то посередине. Признаю гениальность Гауди, его нестандартное видение, но его стиль не для храма. Этот храм можно любить, можно ненавидеть, но, чтобы составить мнение, сначала нужно обязательно познакомиться с этим единственным в своём роде строением.

Внешний вид Саграда Фамилия включает в себя три фасада, каждый из которых изображает этап жизни Иисуса: рождение, страдание и славу. Фасады Рождества и Страстей уже построены, а фасад Славы станет последним элементом интерьера и экстерьера церкви.

Каталония. Барселона. Гауди

Никто не может отрицать грандиозность этой постройки. Саграда Фамилия с её красочными витражами, бесчисленными башнями, часовнями и фасадами больше похожа на мечтательный сказочный замок, чем на католическую церковь.

Высокие витражи доминируют в интерьере Храма Святого Семейства, их оттенки постоянно меняются в зависимости от времени суток и даже погоды. Солнечный день создаст динамичные взрывы ярких цветов, а пасмурный день — мягкие и успокаивающие оттенки. Световое шоу красивое.

Каталония. Барселона. Гауди

В этой церкви, как нигде, гений Гауди, ну, очень «на любителя». Кто-то из критиков хорошо сказал: «Это похоже на тающий замок из песка».

А порой возникало ощущение, что храм принадлежит неизвестной неземной религии, от этих мыслей становилось жутко. Внутри это ощущение ещё больше усилилось, но вместе с тем чувство восхищения от гениальности архитектурных решений тоже не покидало. Но всё-таки, не такие чувства должны посещать в христианском храме.

Каталония. Барселона. Гауди

Мне кажется, что в этом проекте у архитектора нарушилась дружба с головой. С другой стороны, много гениев были «не от мира сего». Наполовину от таких гениев и развивается наука с искусством. Но у вас может быть другое мнение. Вот только не надо говорить, что, если не возникло абсолютного восхищения Храмом Святого Семейства, на самом деле просто не способен разглядеть, что скрывается за его пышными и невообразимыми деталями. Саграда Гауди — это, прежде всего, произведение искусства. А искусство субъективно.

Дом Милы, как буквально переводится Каса Мила — одно из самых известных зданий Антонио Гауди, тоже обязательный пункт остановки любого туриста в Барселоне. Хотя местные его называют Ла Педрера. Горожанам показалось, что оконные проемы похожи на пещеры. Ла Педрера означает «каменоломня». Гауди построил дом в 1906–1910 годах для богатого бизнесмена Пере Мила. Фасад этого дома мне понравился, такой модерн я люблю.

Каталония. Барселона. Гауди

Здание состоит из 8 этажей. Первый этаж был зарезервирован для семьи Мила, а остальные этажи по предположению Гауди, должны были сдаваться в аренду. Помимо жилых этажей, в Каса Мила есть цокольный этаж, подвал и пентхаус. В цокольном этаже была оборудована первая в Барселоне крытая парковка. Внутри дом, правда, пустоват, здесь не показывают ничего особенного. Все этажи закрыты для просмотра, кроме последнего, где показывают квартиру, обставленную оригинальной мебелью начала 20 века. Пентхаус служит музеем Антонио Гауди, основные экспонаты — простенькие макеты его зданий. Из пентхауза — выход на крышу. Где есть пара интересных элементов, но вся крыша покрыта ковром из туристов, не стоит даже фотоаппарат доставать. Запечатлел разве что большую голову на первом этаже.

Мы вышли из Каса Мила минут на двадцать раньше остальной группы, не теряя времени, пробежались по кварталу, здесь есть ещё пара интересных зданий. В 1900 году барон де Квадрас поручил Жозепу Пуч-и-Кадафальку отремонтировать жилой дом на улице Каррер Росселло. В период с 1902 по 1903 год архитектор полностью преобразовал здание, придав ему два отдельных фасада, что сделало его особенно интересным. Если смотреть со стороны проспекта Диагональ, здание напоминает кастильские дворцы с замысловатой резьбой в стиле неоплатереско, подчеркивающей благородный характер здания. Здесь длинный богато украшенный балкон с бюстами выдающихся деятелей Средневековья и Возрождения, цветочными мотивами и геральдическими щитами, мансарды верхнего этажа полностью соответствуют средневековому европейскому стилю.

Каталония. Барселона. Гауди

Напротив, на другой стороне проспекта — Каса Комалат. Архитектор Сальвадор Валери Пупурулл работал над домом с 1909 по 1911 год и находился под явным влиянием органических форм Гауди. Дом является одним из самых оригинальных примеров доморощенного барселонского модерна.

Парк Гуэля не задумывался как парк. Эусеби Гуэль, богатый промышленник, нанял Гауди, чтобы воплотить в жизнь проект миниатюрного города для богатого класса Барселоны. Но через несколько лет после начала строительства проект был заброшен. Несмотря на это, Гауди продолжал развивать его как парк. С момента своего открытия для публики в 1926 году это место пользуется большой популярностью. В настоящее время парк ежегодно посещают около 12 миллионов туристов. И сейчас посещение парка сравнимо с организованной экскурсией по мавзолею. Зайти можно в одном месте, выйти в одном. Маршрут с односторонним движением ограничен барьерами. Спустившись, например, из Греческого театра к лестнице Дракона, нельзя подняться обратно, придётся обходить круг.

Каталония. Барселона. Гауди

Какие же основные элементы этого парка? Лестница Дракона — на страже двойного лестничного марша стоит известная разноцветная мозаичная саламандра, которую местные называют драконом. Это одна из самых популярных достопримечательностей парка, а также символ Барселоны.

Греческий театр, позднее переименованный в Площадь Природы, изначально задумывался как театр под открытым небом. Сейчас этот район усеян продавцами сувениров.

Каталония. Барселона. Гауди

Банк де Тракадис. Завораживающая длинная извилистая скамья, украшенная мозаикой из осколков плитки, была создана одним из ближайших современников Гауди, Хосепом Марией Жухолем.

Эта скамья служит балюстрадой террасы Парка Гуэля длиной 110 метров, с которой открывается вид на Барселону

Каталония. Барселона. Гауди

Австрийские сады. В 1977 году из Австрии были привезены саженцы для этой части парка. Разработанный позже, этот уголок имеет совершенно другой вид по сравнению с остальной частью парка.

Дом-музей Гауди. В одном из первых домов парка жил сам Гауди, а теперь он превращён в музей его жизни и творчества. Хотя необходимо уточнить, что до отказа от первоначального проекта были построены только два дома.

Каталония. Барселона. Гауди

Гипостильный зал. Это уникальное пространство характеризуется серией впечатляющих каменных колонн, напоминающих стволы деревьев. Колонны создают сюрреалистическую и чарующую атмосферу.

Вход в город-сад, конечно, должен охраняться, и любому стражнику также понадобится дом, в котором можно жить. В результате Гауди спроектировал два аккуратных домика возле входа. Оба домика имеют очень красивые крыши, построенные из традиционной каталонской глиняной черепицы, покрытой «тренкадис» — мозаикой из обломков.

Каталония. Барселона. Гауди

Дом Каса-дель-Гварда был построен между 1901 и 1903 годами. В настоящее время Каса-дель-Гварда используется как музей, предлагающий справочную информацию о парке Гуэля.

А вот Палау Гуэль, который не входит в число обязательных целей туроператоров (к счастью) мне понравился больше, чем тот же Дом Мила. Палау Гуэль — последний молодёжный проект Антонио Гауди. Гауди много раз работал на графа Гуэля, но Палау Гуэль можно считать первым важным проектом, который они сделали вместе, задолго до появления Парка Гуэля. Граф впервые поручил ему сложное задание, а не просто такую ​​мелочь, как ворота здесь или беседка там.

Каталония. Барселона. Гауди

Эусеби Гуэль был вторым богатейшим человеком в Каталонии после своего тестя, маркиза Комильяса. Он был выдающимся бизнесменом и образованным интеллектуалом с дальновидным и открытым разумом.

Он встретил Антони Гауди в 1878 году, увидев предмет мебели, спроектированный архитектором и получивший награду на Всемирной выставке в Париже. Вскоре они стали лучшими друзьями, и граф начал нанимать его сначала для небольших проектов, а затем для более крупных.

Каталония. Барселона. Гауди

Особняк Гуэля часто остаётся незамеченным туристами, несмотря на его центральное расположение на улице Ноу-де-ла-Рамбла, недалеко от самой улицы Лас-Рамблас. Хотя серый фасад в венецианском стиле не притягивает взгляд так, как например, Ла Педрера или Дом Бальо, любители архитектуры будут впечатлены строгой красотой здания и сложной железной конструкцией на параболических воротах. Дверь в центре сделали толще, чем в верхней и нижней частях; она пропускает свет, сохраняя при этом конфиденциальность, позволяя выглянуть изнутри, но не наоборот.

Не менее впечатляет интерьер Палау Гуэля, в котором представлены разнообразные художественные и архитектурные элементы, демонстрирующие уникальное видение Гауди.

Каталония. Барселона. Гауди

Основные моменты включают красочные витражи, богато украшенные деревянные двери и замысловатую мозаику, украшающую стены и потолки по всему зданию.

Палау Гуэль стал сенсационным архитектурным произведением ещё и благодаря безупречной ручной работе. Гауди тесно сотрудничал с несколькими экспертами-ремесленниками, владеющими традиционными методами, которые Гауди использовал для создания революционных работ. Традиционно для Гауди, Палау Гуэль включает в себя различные элементы стиля модерн, такие, как изогнутые линии, асимметричные формы и замысловатый декор. Фасад, крыша и внутренние помещения здания отличаются художественными и архитектурными особенностями, что делает его прекрасным примером архитектуры в стиле модерн.

Каталония. Барселона. Гауди

Основная лестница сделана из камня «змеиный глаз» из Пиренеев. Гауди спроектировал витраж наверху, на котором изображены четыре полосы каталонского флага. Эта лестница приведёт вас в антресольный вестибюль дома, где располагались офис Эусеби Гуэля и частная библиотека, которые в данный момент закрыты для публики.

Зал потерянных ступеней ведёт посетителей к входу в центральный зал. Роскошное убранство этого зала отражает социальный статус семьи Гуэль. Антони Гауди спроектировал комнату, используя высоту и колонны, чтобы расширить визуальное пространство коридора и добавить эркер, который позволяет естественному свету проникать через зал.

Каталония. Барселона. Гауди

Центральный зал является главной частью всей резиденции и в основном использовался для семейных мероприятий, таких, как концерты, балы и религиозные службы. Самая невероятная часть — уникальный параболический купол над головой, поддерживаемый четырьмя арками. Некоторые каменные детали перфорированы, что позволяет естественному свету проникать сквозь них днём ​​и ночью. Помимо впечатляющего купола, Антонио Гауди также украсил помещение разноцветным известняком.

Следующий этаж использовался исключительно семьёй, коридор ведёт в семейную спальню Гуэля. Камин выполнен из красного мрамора и алебастра по проекту Камиля Оливераса.

Каталония. Барселона. Гауди

После того, как семья Гуэля переехала в Парк Гуэль, здание практически пустовало. После 1992 года Провинциальный совет Барселоны начал восстанавливать часть оригинальной мебели после переговоров с несколькими потомками семьи Гуэля. В настоящее время часть верхнего этажа используется как постоянная выставка декоративного искусства.

Террасу на крыше Дворца Гуэля можно считать первой из знаковых крыш Гауди, это волшебное место с красочными дымоходами фантастических форм.

Каталония. Барселона. Гауди

Помимо дымоходов, покрытых мозаичной плиткой (многие из них уже отреставрированы), в центре террасы возвышается коническая башня, покрытая камнем и остатками керамики — это центральный световой люк, который растёт на вершине купола главного зала. Металлический флюгер наверху — отсылка к каталонским графам и способ почтить недавно присвоенный графу Гуэлю геральдический титул.

Так мы обошли «обязательный», канонический набор каждого туриста, посещающего Барселону, следующий рассказ будет о нашем свободном, неторопливом походе по двум основным районам этого города.