Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 16:27

Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог + 1 город — Россия Сентябрь 2023

Хочешь рассмешить Всевышнего — расскажи ему о своих планах. Такой или подобной по смыслу пословицей можно описать наши несостоявшиеся сентябрьские каникулы!

Родные просторы

Хотелось чего-то около-морского, около-природного и по возможности около-винного — все же в сентябре у нас два замечательных именинника. Гулять, смеяться, заходить в музеи, любоваться красотой, вкусно обедать, наряжаться, фотографировать/ся, купаться и загорать. Почти все это удалось, не уезжая далеко от дома.

Когда все-все планы на дальние и не очень путешествия пропали под гнетом мелких и не очень проблем, мы решили не спорить с судьбой.

Взяли лимоны, и сделали превосходный лимонад — немного древнего Азова, еще чуть-чуть Таганрога, с его проспектами и самыми настоящими дворцами, Кумженский музей казачьей истории под открытым небом и первая донская столица, город Новочеркасск.

Набережная реки Дон

Но началось все с нашей любимой набережной. Вооружившись фотоаппаратом, отправились гулять по ней как самые заправские туристы — вертя головой во все стороны, цокая языком, как же здесь классно, и выбирая сувениры и место для обеда.

Родные просторы

Ростовская набережная проходит по правому побережью реки, вдоль течения Дона. Именно отсюда, с таможенных застав и торговых пристаней, началась история Ростова-на-Дону — города скорее купеческого, чем казачьего.

Протяженность Донской набережной около 2 км, но для неспешной прогулки оставляйте целый день — обещаю, не соскучитесь!

Родные просторы

Помимо любования памятниками, дегустации донских гастро-шедевров и шоппинга стоит отправиться в речной круиз. Причалы и кассы к услугам гостей круглогодично.

Новочеркасск и «Второе солнце Дона»

По реке можно поехать в часовой круиз, продолжительное волго-донское приключение, или дневной Старочеркасский рейс. Теплоходик привезет вас в Старочеркасскую — древнюю и очень красивую казачью станицу.

Родные просторы

Но мы предпочли автомобиль и город Новочеркасск, заложенный весной 1805 года самим Матвеем Платовым, как столица Области Войска Донского.

Матвей Иванович — личность легендарная. Генерал, военный герой, «атаман-вихрь», который принимал участие во всех военных кампаниях своего времени. С его легкой руки в Новочеркасске, который восторженные почитатели быстро окрестили «маленьким Парижем», появились Атаманский дворец, Триумфальные арки и широкие проспекты, особняки знати и памятники.

Родные просторы

И конечно Вознесенский собор — «Второе солнце Дона».

По размаху и роскоши убранства наш собор уступает лишь столичному Храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору Петербурга. Невероятный!

Родные просторы

Вознесенский войсковой всеказачий патриарший собор в Новочеркасске входит в перечень «Семи чудес Дона». Такой конкурсный рейтинг составили несколько лет назад сами ростовчане и все желающие прикоснуться к истории нашего прекрасного края.

Среди десятков претендентов — к слову, весьма разнообразных, ведь среди них и озера, и каньоны, и театры, и даже катакомбы — выбрали 7 победителей. Одну из верхних строчек занял Азов — древнейший город Донского края.

Почтенный Азов

По скучной версии официальной науки Азову чуть менее 1000 лет. Но археологические исследования местных улиц и курганов демонстрируют фантастические находки — золото скифов, поселения киммерийцев и меотов, золотоордынский Азак.

Родные просторы

Итальянская торговая фактория Тана, форпост Османской империи и одна из военных целей Петра Великого — это все про современный Азов. В городе множество достопримечательностей, в их числе грандиозный музейный комплекс — Азовский историко-археологический и палеонтологический заповедник.

Среди объектов его интереса не только галереи и музейные залы, но и те самые стены и валы Азовской крепости

Родные просторы

И старинный Пороховой погреб — уникальный памятник петровской эпохи.

На диораме «Штурм Азова 18 июля 1696 года» можно понаблюдать за ходом сражения, рядом увидеть макеты цитадели и бочки с порохом. А также спуститься в настоящее крепостное подземелье.

Родные просторы

Это единственное подобное сооружение на юге России.

«После Москвы я более всего люблю Таганрог»

Так писал Антон Павлович Чехов, великий уроженец Донского края.

В рейтинге наших семи чудес есть и «Чеховский Таганрог» — дом-музей, гимназия, театр, лавка Чеховых, памятники и места, вдохновлявшие великого драматурга. Мы все это уже видели, потому пойдем другим маршрутом — по нарядным проспектам и паркам, к дворцам и музеям.

Родные просторы

После долгой реставрации открыли дворец Алфераки — заглянем в гости…

Сфотографируем итальянские мотивы в одном из переулков…

И замечательно пообедаем!

Этнопарк казачьей культуры «Кумжа»

К таганрогским маршрутам мы еще вернемся, сейчас давайте перенесемся в этнографический комплекс «Кумжа» — чудесный заповедник казачьей культуры, архитектуры и традиций.

Родные просторы

Под веселым ростовским небом купола церквей, плетеные заборчики, соломенные крыши и беленые домики выглядят особенно привлекательно. В комплекс на берегу Дона входят культурный центр, этнопарк, конное подворье, ресторан казачьей кухни, выставочные программы.

Тут можно перенестись в прошлое, любуясь казачьими куренями, зайти в небюольшой музей и покататься на лошадках. В погожий день приветствуются пикники на свежем воздухе, в прохладный — дегустация традиционных блюд в ресторане.

Родные просторы

Этнопарк «Кумжа» — первый в Ростове музей под открытым небом, рассказывающий об исконной казачьей культуре. И кстати, это отличное место чтобы начать (или завершить!) большое донское путешествие!

Цикл материалов "Родные просторы"