Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:03

Старочеркасская — Россия Июнь 2018

Есть такая противная штука — Синдром местного жителя.

Я сама с Юга, и у нас принято летом, каждый год, ездить на Черное море. Все ездят — вот вообще ВСЕ. Это целое событие, к нему готовятся, подгадывают отпуска под сезонность любимого курорта, зная заблаговременно, когда в море поменьше медуз, а на берегу — ростовчан!) Заранее присматривают билетики и новый купальник, варят яйца и запекают курицу непременно, охлаждают пиво, и, наверное, каждый вагон поезда Ростов — Адлер помнит звук моего голоса… «На море летом» — это то событие, ради которого протянут, как-нибудь, остальную часть года!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

И я помню своё удивление, когда на восхищенные фразы местным «Ах, море… Какие вы счастливые, у вас есть море!» встречала в ответ лишь легкое недоумение и удивленные взгляды. Те самые местные кривили лицо со словами «На мооорее?! Да ни в жизнь!». Позже я узнала, что сухумчане в большинстве своем не ходят на пляж, коренные москвичи редко гуляют в центре столицы, а жители столицы северной нерегулярно заглядывают в музеи и театры. А две симпатичные блондинки, всю сознательную жизнь прожившие в Ростове-на-Дону, в глаза не видели Азовское море, что под боком. Стыд им и позор. Все персонажи реальные, совпадения не случайны!)

К сожалению, за ворохом домашних дел и забот красота родного города стирается, становится привычной и не такой уж привлекательной. Поехать в центр просто погулять? Да о чем вы, когда?! Познавать, смотреть, удивляться и наслаждаться, как мы умеем в отпуске, не часто выходит на родных просторах. А я так не хочу. И вот как, скажите, не упустить эту самую «красоту в глазах смотрящего», и уметь восхищаться не только заморскими далями, но и чем-то близким и родным…

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Судя по тому, что мы с Настей частенько (целых раза три в году, ха-ха), выезжаем по городу и области просто «погулять-посмотреть», с нами еще не все потеряно. Самый свеженький результат наших вылазок — замечательная станица Старочеркасская!

Старочеркасская была столицей Донского казачества. Отсюда ходили в свои легендарные походы атаманы Булавин и Платов, собирались казаки для обсуждения важных вопросов, и неоднократно решалась судьба Юга. А сейчас станица — настоящая жемчужина туризма Ростовской области, и традиции, настоянные на духе казачьей вольницы, тут свято чтут!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Крошечная донская станица — рекордсмен в сфере гостеприимства, при своих скромных размерах и менее чем 3 тысячах жителей принимает она около полумиллиона туристов в год. Благо, вариантов как сюда добраться — целый калейдоскоп! Сюда можно приплыть на прогулку выходного дня, катером, с ветерком по Дону…

Приехать автобусом или с экскурсией — иностранных туристов всегда хватало, а уж этим летом, полностью завязанном на ЧМ, привалило солидно! Нам же, благо, до любимого уголка спокойствия совсем близко, меньше часа на машине, и мы на месте. Еще и день выбрали козырный — в июне в станице проходит фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого»!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

А пока вы выбираете вид транспорта, что вам милее, расскажу немного об истории станицы. Годом основания Старочеркасской считают 1569-й. Еще Карамзин пишет о ней в «Истории государства Российского», называя земли между Азовским морем и Каспием «новой воинственной республикой». Что ж, недостатком храбрости и дерзости казаки не страдали никогда!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

В 1637 году отсюда начался Азовский поход, когда, проявив беспримерную храбрость, казаки отбили у турков их самый северный форпост — крепость Азов. И уже к середине семнадцатого века в Старочеркасской размещается казачий стан, и закладывается Воскресенский войсковой собор, первая каменная церковь на Дону.

Храм красив невероятно! Одно из любимейших, и самых гармоничных мест в станице что называется дышит историей. Церковная площадь — древний Майдан, именно здесь собирались казаки для обсуждения предстоящих походов и выбора атаманов. И именно здесь прогремел салют в честь победы русских войск в войне под Азовом!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Победные трофеи Азовского осадного сидения — турецкие пушки, снаряды, створка крепостных ворот, и сейчас хранятся на площади как доказательство доблести казачьей. А собор надо посетить непременно, он хорош не только снаружи…

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Внутренние росписи балок церковных хоров сохранились с восемнадцатого века.

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Как и роскошный, огромный, пятиярусный резной иконостас — 149 ликов святых, на минуточку, и тончайшая резьба по дереву!

В пол пред алтарем вмонтированы металлические плиты, повествующие о том, в какое время тут молились великие князья и императоры. Храм по кругу опоясывает такой беленый коридорчик — совсем как из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», а над входом весит огромная тяжелая цепь и кандалы с пояснительной табличкой — тут держали перед отправкой на казнь Степана Разина…

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Этакая эклектика по-ростовски. Жизнь в наших краях всегда кипела через край ярко, взять хоть старинный род Ефремовых. Они испокон веков играли не последнюю роль на Дону, выбирались в атаманы и вели дела с самим царем. Потому абы какой дом для их семейства с голубой кровью не подошел — только такой

Свои хоромы белокаменные Ефремовы строили с оглядкой на дворцы великосветской столичной знати, не просто дом купца, богатого горожанина или даже главы края, а целый дворец!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Атаманский дворец вышел на славу. В традициях классической архитектуры, гармоничный, изящный, он совсем не похож на колоритные казачьи курени, каких великое множество в станице. Сейчас он открыт как музей, рассказывающий историю Старочеркасской и Донского казачества.

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Рекомендую посетить, тем более билетик стоит каких-то символических денег!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Дворец расположился на территории обширного Атаманского подворья. Летом тут собирается сцена, проходят выставки и музыкальные фестивали, но самое красивое из сохранившегося помимо дворца — домовая церковь Ефремовых, в честь иконы Донской Божьей Матери.

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Позже этот храм был пожертвован в пользу монастыря, что существует, правда, сменив пол, тут и поныне.

И церкви, и дворцы, и казачьи курени, улочки, песни и законы, традиции, тысячи музейных экспонатов и обычная кухонная утварь, что передается зачастую у казаков из поколения в поколение — частички огромного Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. Чтить и беречь историю казачества стали с легкой руки Михаила Александровича Шолохова, нашего земляка и гордости Дона, в 70-х годах прошлого века. Ефремовское атаманское подворье — его центр и душа, но и просто погулять колоритными улочками очень здорово!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

По уставу станицы строить и реставрировать дома тут можно лишь в едином стиле, придерживаясь казачьих канонов. Отличный пример для подражания — дом атамана Кондратия Булавина, памятник архитектуры родом из восемнадцатого века!

Прочный, приземистый, устойчивый, с решетками на окнах и металлической дверью — идеальная крепость для зажиточного казака. Сейчас тут музей с экспозицией о быте казачества эпохи золотого, девятнадцатого, века…

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Мы посетили! Прям какое-то музейное настроение нахлынуло в тот день, или просто жара под сорок не давала уж очень разгуляться на улице, но прохладу, что хранят древние каменные стены без всяких кондиционеров, оценили по достоинству!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Имеется, кстати, в Старочеркасской и своя собственная крепость. Да не простая, а земляная! Да-да, вы не ослышались — единственная земляная крепость, сохранившаяся в России, ее построили в 1730 году во времена правления императрицы Анны Иоанновны, и назвали в честь царицы.

Возведенная в форме шестиконечной звезды, с высокими валами и крепостной стеной двух километров по периметру, она отлично справлялась со своей задачей — защитой южных рубежей империи. Сейчас это лишь холмы, заросшие донским разнотравьем, а контуры крепостных стен видно лишь с квадрокоптера.

Фото, к сожалению, из интернета)

И используются они теперь не для военных целей, для очень даже мирных — тут снимают кино и гуляют туристы!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Кинокластер «Дон», что построили в границах древних стен, пользуется большим спросом. Территория обширная, очень живописная, и для посещения бесплатная!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Тут вам и макет немецкой слободы…

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

И колоритные казачьи курени…

И живые лошадки!

Прогуляться здесь приятно. Ну, а уж насколько фотогенично — смотрите сами!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Так что вот вам целых 5 причин приехать летом в Ростов. Послушать (а может, и спеть вместе) донских певуний…

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Поставить свечу в одной из церквей — сами выберете, где вам больше по сердцу.

Сфотографироваться на фоне декораций нового «Тихого Дона».

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

Прикупить классных сувениров на память.

И освежиться окрошкой!

Нет вольнее Дона Тихого... Старочеркасская

А чем вы ее запьёте — домашним лимонадом, «Текила санрайз», или беленьким грузинским, решать вам.