Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 14:28

Ростов-на-Дону — Россия Июль 2021

Мы сейчас это не вполне осознаем, но все вокруг — рукотворное. Созданное не так давно, около 150 лет назад. Это настоящая веха в истории Донской столицы, потому что именно благодаря набережной Ростов и стал со временем тем Ростовом, который затмил все города юга России.

Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось

Были вбиты огромные сваи, укреплены берега, чтобы работать с судами. Бесконечным количеством судов купеческого сословия на Дону.

Те самые сваи из лиственницы, заложенные в 1890 году для укрепления береговой линии

Сотни барж приставали ежедневно именно здесь, на этом самом месте. Погрузка-разгрузка товаров, деловой центр хозяйственной деятельности. Донская набережная стала той самой кузницей, где ковались многомиллионные состояния ростовского купечества.

Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось

Я вам недавно рассказывала о любви, страстях и крупных увлечениях купцов Парамоновых. Так вот, те красивые жесты и дорогие особняки начинались именно тут, на ростовской набережной. Здесь швартовалась флотилия Парамоновых, она насчитывала 30 речных и морских судов и около сотни барж. Елпидифор Трофимович (еще помните это имечко?) стал крупнейшим судовладельцем на Дону.

Это склады, принадлежавшие фамилии Парамоновых. Тут, кстати, и служебное жилье топ-менеджеров, как сказали бы сейчас, и конторские помещения, и офисы. Рядом склады, принадлежавшие не менее известному семейству купцов Максимовых. Хотя сами ростовчане, не слишком парясь, все эти строения зовут Парамонами.

Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось

Но если в наши дни от набережной отходят только легкие прогулочные пароходы — на часовую прогулку по Дону, или в станицу Старочеркасскую, прежде тут кипела работа. Парамонов сделал бесплатное угощение, это горячий крепкий чай и бутерброды с икрой. В любую погоду, а холодные ветры частенько дуют с Тихого Дона, такая встреча была желанна. Со временем это угощение стало визитной карточкой дома Парамоновых, а в начале XX века его флотилии перевозили уже не только зерно, но и пассажиров.

Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось

Парамонов сделал для Ростова столько, что его репутации ничто не могло навредить. Он строил, жертвовал, помогал, решал вопросы. Многое, что мы имеем по сей день, создано его стараниями. А ростовская набережная, которую власти, благодарение Небесам, поддерживают в должном виде, и по сей день одна из красивейших в нашей стране. Прогуляемся?

Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось

Протяженность набережной около 2 километров. Не думайте, что вы пройдете их за полчаса — да и зачем? Это одно из любимых, веселых и самых красивых мест в Ростове-на-Дону.

Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось

Набережная проходит по правой стороне реки, а напротив расположен, как вы догадались, легендарный Левый берег. Там рестораны, клубы, базы отдыха, бассейны и прочие увеселительные заведения. Хотя и на правом берегу не скучно.

На что обратить внимания? На красивые ландшафтные зоны…

Тенистые аллеи…

И конечно скульптуры. Тут и памятник красоте ростовских девушек, и Нахаленок, дед Щукарь — герои Михаила Шолохова, и влюбленные Аксинья с Григорием, разумеется.

Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось

Есть и Дон-батюшка, и дань восхищения местным ракам.

Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось

А мама немного попозировала художнику:)

Это все герои купеческого дореволюционного Ростова, каким мы его знаем и любим. Хотя летопись нашего города можно отмотать и много раньше, скажем, году к 1711. В этот время будущий Петр Великий, мечтающий о выходе России к Черному и Азовскому морям Азов брал. По преданию, прогуливаясь по донскому берегу, Петр обратил внимание на бьющий из земли источник. Испил водицы, оценил, и назвал место «Богатый колодец».

Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось

На месте предполагаемого водопития самодержца в наши дни установлен симпатичный монумент. Если вы немного свернете с набережной по Богатяновскому спуску (для нас он будет подьемом) как раз выйдете к памятнику. Кстати окончание набережной Дона именно здесь, у ресторана «Пирс».

А что же было дальше с великолепным Ростовом? Я вам расскажу. Дело Петра продолжила не слишком сообразительная племянница, Анна Иоанновна. В мае 1730 года она приказала заложить крепость имени себя, в окрестностях древней донской станицы Старочеркасской.

Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось

6 годами позднее русская армия взяла Азов — мы с вами недавно наблюдали, как его отбивают у турок в очередной раз. Но по новому неудачному дипломатическому договору Азов был разрушен, уничтожен, унижен. Город долгое время будет выступать буферной зоной между Российской и Османской империями.

А самой южной точкой нашего государства станет станица Старочеркасская. Про Ростов речь зашла в декабре 1749 года. Императрица Елизавета Петровна (дочь императора, и очень даже сообразительная) велела устроить на Дону Темерницкую таможню.

«Для сбору тарифов и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров таможню учредить по реке Дону вверх от устья реки Темерник против урочища, называемого „Богатый колодезь“, где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами».

Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось

Темерницкая таможня стала единственным русским портом на юге России, через него велась торговля со странами Черного, Эгейского и Средиземного морей. Вначале это были пристани для барж, торговые компании, офисы, помещения для отдыха торгового люда.

Десятью годами позднее на правом берегу Дона, чуть выше от течения реки, начнут строить красивую крепость в форме 9-лучевой звезды. Ее назовут цитаделью святого Дмитрия Ростовского. Со временем укрепление станут звать Ростовской крепостью, а затем и просто Ростовом. Чтобы не было путинацы, добавят приставку «на Дону».

Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось

В этот самый город на Дону, под защиту стен крепости и военного гарнизона, потянется люд со всего юга России и Украины. Торговцы, ремесленники, крестьяне, интеллигенция, купцы.

Скоро приедут и Парамоновы — но их историю вы уже знаете:)

Цикл материалов "Мой прекрасный Ростов"

1. Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось
  2. Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону
  3. Две красивые истории любви: Романтическое наследие купцов Парамоновых в Ростове-на-Дону
  4. Кондитерская «Золотой Колос» — вкусная визитка Ростова-на-Дону
  5. «Левобережный» парк — любимое прогулочное пространство в Ростове-на-Дон
  6. И пусть мир подождет: банный комплекс “Султан СПА” в Ростове-на-Дону
  7. Церковь Сурб-Хач — самое старинное здание Ростова-на-Дону
  8. Кусочек Армении в Ростове-на-Дону — храм Святого Воскресения в Нахичевани
  9. Ресторан 1460 meat story — где пообедать в Ростове-на-Дону вкусно, красиво и дорого
  10. Городской парк им.Горького — ровесник (почти) Ростова-на-Дону
  11. История о музее изобразительных искусств, прекрасном не только изнутри, но и снаружи
  12. На этой выставке картин...