Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 13:14

Томск, Новосибирск, Омск — Россия Сентябрь 2023

Томск в моих планах присутствовал давно, тем более, что там живет приятельница, не раз приглашавшая в гости. Но год за годом поездка откладывалась: рейсы авиакомпании «Руслайн» на Томск неоправданно дорогие, а ездить в поезде более суток я не люблю.

Компания «Red Wings» внесла в нашу жизнь некоторое разнообразие: рейсов стало гораздо больше по стране и за ее пределы, а цена перелета в Томск — в два раза меньше. Надо лететь! Но только один Томск — это мало для путешествия, можно без труда организовать для себя полноценное путешествие, например, по нескольким сибирским столицам. Расскажу, что из этого может получиться, на собственном опыте.

Путешествовать по сибирским столицам, расположенным на Транссибирской магистрали, очень удобно на поезде, а вот Томск стоит в стороне от великой российской железной дороги, к нему проложена отдельная тупиковая ветка. Летим туда самолетом, от Екатеринбурга перелет занимает всего 2,5 часа, из Москвы на это потребуется 4 часа.

Томск

Сколько дней потратить на Томск, зависит от ваших интересов. Я все-таки ездила в гости, а не только смотреть на достопримечательности, но увидела за три полных дня многое.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Томск — старинный город, на целый век старше Санкт-Петербурга. Он был основан в 1604 году как острог на землях эуштинских татар, обратившихся к царю Борису Годунову с просьбой о принятии их в русское подданство и защите от нападений енисейских кыргызов и калмыков. На площади у здания областного Правительства установлен памятник «400 лет Томску»: в центре — бронзовая скульптура, где изображены четыре герба города разных лет, а по четырем сторонам от нее — «вековые столбы», конические четырехгранные обелиски, на которых нанесены знаковые события истории города.

«Вековой столб» и Театр драмы

Томск расположен в восточной части Западной Сибири на берегу большой реки Томь, правого притока Оби. На берег можно выйти сразу за зданием областного правительства.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Набережная на этом участке, думаю, будет еще реконструироваться. Главная достопримечательность здесь — знаменитый памятник-шарж А. П. Чехову работы скульптора Л. А. Усова. На постаменте написано: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего „Каштанку“».

Рядом в Томь впадает речка Ушайка, она бежит по городу свободно, в центре города иногда ныряя под землю. Местная достопримечательность — Каменный мост, украшенный ростральными колоннами, построенный в 1916 году.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Существует местная легенда, что название реки происходит от имени юноши Ушая, влюбленного в красавицу Тому, в свою очередь, давшую имя реки Томи. Этой легенде посвящен мурал «Танец влюбленных рек» на бетоне, который обрамляет на этом участке реку Ушайку.

Главная улица Томска, как обычно, — проспект Ленина. Здесь на значительном участке сохранилась историческая застройка, красивые здания на каждом шагу. Заслуживает внимания участок улицы от Лагерного сада и, примерно, до остановки общественного транспорта «Речной вокзал. Любители архитектуры в Томске не будут разочарованы, здесь есть образцы самых разных архитектурных стилей.

Самое красивое здание города в стиле модерн — «Пассаж Второва», построенный в начале XX века на средства купцов Второвых. В нем размещался на первом этаже универсальный магазин, а выше — первая в городе полностью благоустроенная гостиница «Европа».

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Краснокирпичное здание, построенное в 1887 году по проекту архитектора К. К. Лыгина, автора многих красивых зданий города, сейчас занимает Администрация города. Рядом с ним справа — ансамбль городской усадьбы И. И. Гадалова последнего десятилетия XIX века.

Еще одно произведение К. К. Лыгина — «Магазин Гадалова» (1890—1900 гг.). Здание занимает Дума города Томска.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Как известно, Томск — город студенческий, именно здесь в 1878 году был основан первый в Сибири Императорский Томский университет, а вскоре и первое в Сибири высшее техническое учебное заведение — Технологический институт. На проспекте Ленина находятся исторические здания главных высших учебных заведений города: Томского государственного университета, медицинского университета, политехнического университета, университета систем управления и радиоэлектроники.

Соскучились по оживленной студенческой жизни? Загляните во двор Томского университета, как это сделали мы с подругой.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Не прошли мимо и любимой горожанами площади — Ново-Соборной: еще работал фонтан, а возле памятника «Студенчеству Томска» дурачились студенты, устроившие забавную фотосессию.

По названию понятно, что когда-то здесь стоял храм — Троицкий кафедральный собор, строившийся более полувека. Собора давно нет, разобрали на кирпичи, название площади меняли несколько раз, в конце прошлого века вернули историческое.

Памятник «Студенчеству Томска»

В начале проспекта Ленина на высоком берегу Томи находится Лагерный сад, замечательное место для прогулок с видами на Томь. На центральной аллее парка — мемориал с памятником воинам-томичам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Поднялись и на Воскресенскую гору. Это место основания города, где в 1604 году по указу Бориса Годунова построили Томскую крепость. Гора получила название от первой срубленной здесь основателями города в 1622 году деревянной церкви во имя Воскресения Христова.

На горе можно увидеть воссозданный участок деревянной томской крепости, камень на месте основания города, пушку и Музей истории Томска, занимающий здание Полицейской управы, построенное в 1859 году. На здании воссоздана пожарная каланча, находившаяся здесь в XIX веке. Еще на здании Музея истории города находится «Памятник любовнику».

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Музеев в Томске достаточно, как традиционных (художественный музей, краеведческий музей), так и необычных. Например, музей «Следственная тюрьма НКВД», музеи при каждом университете города (палеонтологический, судебной медицины, патологической анатомии, минералогические и пр.).

Спустившись по лесенке от Музея истории города можно попасть в «Первый музей славянской мифологии». В музей мы не ходили, заглянули в сувенирный магазин при нем. Рекомендую, отличный ассортимет подарков и сувениров. Думаю, многие догадаются, что я там купила.

Воскресенский собор

В Томске очень красивые храмы. Это город многонациональный, следовательно и многоконфессиональный. Здесь есть Богоявленский и Воскресенский соборы в стиле сибирского барокко, Петропавловский собор в неовизантийском стиле, католический храм Покрова Пресвятой Богородицы Царицы Святого Розария в стиле русского классицизма,

Красная мечеть

Белая и Красная мечети, Хоральная синагога в мавританском стиле.

Площадь Батенькова и памятник декабристу Г.С. Батенькову

И, конечно, самая популярная у туристов достопримечательность Томска — его деревянная архитектура. Поверьте, по количеству красивейших деревянных зданий с Томском не сравнится ни один город в Сибири и на Урале! Я достаточно подробно познакомилась с этой темой в Красноярске, Иркутске, Тюмени, Новосибирске. Про европейскую часть не могу сказать, не была в городах, которые особенно славятся своей деревянной архитектурой.

ул. Белинского, 19

Любителям деревянных домиков стоит заглянуть на улицы Красноармейскую, Дзержинского, Кузнецова, Белинского.

ул. Красноармейская, 92
ул. Дзержинского, 16

Томск — город зеленый, здесь есть, где погулять или отдохнуть в тени жарким летним днем: Лагерный сад, парк «Белое озеро», Театральный сквер, Университетская роща… Детям понравится Городской сад, где множество аттракционов.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Познакомившись с Томском, можно отправляться в следующий город — Новосибирск. Подходящий по времени поезд найти несложно, время в пути — 4,5 часа. Я выбрала поезд, который прибывает в Новосибирск около 21 часа.

Перед отъездом не забудьте найти памятник коллеге — «Лягушке-путешественнице». Пишут, что это самый маленький памятник в мире, его высота всего 44 мм.

Новосибирск

Новосибирск — город-миллионник, самый крупный город Сибири и третий по численности населения в стране. Здесь я не в первый раз, в свое время посмотрела Новосибирск достаточно подробно, поэтому никаких больших задач не ставила, остановилась там всего на один день обновить впечатления. Переночевала в Marins Park отеле, а утром отправилась на прогулку.

Площадь Ленина

Прошла по улице Ленина до одноименной площади, затем по Красному проспекту до собора во имя Александра Невского. По пути заглянула в Новосибирский государственный художественный музей на выставку, посвященную Василию Сурикову. О том, что увидела, рассказала в материале «Немного сентябрьского Новосибирска», повторяться не буду.

Погода была отличная, гулялось в удовольствие. Увидела все, что хотела и планировала, посмотрела несколько станций метро, доехала до Вознесенского кафедрального собора.

Собор во имя Александра Невского и Памятник героям Великой Отечественной войны

Ближе к вечеру отправилась на набережную Оби, соскучилась я по этой реке, на берегу которой жила три десятка лет.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Повезло, удалось совершить по реке двухчасовую прогулку,

полюбоваться осенним золотом берегов,

увидеть новые районы Новосибирска,

а также шесть мостов через Обь от Дмитровского до Бугринского, в том числе строящийся новый вантовый мост.

Каждый решает сам, на сколько дней хочет задержаться в Новосибирске, а я уехала дальше поездом в 23–11, где прекрасно выспалась под стук колес.

Омск

В Омск поезд прибыл в 6–25. Осенью рассветает поздно, пришлось немного посидеть на вокзале, посмотреть кино, а как стало светло, пошла гулять. В Омске я также не в первый раз, в прошлый раз мы расстались с ним не очень хорошо. Приехала проверить, что изменилось за прошедшие восемь лет.

Времени до заселения в гостиницу было много, начать решила от расположенного неподалеку от вокзала Цирка и кукольного театра «Арлекин». Порадовало здание цирка: за эти годы выполнили его реконструкцию.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Омск, как и Новосибирск, — город-миллионник, третий по численности город Сибири. Он почти на столетие моложе Томска, но значительно старше Новосибирска. Основан в 1716 году. Исторический центр города достаточно компактный, мне на то, что я хотела увидеть, и в прошлый раз, и в этот, хватило два дня.

Приятно гулять по городу, который уже немного знаешь. Не бегать в поисках достопримечательностей, а просто неспешно гулять, узнавая знакомые места и отмечая, что изменилось.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Прекрасно выглядит участок проспекта Ленина от набережной реки Омь, до Театра драмы, застроенный зданиями XIX — начала XX века. В прошлый раз некоторые были затянуты сеткой.

Любимую горожанами и туристами скульптуру «Люба», посвященную умершей на 23 году жизни жене генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорда, теперь окружают деревья.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Жаль, еще не начался сезон в Театре драмы.

В 2018 году у здания театра установили Памятник народному артисту СССР М. А. Ульянову, который родился в Омской области и в 1944–1946 годах учился в студии при Омском драматическом театре.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Как и прежде, с площадки пожарной каланчи наблюдает за порядком пожарный. Обратите внимание на ряд инвентарных киосков справа от каланчи. Это остановочные комплексы, установленные в центре города в местах большого пассажиропотока. В киосках продают какие-то полезные мелочи, а там, где стоят скамейки, — дверь в теплую остановку, где можно посидеть в ожидании нужного транспорта.

Подросли деревья в сквере на Соборной площади вокруг кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Роскошный комплекс отстроило себе рядом Омское Епархиальное управление.

В прошлый раз здание Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля было в лесах. Теперь я смогла сюда сходить и познакомиться с постоянной экспозицией музея.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

В 2019 году в Омске в историческом здании начала XX века страхового общества «Саламандра» открыли Центр «Эрмитаж-Сибирь» в составе Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Я успела сходить сюда на выставку французской живописи и скульптуры XIX века.

Преобразилась набережная Оми, которая неподалеку впадает в Иртыш. На участке между Юбилейным и Комсомольским мостами появилась Аллея Олимпийских чемпионов, на которой установили 22 бронзовых бюста победителей Олимпиад из Омской области.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Прошла по пешеходной улице Чокана Валиханова, здесь можно увидеть несколько красивых зданий начала XX века в стиле модерн. По-прежнему у здания Казахского консульства «сидит» Чокан Валиханов. Это казахский учёный, историк, этнограф, фольклорист, путешественник, просветитель и востоковед. В Омске он учился в Сибирском кадетском корпусе.

Улицу теперь украшают деревья, а стены обычных многоэтажек вдоль нее — муралы.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Неподалеку на улице Ленина установили памятник художнику Амангельды Шакенову. Многие из омских художников — ученики Шакенова.

Понравилась и набережная Иртыша, жаль, не было времени пройти по всей ее длине. Прозевала новость, только у себя на фотографии увидела конный памятник. Это открытый в августе Памятник И. Д. Бухгольцу и основателям первой Омской крепости. Эх, оставалось дойти всего каких-то сотню метров.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

В прошлый приезд на месте Воскресенского военного собора был еще пустырь и табличка, с информацией, что он будет построен.

Закаты над Иртышем были, как и прежде, хороши! В этот раз с Омском мы расстались вполне по-дружески, его позитивные перемены мне понравились.

Небольшое путешествие по сибирским столицам

Из Омска я, опять же вечерним поездом, уехала домой в Екатеринбург.

Можно из Омска также улететь домой, либо продолжить путешествие. Например, доехать до Тюмени (7 часов) либо до Екатеринбурга (в среднем, в зависимости от поезда, 12 часов). Рассказывать об этих городах я не буду, уже нарассказывала немало. Маршрут путешествия можно составить в любом наборе, города на этом участке расположены очень удобно для ночных переездов между ними. Попробуйте, вдруг вам понравится!