Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:09

Томск — Россия Сентябрь 2023

О своей поездке в Сибирь осенью прошлого года я рассказала в материале «Небольшое путешествие по сибирским столицам». Сегодня будем гулять по Томску, а начнем с исторического места, где начинался город, — с Воскресенской горы.

Конечно, гора — громко сказано, фактически это холм, получивший свое название по срубленной там основателями города в 1622 году церкви во имя Воскресения Христова. Подниматься на гору удобно по улице Бакунина, что начинается от отеля «Тоян», на башенке которого есть флюгер с датой основания Томска.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Необычное название отеля — «Тоян» удивляет, если не знаком с историей Томска. Так звали князя эуштинских татар, на землях которых построен город. В 1604 году посольство эуштинцев во главе с Тояном прибыло в Москву к Борису Годунову. Они просили принять их под русское подданство для защиты от нападений енисейских кыргызов и калмыков. Борис Годунов дал задание верным людям: основать город на берегу Томи и привести в подданство российскому царю окрестные народы.

Улица Бакунина считается самой старой улицей города, на ней сохранилась старинная булыжная мостовая. Конечно, свое современное название она получила уже после революции. Здесь находится дом, где жил сосланный в Томскую губернию известный революционер-анархист М. А. Бакунин. Изначально этот подъем на гору назывался 1-й Воскресенский взвоз.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Здесь, на Воскресенской горе, когда-то и стоял Томский острог. К 400-летию города воссоздали его фрагмент — часть крепостной стены и Спасскую башню XVII века. Экскурсоводы теперь рядом рассказывают историю основания Томска.

Это памятный камень. Читала, что установили его в 1967 году, со временем собирались поставить памятник основателям города, но пока не случилось.

Есть и пушечка, видимо, как напоминание, что первый русский город-крепость на Томи выстроили для защиты и обеспечения безопасности местного населения. Рядом смотровая площадка, но из-за деревьев мало что увидишь.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Для осмотра окрестностей лучше подняться на смотровую площадку «Музея истории Томска». До революции в этом здании размещалась «3-я Воскресенская полицейская частная управа», на крыше которой возвышалась деревянная пожарная каланча, необходимая для наблюдения за городом. На площадке всегда находился дозорный, который, увидев дым, подавал знак пожарным частям города с помощью специальной комбинации шаров. Позже здание занимали различные учреждения, а каланчу демонтировали.

К 400-летнему юбилею города провели масштабную реконструкцию здания, восстановили и каланчу, а в 2003 году открыли здесь «Музей истории Томска». На каланче теперь смотровая площадка, с которой наблюдение ведет пожарный Афанасий. Говорят, это реальный персонаж, проживавший в Томске в конце XIX веке. Пожары всегда причиняли деревянному городу огромный ущерб, Афанасий первым заметил начинающийся пожар и предотвратил выгорание целого района.

Томские прогулки. Воскресенская гора

На боковом фасаде здания музея посмотрели на известный в Томске «Памятник любовнику» — сомнительное украшение Музея истории города. Недавно прочитала в путеводителе на одном набирающем обороты туристическом сайте, что этот памятник — главная достопримечательность Воскресенской горы, при этом о месте основания города или музее вообще не упоминается.

Теперь «Памятника любовнику» на здании музея нет, вскоре после моей поездки убрали. Решение приняла администрация музея совместно с автором — Олегом Кислицким. Большую часть посетителей музея составляют детские группы, им очень сложно объяснить присутствие этой фигуры, рассказывая о семье и традиционных ценностях. Памятнику подыщут другое место, ему не привыкать, за два десятка лет менял место не раз, на музее «висел» последние десять лет.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Невозмутимо прошагал мимо котейка какой-то жуткой масти.

Прежде, чем идти дальше, спустимся ненадолго с Воскресенской горы по лестнице за зданием «Музея истории Томска» к «Первому музею славянской мифологии».

Томские прогулки. Воскресенская гора

Это крупнейший частный музей за Уралом, в его основе частная художественная коллекция живописи, графики и произведений отечественного декоративно-прикладного искусства по мотивам славянской истории, мифологии, эпических сказаний, русских сказок и обычаев.

Для него специально построили здание, куда музей переехал в 2013 году. Фасад украшает декоративное керамическое панно в стиле модерн, которое создал местный скульптор Чингиз Базаров.

Томские прогулки. Воскресенская гора

На стене у здания музея изображен сказочный осетр. Эта работа выполнена по заказу директора музея, авторы — основатель студии Design-orchestra Павел Богданов и стрит-арт художник Илья Wince (Маломощенко). Мне нравятся работы Ильи, они есть у нас в Екатеринбурге, в Тюмени. Немало интересного можно увидеть и вокруг здания музея.

Томские прогулки. Воскресенская гора

В музее замечательный сувенирный магазин с разнообразными изделиями ручной работы. Я не смогла уйти оттуда без очередного керамического котика.

ул. Шишкова, 1. Дом построен в 1890 году. Декоративное оформление здания более традиционно для Томска. Обратите внимания на верхнюю часть обрамления окон, такие встретятся еще не раз.

Рядом улица Шишкова — обязательная к посещению для всех, кто любит архитектуру, особенно деревянные домики, заглянем и сюда, чтобы потом не идти специально. Как известно, Томск славится своей деревянной архитектурой, а на улице Шишкова можно увидеть одни из лучших ее образцов. Это исторический район Томска — Болото, он так называется потому, что до середины XIX здесь и было болото, район затапливался водами реки Ушайки во время весеннего половодья.

Томские прогулки. Воскресенская гора

А это — областной Дом искусств, более известный как «Дом В. Я. Шишкова». Здание построено в 1905 году как доходный дом купца Акимова, с 1914 года улица даже носила его имя, называлась Акимовской.

С 1911 по 1915 год здесь жил и работал русский писатель Вячеслав Яковлевич Шишков. Некоторое время в доме размещался Литературный музей, посвященный жизни и творчеству писателя. С 1953 года улица носит его имя.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Сейчас здание занимают творческие организации: Союз художников России, Союз писателей России, Союз томских композиторов, Союз томских мастеров декоративно-прикладного искусства, а также проходят различные мероприятия — выставки, концерты, лекции, фестивали.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Не менее красив и соседний дом, построенный в 1917 году. Он также украшен затейливой резьбой, явно дом купца Акимова послужил ему образцом. Оба здания — памятники архитектуры федерального значения.

Напротив Дома искусств на стене, что осталась от какого-то здания, есть очень интересная работа — ассамбляж, рассказывающий историю Воскресенской горы и Болота. Здесь изображены портреты людей, оказавших влияние на историю города, а также известные здания Томска. Работу выполнили томские художники Илья (Wince) Маломощенко, Матвей Фатеев и Марина Зайкова.

Конечно, понимаешь что изображено, когда немного знаешь город, но кое-что я уже показала. Смотреть надо справа налево. Думаю, несложно узнать Музей истории города, памятный камень и Спасскую башню Томского острога.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Далее справа изображен Томский костел, что находится рядом с Музеем истории города. В центре — А. Н. Радищев, который дважды останавливался в Томске: в 1791 году по пути в Илимскую ссылку и возвращаясь из нее в 1797 году. Слева — дом военного коменданта города, Томаса де Вильнёва на современной улице Бакунина, в котором, как предполагали, останавливался Радищев.

Обратите внимание на воздушный шар. Александр Николаевич Радищев, которого императрица Екатерина II называла «бунтовщиком хуже Пугачева», в августе 1791 года запустил в Томске воздушный шар — первый воздушный шар, запущенный в городе. Его полет произвел фурор. Запуск воздушных шаров был под запретом, Екатерина II враждебно относилась ко всему французскому.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Справа — Воскресенская церковь, а далее уже улица Октябрьская, где проживал с семьей Алексей Иванович Макушин, врач, городской голова с 1902 по 1905 год. За время, когда он возглавлял Томское самоуправление в два раза вырос городской бюджет, замощены улицы, начал работать водопровод, открыты две больницы, несколько начальных школ, детских сад и бесплатная больница. Не зря его портрет изображен на стене. Справа — дом Макушина на улице Октябрьской, 4. К сожалению, во время черносотенского погрома в октябре 1905 года дом был разгромлен, но кое-что еще можно видеть. Например, эркеры на фасаде. Слева — Свято-Троицкий храм, построенный в 1840-х годах.

На последнем фрагменте изображен самый старый из сохранившихся деревянных домов Томска, далее — живший на малой Болотной улице (теперь Лермонтова) известный томский резчик по дереву Степан Фёдорович Несговоров. В завершение — портрет писателя В. Я. Шишкова.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Теперь можно вернуться на Воскресенскую гору и пройти к храму Покрова Пресвятой Богородицы Царицы Святого Розария. Это католический костёл, построенный в стиле классицизма в 1833 году, а колокольня построена в 1853 году. Кстати, автор проекта звонницы — ссыльный декабрист Гавриил Батеньков.

Первые католики появились в Томске еще в XVII веке, их численность постоянно пополнялась, как и везде в Сибири, за счет ссыльных после наполеоновских войн, после подавления польских восстаний 1830 и 1863 годов. Это первый католический храм, построенный в Западной Сибири.

Томские прогулки. Воскресенская гора

После революции храм работал до 1938 года, затем его закрыли, в здании размещалась конюшня НКВД и склад планерного клуба, а с 1979 года после реставрации — городской планетарий. После возвращения католическому приходу его вновь освятили в 1991 году. Судя по афише у входа, в храме также проходят концерты органной музыки.

Томские прогулки. Воскресенская гора

В этом доме, построенном в 1898 году, находился приют Римско-католического благотворительного общества. Сейчас это приходской дом католической общины.

В конце улицы Бакунина стоит двухэтажный дом с мезонином. Предполагают, что это дом коменданта города Т.Т. де Вильнёва, где останавливался в 1790-х годах А. Н. Радищев. Сейчас подвергается сомнению, что это именно тот дом, так как при реконструкции обнаружили, что на кирпичах, из которых построено здание, есть клейма Томских арестантских рот, которые были основаны спустя несколько десятилетий после смерти как Вильнёва, так и Радищева.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Самый красивый храм Томска — Воскресенская церковь, стоящая на Воскресенской горе. Но гора названа по первой, деревянной Воскресенской церкви, построенной основателями города в 1622 году. Ее разобрали в 1807 году после освящения нового храма, вывезли на берег реки со всей утварью, сожгли и, по обычаю, развеяли прах по ветру над рекой.

Интерьер храма

Каменную двухэтажную церковь Воскресения Христова в стиле сибирского барокко построили на средства прихожан в 1789–1807 годах. Нижний храм освятили во имя Воскресения Христова, верхний — во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Томские прогулки. Воскресенская гора

В 1896 году по инициативе и на деньги томского купца Андрея Афанасьевича Васильева в честь состоявшейся коронации царя Николая II и царицы Александры Федоровны на знаменитом колокольном заводе Оловянишникова в Ярославле отлили тысячепудовый колокол, третий по величине в Сибири. Горожане называли его «Томским Царь-колоколом». Колокол установили рядом с храмом в специально построенной колокольне.

Колокол сбросили в 1930 году, разбили на куски и переплавили вместе с колоколами других церквей Томска. Церковь закрыли в 1936 году, но не разрушили, хотя попытка была. Все годы в здании размещался Центральный государственный архив Дальнего Востока.

Томские прогулки. Воскресенская гора

За заслуги перед церковью купца А. А. Васильева, скончавшегося в 1898 году, похоронили внутри церковной ограды, его могила сохранилась.

Церковь после реставрации вновь освятили и открыли для верующих в 1996 году. Решили восстановить и томский Царь-колокол, средства на который собирали всем миром, нашлись и меценаты, пожертвовавшие крупные суммы. 31 августа 2004 года в честь 400-летия Томска состоялось открытие копии знаменитого колокола.

Томские прогулки. Воскресенская гора

От Воскресенской церкви можно спуститься с горы по Октябрьскому взвозу.

На Октябрьском взвозе заслуживает внимания трехэтажный кирпичный дом — «Томский епархиальный дом с приютом при нём имени Ивана Максимовича Некрасова». Этот дом в 1915 году подарил городу купец и городской голова в 1906–1914 годах, меценат и благотворитель И. М. Некрасов. В нем открыли епархиальную библиотеку, планировали создать древлехранилище, но сделать не успели.

Томские прогулки. Воскресенская гора

А мы от Воскресенской церкви пойдем дальше по улице Пушкина. Это одна из главных транспортных магистралей города, раньше она называлась Иркутской, так как вела к Иркутскому тракту.

Дом, что справа, построен в 1893 году, в нем размещалась школа: на втором этаже — классы, а на первом этаже — квартира учителя. После революции дом использовали под жилье, а в начале нашего века долго стоял без использования, конечно, горел. В 2018 году восстановили по программе «Дом за рубль», вернули исторический облик.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Жилой дом в переулке Макушина тоже недавно ремонтировали, хорошо, хоть пластиковые окна одинаковые.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Здание Томского областного суда построено в 1902–1904 года для Окружного суда, в советское время до 1996 года его занимал Томский электромеханический техникум. Здание построено по проекту архитектора Константина Константиновича Лыгина, это имя в рассказах о Томске вы услышите еще не раз. Лыгин — автор порядка двадцати самых красивых зданий города. Это Мэрия, Дума Томска, Художественный музей, Дом офицеров, он же проектировал каменный мост через речку Ушайку. К. К. Лыгин первым стал строить в Томске кирпичные дома без штукатурки.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Неподалеку еще одно произведение К. К. Лыгина — «Красный» корпус ТГАСУ (Томского государственного архитектурно-строительного университета). Здание построено в 1902–1904 годах для Коммерческого училища. Вторую очередь здания проектировал уже знаменитый сибирский архитектор Андрей Дмитриевич Крячков. На фасаде висят мемориальные таблички обоим архитекторам.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Не менее интересно соседнее здание — корпус № 3 ТГАСУ в стиле постконструктивизма, построенный к 1937 году. На угловой эмблеме можно разглядеть снопы и стилизованный элеватор, балконы украшают колоски. Здание строилось для Мукомольно-элеваторного института, переведенного из Москвы, а когда его вернули назад, здесь размещался Томский мукомольно-элеваторный техникум. Когда-то были и такие.

На противоположной стороне улицы — отель «Скандинавия» 4*, произведение современных архитекторов.

Томские прогулки. Воскресенская гора

К сожалению, не удалось увидеть Дом науки имени П. И. Макушина, — пожалуй, самое известное произведение архитектора А. Д. Крячкова в Томск. Здание, в котором сейчас размещается кукольный театр «Скоморох», на капитальном ремонте. Оно построено в 1912 году по инициативе и на средства известного промышленника, благотворителя и просветителя Петра Ивановича Макушина для Томского народного университета. Здесь располагались большая сибирская библиотека, зал для представлений и собраний, учебные комнаты. По завещанию П. И. Макушина во дворе здания его и похоронили. На его могиле установлена стела со словами: «Ни одного неграмотного» и сооружён монумент «Путь к свету», — электрический фонарь на вершине вертикально установленного рельса.

На Воскресенской горе есть Белое озеро, когда-то оно подпитывалось из подземных родников, а из него вытекала речка Белая. Пока в 1903–1905 годах в Томске не построили водопровод, озеро было источником питьевой воды для жителей соседнего района. Из него же брали воду для тушения пожаров.

XX век все изменил, теперь нет ни родников, ни речки. Вокруг озера неплохой парк, для жителей соседних районов это отличное место отдыха: есть, где посидеть в тенечке пенсионерам и погулять мамам с колясками.

Томские прогулки. Воскресенская гора

В сквере у озера в 1978 году установили памятник Дважды Герою Советского Союза космонавту Николаю Рукавишникову, уроженцу Томска. Можно посмотреть также на спускаемый аппарат космического корабля «Союз-33», переданный по инициативе Н. Н. Рукавишникова Томскому приборному заводу за заслуги в ракетно-космической отрасли. Здесь его установили в день 50-летия полета в космос Ю. А. Гагарина.

Там, где улица Пушкина плавно огибает Белое озеро, есть еще несколько отличных образцов томского деревянного зодчества. Вот, например, дом № 24, где под крышей можно видеть дату его строительства — 1899 и инициалы владельца — «ПР».

Томские прогулки. Воскресенская гора

Один другого лучше дома № № 34, 38 и 40, украшенные затейливой резьбой.

Детали можно рассматривать долго! Все дома построены в начале XX века. Дома № № 34 и 38 — жилые.

Томские прогулки. Воскресенская гора

Дом № 40 принадлежал А. С. Григорьеву, он построен в 1902 году. Как пишут, его архитектура наиболее характерна для Томска. Это традиционный пример крупного городского многоквартирного дома, отличающегося богатым убранством наружного резного декора.

Томские прогулки. Воскресенская гора

В Томске необычная водонапорная башня, необычна не конструкция, а ее история. Башню с резервуаром, вмещавшим 20 тысяч ведер воды, построили в 1905 году при устройстве томского водопровода. Она перестала быть водопроводной в начале 1960-х годов, когда в район пришло центральное водоснабжение.

В 1955 году над баком с водой на пятом этаже башни установили телевизионные передатчики, а на башне — антенну, обеспечивающую радиус приема 35 километров. С антенной высота башни составила 56 метров, она стала первой в Томске телевышкой. Здесь был организован первый телецентр за Уралом.

Закончим сегодняшнюю прогулку у старообрядческой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1910–1913 года. Она оставалась действующей и в советское время, закрывалась только в 1941–1944 годах.

Думаю, я показала большинство интересного из того, что можно видеть на Воскресенской горе. Но в Томске за четыре дня увидеть все невозможно.