Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была 26 апреля 21:58
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Пермский Край — Россия Сентябрь 2023

В пятидневном вояже по Пермскому краю мы познакомились не только с многовековой историей этих мест, но и увидели, как прекрасна природа северных районов в начале осени. Красивейшие реки, скалы, языческие святилища, причудливые каменные останцы надолго останутся в памяти после такого замечательного путешествия. Пермская область охватывает западную часть Уральских гор. А Уральские горы — древнейшие горы нашей планеты. В Пермской области много рек, их около 30 тысяч. На обрывистых берегах издревле селились люди, охраняя земли древней Пармы. Множество легенд связаны с каменными останцами и красивыми названиями рек. Бесконечные леса, невысокие древние горы, спокойные реки — это характерная природа Урала в Пермской области. Эту лесную бесконечность можно увидеть во всей красе со смотровой площадки на Белых Камнях, что расположены у дороги между городом Чусовым и Усьвой, недалеко от Гремячинска. Перед нами открывается панорама на заповедник Басеги с реликтовой флорой и фауной, а за туманной дымкой прячется хребет Басеги с причудливыми каменными останцами.

Леса этого заповедника — последний не рубленный таёжный массив западной части Урала.

Самая большая река в Пермском крае — Кама, широкая, величественная красавица.

Красота Пермского края

Длина Камы составляет 1805 км, из них 910 км — по Пермскому краю.

В селе Покча за Благовещенской церковью мы увидели красивую довольно широкую реку Колва.

Красота Пермского края

Реки в этих краях чистые и рыбные. В Чердыни река Колва на рассвете просто сказочная.

р. Колва

Очень интересные места есть в Ныробе, который находится на одной параллели с Санкт-Петербургом, Сургутом и Магаданом. Природа здесь разнообразная, есть и болота, и тайга, еловые чащи, в сосновом бору с белым мхом прячутся скалы-останцы.

Красота Пермского края

Между Ныробом и селом Искор на холме высотой примерно 50 метров расположено Искорское городище. Весь холм зарос лесом.

Искор — столица одного из древних Великопермских княжеств. Это была крепость, возвышавшаяся на неприступной горе; путь к городу преграждали пять насыпных валов. Во времена «Перми Великой» Искор прикрывал верхнекамские земли со стороны Печоры и Вычегды. Здесь в 15 веке находилась резиденция князя Михаила. Михаил был из местных коми, но крещеный христианин (есть и другая версия его происхождения). Он налаживал отношения с русскими, но и свой народ не обижал. Есть легенда о том, что еще задолго до Михаила в Искоре правил Кор, здесь был центр коми-пермяцкого язычества, но ногайские татары захватили и сожгли город. Археологи считают, что здесь был святилищный комплекс, где совершали языческие обряды местные жители. На холме стояла большая священная береза, но в 15 веке ее срубили и поставили часовню Параскевы Пятницы — покровительницы семьи и плодородия. В общем-то, люди у неё просили то же самое, что древние коми просили на этом же месте у своих богов. Как у древних славян она заменила Мокошь, так у коми она заменила Зарни ань (Сорни най — Золотую Бабу). Князь Михаил не запрещал языческие обряды, здесь они тесно переплетались с христианскими. Возможно за это «сидение на двух стульях», зависимость Пармы от Новгородского княжества и неповиновение московскому князю Ивану Третьему в 1472 году пришел из Москвы сюда с войском Федор Пестрый, и разрушил Искорское городище, а князя Михаила отправил в Москву. Князь Михаил, доставленный в Москву, выразил покорность Ивану III и вскоре возвратился назад, в 1481 году он погиб в войне с пелымскими вогулами, а его потомки княжили в Чердыни и Покче до 1505 года. Вот так история Искорского городища связана с присоединением Перми Великой к Московскому государству. Долгое время княжество располагалось меж нескольких огней: Новгород, Москва, татары, манси. После вхождения в состав Русского государства регион начал развиваться и получил защиту от внешних врагов.

Сейчас в России проживает около 100 тысяч коми-пермяков, половина из них знает коми-пермяцкий язык, который относится к финно-угорской языковой семье. Коми-Пермяцкий округ является административно-территориальной единицей в Пермском крае. Настоящим произведением искусства можно назвать коми-пермяцкий национальный костюм, сохранившийся до наших дней в первозданном виде, он наряден, практичен и красив. Традиционные женские головные уборы — самшура (чепец, обшитый кумачом и украшенный вышивкой) в южных районах и кокошник (твердый чепец, вышитый мелкими пуговицами, блёстками и бисером) — в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком. Мне довелось примерить такой в музее Чердыни.

Красота Пермского края

Недалеко от городища, расположен природный памятник — скалы с Узкой и Широкой «улочками». Скала с Узкой улочкой представляет собой высокий камень с трещиной посередине, трещина длиной около 40 метров, шириной не больше 60 см., с природными ступенями разной высоты, по которым непросто забраться наверх. Но кто поднимется, то, по поверью, очистится от всех грехов. И что вы думаете, мы вдвоем поднялись на эту скалу!

А трое из нас штурмовали параллельную улицу.

Красота Пермского края

Сверху виден холм Искорского городища и бескрайние лесные дали.

Спускались по Широкой улочке, которая тоже крутая, но полегче и шириной около 3 метров. Считается, что, пройдя по Широкой улочке, человек рождается заново. Вот такой языческий обряд мы совершили.

Следующая природная достопримечательность, которая нас впечатлила, был камень Ветлан. Камнями на Урале называют одиночные горы, высокие скалы, резко возвышающиеся над местностью, чаще у берегов рек. Ветлан стоит на берегу реки Вишера в 8 км от города Красновишерск. Этот огромный камень растянулся в длину на 1750 метров и достигает высоту до 265 метров. Отвесная каменная стена вдоль реки поражает воображение.

Красота Пермского края

Дорога к Ветлану идет грунтовая, сколько смогли мы проехали и оставили машину у реки. Дальше пошли пешком. Прошли место, где идет резкий подъем на скалу с помощью троса. Если мы на Искорском городище взбирались по узкой улочке на скалу, как на двухэтажный дом, то здесь бы пришлось взбираться, как на небоскреб. «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет», и мы идем дальше по дороге вдоль реки в поиске более пологой тропы. Дошли до поляны, где стоит скромный указатель на подъем к Ветлану. Далее тропа оказалась крутой, но вполне проходимой, наша отважная пятерка мужественно ее одолела.

Красота Пермского края

Наверху плоская вершина, покрытая лесом, есть тропинки. Вот первая смотровая площадка, виды — дух захватывает.

Проходим на более открытую площадку со скальными выступами, где скала резко обрывается вниз, под ноги лучше не смотреть — дыхание останавливается.

Внизу змейкой закручивается ручей.

На другой стороне реки вдали виден камень (гора) Полюд.

Красота Пермского края

С вершинами Ветлан и Полюд связана древняя легенда: два богатыря Ветлан и Полюд были друзьями-охотниками, которые полюбили красавицу Вишеру — дочь шамана. Чтобы завоевать сердце девушки, друзья устроили соревнование. Несколько дней подряд они сражались за право быть с девушкой, бросая огромные камни друг в друга, так и завалили себя сначала по колено, потом по пояс, затем по грудь, так и окаменели. В слезах Вишера кинулась меж богатырями и превратилась в реку, что течет меж двумя каменными красавцами. А слезы Вишеры превратились в красивейшие драгоценные алмазы, которые находили в притоках реки. Вишера была священной рекой вогулов — коренных жителей Западного Урала.

Предполагается, что на камне Ветлан находилось святилище вогулов, где они приносили дары богам. Одно время Ветлан служил границей земель вогулов, дальше Полюда были уже владения Пермского княжества и Русского государства.

Красота Пермского края

Посреди русла реки, как бы разбивая реку на две части, выстроилась цепь островков — остатков ряжей.

Это деревянные срубы, засыпанные камнями, стоящие на песчаных островках, направлены острым концом навстречу течению. Эти островки были предназначены для управления сплавом деревьев, часть леса выбиралась для Вишерского целлюлозно-бумажного комбината, другая часть же продолжала плыть в Соликамск.

Вдоволь наглядевшись на красоту уральского края, спускаемся той же тропой вниз. Внизу у берега Вишеры встречаем инспекторов. В Пермском крае ввели туристический сбор за посещение особо охраняемых природных территорий в размере 100 рублей с человека в трех природных территориях. Разрешение выдается на три дня пребывания, его наличие может проверить инспектор. Не берут туристический сбор с детей, пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ, но всё равно все обязаны получить разрешение на пребывание, посетителям могут назначить штраф в размере от трех до четырех тысяч рублей. Стоит знать, что инспектор не может ни взимать плату за разрешение, ни назначать штраф, может только составить акт. Это только мошенники могут требовать деньги за посещение. У настоящего инспектора всегда есть с собой удостоверение с указанием его должности. Чтобы оплатить сбор или просто зарегистрироваться на охраняемой территории, нужно подойти к стенду у дороги, по QR-коду зайти на сайт. Затем вам на электронную почту придет разрешение.

Красота Пермского края

Так нам объяснили инспектора. Мы честно подошли к стенду, сняли QR-код. Опа, а интернет здесь не ловит. Еще нам сказали, что у реки ставить машину нельзя, и опять — опа! Стоянка для машин не предусмотрена, а у дороги места нет.

Эти правила ввели только с июля этого года, видимо поэтому есть еще недоработки, недоделки, инспектора пока не лютуют, просто объясняют правила. Туристов сюда приезжает много, места здесь чудесные, хоть раз в жизни стОит здесь побывать.

Еще одно чудесное местечко мы посетили, где нам очень понравилось, это место съемки фильма «Сердце Пармы». Этот российский фильм-легенда 2022 года снят по мотивам одноименного романа писателя Алексея Иванова.

В окрестностях города Губаха (за поселком Верхняя Губаха, напротив кладбища) на берегу реки Косьва до сих пор стоят декорации к фильму. В 2019 году здесь на территории геологического памятника природы Холодный Лог был построен комплекс, включающий в себя 84-метровую деревянную крепость, храм, кельи монастырского холма — все, как было в городе Чердынь в 15 веке.

Места здесь красивые, высокий берег над рекой Косьвой открывает прекрасную панораму на многие километры.

Красота Пермского края

Еще одно природное чудо мы посмотрели в последний день нашего путешествия, это Каменный город, что находится по дороге между Усьвой и Губахой в сторону пос. Шумихинский.

Удобная тропа к Каменному городу.

Разбросанные скалы похожи на город из огромных валунов. Здесь есть и небольшие улицы с тупиками, и проспекты, и арки, и даже центральная площадь.

Красота Пермского края

Можно погулять по этим улочкам, а можно и походить по крышам каменных зданий. С верхушек камней проглядывает даль-далекая.

Красота Пермского края

Можно встретить в городе совсем необычных «жителей»: черепаху, пернатого стража, тюленя, крысу и другие каменные глыбы, напоминающие различных созданий, фантазировать можно бесконечно.

Есть даже «язык тролля»

Красота Пермского края

Об этом Каменном городе я уже писала подробно такой же чудесной и яркой осенью, посмотрите на досуге.

Усьва

Прекрасен наш Урал, и природные и исторические памятники заинтересовывают и зовут в дорогу. Постоянно открываешь для себя все новые места, которые удивляют и восхищают, и жажда путешествий не кончается, а только нарастает.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия