Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 22:19
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Усьва — Россия Сентябрь 2018

Каждый год я открываю для себя новые красивые и таинственные места у нас на Урале. Не всякий раз удается написать про них, но про путешествие этой осенью я не могу не рассказать. Есть у нас в соседнем Пермском крае удивительные Усьвинские столбы. Три года мы с подругой туда собирались съездить, но не судьба была — то дела, то непогода не пускали. И вот в этом году в сентябре наступило бабье лето, которое у нас бывает не часто. Попасть нам на Столбы надо было обязательно в будние дни, так как в выходные здесь целые демонстрации народа шагают по тропам, приезжая на туристических автобусах из Перми и соседних городков. И вот в пятницу с утра мы на машине отправились в дорогу из Екатеринбурга в поселок Усьва. Ехать около 400 км, по Серовскому тракту, с которого сворачиваем на Качканар и, не заезжая туда, двигаемся в сторону Перми по прекрасной только что отремонтированной дороге с удивительными пейзажами. Ближе к Усьве дорога в заплатках, но вполне проезжая с еще более прекрасной природой.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Поехали мы на два дня, чтобы в первый день побывать на Усьвинских столбах, а на второй день — в Каменном городе, что находится от Усьвы в девяти км по дороге в соседний поселок Юбилейный. Ночевку запланировали в той же Усьве в гостинице «Легенда». Тут же недалеко у моста через реку есть кафе, где можно перекусить. Так что все условия для хорошего путешествия есть. Усьва — небольшой живописный поселок, стоит на горках и весь на виду.

Чтобы подъехать к тропе, с которой начинается пеший маршрут, надо доехать до железнодорожного моста, там оставляем машину на импровизированной стоянке и, пройдя под мостом, смело шагаем вдоль реки 5 км.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Проходим сквозь турбазу (там можно снять домик), проходим грейдер, по которому можно подъехать к реке на машине через пос. Нагорнский, проходим первую беседку, (от нее идут вверх горы тропки, но они идут в никуда, мы проверили). Идем дальше вдоль реки по разноцветному ковру опавшей листвы.

А река журчит по камушкам, словно песню поет, а листья под ногами ей аккомпанируют.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Доходим до второй беседки, отсюда открывается прекрасный вид на каменную стену, которая тянется на несколько километров, достигая высоту до 120 метров, здесь река поворачивает.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Стена местами в трещинах и вдоль нее можно увидеть каменные исполины. Еще в 1965 году Усьвинские каменные столбы были объявлены природным памятником. Сворачиваем от беседки по тропе направо, поднимаемся в гору. И вот перед нами первая обзорная площадка. Осенние краски украшают реку Усьву.

Название реки произошло от коми-пермяцких слов «усьны»- падать и «ва» — вода, то есть падающая вода. Эта река — популярный туристический маршрут для водного сплава. С воды можно увидеть больше интересностей: камни Навислый, Панорамный, камень Большое и Малое бревно, Стрельный, Омутный, Бастионы, пещеры. Река с быстрым течением не замерзает полностью даже зимой, шум с перекатов сопровождал нас всю дорогу. Интересно, что здесь у Столбов снимались кадры из фильма «Географ глобус пропил», где ребята сплавлялись по реке; хороший фильм, потрясающие места!

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

А мы идем по тропе чуть дальше и видим грот Столбовой. Здесь когда-то поработали археологи и выяснили, что это была палеолитическая стоянка древних людей и мастерская по изготовлению оружия, были найдены остатки оружия и сплавов. Высота свода грота 7 метров.

Мы поднимаемся на «крышу» грота и там открывается следующая обзорная площадка с великолепными видами.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Мы идем дальше, и перед нами предстает Чертов Палец во всей красе. Это отдельно стоящая от стены скала высотой 70 метров.

Панорама здесь впечатляющая. Вдали видны другие камни, по реке идет катерок, осенние краски буйствуют, все это завораживает, и забываешь про все на свете.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

А время идет и уже темнеет. Нам еще целый час топать обратно. Возвращались в сумерках, в некоторых местах тропа была в камнях и корнях деревьев, но как-то удачно мы все это преодолели, зарядившись энергией леса и реки. Весь наш неспешный поход длился 4 часа, за это время мы получили массу положительных эмоций от шикарных пейзажей и разноцветия осени. Да, эта красота запомнится надолго.

На следующее утро нас ждал Каменный город. На машине поехали в сторону пос. Юбилейный, указатели на Каменный город есть. Доехали до пересечения двух дорог (асфальтированную пересекает грунтовая), там оставили машину и пешком по утоптанной дорожке, а потом по тротуару минут за 20 дошли до Города.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Город распложен на главной вершине хребта Рудянский Спой. Высота вершины 526 м. над уровнем моря. Хребет протянулся на 20 км с севера на юг от реки Усьва до реки Косьва, здесь много скальных останцев из ожелезнённых песчанников. Странное название горы происходит от местного слова «спой», означающего хребет без чётко выраженных вершин, и от названия небольшой речки Рудянки, которая берёт начало от его подножия и впадает в Усьву. Скальные останцы образованы 340–330 миллионов лет назад в русле древней реки. В этих песчаниках можно встретить окаменевшие части древних растений, отпечатки коры и палеопочвы.

Вблизи южной оконечности самого протяжённого скального гребня можно увидеть спирали, выложенные из камней, похожие на Аркаимские. В 2008 году Каменный город получил статус ландшафтного памятника природы. Расположен он в лесистой южной части хребта, поэтому видов сверху не найти. Но «город» сам по себе удивительный — стоят прямоугольные скалы, как дома, а между ними узенькие улочки.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Некоторые «прямоугольники» имеют такие ровные срезы, как будто их лазером разделили.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

На голых скалах растут деревья, непонятно на чем держатся, чем питаются.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Есть и такие деревья с запутанными корнями, которые напоминают заросшие храмы камбоджийского Ангкора.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Конечно же, есть и легенда, по которой злой колдун превратил город в камень. Здесь можно увидеть и причудливые скалы — Черепахи, Пернатый страж, Крыса, Тюлень, Идолы.

Черепаха.
Пернатый страж.
Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Мы пришли сюда утром, когда народу еще совсем мало. В выходные часам к 12 сюда приезжают автобусы со школьниками, туристами, становится шумно и многолюдно, как в московском метро в час пик.

Город делится на Большой и Малый, они непохожи друг на друга, расстояние между ними 200–300 метров, а скалы совсем другие. Утренний туман сделал город еще таинственнее, из дымки вырисовываются причудливые камни, кривые деревья, которые опутывают своими корнями огромные валуны.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Поражает разнообразие мха, здесь наверное все его виды собраны.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Лес вокруг очень густой с завалами деревьев, поросших лишайниками. Солнца с утра не было, и дымка придавала Городу загадочность. Просто сказка!

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

В Малом городе нет улиц, но есть скалы с воротами, проходами и даже целующиеся камни.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Часа три ушло у нас на этот поход, можно было и подольше погулять, но прибыло много народа, стало шумно и многолюдно, сказочность исчезла.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Выглянуло солнце, и мы по яркой осенней дороге направились домой.

У моста пообедали в кафе, постояли на крутом берегу, удивляясь краскам осени, быстрой реке и такому уютному поселку в этот светлый день.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Пора возвращаться домой. Солнце нам весело светило в пути, раскрашивая леса в золотистый цвет.

Усьвинские столбы+Каменный город золотой порой

Покинули Европу и вернулись в свою родную Азию.

Граница Европа-Азия.

В Каменный город и на Усьвинские столбы приезжают и зимой, когда деревья укутаны снегом, а со скал нависают снежные шапки, тропа сюда всегда есть. Побывайте здесь, насладитесь разнообразием и яркостью уральской природы.