Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:27

Массандра — Россия Май 2023

Часто произносится слоган, который гласит что «Ялта — это город счастья». А еще солнца, моря, загара, прогулок, вина, бризов, развлечений. Для кого-то Ялта — город истории, красивой архитектуры и незабвенных литературных образов…

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

Для других — классное направление для пляжного отдыха.

Или дегустации новых шедевров от крымских виноделов!

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

Мы за одну прогулку постарались совместить все, а еще добавили к маршруту потрясающие крымские замки, дворцы и прочие великосветские резиденции. Среди них, разумеется, чуть более отдаленный Воронцовский дворцово-парковый ансамбль

И совсем рядом, в двух шагах от центра курортной столицы, его вечный соперник — Ливадийский дворец-музей.

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

А также более камерный и уютный Массандровский дворец императора Александра III. С него и начнем наш дворцовый круиз, пожалуй.

Дворец в Верхней Массандре, на Южном берегу Крыма, начал строить Светлейший князь Семен Михайлович Воронцов — сын того самого Воронцова, легенды юга России и всей империи. Проект дворца был создан в 1879 году, французским архитектором Этьеном Бушаром.

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

Он так и остался планами и чертежами на бумаге: вскоре не стало зодчего, а затем и самого князя Воронцова. Через десяток лет, за без малого 2 миллиона рублей, недостроенное имение выкупили у племянницы Воронцова для императора Александра III.

Климат полуострова и романтика крымских виноградников пришлись по вкусу и властителю, и его семейству.

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

Царь повелел продолжить строительство дворца, где по сути, кроме каменных стен и крыши мало что имелось. Государь велел использовать постройку по максимуму, доверив эту миссию петербургскому зодчему Максимилиану Месмахеру.

На тот момент архитектор был автором нескольких блестящих проектов в столице. Все идеи Месмахера император утверждал лично.

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

Архитектор прибыл в Массандру в июле 1892 года, через год начались строительные работы.

Частыми гостями на стройплощадке были представители царствующего дома. В 1894 году, после кончины императора, работы приостановили. К тому времени замок Александра III в. Массандре был богато декорирован лучшими специалистами своей эпохи.

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

Строительство продолжилось при императоре Николае. На рубеже столетий дворец оставался недостроенным, но путешественники могли бесплатно погулять по парку, сосновому бору, виноградникам и приятным аллеям. Совсем как сейчас.

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

Экскурсия в Массандровское имение, с посещением дворца и винных подвалов, быстро стала туристическим хитом крымского побережья начала XX века.

Поглазеть на архитектурный шедевр, а заодно продегустировать Массандровские вина стало очень модным делом на отдыхе. Если все в мире повторяется, то пусть повторяется лишь лучшее:)

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

Винный завод Массандра и его Дегустационные комплексы в Крыму знают почти все. Их процветание началось в XIX веке, с легкой руки Михаила Семёновича Воронцова — он закупал лучшую европейскую лозу и разводил виноградники в Массандре, Гурзуфе, Алупке.

Дело отца продолжил сын, винный бренд «Южнобережные вина светлейшего князя С. М. Воронцова» был представлен в фирменных бутиках Москвы, Петербурга, Ялты и моего любимого Ростова-на-Дону:)

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

В 1891 году на должность главного винодела Крыма и Кавказа был назначен Лев Сергеевич Голицын — человек, которому стоит сказать спасибо за крымские вина и игристое из Абрау-Дюрсо. Именно он закладывает первый в Российской империи подземный винный завод тоннельного типа, для создания столовых и десертных вин. Стоимость строительства оценивалась в 1 миллион царских рублей!

Идеальное место, с отличным климатом и всеми этими терруарными штучками, выбирал лично Голицын — он нашел свой рай в небольшом поселке под Ялтой, с именем Массандра. Это старейшие винные подвалы на юге России.

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

Первые вина из Массандры, на выставках и столах аристократии, появились уже в конце XIX века.

Если вернуться к истории царского имения в Массандре, в годы советской власти тут открыли санаторий «Пролетарское здоровье», после войны во дворце обосновался Всесоюзный научно-исследовательский институт виноделия и виноградарства. Он работал до 1948 года.

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

После винного института красивый дворец открыли (вернее, закрыли!) в качестве очередной партийной госдачи.

В 1991 году дворец переквалифицировался в музей, в составе Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В этом статусе бывшее царское имение значится и в наши дни. Подробнее об Алупкинском музее-заповеднике можно узнать на официальном сайте, тут же расскажут о режиме работы дворцов и предложат билеты.

Самое прекрасное в прекрасной Ялте: царское имение, дворец и вина «Массандры»

Если же вы хотите просто прогуляться по роскошному Массандровскому парку, как это сделали мы, ничего покупать не нужно — посещение территории бесплатное. Чтобы совместить визит во дворец с дегустацией вина, лучше воспользоваться транпортом: расстояние между дворцом и винным комплексом около 5 км.